Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13. Эклектичная и интегративная парадигма




 

1. Общие принципы интегративной и эклектичной парадигмы.

2. Мультимодальная концепция психологической помощи А. Лазаруса.

 

В научном знании теоретико-методологические границы являются условными, взаимопроникаемыми. Как мы видели из предыдущих лекций, различается только лишь угол зрения, трактовка одних и тех же феноменов, выделение главного и второстепенного. И нужно быть очень изощренным в анализе, чтобы правильно распознать, к какому направлению, в какой парадигме концептуализирует природу психологических проблем тот или иной психолог. В практике оказания помощи многие методы и техники, разработанные в конкретных парадигмальных рамках, оказываются вполне применимыми и для других интерпретаций. Изменяется лишь способ обращения с этой техникой, который начинает работать в целях, определяемых конкретной парадигмой.

В науке нет однозначного определения, что значит эклектичная или интегративная парадигма оказания психологической помощи. Многие психологи определяют себя в рамках эклектичного подхода, просто (умело или не очень) объединяя разные «работающие» технологии оказания помощи, разработанные в разных методологических контекстах. Вопрос заключается лишь в том, насколько такое эклектичное объединение является интегративным, т.е. объединяющим в единое непротиворечивое целое отдельные части. Любая теория служит всего лишь для описания и операционализации проблемы, с которой приходит клиент. Решает всегда человек, теория всего лишь предлагает угол зрения.

Ученые выделяют ряд факторов, которые подталкивают практических психологов к интеграции различных теорий в практике оказания помощи:

1. Увеличение числа психологических теорий.

2. Ограниченность теорий в объяснении и прогнозировании одинаковых проблемных состояний, возникающих в различных условиях.

3. Наличие внешних социально-экономических детерминант психологических проблем, которые нередко не учитываются психологическими теориями.

4. Необходимость краткосрочного воздействия на проблему, запрос на проблемно сфокусированную помощь, а не на анализ.

5. Возможности экспериментирования с различными технологиями с целью определения границ их применимости.

6. Слабое различение подходов с точки зрения эффективности (помогают совершенно различные теории в примерно одинаковой мере).

7. Признание того факта, что для клиента важен результат, а не строгость описания причин возникновения у него проблем.

8. Развитие профессиональных связей между сторонниками разных парадигм, обмен идеями и технологиями.

Под эклектизмом нередко понимают взгляд на проблему с разных точек зрения, осуществляемый психологом в процессе оказания психологической помощи. Этот взгляд в систематическом виде был обоснован А. Лазарусом в концепции мультимодальной психологической помощи, которую он назвал BASIC-ID (по семи модальностям человеческого опыта: поведение (В), аффективная сфера (А), телесные ощущения (S), воображение (I), когнитивная сфера (С), система отношений личности (I) и физиология (D).

В основе интегративной парадигмы лежит общность и совместимость теоретических предпосылок, на которых развиваются психодинамическая, поведенческая, экзистенциальная и гуманистическая парадигмы психологической помощи. Эти направления охватывают все доступные для психологического воздействия сферы личности. Психоаналитическая традиция касается бессознательного, движущих мотивов, характеристики отношений в процессе оказания помощи (трансфер, контр-трансфер), характеристики межличностных отношений клиента (объектные отношения как причина возникновения проблем), внутриличностный конфликт. Поведенческая традиция делает акцент на принципах научения поведению, моделированию поведенческих реакций, связи внутреннего и внешнего аспектов поведения. Экзистенциально-гуманистические концепции фокусируются на текущем опыте, проблеме выбора, личностной автономии, ответственности, базовых чувствах (страхе), проблемах (смерти, одиночества), связи поведения с ценностями, потребности самоактуализации, личностного роста, ориентации на будущее.

Перечисленные четыре парадигмы описывают все возможные ипостаси человека: ученика и учителя, эмоционально реагирующего и создающего себя. Все эти ипостаси могут сочетаться в человеке, их трудно разделить в обыденном опыте, они возникают у одного человека в разных контекстах его взаимодействия с другими и с собой. Интеграция, таким образом, может заключаться в открытости психолога этому факту и выстраивании общения с клиентом с учетом этого обстоятельства: что человек думает по поводу проблемы, что чувствует, как ведет себя, как развивается его личность в таких условиях. Психолог может последовательно выбирать аспекты проблемы и работать с ними в зависимости от того, в каком направлении развиваются его отношения с клиентом в конкретный момент оказания помощи. Теории выступают не более чем метафорами проблемы в диалоге психолога с клиентом, цель которых – добиться ясности в понимании сути проблемы конкретного человека, в понимании себя и других людей в проблемной ситуации.

Метаанализ эффективности различных методов оказания психологической помощи демонстрирует, что центральным фактором оказывается система отношений, возникающая между психологом и клиентом. Вместе с тем, ни одна из рассмотренных ранее парадигм не рассматривает эти отношения в качестве центрального звена психологической помощи, только в качестве вспомогательного, в соответствии с теоретической концептуализацией проблемы. Отношения в интегративной и эклектичной парадигме полагаются гораздо более важным фактором эффективной помощи, нежели концептуализация проблемы.

Интегративная парадигма выделяет пять ключевых характеристик помогающих отношений, на которые нанизывается та или иная теория, в зависимости от контекста.

1. Рабочий альянс (возможность работать вместе над проблемой).

2. Перенос-контрперенос как осознание своего состояния в процессе оказания помощи.

3. Восстанавливающий и развивающий потенциал отношений (возможность увидеть ресурс справиться с проблемой и двигаться дальше).

4. Личностный, а не ролевой характер отношений.

5. Духовная близость психолога и клиента.

Методы и техники в такой системе отношений выполняют вспомогательную, а не основную функцию.

Вопрос 2. Мультимодальное консультирование – это интегративный подход, который объединяет множество техник из когнитивного, поведенческого, гуманистического, экзистенциального и других направлений.

Центральным понятием здесь является концепция семи модальностей, согласно которой в человеческой личности можно выделить семь взаимосвязанных и взаимовлияющих модальностей или измерений: поведение, аффект, ощущения, образы, когниции, межличностные отношения, биологическая составляющая (лекарственная и наркотическая зависимости, вредные привычки, состояние здоровья и т.д.).

Первые буквы английских названий каждой модальности образуют акроним BASIC I.D. (в переводе на русский «основной ИД»). У каждого человека преобладает та или иная модальность или группа модальностей, например, «когнитивно реагирующие» люди реагируют на мир с позиций интеллекта, а у «образно реагирующих» людей преобладает визуальная модальность. Термин «мультимодальный» означает, что консультирование может проводиться в любой из перечисленных модальностей.

Таким образом, цели данного консультирования гибко варьируют в зависимости от основанных на BASIC I.D. потребностях клиента. В широком контексте целью мультимодального консультирования можно назвать поддержание баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом.

Большое значение имеют отношения между консультантом и клиентом. Эффективное консультирование, как пишет Лазарус, «будет зависеть от двух основных факторов:

1) применения правильных техник соответствующим образом

2) способности терапевта к подлинному «хамелеонству».

Под последним Лазарус понимает способность консультанта изменять стиль отношений с каждым конкретным клиентом в зависимости от его (клиента) индивидуальных особенностей и потребностей. Так, консультант может выбрать директивный, поддерживающий, задумчивый, прохладный, формальный, неформальный стиль и т.д.

В целях улучшения взаимопонимания консультанты могут использовать технику «наведение мостов». При наведении мостов консультанты настраиваются на предпочтительные модальности клиентов, а затем мягко направляют клиентов к модальностям, которые могут оказаться более продуктивными. Например, для того, чтобы «перекинуть мостик» от когнитивной модальности клиента к эмоциональной, консультант сначала будет вести диалог в когнитивной модальности, через какое-то время перейдет к предположительно более нейтральной модальности (ощущений или представлений), и лишь потом переключится на нужную модальность.

В ходе такого анализа нужно иметь в виду, что в критические моменты разные модальности актуализируются в разной последовательности у разных клиентов. Например, неприятные ощущения в организме у одного сначала вызывают тревогу, затем он думает, что заболел и что это ужасно, представляет себе долгие месяцы в больнице в отрыве от близких людей, после чего принимает алкоголь. Неприятные ощущения проходят, что подкрепляет уже формирующуюся зависимость.

Другому же близкие друзья часто рассказывают о своих болезнях, эти рассказы вызывают у него определенные образы, которые он применяет к своему организму. Некоторые ощущения, которые возникают при этом, убеждают его в том, что он сам болен.

Анализ последовательности, в которой взаимодействуют различные модальности, также может многое дать для понимания сути нарушений и составления эффективного плана терапии.

Мультимодальное консультирование начинается с определения существенных проблем в каждой из семи модальностей, после чего консультант совместно с клиентом выбирает 3 или 4 основные проблемы, которые требуют особого внимания, с которыми всякий раз, когда возможно, применяются эмпирически валидные методы. Как указывает Лазарус, зачастую бывает так, что когда одна основная проблема в одной из модальностей успешно решена, это уменьшает проблемы в других модальностях (эффект «кругов на воде»).

В отличие от концепции А. Эллиса, постулирующей только один порядок возникновения эмоций, Лазарус утверждает, что каждый человек имеет довольно устойчивые, индивидуальные модели (или распределение модальностей), порождающие отрицательные эмоции. Например, у одного клиента порядок запуска реакций таков: ощущения – когниции – образы – эмоции – поведение; у другого порядок запуска следующий: когниции – образы – ощущения – чувства и т.д. Чтобы оценить последовательность цепи реакций клиента, используется процедура отслеживания. Отслеживание помогает консультантам выбрать и расположить в соответствии с приоритетностью техники лечения. Отслеживание позволяет клиентам открыть значимую для них последовательность возникновения проблем и учиться справляться с ними самостоятельно.

Мультимодальный консультант использует техники, заимствованные из различных психотерапевтических направлений, комбинируя их в соответствии с выявленными индивидуальными потребностями клиента. Ниже описываются основные техники для каждого аспекта BASIC I.D., некоторые из которых описаны в предыдущих разделах.

Поведение

1) репетиция поведения и моделирование;

2) неподкрепление – консультант и другие значимые люди не проявляют внимание к нежелательным видам поведения клиента, чтобы облегчить угасание этих видов поведения;

3) положительное подкрепление – для усиления желательного поведения используются социальные и материальные подкрепляющие стимулы;

4) регистрация и самоконтроль;

5) контроль стимула (планирование окружения);

6) систематическое подвергание воздействию.

Аффект

1) Обучение выражению гнева – клиенты учатся признавать и выражать свой гнев. Суть техники: консультанты терпеливо добиваются от клиентов все более и более громкого произнесения фразы: «Я в гневе» и побуждают их тузить и пинать подушки, надувные объекты и т.д.;

2) тренинг навыков, позволяющих управлять тревогой – консультанты сначала проводят общий тренинг релаксации, затем обучают клиентов навыкам репетиции цели или использования копинг-воображения;

3) идентификация чувств – обучение клиента точному обозначению своих чувств;

4) использование пустого стула – клиент находится перед пустым стулом и воображает, что этот стул занят значимым другим человеком. Клиент начинает диалог с этим другим человеком и затем периодически меняет стулья, чтобы исполнить роли обоих собеседников.

Образы

1) использование образов, предохраняющих от возможного шока – эта техника помогает готовить клиентов к изменениям, которые, вероятно, произойдут в ближайшее время (роды, переезд, продвижение по службе). Клиентов побуждают мысленно представить, как они справляются с этими переменами;

2) ассоциативное воображение – если клиент испытывает нежелательные эмоции, которые он не в состоянии объяснить, консультант может попросить его сосредоточиться на любом возникающем в их воображении образе и увидеть его настолько ярко, насколько это возможно;

3) использование аверсивных стимулов – клиента обучают ассоциировать неприятные образы с нежелательным поведением;

4) репетиция цели или использование копинг-воображения – клиентов обучают разбивать на отдельные элементы шаги, имеющие отношение к предстоящим неприятным событиям. Клиенты должны представлять себя колеблющимися, но добивающимися успеха при совершении каждого шага;

5) использование позитивных образов – мысленное представление какой-либо приятной сцены, реальной или предполагаемой, связанной с прошлым, настоящим или будущим;

6) техника преувеличения – клиентов, чрезмерно обеспокоенных предстоящим событием, просят вообразить самое худшее, что с ними может произойти, а затем представить, как они справляются с возникшей трудной ситуацией;

7) временная проекция или путешествие во времени – используется для того, чтобы помочь клиентам вновь пережить прошлые события и проработать их. Клиенты могут воображать события, которые, возможно, произойдут в будущем.

Ощущения

1) сосредоточение – клиентов, находящихся в расслабленном или созерцательном состоянии, побуждают настраиваться на спонтанно возникающие у них мысли и чувства до тех пор, пока не появится одно главное телесное ощущение;

2) тренинг релаксации – полная релаксация, или прогрессивная мышечная релаксация предполагает поочередное напряжение и расслабление каждой мышечной области. При дифференцированной релаксации клиента обучают расслаблять мускулы, которые не используются при выполнении различных конкретных задач.

Когниции

1) библиотерапия;

2) корректировка неправильных представлений – консультанты могут обеспечивать клиентов реальной информацией, позволяющей изменить неправильные представления об обществе, других людях и самих себе;

3) объяснение клиентам сути АВС парадигмы Эллиса;

4) решение проблем,

5) тренинг навыков самоинструктирования;

6) блокирование мыслей – техника применяется для отражения навязчивых и докучливых мыслей. Клиентов учат вновь и вновь мысленно кричать «СТОП!» своим повторяющимся мыслям.

Межличностные отношения

1) Тренинг навыков общения – клиентов учат подавать и принимать коммуникативные сигналы. При проведении таких тренингов большую пользу приносят разыгрывание ролей и репетиция поведения;

2) тренинг дружбы – клиентов учат применять просоциальные и основанные на любви способы взаимодействия. Сюда входят такие навыки, как эмпатия, проявление заботы и заинтересованности, самораскрытие, положительное подкрепление, умение давать и брать;

3) парадоксальные стратегии – консультанты предписывают клиентам увеличивать выраженность симптомов;

4) тренинг социальных навыков и ассертивности.

Особенностью мультимодального консультирования является применение всего разнообразия существующих на сегодняшний день психотерапевтических методов, которые комбинируются в соответствии с индивидуальными потребностями того или иного клиента.

Контрольные вопросы к лекции.

1. С действием каких факторов связано возникновение эклектичной и интегративной парадигмы оказания психологической помощи?

2. Что означает аббревиатура BASIC-ID в концепции А. Лазаруса?

3. Что полагается ведущим фактором эффективности психологической помощи в интегративной парадигме?

4. Каковы характеристики помогающих отношений?

5. Что такое «хамелеонство» психолога в отношениях с клиентом, по А. Лазарусу?

6. В чем заключается техника «наведения моста»?

Список литературы.

1. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001.

2. Лазарус А. О техническом эклектизме // Эволюция психотерапии. Том 2. Осень патриархов: Психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия. М.: Независимая фирма "Класс", 1998. Стр. 330-346 или http://behavior.romek.ru/lazarus4.htm

3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000.

4. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 1999.

5. Психотерапия — что это?Современные представления/Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.