Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусственный интеллект




Информационные системы

Лекция посвящена применению персональных компьютеров в качестве систем, моделирующих мыслительную деятельность человека. Рассмотрены основные принципы построения искусственного интеллекта и экспертных систем, обсуждаются особенности нейронных систем и систем извлечения знаний.

План лекции

1. Искусственный интеллект

2. Экспертные системы

3. Нейронные системы

4. Системы извлечения знаний

Помимо информационно-вычислительных задач, ре­шение которых осуществляется по заданному алгоритму, компьютерные технологии все активнее пытаются применить для реализации интеллектуальных про­цессов, процессов поиска решения, когда конечный результат непредсказуем, а является плодом логических заключений и выводов, к которым компьютер приходит самостоятельно. В основу «мыслительной деятельности» компь­ютера также положен программный принцип реализации. Однако принципы моделирования интеллектуальных процес­сов — процессов приобретения, накопления и использования знаний имеют свои ярко выраженные особенности, которые позволяют выделитьих в отдельный класс компьютерных систем и технологий, относящихся к системам искусствен­ного интеллекта

Под системами, обладающими искусственным интеллек­том (ИИ), понимают устройства или программы, имеющие такие характеристики, присущие человеческому интеллекту­альному поведению, как понимание и использование языка, причинная обусловленность поведения, способность к решению проблем, способность гибко реагировать на ситуа­цию, использовать преимущество благоприятных ситуаций, находить решение в неоднозначных или противоречивых си­туациях, распознавать относительную важность различных элементов ситуации, находить сходство между ними, несмотря наих различие, проводить разграничение между сходными си­туациями, синтезировать новые концепции, используя уже име­ющиеся и соединяя их по-новому, выводить новые идеи, зак­лючения и др.

Вместе с тем однозначного определения интеллектуально­сти поведения компьютерных систем пока не существует и разграничение интеллектуального и неинтеллектуального по­ведения весьма условно. Программные системы, основанные на естественно-научных теориях о природных процессах и математических методах, не относят к интеллектуальным. Часто такие задачи и алгоритмы их реализации называют рутинными. Программные системы, реализующие алгорит­мы, для которых не существует формальной модели реше­ния, называют эвристическими и относят к классу ин­теллектуальных систем (или систем искусственного интеллек­та). Принципиальное отличие интеллектуальных систем от традиционных компьютерных программ состоит в следую­щем. К творческим, интеллектуальным задачам относят за­дачи, для которых пока еще не существует формальной мо­дели решения, например, игра в шахматы. Однако следует признать, что любая компьютерная программа представля­ет собой некоторую жесткую инструкцию, составленную про­граммистом.

«Жесткое знание» — это такое знание, которое может быть выражено в виде строгих математических моделей и катего­рий естественнонаучных теорий.

«Мягкое знание», в отличие от жесткого, представляет собой не одно решение, а спектр ре­шений, между которыми приходится делать выбор, причем правила и критерии подобного выбора жестко не определе­ны. Таким образом, «мягкое знание» носит явно выраженный личностный характер, часто определяемый такими понятия­ми, как опыт, интуиция, традиции и т.п.

Задачи искусственного интеллекта — это такие задачи, в которых формализуется не процесс решения, а процесс по­иска решения. Таким образом, можно говорить о том, что традиционные компьютерные системы оперируют с «жестким знанием», которое может быть выражено алгоритмически, а системы искусственного интеллекта — «с мягким». Часто «же­сткое знание» называют еще хорошо или сильно структури­рованным знанием, а «мягкое» — слабо или плохо структури­рованным. С появлением мощных персональных компьюте­ров резко активизировались исследование и разработка про­граммных и технических средств, предназначенных для пред­ставления, накопления и использования знаний в компьютер­ных системах. В связи с этим развиваются такие направления, как экспертные системы, базы знаний, нейронные сети, нейрокомпьютеры, DM-системы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.