КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законы и правила аргументации
Разработка непротиворечивой системы законов и правил аргументации является актуальной задачей логики, а следовательно, и риторики. Известный американский философ Ирвинг Копи определяет логику как «исследование методов и принципов, используемых для различения хорошей (правильной) аргументации от плохой (неправильной). Такое различение предполагает разработку системы критериев и норм оценки аргументации. В этой связи следует заметить, что логика иногда определяется и как «изучение норм аргументации». Считается, что система таких норм, законов и правил послужит не только инструментом оценки используемых аргументов, но и руководством для самих аргументаторов, причём с этой позиции уловки могут быть разоблачены как аргументы, которые не могут быть произведены данными правилами. Законы и правила аргументации напрямую соотносятся с классами соответствующих ошибок и приёмов. Многие специалисты строят свои курсы в виде кодекса правил (или, не без влияния Г. П. Грайса, «постулатов») аргументации, пытаясь таким образом объединить в рамках единой теории типологию аргументов и типологию ошибок. Общая схема коммуникативных максим, или постулатов Г. П. Грайса: 1. Количество [информации] 1.1. Давай информации не больше чем требуется 2. Качество [информации] 2.I. Будь искренен. 2.2. He говори того, чего не можешь подтвердить фактами. 3. Отношение [к тезису] 3.1. Говори по теме. 4. Способ [выражения] 4.1. Избегай непонятности выражени. 4.2. Избегай двусмысленности. 4.3. Будь краток. 4.4. Будь последователен. Как известно, постулаты Грайса регулируют речевое поведение, а не аргументацию. Тем не менее, некоторыми специалистами предпринимаются попытки положить схему Грайса в основу общей теории аргументации. Так, сформулированные в монографии голландских логиков Ф. Еемерена и Р. Гроотендорста базисные правила аргументации гласят: 1. Будь ясен. Не совершай непонятных речевых актов. 2. Будь честен. Не совершай неискренних речевых актов. 3. Будь рационален.4. Говори по теме. 5. Не совершай избыточных речевых актов. 6. Не совершай бессодержательных речевых актов. 7. Не совершай речевых актов, которые непосредственно не связаны с предшествующими речевыми актами. При оценке аргументов можно ограничиться тремя критериями: приемлемостью, релевантностью и достаточностью. Этим трём критериям соответствуют три основных ошибки: сомнительная посылка, иррелевантный довод и прыжок в обобщении. Происходит потеря тезиса и других паралогизмов. История науки учит, что прокрустовы решения ни к чему хорошему не приводят, хотя на некоторое время ввиду своей простоты становятся популярными. Картина описания правил аргументации, представленная в монографии английского философа Стефена Тулмина, может быть, охарактеризована словами самого автора как «эссеистическая», призванная «более поставить проблему, чем предложить системное изложение вопроса»; называть все проблемы, относящиеся к данному вопросу, чисто «логическими» (с трактовкой эристических приёмов, выходящих за пределы формальной логики, как «патологических»), неверно. Ни в книге С. Тулмина, ни в работах других специалистов нет чёткого поаспектно упорядоченного рассмотрения правил и законов аргументации; они предстают в виде отдельных «постулатов», перечень которых меняется и варьируется от автора к автору, а потому не может претендовать на статус внутренне непротиворечивой и завершённой концепции. Правила аргументации в парадигмах формальной и неформальной логики Основой аргументации является опора на логос, то есть на разум и здравый смысл. Логику принято членить на формальную, предметом которой является форма доказательства в её отвлечении от содержания, и неформальную, изучающую смысл высказываний и доказательств в отвлечении от их логической формы. Под аргументацией по форме понимается не только схоластический способ аргументации, которым пользуются в школах, то есть силлогизмы, но и всякое рассуждение, которое приводит к выводу в силу своей формы. Евклидовы доказательства чаще всего представляют аргументацию по форме, хотя он пользуется, по-видимому, упрощёнными силлогизмами. Это значительно сокращает ход доказательства, нисколько не ослабляя его силы. По указанному выше критерию специалистами практикуется подразделение доводов на формальные (логические) и неформальные (например, психологические). Сфера действия законов и правил формальной логики ограничена прежде всего областью научной коммуникации, формальная логика «не может лежать в основе ни одной науки, кроме математики». Ограниченность сферы применения формальной логики затрудняла разработку одного из разделов данной дисциплины — теории аргументации, это и обусловило появление и развитие неформальной логики. Истоки неформальной логики специалисты видят в разработке трёх концепций: 1. Концепции полевой организации аргументов, предполающёй их ориентированность на определённые речевые сферы аргументации (не только научной, но и бытовой, рекламной и др.), что означает отказ от принятой в формальной логике жёсткой и однозначной оценки корректности / некорректности доводов. 2. Концепции частной аудитории, предполагающей ориентированность аргументативных стратегий и тактик на данный конкретный состав аудитории, то есть на так называемый «ситуативный контекст» речи. Данный фактор, игнорируемый формальной логикой, однако трактуемый неформальной логикой в качестве исходного и определяющего, необходимо учитывать как при построении аргументации, так и при выборе доводов. 3. Концепции «диалоговых игр», состоящей в переориентировании теории аргументации с удалённой от реальной действительности формально-логической модели диалога на естественный язык, то есть на живую речь как отклонение от этой абстрактной модели. По определению американских логиков Ральфа Джонсона и Энтони Блэра, «термин неформальная логика предназначена для обозначения того направления в логике, которое развивает неформальные стандарты, критерии и процедуры для анализа, интерпретации, оценки критики и конструирования аргументации в повседневной речи. Заслуга представителей неформальной логики (таких, как Роберт Заулисс, Стефен Тулмин, Ирвинг Копи, Чарльз Хэмблин, Говард Кахэйн и др.) состоит в том, что они обратили самое серьёзное внимание на такие сферы внелогической аргументации, как повседневное бытовое общение, политические дебаты, реклама. Наблюдения этих учёных в данной сфере стали «фундаментом новой теории аргументации», особенно интенсивное развитие которой начинается приблизительно с середины 70-х гг. XX века. Отличительной особенностью формальной логики является наличие «ясно сформулированных правил. Здесь возникает неразрешимая проблема: ведь если принять данное определение, то «нет никаких оснований верить, что принципы теории аргументации могут быть формальными». И действительно: ни эристика, ни софистическая аргументация, ни тем более так называемая «чёрная риторика» не признают каких бы то ни было правил. С тем, чтобы решить данную проблему, мы сформулировали и описали законы и правила логической аргументации таким образом, чтобы, в части их исполнения они принадлежали понятийному аппарату формальной логики, в части же их нарушения составляли предмет логики неформальной, то есть охватывали сферу софистики, сферу психологических манипуляций, а также обслуживающую эти две сферы область языковых уловок. Выполнение этой креативной процедуры сделало возможным объединение формальной и неформальной логики в рамках единой непротиворечивой концептуальной системы. Нарушениями правил логической аргументации являются софизмы и паралогизмы. Неумышленное нарушение правил логической аргументации называется логической ошибкой или, в соответствии с античной традицией, паралогизмом (греч. «ложное умозаключение»). Паралогизмы возникают из-за низкой культуры мышления, из-за поспешности и по некоторым другим причинам. Умышленное нарушение правил логической аргументации называется софизмом (греч. «хитрая уловка»), или лептологией. Софизм представляет собой умышленную логическую ошибку в доказательстве, допущенную с целью введения оппонента в заблуждение, с намерением выиграть спор любыми средствами. В более широком смысле под софизмом понимают любое умышленное нарушение правил аргументации, используемое с целью убеждения. Софизм в узком смысле является логическим приёмом или, логической уловкой, подтасовкой, псевдологическим или квазилогическим приёмом. Наличие софизмов и паралогизмов делает текст (если, конечно, вдуматься в его смысл) абсурдным, то есть крайне алогичным и неправдоподобным по своему содержанию. Уровень развития нашей культуры аргументации пока что, к сожалению, позволяет использовать уловки любого типа обильно и практически безнаказанно даже в тех ситуациях и сферах речевой деятельности, где им, казалось бы, не должно быть места. Аргументация, основанная на сознательном (софистическом) нарушении правил аргументации, именуется некорректной, а приёмы такой аргументации являются традиционным предметом как теоретического освещения, так и аудиторного анализа.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |