КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правила логической аргументации и приёмы логического манипулирования
Сфера действия каких бы то ни было законов и правил распространяется только на аргументацию ad rem, то есть к логической аргументации, поэтому представленный свод правил относится именно к этому типу аргументации. С нарушениями данных правил связаны логические уловки (софизмы) и логи ческие ошибки — паралогизмы. Достаточность обоснования. Приёмы обхода этого требования Закон (или принцип) достаточного основания требует, чтобы в случае каждого утверждения указывались основания, в силу которых оно принимается, то есть чтобы тезис обязательно сопровождался подтверждением (обоснованием), чтобы он был подтверждён аргументами. Нарушение данного принципа, сформулированного Г. Лейбницем, делает утверждение голословным, бездоказательным. Так, выражения «На Марсе существует жизнь», «Эта женщина одержима дьяволом», «Иванов убил Сидорова» и даже чистосердечное признание «Я убил Сидорова» голословны и бездоказательны. Доказательство тезиса — задача непростая, требующая определённых умственных усилий и поиска аргументов, поэтому придумано немало приёмов ухода от так называемого бремени доказательства, или доказывания, и от бремени аргументации — обязанностей крайне тяжёлых и неприятных, которые, в соответствии с известным правилом риторики, лежат на том, кто выдвинул данный тезис. Одна из таких уловок называется переме щением бремени доказательства. Переместить бремя доказательства можно в двух направлениях: а) на третье лицо; б) на самого адресата или оппонента. Пример из политической дискуссии: — В этом учреждении немало взяточников. — Кто? Имена? Фамилии? — Вы эти имена и фамилии сейчас сами назовёте, ибо прекрасно их знаете. Приём перемещения бремени доказательства может быть использован и во благо, в частности, как педагогический приём, когда перед учащимися ставится задача доказать определённый тезис — к примеру, о том, что неблагозвучие является причиной коммуникативных неудач. В процессе размышлений и поиска соответствующих примеров студенты или школьники самостоятельно приходят к доказательству и, как показывает практика, надолго запоминают и примеры, и тезис, и способы его доказательства. Данная методика называется эвристической (греч. evpio-ксо 'нахожу'). Софизм откладывания или, аргумент откладывателя: «Подождите немного, ещё не наступило время». Это высказываение состоит из двух тезисов: 1) «Подождите немного» [вопрос: почему мы должны ждать?]; 2) «Ещё не наступило время» [вопрос: почему не наступило? где аргументация?]. Ни один из тезисов не подтверждён аргументами, однако второй тезис играет роль, или, вернее, создаёт видимость аргумента, то есть замаскирован под обоснование. Таким образом, данная уловка основана на видимости соблюдения закона достаточного основания. Как логическая уловка, которая придаёт утверждаемому тезису характер аксиомы, а потому позволяет обойти закон достаточного основания, известен так называемый нечестный вопрос: «А Вы всё продолжаете на меня доносы писать?», «Перестали Вы наконец бить свою жену?», «Вам доверили общественные деньги. Скажите, как Вам удалось в короткий срок растратить такую сумму?». Нечестный вопрос, как правило, сбивает адресата с толку, ставит его в тупик, приводит в растерянность. Каждый из подобных вопросов основан на определённой пресуппозиции, например: «Как Вам удалось излечиться от алкоголизма?». Пресуппозиция: «Общеизвестно, что Вы алкоголик». Данная пресуппозиция и есть утверждаемый тезис, сформулированный с нарушением закона достаточного основания. Любой прямой ответ на нечестный вопрос («Да», «Нет» и др.) означает принятие этой пресуппозиции и попадание в ловушку. На нечестный вопрос нельзя отвечать прямо, поскольку прямой ответ соответствуют замыслу манипулятора: — Нечестный вопрос как способ воздействия на поведение адресата иногда причисляют к разряду приёмов гипноза. Мы заходим в дорогой магазин. К нам тут же подходит продавец с вопросом: «Что желаете?» или «Могу я Вам помочь?». Здесь подвох может быть заключён не только в вопросе. Когда торговец арбузами говорит нам «Выбирайте!», он использует эту же психологическую схему. Ответ должен соответствовать не вопросу, а той пресуппозиции, на которой он основан. На нечестном вопросе, или «вопросе с подвохом», основан знаменитый античный софизм «Рогатый», составленный, по свидетельству Диогена Лаэртского, греческим софистом Евбулидом (или Эвбулидом) Эристиком из Милета, жившим в IV в. до н. э.: —Терял ли ты рога? —Нет. —Значит, ты рогатый. По своему содержанию нечестный вопрос соответ- Закон достаточного основания, или, точнее, достаточ- 1. В количественном отношении аргументация; может быть: 1) единичной (с, одним аргументом); 2) множественной (использующей ряд аргументов). Множественная аргументация применяется в том случае, если «доводы могут составить убедительную аргументацию только в совокупности»: «Вы никак не могли встретить мою мать в магазине "Маркс и Спенсер" в городе Ше-рингам на прошлой неделе, потому что в Шерингаме нет такого магазина (1), и к тому же моя мать умерла два года тому назад (2)»; «Нам пришлось пообедать в кафе, поскольку дома не было еды (1) и все магазины были закрыты» (2)». Данный вид аргументации используется и с более простой целью — усилить действенность речи. Множественная аргументация в психологическом отношении более выигрышна и потому может использоваться в риторических целях, так как благодаря выдвижению целого ряда аргументов защита выглядит сильнее. Необходимо помнить о том, что излишние доводы затрудняют восприятие доказательства. При множественной аргументации необходимо следить за тем, чтобы аргументы, приводимые в поддержку одного тезиса, не противоречили друг другу, ибо противоречия в аргументах создают путаницу. Чем длиннее рассуждение, тем больше вероятность появления противоречивых аргументов, что следует иметь в виду при составлении и редактировании любого текста. 2. Качественная аргументация. По степени их эффективности или силе, то есть по степени убедительности, аргументы принято подразделять на сильные, средние и слабые. Эффективность аргумента, или его сила, определяется тем, как он воздействует на данную конкретную аудиторию. С точки зрения формальной логики соотнесение сильных аргументов связано только с логически корректными, а слабых -- только с психологическими и логически некорректными доводами. Те аргументы, которые точки зрения формальной логики являются «слабыми», в парадигме неформальной логики считаются сильными и даже «нокаутирующими». С. И. Поварнин не без основания считает, что «в обычных спорах, особенно в спорах перед слушателями, слабых доводов лучше совсем не приводить». В противном случае оппонент может применить приём неполного опровержения, или софизм плохого аргумента, когда он «стремится опровергнуть один, два довода наиболее слабых и наиболее эффектно опровержимых, оставляя прочее, часто самое существенное и единственно важное, без внимания. При этом он, во-первых, делает вид, что опровергнул всё доказательство и что противник "разбит по всему фронту"», а во-вторых в течение длительного периода давит на болевую точку слабого аргумента, не давая противнику опомниться и после удачного удара «не отпуская его». Тактику давления на болевую точку называют напиранием. Какой бы ни был спор, всегда следует зорко следить за слабыми пунктами в аргументации противника и, найдя такой пункт, «разработать» его до конца, не «выпуская» противника из рук, пока не выяснилась и не подчеркнулась вся слабость этого пункта. Использующие софизм плохого аргумента исходят из того, что если довод ненадёжен и слаб, то ненадёжны не только и тезис, но и сама логика аргументации. В классической риторике данный приём называется аргументом к логике. Эту эристическую тактику активно эксплуатируют учёные-атеисты с тем, чтобы пошатнуть основы религии: Из неправильности аргумента не всегда вытекает неправильность тезиса, а вытекает лишь необходимость поиска более сильных и более эффективных аргументов. И действительно: теорема Пифагора не пострадает, если нерадивый ученик не сможет подобрать нужные аргументы для её доказательства. Таким образом, опровержение аргументов означает не опровержение тезиса, а лишь то, что следует подобрать другие, более веские аргументы. Следует принимать во внимание общеизвестный факт, что психологическое восприятие спора любой аудиторией (будь это диссертационный совет или суд присяжных) подчиняется формуле «Аргументация слаба, значит тезис ложен» . Поэтому противники обычно очень внимательно следят за аргументацией друг друга, выслеживая её уязвимые точки; слабый довод — подарок оппоненту. В дискуссий следует «исходить из посылок, безусловно одобряемых и принятых большинством аудитории». Убедительность аргументации определяется не числом доводов, а их силой и последовательностью. Именно поэтому доводы в процессе аргументации располагаются не как попало, а по определённым аргументационным схемам: 1. От второстепенных к сильным - восходящая аргументация, или проектезис, [лат. 'к самому сильному доводу']. Данная модель убеждающего воздействия иногда именуется кульминационной. Например: Диссертация не может быть рекомендована к защите (тезис), по- 2. От сильных к второстепенным (нисходящая аргументация). Данную модель воздействия иногда именуют антикульминационной. Нисходящая аргументация используется в случаях, когда «аудитория не слишком заинтересована в предмете обсуждения, и надо ошеломить её чем-то неожиданным, приковав к себе внимание слушателей. Расположение самого сильного аргумента в середине сообщения называют пирамидальной моделью: В соответствии с законом края, эффектом края, обращает на себя внимание, а следовательно, лучше запоминается то, что даётся в начале и конце сообщения. Эффективным приёмом служит выдвижение фрагментов текста, фразы или списка в так называемые сильные позиции: 1) В начало речевой единицы. В тексте здесь обычно расположены заглавие, посвящение, эпиграф. В восприятии цифр большую роль играет закон левого края, то есть того края, с которого начинается чтение русского текста. 2) В конец речевой единицы. Руководитель при обсуждении спорного вопроса обладает правом на заключительное слово. Именно он подводит итоги дискуссии и высказывает решающее мнение. Оптимальным порядком следования доводов считается Гомеров порядок, при котором в начале речи приводится сильный аргумент, в середине — второстепенные, а в конце — основной: На законе края основан целый ряд фигур и схем аргументации: 1) аккумуляция [лат. 'накопление— такое построение речи, при котором в её заключительной части все приведённые выше аргументы кратко перечисляются в восходящей последовательности, то есть от второстепенных к основному; 2) апофазия — критическое рассмотрение ряда аргументов с отклонением всех, кроме одного, самого сильного, приводимого в конце рассуждения; 3) эпифонема — психологический приём, состоящий в кратком подытоживающем повторении (например, в форме перечисления) уже изложенных фактов в заключительной части речи. В более узком смысле под эпифонемой. понимается «заключительная часть высказывания»1, а также заключение речи пословицей или поговоркой, подытоживающей сказанное. По закону края именно концовка речи должна нести наиболее сильную информационную и эмоциональную нагрузку. В классической риторике такая концовка именуется клаузулой: «последнее слово должно быть самое сильное» (Н. Ф. Кошанский).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |