Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельная и созерцательная жизнь




Из святоотеческой письменности наибольшей определенностью выделяются творения св. Григория Богослова. Оба направления жизни имеют свои достоинства и недостатки. То, что составляет преимущество одного, является недостатком другого. Рассматривая этот вопрос лично для себя для достижения цели христианина, он долго не мог остановиться на пути лучшем и более удобном. В известных отношениях лучшим казался один путь, в других – другой. Живущие в миру полезны обществу, но у них недостаток в созерцательной жизни. Живущие вне мира преуспевают в личной созерцательной жизни, но они полезны только себе, их любовь заключена в тесный круг. Св. Григорий занял как бы средний путь: занял у одних собранность ума, у других старание быть полезным обществу. Необходимо любить и Бога, и ближних – это основная заповедь.

Уединенный созерцатель лишается возможности подражать человеколюбию Божию, а в человеке "наиболее божественно то, что он может благотворить". Любовь должна проявляться деятельно. Можно любить всё человечество, но не проявлять любви к конкретному человеку.

С другой стороны, если жизнь общественная имеет преимущество, что служит испытанием добродетели, распространяется на многих, обычно она по своим условиям препятствует созерцательности и молитве, и последнее является скорее случайным, чем постоянным занятие.

Эти 2 формы жизни нуждаются во взаимном восполнении, поэтому, не отдавая предпочтения той или другой, св. Григорий не отдает предпочтения ни одной из них, а избирает средний, "царский" путь, который сочетает обе формы жизни. Идеальным порядком был бы тот, в котором органически объединялись бы основные требования и созерцательной, и деятельной жизни, чтобы созерцательность воплощалась бы в деятельности, а деятельность одухотворялась бы созерцательностью. Итак, созерцательность и деятельность – 2 нераздельных элемента подвижнического пути, и их нельзя отделять и обособлять. Истинная любовь к Богу необходимо вызывает и питает любовь к ближнему, в ближнем христианин любит Бога, а в Боге – ближних.

Св. Вас.Вел.: ничто так не свойственно нашей природе, как иметь общение друг с другом.

Ин.Злат.: в чел. природу вложено Богом стремление иметь нужду друг в друге, даже в обычных житейских делах, ибо не все могут пахать, сеять, жать, делать муку, из муки хлеб – должно быть разделение труда. Один шьет сапоги, другой печет хлеб, третий занимается ковачеством, и всё это промыслительно вызывает нужду друг в друге. Такая взаимная связь установлена промыслительно, чтобы присутствовало во взаимоотношениях между людьми чувство любви. Это очень важная мысль, которая должна давать нравственный импульс к добрым отношениям между людьми. Если будет разорвано одно звено, значит может быть разрушена и вся цепь взаимоотношений, чего нельзя допускать. Св.Ин.Злат. часто обращается к этой мысли, подчеркивая те отношения, которые существуют между людьми.

Св.Вас.Вел. Заповедь Божия о любви к ближнему – нужно лишь развить и преобразовать семена любви, которые вложены в природу человека, и их нужно освятить благодатью Божией.

Закон целесообразного согласия царит во всей природе и делает её соответствующую своему наименования – "ko,smoj"- "красота". Это первозданная красота, которая была в замысле Творца, которая поддерживается Промыслителем.

Естественное основание любви – единство происхождение и тождество природы. Каждая человеческая личность – индивидуализованная человеческая сущность и конкретная её реализация, поэтому бытие каждой личности невозможно в обособленности от других людей, она требует взаимообщение и сосуществование людей. Будучи частичным выражением человеческой сущности, каждый человек должен ощущать неполноту, и должен стремиться к восполнению недостаточности общением с другими, и сам должен делиться дарованиями, которые он получил от Господа. Это природа и сущность естественной людьми, которая должна определять отношения между людьми.

Ин.Злат.: полезного для себя человек находит только тогда, когда заботится о пользе других. Эта мысль отражает мысль: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Эта заповедь должна конкретизироваться в определенные дела.

Ин.Злат.: кто не заботится о брате, тот и сам не может спастись, Бог поставил всё в необходимую связь, так что с пользой одного соединяется польза другого.

Признавая заботу о себе явлением естественным, нормальным, христианское учение говорит, что эта забота состоит не в том, в чем её полагают люди греховные и эгоистичные – не в стремлении удовлетворять греховным позывам людей. Так понимаемая любовь к себе несовместима с любовью к людям и даже противоположна ей. Такое отношение к людям называется природной необходимостью, она игнорирует другую сторону потребности – самому отдаться на служение близким. Любовь – это дорога с двусторонним движением. Если это не так, то это перерождается в эгоизм, когда человек достигает своей цели в ущерб пользе или даже в ущерб жизни других. В НЗ мы видим требование не о себе только заботиться, но о других (1Кор. 10): не нужно искать своего, но каждый должен искать пользы другого.

Св.Вас.Вел.: любовь к ближнему ищет не своих выгод, но выгод любимого, пользы душевной и телесно.

Св.Ин.Злат.: искать пользы других – назначение христианства, верх совершенства.

Прп. Нил Синайский: преимущество любви в том, что она объединяет всех, и это касается самой основы – внутренних расположений.

Такое отношение к ближним осуществляется непринужденно, любящий и любимый составляют уже не двух отдельных лиц, но одного человека (Злат.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.