Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Покаяние и основные его моменты




Покаяние – процесс духовной жизни, который всегда должен быть присущ подвижнику, а подвижником должен быть каждый христианин. Аскеза состоит из элементов борьбы со страстями и стяжанием добродетелей. Но это невозможно осуществлять, если не будет покаянного настроения. Так что говоря о покаянии (meta,noia) отцы указывают на покаянный процесс. С покаяния начинается религиозно-нравственнаая жизнь человека. Оставить греховные привычки, которые уже стали как бы второй греховной природой человека, непросто, поэтому требуется много усилий, стараний, стремлений, чтобы начать процесс избавления, совлечься ветхого человека и облечься в нового. Этот образ вовсе не должен наводить на мысль о том, что этот также легко, как снять одну одежду и одеть другую. Этот образ говорит о другом: нужно совлечься ветхого человека со всеми страстями и похотями, а это процесс очень длительный и часто болезненный.

Отцы указывают, что процесс избавления от пороков и страстей может проходить и проходит с большим трудом, потому что приходится отказываться от того, что человек возлюбил, и что постоянно творил, к чему стремился и лелеял. В этом отношении покаянное настроение – очень важное настроение, которое должно постоянно употребляться человеком.

Значение покаяния как исходного и взаимополагающего акта ясно засвидетельствовано в СП и у отцов-аскетов.

В Евангелии проповедь Иоанна Крестителя, Господа начиналась с призыва к покаянию: Мф. 4: "...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Апостолы с покаяния начинали свою проповедь (Деян.: "Покайтесь, и пусть каждый из вас крестится во имя Христово"). Такое значение покаяния понятно, потому что покаяния представляет собой, с одной стороны, результат сознательного отношения к нравственным требованиям, человек как бы произносит суд над содержанием своей жизни.

В Евангелии это означает не просто перемену образа жизни, но именно обращение, вступление в такие отношения с Богом, которые не состоят в противоречии с волей Божественной. Здесь имеется ввиду коренное переустройство жизни, изменение направления жизни коренным образом, так что в отличие от других представлений об этом понятии, означающем иногда раскаяния об отдельных поступках, покаяние в НЗ определяется целостным – начиная от мыслей и желаний до конкретных поступков человека. Отсюда покаяние – это дело не столько чувства, но вместе с тем акт волевой, поскольку в покаянии человек должен прилагать стремление к тому, чтобы привести в соответствии с заповедью свое духовное состояние.

Истинно кающийся добровольно и сознательно решается разорвать союз с грехом и обратиться к Богу. Здесь важны волевые усилия для достижения покаяния. Отсюда успех зависит от степени устремления к Богу (тоже волевые усилия). В покаянии человек не только осуждает прошлую жизнь, но и чувствует потребность получить прощение, ищет союза с Богом, живого реального общения со Христом. Поэтому в истинном покаянии, наряду с отрицательным моментом самоотвержения, присутствуют и начала положительные. Все другие чувства отрезвляются. Страх наказания за свою преступность здесь присутствует, но отступает на второй план, на первом же месте – вера в Бога как любящего Отца, надежда на прощение и помилование.

Два элемента покаяния находятся в самом тесном взаимоотношении и взаимопроникновении. Чем яснее и глубже человек познает величие любви Божией, тем лучше осознает глубину своего нравственного падения, и наоборот. Любовь побуждает человека доверчиво устремиться к Богу, человек уверен, что получит в ответ такую же любовь. Это соответствует тому, что Господь сказал по отношению к женщине, которая проявила любовь к Нему: прощаются грехи ее многие за то, что возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит – здесь явно указывается на взаимоотношение между любовью человека к Богу и Бога к человеку. По существу, покаянная вера свидетельствует о возвращении человека к пути спасения.

Психологическое состояние покаяния содержит элементы:

1. самоосуждение (человек осознаёт свое греховное состояние, приходит к сознанию необходимости осудить свою прежнюю жизнь)

2. положительное осознание высшего идеала, к которому необходимо стремиться

3. стремление к изменению своей жизни, что должно проявляться в согласовании действий и поступков с волей Божией.

Этот переворот в душе человека – необходимое условие и главный момент перехода из состояния невозрожденности в состояние спасительное. Ин.Дам.: покаяние – возвращение от того, что противно природе, к тому, что согласно с природой, возвращение от диавола к Богу. Это важное замечание, но его указание на то, что покаяние – возвращение к тому, что согласно с природой, требует пояснения, ибо большинство людей считают, что поползновения к порокам согласны с природой человека, соответствуют природе человека. Но это опасное заблуждение. Это превзошло в природу не соответствует первозданной природе человека.

Покаяние т.о. требует коренного переворота в жизни человека. Такой переворот обязателен для всякого человека, желающего встать на путь совершенства. Этот переворот означает отречение от своей греховной воли: если кто хочет идти за мной, должен отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за ним. Отвергнуться себя – это и есть отвержение от своей греховной воли. Это необходимое условие следование за Христом, обязательное для каждого последователя Христова. Лука прямо указывает, что Христос сказал это ко всем (9 глава), а не только к апостолам.

В основе каждого из пороков лежит эгоистическая извращенная грехом воля человека, стремящаяся к самоугождению. Она дает направление жизни в состоянии невозрожденности. Несмотря на такое тяжкое поражение, воля хотя и парализуется, но остается возможность для проблесков и проявления стремления к добрым началам. Апостол Павел говорит о двух законах, противоборствующих в человеке, что было бы невозможно, если бы воля человека была всецело поражена греховным началом. Естественных сил недостаточно, чтобы противоборствовать, поэтому необходима божественная помощь свыше. Эти два противоположных начала подчеркивают, что человек по крайней мере в своих стремлениях еще имеет возможность проявлять свою волю.

Между разумной волей человека и его эгоистической волей господствует противоположность направлений, которая вносит разлад в природу человека (ап. Павел: приходится делать то, чего не хочу, а не то, что представляется нужным и необходимым). Человек отвергает волю не в смысле подавления способности, погашения нравственной силы, а в смысле ликвидации эгоистического направления воли и насаждения тех стремлений, которые изменяют направление действия воли в соответствии с божественной волей. Человек, отвергая свою волю, отрекаясь от угождения людей, должен стремиться к тому, чтобы направить волю действовать в соответствии с требованиями воли Божественной.

18.04.2000

Отцы-аскеты подчеркивают важность самоотречения (отсечения греховной воли и всего, что связано с ней) и преданности Христу (человек, отрекшийся от греховного, стремится стяжать соответствующие добродетели.

В фактическом осуществлении самоотречение выражается в послушании. Самоотвержение – это лишь отрицательное условие покаянного подвига и не может оставаться самодовлеющим в духовной жизни, оно должно проявляться во внутреннем настроении. Самоотвержение – это отрицание самолюбия и вместе один из наиболее важных признаков любви, может быть осуществлен лишь при наличии в человеке любви. Именно благодаря этому человек подчиняется воле Божественной. Прп. Исаак: в самоотвержении души обретается любовь. В этой связи очень тесно находится и самопринуждение. При помощи этих двух мотивов человек постоянно находится в состоянии напряженного устремления к Богу.

Человек в процессе покаяния искренне отвернулся от греха, устремился на совершение добра. Но его осуществление связано с преодолением препятствий на этом пути. Физические и душевные силы не приспособлены к деятельности под началом духа, приобретши склонности действовать в противоположном направлении. Самоотверженность и любовь ещё не проникли глубоко в природу человека, и требуется самопринуждение, которое касается стяжания противоположных состояний. В человеке продолжают действовать два противоборствующих закона, о котором говорит ап. Павел, и одно устремление нужно поддерживать, а другому противиться. Так что препятствием к осуществлению этой деятельности может явиться саможаление: человек хочет делать добро, но думает, что это нанесет ущерб его желаниям, его нуждам и потребностям.

Свт. Феофан Затворник, говоря о состоянии колебания в одну и в другую сторону: "Грех возненавиден в духе, но тело и душа сочувствуют ему, потому что облечены страстями. Добро возлюблено в духе, но тело и душа отвращаются его". Долг христианина – противиться себе в худом и принуждать на добро.

Апок.: буди верен до смерти, и дам тебе венец жизни (1 глава). Отцы часто ссылаются на это место, как и на другие аналогичные места СП о верности. Это очень важно, это прочный стержень, вокруг которого зиждется дальнейшее устремление человека к новым направлением. Если этого нет, то нет и постоянства. Верность в СП обозначает такое отношение человека, в результате которого получается не только сохранение естественных и благодатных даров, но и раскрытие, приумножение талантов, диаметрально противоположно лености, духовной беспечности, нерадению. Если есть постоянство, то состояния лености и нерадения парализуются.

В СП употребляется и другое слово – ревность. Это понятие имеет очень важное значение в религиозно-нравственной жизни человека. Это свойство представляется под образом горения духа и противополагается холодности духа (Апок. 3). Этот образ встречается и у святых отцов. Преп. Исаак Сирин: ревность горячностью своей уподобляется огненным углям. Она таковая по причине раздражительной силы души. Значение ревности имеет важное значение. Свт. Феофан: "Это добродетель, без которой не производится доброе. От времени до времени она движет человека пренебрегать плотью в искушениях". По мысли свт. Феофана, состояние ревности включает в себя момент боязни лишиться тех благ богообщения, которые дарованы ему, а также возбуждает положительное стремление устранить эти препятствие. Ревность – страж добродетелей (свт. Феофан). Её значение и положительная сила истинного подвижничества, обеспечивает постоянство в добре, и это постоянство обязательно предполагает терпение, которое т.о. связано с ревностью теснейшим образом.

По смыслу терпение обозначает устойчивость при творении добра. Терпение – крепость человеческого духа, противопоставляется слабости, отречению от достижения намеченной цели. Терпение – это неизменность в отношении раз принятого направление. Это не пассивное состояние (как это слово употребляется в бытовом значении). Терпение у отцов рассматривается глубоко в проявлениях внутренних и внешних. Свт. Феофан говорит: "Терпение имеет 2 стороны: будучи обращено внутрь, оно есть постоянство в добре и не обусловливается внешним, но есть черта доброго настроения. Будучи же обращено ко вне, оно есть сносливость, перенесение трудностей, встречаемых на добром пути или при добрых начинаниях, не может проявиться, если не будет скорбей. очевидно, что эта черта предполагает постоянство в добре или верности внутреннему строю, который созидается под действием в вере. Ап. Петр: терпение непосредственно связано с воздержанием (2Пет.1). Гораздо чаще СП говорит о терпении от внешних бедствий – говорится о страданиях и испытаниях, которые переносили апостолы – как проявление внутреннего мужества. Так что терпение и мужество связаны между собой. Терпение – основная добродетель, подвиг. Неразрывно связано с эсхатологическими чаяниями. Христианская вера постоянно подвергается скорбям при различных испытаниях. Терпение нужно христианам, чтобы исполнить волю Божию, чтобы они могли получить обещанное спасение. Христианская надежда на получение всех благ не должна включать элемент колебания, обязательно должно присутствовать терпение в качестве всецело проникающего настроения. Добродетель терпения связана с воздержанием. Терпение свидетельствует о постоянстве и верности в избранном направлении жизни. Если бы не терпение, то невозможно постоянное устремление к добру. Наличие терпения свидетельствует, что в человеке крепкая вера, несомненная надежда и любовь.

Результат обращения – это точка опоры. Свт. Феофан: верующему предстоит позаботиться, чтобы затеплившийся в духе свет жизни продолжал гореть, развивался по всему нашему существу, по всем силам. Момент обращения – это начало, поворотный пункт в жизни человека, решившего начать новую жизнь. Появились только ростки духовной жизни, и их нужно взращивать, чтобы получился добрый плод. Поэтому важны ревность, верность, терпение, мужество, потому что доброе начало – это полдела. Если положено доброе начало, успех может быть обеспечен, в противном случае на успех надеяться невозможно.

Свт. Феофан: сердце – центр жизни, составляет подкладку или основу ума и воли, сердце – исходище всех движений человеческой личности и всей его деятельности. Свт. Феофан суммирует то, что находится в творениях отцов-аскетов, чем выражает общеаскетическую т.зр. Религиозная потребность выражает внутреннюю природу человеческого духа, проявляется в стремлении к бесконечному. Конкретно это выявляется в сфере эмоциональной, в области сердца, – в центре духовной жизни. Отсюда становится понятным выражение свт. Феофана: одежда духа есть осеняющее его чувство. В творениях отцов можно встречать термины "дух" и "сердце" как заменяемые понятия – оба отражают средоточие духовных устремлений человека. В СП говорится о чистоте сердца (Мф. 5), что определяет и задачу человека – стремиться к тому, чтобы очищать свое сердце. Сердце является вместилищем различных помышлений: и худых, и добрых, поэтому свт. Феофан говорит, что оно – исходище (а не только вместилище).

Центр подвижнического совершенства – соответствующее положение ума, его отношение к сердцу. Это определяется сущность ума (по преимуществу сила созерцательная) и сердца (обнимает собой глубокие индивидуальные переживания), и их взаимное выражение: контроль разума над сердцем, предохраняя от помыслов дурных и направляя к помыслам добрым. Прп. Макарий: всё благоугождение зависит от помыслов. Надо сначала бороться с помыслами, чтобы потом не предпринимать борьбы с самими страстями. Помыслы могут возникать и изнутри, из сердца.

Осуществление и сохранение должно состояния ума иногда называется "пребыванием в сердце". Термин часто встречается в литературе и говорит о контроле над тем, что происходит в сердце. Если разум контролирует движения сердца, то греховные помыслы отсекаются. Понятия "внимания, бодрствования и трезвения" тоже очень важные. О них говорит СП и отцы-аскеты. "Внемли себе" (СП). Отцы обращают внимание на это требования и применяют эти слова к сокровищницам духовной жизни, позволяет человеку вести процесс самонаблюдения и самопознания, что особенно важно в деле подвижничества. Без самонаблюдения невозможно определить, что происходит в сознании, в сердце человека, какие помыслы вторгаются в сферу сознания, поэтому требуется внимательность, и слова "внемли себе" являются предметом особенного толкования отцов-аскетов, например, св. Василия Великого. В СП необходимость бодрствования основывается на том, что христиане являются сынами света и сынами дня, а не сынами ночи и тьмы. Отсюда настроение должно соответствовать деятельности среди дня. Христианам не должны быть свойственны состояния, которые характеризуют тех, кто совершает порочные дела ночью. Судя по ходу речи, ап. Павел говорит не только против упивающихся, но и вообще о тех, кто упивается любым грехом. Имеется ввиду предотвратить христиан от увлечения тем, что чуждо, ненормально, неестественно истинному предназначению человека, и эти слова нужно понимать в расширительном виде.

Трезвенный надзор ума за помыслами требуется по рассуждениям всех отцов-аскетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.