Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление предприятием





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

6.6.1. Сущность и структура процесса управления предприятие.

Менеджмент - организационно-управленческая деятельность руководителей и наука об этой деятельности. Любой целенаправленный процесс, в том числе производственно – хозяйственный, реализуемый на фирме, включает две составляющие: процесс управления и исполнительный процесс.

Процесс управления - информационно-сигнальный процесс. Под действием процесса управления непосредственно реализует целенаправленное изменение предметов производства и не содержит в себе никакой части процесса управления.

Для обеспечения целенаправленного функционирования производственной системы каждый ее управляющий процесс формирует и использует информационную модель соответствующего управляемого процесса, которая простирается в будущее до момента достижения целей системы, и вырабатывает управляющее воздействие на управляемый процесс, повторяющиеся через определенные интервалы времени. Введем некоторые понятия:

Горизонт управления управляющего процесса - период времени, на который простирается от данного момента в будущее модель производственного процесса системы, формируемая и используемая этим управляющим процессом.

Шаг управления управляющего процесса - промежуток времени между двумя непосредственно следующими друг за другом управляющими воздействиями, вырабатываемыми данным управляющим процессом.

Например, реализуемый заводоуправлением управляющий процесс УП1 верхнего иерархического уровня предприятия распадается на соподчиненные управляющие процессы с пятилетним, годовым, квартальным и пр. горизонтами управления. Аналогично реализуемый аппаратом управления цеха управляющий процесс распадается на соподчиненные управляющие процессы с годовым, квартальным, месячным, декадным, суточным горизонтами управления. Каждый управляющий процесс с определенным горизонтом управления вырабатывает управляющие воздействия с заданным шагом управления. Причем для двух смежных управляющих процессов горизонт управления нижележащего управляющего процесса является шагом управления для вышестоящего управляющего процесса.



 

6.6.2. Управленческий цикл и функции управления.

 

Функция управления - специализированная стадия управляющего процесса. Управленческий цикл - совокупность функций управления, упорядоченных в логической последовательности их выполнения.

Выработка цели занимает ведущее место в управленческом цикле. Цель системы - конкретный результат функционирования системы, подлежащий достижению ею к определенному моменту времени в будущем. Выработка цели - процесс генерирования альтернатив возможных и достижимых к определенному моменту в будущем результатов функционирования системы и выбор одной из них в качестве цели системы.

План - информационная модель распределенной во времени и по подсистемам последовательности действий и промежуточных результатов системы и всех ее подсистем, необходимых для достижения генеральной цели системы.

Планирование - процесс разработки плана по достижению генеральной цели системы с учетом имеющихся у нее ресурсов.

Управляющее воздействие - процесс выработки и реализации информационно - сигнальных воздействий на управляемый процесс, обеспечивающих достижения заданных планом на каждый шаг управления состояний и результатов функционирования системы и ее подсистем.

Реализация каждого управляющего процесса производственной системы и любой ее подсистемы требует в качестве обязательного момента использования предварительно сформированной информации, отображающей текущие и прошлые состояния, результаты функционирования и потребности системы и ее внешней среды.

Учет - это отображение и запоминание системой текущих и прошлых состояний, результатов функционирования и потребностей производственной системы и ее внешней среды. Учет всегда обращен в прошлое. Полученные при этом модели прошлых состояний используются при выработке и коррекции цели системы и управляющих воздействий на компоненты системы. Таким образом, осуществляется обратная связь от управляемого процесса к управляющему.

Контроль необходим для того, чтобы не допустить или вовремя устранить отклонения от определенных ранее целей и планов. Контроль - это процесс сравнения фактических и заданных планом результатов функционирования производственной системы и ее подсистем и определение величины расхождения между ними.

Анализ - последовательность и оценка закономерности связи между фактическими параметрами и результатами процесса функционирования системы и ее внешней среды, выявление причин отклонения фактических состояний и результатов функционирования от заданных планом.

Прогнозирование - получение информации для выработки целей производственной системы обеспечивается наличием в управляющем цикле функции прогнозирования.

Прогноз - вероятностное суждение о состоянии, результатах функционирования и качественных характеристиках какого - либо объекта в определенный момент времени в будущем .

 

 

6.6.3. Процесс принятия управленческих решений.

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные (то есть относящиеся к проблемам организации) решения и реорганизует их через других людей. Принятие решений пронизывает всю деятельность менеджера и является составной частью функций выработки целей, планирования и выработки управляющих воздействий.

В процессе функционирования фирмы ее работники постоянно сталкиваются с различными проблемами.

Проблема - это необходимость достижения желательной в будущем, устранения нежелательной в настоящем или недопущение нежелательной в будущем ситуации. Проблема имеет следующие особенности:

- она существует только для определенного субъекта;

- она существует для субъекта только в том случае, если он реально стремится достичь, устранить или не допустить какую - либо ситуацию.

Достижение желательной, устранение или предотвращение нежелательной ситуации называется решением проблемы. В общем случае проблема имеет множество альтернативных вариантов ее решения, поэтому менеджеру необходимо осуществлять выбор одной из этих альтернатив, то есть принимать определенное решение.



Принятие управленческого решения - это информационно - сигнальный процесс выбора менеджером одной из множества возможных альтернатив решения проблемы. В зависимости от полноты информации о факторах, определяющих ситуацию, и их взаимосвязи выделяют следующие классы проблем:

1. Хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что могут быть выражены в числах или символах, получающих в конечном итоге численные оценки;

2. Неструктурированные или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

3. Слабо структурированные или смешанные проблемы, которые содержат как количественные, так и качественные, малоизвестные и неопределенные элементы, которые обычно доминируют.

Особенности процесса принятия решения:

Принимать решения, как правило, легко, однако трудно принять хорошее решение, так как каждое решение имеет как положительные, так и отрицательные последствия и необходимо между ними найти оптимальный компромисс. Принятие решения - это психологический процесс и на менеджера воздействуют социальные установки, накопленный опыт, личностные ценности, а используемые им способы варьируют от спонтанных до высоко логичных. При этом в зависимости от степени влияния определенных поведенческих факторов на процесс принятия решений различают:

Интуитивные решения, при которых выбор делается только на основе ощущения того, что он правилен. При этом менеджер не взвешивает все "за" и "против" по каждой альтернативе, а осуществляет выбор спонтанно на основе озарения или "шестого чувства".

Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. При этом менеджер использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях ранее и выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Суждение как основа решения полезно, так как многие ситуации в организациях могут часто повторяться. Однако в меняющихся ситуациях такой подход неэффективен.

Рациональные решения - это выбор, который обосновывается с помощью объективного аналитического процесса и не зависит от прошлого опыта.

 

 

Контрольные вопросы.

1. Раскройте понятие социально-экономической сущности и содержания маркетинга.

2. Назовите основные принципы маркетинга.

3. В каких целях проводится изучение возможностей предприятий?

4. Какие факторы определяют поведение потребителей на рынке?

5. В чем заключается сегментация рынка?

6. Раскройте понятие и показатели качества продукции.

7. Какие показатели качества Вы знаете?

8. В чем сущность управления качеством и какова новая стратегия в этом вопросе?

9. Расскажите о роли цены в предпринимательской деятельности. Какие факторы (внешние и внутренние) влияют на ценообразование?

10. Какие факторы и каким образом влияют на объем спроса и предложения? Что показывает кривая спроса и предложения?

11. Дайте характеристику состоянию равновесия. Определите точку соответствия спроса и предложения; укажите на графике точку равновесной цены.

12. Охарактеризуйте понятие «эластичность». Как измеряется степень ценовой эластичности? Какую информацию для предпринимателя несет эластичность спроса?

13. Раскройте содержание ценовой и неценовой конкуренции.

14. В чем состоит взаимосвязь между ценой и объемом покупок? Дайте классификацию покупателей по восприятию цен и ориентации в покупках.

15. В чем состоит государственное регулирование цен? Расскажите о прямых и косвенных мерах воздействия.

16. Охарактеризуйте этапы процесса ценообразования.

17. Определите понятие сбыта продукции.

18. Охарактеризуйте основные понятия процесса управления предприятием.

19. Что такое процесс принятия решений и каковы его особенности?

Тема 7. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.