КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть II. Физиология высшей нервной деятельности
(Е.Н. Останкина) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНД). Понятие о ВНД. Основной системой регуляции функций организма является нервная система. Изучение функциональных особенностей нервной системы идет по нескольким направлениям – нейрофизиология, физиология ВНД, физиология сенсорных систем, психофизиология. Физиология ВНД – это наука о мозговых механизмах поведения и психики, базирующаяся на рефлекторной теории в ее современном виде. В настоящее время установлено, что субстратом осуществления сложных рефлекторных реакций является кора головного мозга и подкорковые структуры. ВНД - условно-рефлекторная деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающих адекватное и наиболее совершенное отношение целого организма к внешнему миру. ВНД – это совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая взаимосвязь целого организма с внешней средой. Основные положения рефлекторного принципа деятельности. Развитие рефлекторной теории шло на протяжении примерно двух с половиной веков. Можно выделить пять основных этапов развития этой концепции. Этап I - заложены основы понимания рефлекторного принципа деятельности ЦНС французским естествоиспытателем и математиком Р.Декартом (XVII в). Р.Декарт считал, что «все вещи и явления можно объяснить естественнонаучным путем». Эта исходная позиция позволила Р.Декарту сформулировать два важных положения рефлекторной теории: 1) всякая реакция на внешнее воздействие является отраженной (впоследствии ее стали называть рефлекторной); 2) ответная реакция на раздражение осуществляется при помощи нервной системы. Однако Р. Декарт был дуалистом. По Р.Декарту, нервы - это трубочки, по которым с огромной скоростью движутся животные духи, материальные частицы неизвестной природы, по нервам они попадают в мышцу и мышца раздувается (сокращается). Этап II - экспериментальное обоснование материалистических представлений о рефлексе (ХУП-Х1Х вв.). В частности, было установлено, что рефлекторная реакция может осуществляться на одном метамере лягушки (сегмент спинного мозга, связанный с «кусочком тела»). Выявлено, что стимулы могут быть не только внешними, но и внутренними, установлена роль задних - чувствительных и передних - двигательных корешков спинного мозга (закон Белла - Мажанди). Весьма активно сегментарные рефлексы изучал Ч.Шеррингтон (конец XVIII- начало XIX в.). Этап III - победа материалистических представлений о психической деятельности (И.М.Сеченов, 60-е гг. XIX в.). Наблюдая за развитием детей, И.М.Сеченов пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. Это положение он выразил следующей фразой: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Таким образом, И.М.Сеченов стал на путь детерминизма в вопросах психической деятельности человека. При изучении рефлексов он обосновал приспособительный характер изменчивости рефлекса, открыл торможение рефлексов (центральное торможение; 1863), суммацию возбуждения в ЦНС (1868). Этап IV - разработаны основы учения о высшей нервной деятельности (И.П.Павлов, начало XX в.). И.П.Павлов открыл условные рефлексы и использовал их как объективный метод изучения психической деятельности (высшей нервной деятельности -по И.П.Павлову). Он сформулировал 3 принципа рефлекторной теории: 1. Принцип детерминизма (принцип причинности), согласно которому любая рефлекторная реакция причинно обусловлена. 2. Принцип структурности, суть которого заключается в том, каждая рефлекторная реакция осуществляется с помощью определенных структур и чем больше структурных элементов участвует в осуществлении этой реакции, тем она совершеннее. 3. Принцип единства процессов анализа и синтеза в составе рефлекторной реакции: нервная система анализирует (различает) с помощью рецепторов все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует целостную ответную реакцию (синтез). Этап V - создано учение о функциональных системах (П.К.Анохин, середина XX в.). Понятия психическая деятельность и поведение. Формы психической деятельности человека. Понятия ВНД, психическая деятельность, психика, сознание не равнозначны. Психическая деятельность – это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопровождаться физической работой. Психическая деятельность – это функция целого организма. При психической деятельности происходит интериоризация, т.е. переход от внешнего, реального мира к внутреннему, идеальному. Цели деятельности - это потребности и вызываемые ими мотивы. Содержание и формы деятельности определяются: общественно-историческими факторами, общественными соотношениями, опытом человека. Т.о. цель деятельности - это модель желаемого, возникающая в сознании человека, при этом личная необходимость регулируется общественной необходимостью. Материальная базой психической деятельности человека – это физиологические процессы в нервной системе - импульсная активность нейронов во взаимодействии со следами памяти. Психическая деятельность - составная часть ВНД, поскольку ВНД может протекать осознанно и подсознательно, а психическая деятельность является осознаваемой. Различают следующие формы психической деятельности (психические процессы) - память, ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля. Основное значение психических процессов состоит в приспособлении человека и животных к окружающей среде. Психика – свойство мозга осуществлять психическую деятельность, главный критерий которой – осознаваемая активность мозга. Психика – это форма отражения мозгом среды, определяющая целенаправленное приспособительное поведение. Сознание – идеальное, субъективное отражение с помощью мозга реальной действительности. Сознание отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, эмоции и воля. Поведение – это психическая деятельность, регулирующая взаимоотношения организма и среды. Формы поведения разделяют по времени возникновения: врожденные – безусловные рефлексы, инстинкты; приобретенные – условно-рефлекторные формы поведения, создаваемые путем научения. Любой поведенческий акт – это комплекс врожденных и приобретенных в индивидуальной жизни поведенческих реакций. Т.е. целостное поведение включает два вида адаптационных реакций: 1) генотипические, обусловленные генной программой; 2) фенотипические, индивидуально приобретенные, основанные на обучении, обусловленные взаимодействием генотипа и условий среды.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |