Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество продукции. Показатели качества продукции




Продукция может удовлетворить ту или иную потребность человека только в том случае, если она обладает качеством, которое определяет его назначение. Качество является важнейшим показателем деятельности фирмы. Вопрос качества - это вопрос экономии всех видов ресурсов. В условиях рынка повышение качества продукции определяет темпы технического прогресса, рост эффективности производства, внедрение инноваций, адаптацию фирм в условиях конкурентной борьбы.

Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением, т.е. степень пригодности продукции. Любая продукция обладает совокупностью физических, химических, биологических и иных свойств, определяющих ее назначение.

Качество характеризуется надежностью, долговечностью, безопасностью, транспортабельностью и другими показателями. В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В зависимости от потребности используется тот или иной показатель качества продукции, который является определяющим для данной отрасли. Например, в целях снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии - долговечность, в целях безопасности эксплуатации - безотказность.

Качество - величина непостоянная. Она зависит от:

• уровня применяемой техники и технологии,

• уровня квалификации работников,

• дисциплины труда.

Выделяют обобщающие и частные показатели качества продукции. Частные показатели качества продукции характеризуют технические и потребительские свойства продукции фирм различных отраслей экономики. Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения.

В рамках производства создаются и внедряются системы качества как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества и достижения поставленных стратегических целей. Система качества охватывает все жизненные циклы продукции. Управление качеством осуществляется во всех странах. В соответствии с международными стандартами ИСО 9000 выделяют основные направления деятельности в области качества:

• планирование качества,

• управлением качеством,

• обеспечение качества,

• улучшение качества.

С 1987 г. были одобрены и введены в действие пять международных стандартов серии ИСО 9000 на системы качества. Эти стандарты используют все страны мира для совершенствования действующих в фирмах систем качества.

Основными проблемами, стоящими перед отечественными производителями в направлении совершенствования управления качеством продукции, являются: ориентация систем управления качеством и всей производственной деятельности на потребителя; усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции.

В условиях российской хозяйственной практики совершенствование системы стандартизации и применение международных стандартов обеспечивают необходимые предпосылки для создания систем обеспечения качества, способных существенно повысить конкурентоспособность продукции.' Это достигается с помощью сертификации. Сертификация в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиями стандарта.

Сертификация - процедура, посредством которой авторитетным органом проверяется и удостоверяется соответствие определенных видов продукции требованиям стандартов. С 1 января 1992 г. для всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности введена сертификация продукции. Сертификация означает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно. Сертификация систем качества осуществляется органами, формируемыми Госстандартом и его институтами. Органы, осуществляющие сертификацию систем качества, не зависят ни от покупателя, ни от производителя. Их задача — дать объективную и авторитетную оценку систем качества. Для этого независимо от вида сертификации (обязательной или по инициативе изготовителя) предусматриваются проведение типовых испытаний и государственный надзор за качеством сертификации продукции.

Если результаты испытания оказались успешными и подтвердили соответствие продукции требованиям нормативного документа, то хозяйствующему субъекту-производителю выдается сертификат. Срок действия сертификата устанавливается с учетом срока, на который аттестовано производство или сертифицирована система качества, но не более чем на 3 года.

Показателями, характеризующими уровень качества продукции, являются удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции в общем объеме выпушенной продукции в оптовых ценах хозяйствующего субъекта без НДС и акцизов:

У= СП/Vx 100%,

K=cn/v,

где У— удельный вес,

СП — сертифицированная продукция,

V— общий объем продукции,

К — коэффициент сертификации.

Эти показатели характеризуют долю в процентах или уровень продукции в копейках на 1 руб. общего объема продукции (работ, услуг) соответственно требованиям условий внутреннего и внешнего рынка.

Оценка и контроль за соблюдением качества достаточно просты втом случае, если заданное потребительское свойство товара может быть охарактеризовано одним из признаков (срок службы, надежность, прочность на удар, изгиб и т.п.).

Сложнее эта задача решается в ситуации, когда учитываются конкретные проявления свойств товара в определенных условиях потребления (носкость обуви, эксплуатационные свойства компьютера, машин, оборудования). Дело в том, что непосредственно интегрировать разнообразные характеристики качества не представляется возможным, так как все они различны по своей значимости для разных потребителей.

Один из способов получения данных об изменении качества товаров состоит в том, чтобы экспертным способом создать номенклатурный перечень признаков качества, ранжировать их по значимости для потребителя в рамках определенной шкалы весов и сравнить фактически достигнутые уровни показателей с показателями, принятыми за базу сравнения (эталон, стандарт, требования технических условий и т.п.). Расчетная формула сводного индекса качества товаров имеет следующий вид:

Сводный индекс качества товаров = (Фактический уровень качества / Базовый уровень качества) х CixCj,

где Ci — весовой коэффициент значимости соответствующего признака качества,

Cj — коэффициент весомости товарной группы в общем объеме продаж,

- суммирование взвешенных коэффициентов качества по набору i, j-ro товара с учетом нескольких признаков полезности.

Изменение качества проданных товаров можно оценивать путем косвенных расчетов - через динамику цен реализации товаров, так как качественные товары продаются по сравнительно высоким ценам:

Эффект от изменения качества товара = Фактическая стоимость продаж товаров по ценам соответствующего качества — Фактическая стоимость продаж товаров по средним ценам реализации товара в базисном периоде.

Кроме того, возможно сравнение динамики вапового объема поступления от продаж и чистого объема реализации (за вычетом скидок за дефекты, возврат некачественных изделий и т.п.).

К прямым обобщенным характеристикам качества товаров следует отнести показатели удельного веса продукции лучшего качества в общем объеме реализации всей товарной массы фирмы

 

Тема 11. Инновационная и инвестиционная политика предприятия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.