![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перспективный облик государственного сектора науки
Реформирование государственного сектора науки будет осуществляться в рамках двух основных этапов, охватывающих период 2006-2008 (этап институциональных преобразований) и 2009-2010 годов (этап структурной модернизации). На этапе институциональных преобразований (2006-2008 годы) предполагается решение следующих основных задач: совершенствование нормативной правовой базы и оптимизация организационно-правовых форм в государственном секторе науки; формирование эффективных механизмов финансирования государственного сектора науки; повышение качества управления государственным сектором науки; рационализация имущественных комплексов организаций; оптимизация количества и размера научных организаций, включая укрупнение организаций путем слияний и присоединений. Сокращение числа организаций в государственном секторе науки на первом этапе будет в основном связано с укрупнением организаций, передачей части организаций на иной уровень бюджетной системы, а также акционированием отдельных организаций. На первом этапе будут реализованы следующие основные мероприятия: инвентаризация имущества организаций, регистрация прав на РНТД, постановка нематериальных активов на баланс; определение и нормативное закрепление способов акционирования, способствующих сохранению научно-технологического профиля организаций, включая их позиционирование в реальном секторе экономики; создание системы мониторинга результативности и эффективности организаций государственного сектора науки, проведение ранжирования научной и экономической эффективности организаций; оптимизация соотношения базового и программного финансирования, включая увеличение финансовой обеспеченности одного занятого исследованиями и разработками, расширение инвестиций в обновление экспериментальной базы; формирование и реализация ведомственных программ по развитию академического сектора науки и вузовского сектора науки, включая формирование сети научно-образовательных центров как среды расширенного воспроизводства знаний; развитие системы государственных научных учреждений, включая федеральные центры науки и высоких технологий, а также «национальные лаборатории» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. В результате реализации мероприятий первого этапа будут: сформированы критерии оценки эффективности научной и экономической деятельности организаций, разработана нормативная правовая база, определяющая уточненный порядок финансирования организаций государственного сектора науки; созданы предпосылки для реструктуризации организаций государственного сектора науки (по оценкам, их количество может уменьшится на 15-20%) при этом сократится число государственных учреждений (по оценкам, удельный вес государственных учреждений в общем числе организаций государственного сектора науки сократится с 50% в 2005 году до 29% в 2008 году), численность персонала будет сокращаться меньшими темпами (по оценкам, на 14-16% к 2008 году); созданы предпосылки для акционирования государственных унитарных предприятий (по оценкам, удельный вес акционерных обществ в общем числе организаций государственного сектора науки возрастет с 2% в 2005 году до 48% в 2008 году), включая их приватизацию исходя из экономической целесообразности. На втором этапе структурной модернизации (2009-2010 годы) будут реализованы следующие основные мероприятия: структурная оптимизация государственного сектора науки; приватизация организаций, избыточных для реализации возложенных на государственный сектор науки функций; формирование сектора научных организаций со смешанной формой собственности; консолидация ресурсов в рамках системы «национальных лабораторий»; развитие системы связей в рамках государственного сектора науки, в том числе укрепление экономических связей с хозяйствующими субъектами реального сектора экономики; активное позиционирование государственного сектора в реальном секторе отечественной экономики, в мировой науке и инновациях. В результате реализации мероприятий второго этапа: приватизируется при условии сохранения научного профиля в течение 5 лет часть акционерных обществ с обеспечением привлечения инвестиций для их развития (в качестве научных, научно-исследовательских, проектных и т.п. организаций); продолжится процесс реструктуризации государственных учреждений (к 2010 году удельный вес государственных учреждений снизится, по оценкам, до 25 процентов). Таким образом, к 2010 году в организационной структуре государственного сектора науки произойдут следующие изменения: во-первых, опережающими темпами будет реформирован сектор прикладной науки в направлении его эффективной адаптации к функционированию в предпринимательском секторе; во-вторых, будет существенно расширяться участие организаций вузовского сектора науки в проведении исследований и разработок. Функциональная структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:
Организационно-правая структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:
Выводы Таким образом, экономический рост- это увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени. Увеличение совокупного производства рассчитывается в процентах по отношению к предыдущему периоду. Экономический рост может измеряться в натуральных стоимостных показателях. Сопоставление объемов производства в физических единицах (тоннах, километрах и т. д.) позволяет избежать вызываемых инфляций. Однако не всегда возможно сопоставить прежние виды товаров и услуг. Поэтому применяется стоимостное измерение, очищенное от роста цен. Основными показателями служат: -увеличение годового объема ВВП (ВНП, НД) -увеличение доли ВВП, приходящейся на душу населения страны Экономический рост зависит не только от общих тенденций, обусловленных средне- и долгосрочными циклами, но и от уровня развития народного хозяйства страны, формы политической системы, характера проводимой экономической политики и т.п. В целом, следует позитивно оценить приоритетные направления развития системы образования, одобренные правительством. Реализация намеченных мероприятий позволит серьезно продвинуться в вопросе унификации российских и западных стандартов образования. Однако пока не будет реальных действий, помимо экспериментирования с ЕГЭ, трудно говорить о том, когда реформа действительно перейдет в практическую плоскость. Безусловно, России необходима реформа образования. При существующей системе нельзя рассчитывать на существенное наращивание человеческого капитала, который в принципе определяет перспективы развития всей экономики. Ученые мира уже пришли к выводу, что наиболее важным ресурсом экономики является человеческий ресурс, обладание которым в масштабах страны определяет ее позицию в мире. Конечно, важен еще фактор использования данного ресурса, то есть насколько государство может дать людям возможность реализации накопленного потенциала. Однако в случае растраты этого потенциала на его восстановление могут уйти годы, а первую проблему можно решить в значительно более короткие сроки. Таким образом, при бездействии Правительства в данном направлении конкурентоспособность России в мире ежегодно будет уменьшаться. Реформу образования, прежде всего, надо проводить в разрезе кардинального улучшения качества, а именно того, кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени. реформа российской системы образования должна состоять из выполнения следующих мероприятий: 1) Резкое повышение зарплаты и ужесточение требований к преподавателям. Нужна жесткая переаттестация преподавательского состава, в результате которой 10-20% из них лишатся права преподавания, привлечение специалистов для преподавания из реальных отраслей экономики; 2) Борьба с коррупцией в учительской и профессорско-преподавательской среде; 3) Инвестиции в материальную базу образования (здания, спортивные сооружения, компьютерное оборудование и т.д.); 4) Совершенствование методов преподавания с учетом специализации, оценка учебников независимыми специалистами, радикальная реформа системы преподавания иностранных языков; Некоторое ускорение экономического роста в III квартале 2005 года стало достаточно неожиданным. Если до нового года не произойдет существенного снижения темпов роста, то в целом темп роста ВВП по итогам года может быть несколько выше 6%. Касаясь структурных изменений в росте ВВП, можно отметить возрастающую роль сектора услуг по сравнению с уменьшением вклада промышленности. Как добывающие, так и обрабатывающие отрасли промышленности замедлили свой рост относительно прошлого года, что в целом было достаточно ожидаемым. В то же время, такие сектора экономики, как строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, оптовая и розничная торговля растут стабильно высокими темпами, и их рост имеет все шансы продолжиться в среднесрочной перспективе. Дальнейшая динамика развития обрабатывающих производств будет зависеть от того, насколько отечественные производители смогут повысить свою конкурентоспособность по сравнению с импортной продукцией. Безусловно, с точки зрения качества экономического роста, удовлетворение возрастающего потребительского спроса через производство высококачественной отечественной продукции было бы более предпочтительным. Что же качается Стратегии развития РФ в области развития науки и инноваций на период до 10 года, то, на первый взгляд, наличие у правительства подобных документов с наполнением в виде количественных индикаторов, которые должны характеризовать результаты ее реализации, можно в целом воспринимать позитивно, особенно, учитывая намерения правительства по выделению рекордных сумм на науку в рамках бюджета-2006. Это свидетельствует о том, что политика в сфере науки и инноваций будет являться одним из приоритетов. В то же время, всегда остается вопрос о том, насколько эффективно будут использоваться бюджетные средства. Кроме того: в Стратегии нет никаких ссылок и обоснований приведенных прогнозных показателей. Остается неясным, какой методологией пользовались авторы Стратегии, поэтому создается ощущение, что некоторые целевые значения взяты "с потолка"; не хватает ясности в том, насколько эффективен будет механизм реализации Стратегии. Многие аспекты Стратегии предполагается реализовывать на основе ФЦП и ФЦНТП, некоторые из которых еще даже не разработаны; вне зависимости от эффективности механизма реализации, осуществление данной Стратегии ввиду ее сложности также потребует увеличение издержек со стороны государства. Таким образом, сложно однозначно оценить Стратегию развития РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. С учетом всех плюсов и минусов можно говорить о том, что такой документ в целом необходим, но требует существенной доработки. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Еженедельный Аналитический Обзор. РЭО Вестник. Социально – экономическое развитие России в 2005 г. № 208.от 12.10.2005г. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год: Варианты развития экономики страны // Финансовый бизнес. – 2005. - №11. – С.2-13. Панкрухин А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: — Интерпракс, 2010, 268 с. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2006 год (анализ концепции) // Экономист, 2005. - №12. – с.59-67. www.cbr.ru - Центральный Банк Российской Федерации www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики. www.minfin.ru - Министерство финансов Российской Федерации http://mon.gov.ru/ Министерство образования и науки Российской Федерации
[1] Целью формирования региональных инновационных кластеров является устранение диспаритетов развития регионов, создание и усиление региональной специализации на основе объединения ресурсов различных министерств и ведомств. [2] В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации приборы и оборудование, приобретенные в ходе выполнения НИОКР, должны быть либо возвращены заказчику, либо - после уплаты налога на прибыль - оставлены на балансе исполнителя по их остаточной стоимости. При этом необходимость уплаты налога на прибыль в размере 24 % от остаточной стоимости делает экономически невыгодным для исполнителя их дальнейшее использование. Решение данного вопроса приобретает особую актуальность в связи с проблемой старения научной приборной базы и необходимостью переоснащения производств современным оборудованием; [3] - В т.ч., определение способов и механизмов выявления наиболее значимых социально-экономических проблем (с учетом их непрерывности во времени), многовариантность сценариев развития экономики, установление долгосрочных конкурентных преимуществ отдельных отраслей и научно-технологических направлений, способов и форм привлечения к их определению широких слоев представителей науки, образования и предпринимательства.
[4] Название Программы может быть изменено соответствующими решениями Правительства Российской Федерации
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |