Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достижения и трудности культурного строительства

Форсированными методами в 30-е гг. решались и проблемы культурного строительства. Встретившиеся трудности в развитии экономики, разрыв в уровне культуры между различными официальными слоями населения и народами страны наложили отпечаток на ход культурного строительства, определили его особенности.

Уже в первые годы Советской власти было сделано много позитивного в распространении культуры в массы народа. До Октябрьской революции более 70 процентов взрослого населения страны не умело ни читать, ни писать. Неграмотность сельского населения достигла 85 процентов, многие народности вообще не имели письменности.

Возросшая материально-техническая база позволила значительно увеличить ассигнование на культурные цели. На социально-культурные нужды было израсходовано из государственного бюджета - за первую пятилетку - 20,2 млрд. рублей, за вторую - 93,7, за третью пятилетку 113,6 млрд. рублей. С 1930 г. было введено обязательное начальное образование. Возросший спрос на учительские кадры покрывался расширением сети педагогических институтов и техникумов, созданием краткосрочных курсов по подготовке педагогов для начальных школ, организацией досрочных выпусков в педвузах. И, несмотря на это, в 30-е годы большинство учителей старших классов не имели высшего образования. Конечно это сказывалось на качестве обучения.

Большое значение имел перевод письменности с латинизированного алфавита на русскую графику для таджикского, туркменского, узбекского, киргизского, молдавского, казахского и других народов СССР, начатый в годы второй пятилетки. Это открывало для них широкое возможности для приобщения к культуре русского и других братских народов, мировой культуре, укрепляло дружбу народов.

Индустриализация требовала обученного, грамотного работника. В решении этой задачи в 30-е годы были достигнуты важные результаты. К концу второй пятилетки почти полностью была ликвидирована неграмотность. К 1938 г. более 8 процентов населения имело образование 7 классов и выше. В предвоенные году осуществлялась задача введения в городах всеобщего среднего, а в селах и национальных республиках - всеобщего неполного среднего образования.

Предметом особого внимания партийных и государственных органов было развитие сети высшего и среднего образования, которое сопровождалось изменением социального состава студентов. Это достигалось созданием рабфаков для подготовки рабоче-крестьянской молодежи к обучению в ВУЗах. Советская интеллигенция формировалась из специалистов старой школы, выдвиженцев из среды рабочих и крестьян, подготовки специалистов вузами и техникумами. В 1941 г. в СССР было больше студентов, чем в Англии, Германии, Франции, Италии, Японии вместе взятых. При этом нельзя не отметить, что подготовка некоторых специалистов была ниже зарубежного уровня. К началу 1941 г. в народном хозяйстве работало 2,4 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием.

На передовые рубежи в 30-е годы выходила советская наука. Крупные успехи были достигнуты в области физики атомного ядра, были развернуты работы по созданию гигантского циклотрона для исследования атомных реакций. Имелись успехи и в других отраслях науки - в 1934 г. была создана комиссия по телемеханике и автоматике. В эти годы происходило организационное становление советской науки. В 1934 г. Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву, создавались новые научно-исследовательские институты и филиалы АН в республиках. В эти годы в советской науке работали выдающиеся ученые и инженеры И.П.Бардин, В.И.Вернадский, А.К.Винтер, Г.О.Графтио, А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица, Е.В.Тарле и другие. Особую группу в науке составляли военные ученые и инженеры - создатели новой техники и оружия. В 1941 г. в стране трудилась почти 100-тысячная армия научных работников.

Важное значение в общем культурном строительстве имело развитие художественной культуры. В эти годы были созданы значительные произведения в области литературы, живописи, архитектуры, театрального искусства, кинематографии. Росла сеть культурно-просветительных учреждений. Советский Союз в 1940 г. обогнал самые развитые капиталистические страны по числу библиотек и книг в них в расчете на душу населения. В стране имелось почти семь миллионов трансляционных радиоточек и радиоприемников, 908 профессиональных театров, 28 тыс. киноустановок, выросло количество клубов.

Впервые десятки миллионов людей разных национальностей прикоснулись к родникам культуры, взяли в руки книги Пушкина, Гете, Шекспира, познакомились с эпосами народов СССР. Общество получило “Тихий Дон” Шолохова, книги Гайдара, Макаренко, Н.А.Островского, К.А.Паустовского, Толстого, Чуковского, стихи Б.Л.Пастернака, Т.Табидзе, Е. Чаренца, музыку С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.М.Баланчивадзе, картины и скульптуры В.И.Мухиной, М.В.Нестерова, А.А.Пластова, фильмы Г.К. и С.Д.Васильевых, А.П.Довженко, сооружения архитекторов братьев Весниных, А.В.Щусева и других.

Вместе с тем, под влиянием административно-командной системы и культа личности, в эти годы получили распространение авторитарность суждений и оценок, грубое вмешательство в творческую деятельность. Некоторые произведения годами не могли выйти в свет, оседали в столах авторов, в запасниках музеев. Немало культурных ценностей в эти годы было уничтожено, продано за границу. Многие ученые, деятели культуры вынуждены были выехать за рубеж. Покинули страну академики-химики В.Н.Ипатьев, А.Е.Чичибабин, физик Г.А.Гамов, многие деятели культуры. Подвергались гонениям, замалчивалось творчество И.А.Булгакова, С.А.Есенина, А.П.Платонова, М.Хвылевского, О.Э.Мандельштама, живопись П.Д.Корина, К.С.Малевича и П.Н.Филонова, разрушались памятники архитектуры прошлого (храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве), уничтожались тысячи церквей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Итоги политического и социально-экономического развития страны в 30-е гг. свидетельствуют, что в стране произошли важные политические и социальные изменения, связанные с осуществлением политики строительства социализма. В стране была создана мощная тяжелая промышленность с развитым военным потенциалом. Осуществлена коллективизация сельского хозяйства путем создания крупных хозяйств - колхозов и совхозов. Миллионы людей впервые получили определенные социальные блага, закрепленные в Конституции 1936 г. Значительно расширился доступ к знаниям и культуре. Объективно необходимые, эти процессы, оказались резко сжатыми по времени, были объективно направлены на подчинение интересов конкретной личности задачам создания мощного государства, осуществлялись часто жесткими мерами, без необходимой заботы о сохранении народных обычаев, без сочетания лучших черт промышленной цивилизации с традиционной культурой народа, без учета других цивилизаций.

Анализируя историю советского общества в 20-30-е гг. как диалектический органичный процесс, (не отрицая его неодномерность, неоднозначность, противоречивость), можно выделить в нем ряд взаимосвязанных потоков: во-первых, проявление общемировой тенденции к нарастанию государственного влияния в экономике, характерной в той или иной форме для развитых социальных систем в индустриальную эпоху - авторитарные режимы Европы, Японии в 20-4О-е гг. “Новый курс” Ф.Д.Рузвельта в США; во-вторых, специфический этатизм (государственное вмешательство в экономику), связанный с необходимостью ускоренного преодоления технико-экономической отсталости страны (аналогичные функции государства наблюдается в “третьем мире”); в-третьих, воздействие российского социокулътурного комплекса (государственно-патерналистских, общинных и других традиций), геополитической ситуации (самая длинная в мире сухопутная граница), требовали в эту эпоху многочисленной, хорошо вооруженной армии; в-четвертых, влияние доктринального фактора - стремления партии и государства к форсированному огосударствлению экономики, субъективно обознававшемуся как важный фактор строительства социализма.

В результате синтеза этих потоков в СССР в 20-30-е гг. возникла целостная общественная система, которую многие исследователи называют государственным социализмом, отягощенным политикой репрессий. В ходе строительства социализма была осуществлена индустриализация страны, введено в строй около 9000 крупных промышленных предприятий. Огромными усилиями народа страна была превращена в индустриально-аграрную державу, заняла ведущее место среди крупнейших государств мира. Был создан военно-промышленный потенциал, обеспечивший победу СССР в Великой Отечественной войне. Все это - факты истории, к ним можно по разному относиться, но не признавать их нельзя. Как нельзя сегодня не признавать и не помнить ценой какого титанического труда, лишений, неоправданных надежд они достигнуты. И это - еще некоторый набор знаний для всех изучающих отечественную историю, и определяет урок тем, кто ее игнорирует.

Величайшей трагедией для нашего народа в 30-е гг. явились сталинские репрессии, гибель людей. В условиях культа личности пострадали сотни тысяч честных граждан, в их числе было также немало видных деятелей партии и государства.

В 20-30-е гг. были достигнуты значительные успехи в ликвидации неграмотности, развитии народного образования, литературы и искусства, всех форм художественного творчества трудящихся, в развитии в целом духовной культуры нового общества. К сожалению, многие известные ученые и изобретатели, писатели и журналисты, художники, артисты, учителя, работники разных сфер культуры и образования, прославившие нашу Родину, погибли не только в застенках ГУЛАГА, но и в той непонятной жизни...

Таков опыт строительства социализма в СССР. Здесь все есть: и великие достижения, и драматические ошибки, и трагические события. Все они были порождены тем обществом, которое строилось в нашей стране.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Борьба за власть в партийном руководстве в 20-е гг | Примерное соотношение элементов территории бульвара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.