Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распространение и историческая судьба христианства на белорусских землях




История Беларуси начинается с вхождения западнорусских земель в состав Великого княжества Литовского. Это вхождение последовало за татаро-монгольским погромом Древней Руси. Татаро-монгольское нашествие и ливонская агрессия принесли на Русь не только разорение и неисчислимые бедствия, но и вызвали глубокие геополитические изменения. Будущая Беларусь, разными путями оказалась под властью языческих литовских князей в Великом княжестве Литовском Возникновение Литовского княжества датируется рубежом XII-XIII вв. Сегодня мы не располагаем достаточными источниками, чтобы проследить этот процесс, но достоверно известно, что первым великим литовским князем был Миндовг.

Первые полтора века, до конца XIV ст., положение Западной Руси было сравнительно благоприятным. Русские земли пользовались широкой автономией, находясь фактически лишь в вассальной зависимости от великого князя, славянская знать доминировала культурно и принимала участие в общегосударственном управлении. Отношения с литовцами-язычниками были в основном мирными, хотя отдельные эксцессы случались. Сама Русь еще помнила языческие времена. В народе бытовало своеобразное «двоеверие», а литовское язычество было очень похоже на славянское, имея общие с ним истоки.

Православие постепенно и ненасильственно распространялось в Литве. Даже члены великокняжеской семьи, получая уделы в русских землях, обыкновенно крестились. Были распространены смешанные браки. Правда, сам великий князь, опиравшийся в военно-политическом отношении на языческую литовскую знать, неизменно оставался язычником. В целом, до конца XIV в. Великое княжество Литовское можно характеризовать как литовско-славянскую неполноправную федерацию.

К концу XIV в. положение изменилось. Стало очевидным, что в христианской Европе языческое государство далее существовать не может, тем более, что большая славянская часть подвластных ему земель была христианской, православной. Литва оказалась перед цивилизационным выбором: на Востоке, постепенно высвобождаясь от татарской зависимости, быстро поднималась православная Московская Русь, втягивая в свою орбиту восточнославянские земли Литвы, на Западе выходила из феодальной раздробленности и быстро набирала силы католическая Польша, более многолюдная и богатая, чем редконаселенная, истощаемая противоборством с татарами Россия.

В середине XIV в. Польша уже поглотила Юго-Западную, Галицко-Волынскую Русь и продолжала лелеять новые экспансионистские планы на востоке. Доминировавшая в Литве языческая знать во главе с великим князем Ягайлой была поставлена перед выбором: православие или католицизм, Москва или Краков? Осенью 1380 г. выбор был сделан, Ягайло с литовской дружиной пошел на Куликово поле на помощь хану Мамаю, а через пять лет в замке Крево близ современной Сморгони был заключен договор об унии Литвы с Польшей. Польская ориентация литовской знати привела Литву к Кревской унии 1385 г., принятой всего через пять лет после Куликовской битвы. Срок для неспешного средневековья необыкновенно быстрый. Уния укреплялась династическим браком Ягайло на наследнице польского престола княжне Ядвиге. Сам Ягайло (в крещении Владислав) и вся языческая Литва принимали христианство в его западной, католической форме. Католицизм становится государственной религией ВКЛ, а православие лишается покровительства государства. По новым условиям Великое княжество сохраняло самостоятельную администрацию и широкую автономию в рамках государственного союза двух стран.

После заключения унии одно из крупнейших европейских государственных образований, полиэтническое Великое княжество Литовское с православным населением на большей части территории, стало католическим государством. Литовские язычники были обращены в католицизм, и только феодалы-католики получили все права. Только они отныне могли занимать все основные государственные посты, только им гарантировалась неприкосновенность земельных владений. На белорусские земли пришли польское право, польская культура, польский язык, которые стали агрессивно вытеснять русскую и литовскую культуру, право и язык. Начались никогда уже не прекращавшиеся гонения на православие, объявленное неистинной, хамской, мужицкой верой. Измена вере отцов, переход в католицизм стал означать разрыв с этносом, поскольку тут на цивилизационной грани религиозная и этническая принадлежность отождествлялись особенно остро.

О Кревской унии сегодня написано много. Это событие имело огромное влияние на исторические судьбы Беларуси и самой Литвы. Хотя западнорусский язык, как символ автономии официально оставался в Литве государственным вплоть до конца XVII в., начался процесс неуклонного вытеснения элементов белорусской государственности из политической жизни Великого княжества. Для того, чтобы избежать унизительной дискриминации, даже крупным русским феодалам отныне оставалось только два пути - или эмиграция в Россию, или ренегатство, разрыв с верой предков, что в условиях средневековья означало неизбежный разрыв с родным языком и культурой, разрыв с родным народом. Большинство феодалов, в конце концов, вступило на второй путь.

 

Католицизм пришел из Польши. Оттуда прибыл весь католический церковный клир. Практически все священнослужители были поляками или немцами по этнической принадлежности. Поэтому в Литве католицизм был воспринят как «польская вера», противостоящая «русской вере» - православию. А поскольку по условиям унии полноправными были только феодалы-католики, это не могло не внести раскола в еще недавно относительно веротерпимое литовское общество. Фактически окатоличение стало означать ополячивание. Перемена веры неизбежно влекла за собой этнокультурную и языковую ассимиляцию.

Разумеется, это был не одномоментный, а постепенный процесс. Но он развивался неумолимо. На протяжении XV-XVI вв. происходило постепенное превращение политической системы Великого княжества в окраинный вариант польской государственности. Разноэтничная феодальная католическая шляхта сливалась в «единую шляхетскую нацию» с польским языком, культурой и польским этническим самосознанием.

Православная церковь - мать белорусской нации. Если бы она была уничтожена, на этой земле не было бы белорусов. Белорусское крестьянство проявило поразительную стойкость в сохранении своей православной веры, культуры и языка. Оно осталось самим собой и выжило в нечеловечески трудных условиях, покинутое верхними социальными слоями, предавшими его и ушедшими в чужой этнос.

Вся история белорусского этноса и белорусской культуры, возникших на цивилизационной грани между западнохристианским католическим, а после раскола западной церкви и протестантским, миром и восточнохристианским православием, была историей цивилизационного противостояния. Начало белорусского этногенеза совпало с превращением католичества в государственную религию Великого княжества Литовского и происходило на фоне непрекращавшейся агрессивной католической экспансии на православные восточнославянские земли.

Таким образом, именно конфессиональный фактор стал определяющим в этнической и культурной истории белорусов.

Нельзя сказать, чтобы процесс окатоличевания не встречал сопротивления. Подымались восстания, иногда вырывались временные уступки. Самые непримиримые отъезжали на Русь, пограничные феодалы уходили вместе со своими вотчинами, так что восточная граница Великого княжества и без войны стала отступать на запад.
К началу XVI в. почти треть великокняжеского, а потом царского окружения в Москве составляли «литовские выходцы».

Вместе с тем процесс окатоличения шел с нарастающей скоростью. Слишком велик был соблазн социальных привилегий католиков. Ополячивались целыми родами не только русские, но и литовские феодалы-католики. Одни стремились культурно уравнять себя с польскими феодалами. Другие переходили в новую веру под мощным церковным давлением, которое поощрялось Римской курией. Неумолимо шло превращение некогда суверенной Литвы в польскую провинцию. Начинается постепенный переход в католицизм представителей православных кругов высшего сословия ВКЛ, в том числе и Беларуси. В Вильно был возведен кафедральный костел Св. Станислава. Вслед за столицей строительство костелов начинается во всех крупных городах ВКЛ. Первым виленским епископом был назначен поляк Василло. Духовенство большей частью было также польского происхождения. Укрепляя государственные позиции ВКЛ, Витовт (1392—1430) одной из главнейших политических задач считал усиление римо-католичества. По отношению к православной церкви была предпринята попытка отрыва ее не только от митрополии всея Руси, но и от Константинопольского патриархата.

В неравноправное положение было поставлено православное население. Православная знать в ВКЛ не имела права занимать высшие государственные должности; православных мещан не допускали в состав городских магистратов, не принимали в цехи; православные крестьяне должны были платить десятину на содержание католических священников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.