КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Система юридического образования России
Самореализация личности, ее индивидуальность в профессиональной деятельности возможна, во-первых, в коллективе, во-вторых, она определяется характером цели. Цель, как объективно значимый результат профессиональной деятельности преподавателя вуза, определяется потребностями общества, требованиями, предъявляемыми к личности будущего выпускника-специалиста. Образовательные учреждения получают и реализуют социальный заказ на профессиональную подготовку специалистов высшей и средней квалификации. Реализация социального заказа проводится через педагогическую систему образовательных учреждений, основными составляющими которой выступают: цели и содержание подготовки, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений и обучаемые, организационные формы, дидактические процессы и педагогические средства. Взаимосвязь между ними показана на Рис. I.2.3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Рис. I.2.3
Социальный заказ влияет на все компоненты педагогической системы, между которыми, в свою очередь, существуют определенные связи. Общество и государство не могут решать свои насущные основополагающие вопросы без высшей школы, для которой нет интересов более высоких и важных, чем выполнение социального заказа общества и государства. Система образования должна сделать все возможное для воспитания граждан-патриотов, имеющих полноценное высшее образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля, места жизни и работы, обладающих свободой мышления, готовностью к творчеству, стремлением к самореализации, способных поддерживать здоровый образ жизни. Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы и ум и – если сможет – богатства страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках[1]. Деятельность работников органов внутренних дел всегда предъявляла высокие требования к их личным качествам и профессиональному мастерству. Каждая профессия предполагает совокупность знаний, умений и навыков, без которых нельзя быть не только специалистом-профессионалом, но даже порядочным ремесленником. И работники ОВД не являются в этом смысле исключением. Технология подготовки специалистов требует постоянного совершенствования. С этой целью организуется и проводится обучение в системе профессиональной подготовки. Эффективность и качество обучения в ОВД зависит от научного (в соответствии с рекомендациями педагогики и психологии) подхода к организации учебного процесса в системе профессиональной подготовки. И в результате позволит оптимизировать процесс становления профессионального мастерства работников ОВД. Система юридического образования в России п остроена как многоуровневая, обеспечивающая его непрерывность и преемственность. Она имеет четыре уровня: первый — начальное профессиональное юридическое образование (срок обучения до одного года), второй — среднее (срок обучения до двух лет), третий — высшее (срок обучения 5—6 лет), четвертый — послевузовское (дополнительное обучение сроком до трех лет). Для каждого уровня созданы специальные учебные заведения или факультеты: учебные центры, средние специальные и высшие образовательные учреждения. Новые образовательные учреждения — юридические лицеи, кадетские корпуса. Послевузовское образование осуществляется в высших образовательных учреждениях через аспирантуру, адъюнктуру и докторантуру. В соответствии с положениями законов об образовании высшее профессиональное образование носит трехступенчатый характер: первая ступень — неполное высшее образование. Оно достигается обучением в вузе не менее двух лет, прохождением промежуточной аттестации и фиксируется особым дипломом (за рубежом эта ступень обозначается присвоением квалификации «ассистент»); вторая ступень — высшее профессиональное образование со сроком обучения. 4 года, подтверждаемое.дипломом с квалификацией (степенью) «бакалавр»; — третья ступень — высшее профессиональное образование, имеющее две разновидности — со сроком обучения 5 лет (для вузов МВД — 4 года) и получением квалификации (степени) «дипломированный специалист*, а со сроком обучения 6 лет — с получением квалификации (степени) «магистр*. В ведомствах организуется и повышение квалификации специалистов, руководителей, преподавателей. Это — дополнительное профессиональное образование без повышения его ступени. В ряде случаев (при соблюдении всех требований соответствующего Государственного стандарта) оно завершается получением дополнительной квалификации с вручением дипломов, например — «преподаватель*, «преподаватель высшей школы» и др. Формами получения образования выступают очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, самообразование. Допускается сочетание различных форм. Требования к минимуму содержания подготовки для каждой ступени выражены в Государственном образовательном стандарте (имеющем федеральный и национально-региональный, ведомственные компоненты). Педагогические системы в юридическом образовании. Юридическое образование в России весьма популярно, имеет разветвленную систему с более чем 300 образовательных учреждений, в которых одновременно приобретают и совершенствуют свой профессионализм порядка 200 тысяч юристов. Образование функционирует в виде систем разного масштаба: федеральной системы, системы профессионального юридического образования в стране, системы профессионального юридического образования в правоохранительных ведомствах, системы профессионального юридического образования в отдельных образовательных учреждениях и субъектах Федерации. В «цепочке» их действуют взаимосвязи и взаимовлияния от начала к концу, обратно, по горизонтали. Низшие системы, меньшие по масштабу, являются структурным образованием высшей, выступают по отношению к ней как подсистемы и несут в себе ее особенности. Любая система образования, как и большинство социальных систем, гетерогенна и специфична, т.е. неоднородна по природе и свойствам образующих ее элементов, компонентов, подсистем. Последние функционируют в соответствии с закономерностями своей природы, но подчиняются свойствам, качественному своеобразию, предназначению, необходимому результату системы образования как целостности. К наиболее важным из них относятся правовая, финансово-экономическая, психологическая, педагогическая подсистемы. При специальном анализе их можно рассматривать и как качественно своеобразные системы и в этом плане говорить, в частности, о педагогической системе образования. Системы всегда иерархичны: они состоят из структурных единиц и элементов целого, расположенных и функционирующих в порядке от высшего к низшему, от главного к второстепенному, от наиболее существенного к относительно несущественному. Педагогическая система в системе образования занимает главенствующее, определяющее значение, характеризующее ее существо, принципиальное качественное отличие от других систем, т.е. по главным, признакам и свойствам образование имеет педагогическую природу. В самом деле, можно сравнить образовательное учреждение с производственной организацией, у которой на «входе» — «сырье», а на «выходе» — «готовая продукция», в промежутке — технологии, предназначенные для переработки первого во второе. В него «входят» новички, а призваны «выходить» профессионалы-юристы. Можно сказать, что оно — «педагогическое производство». Его главные технологии — педагогические и психолого-педагогические, технологии детерминации и регулирования происходящих с обучающимися превращений, возникающих и формирующихся должным образом у курсантов, курсантов, слушателей необходимой юристу общей и профессиональной образованности, обученности, воспитанности, развитости. Это технологии становления у них видения, понимания окружающего, юридической деятельности и себя самого на уровне достижений современной цивилизации, формирования профессиональных знаний, навыков, умений, профессиональных способностей, привычек, установок, жизненных и профессиональных ориентиров, норм поведения, профессиональных способностей и др. Это технологии использования потенциала системного комплекса «педагогических инструментов» - целенаправленных педагогических условий, воздействий, средств и способов. В создании и реализации этого комплекса профессионалами-педагогами выступают все работники «педагогического цеха»: руководящий, научно-педагогический и обслуживающий состав образовательного учреждения. В итоге, должен получиться требуемый педагогический результат– при котором каждыйвыпускник должен быть полноценно сформироваться как всесторонне подготовленный специалист-юрист, обладающий Профессионально развитыми педагогическими свойствами профессиональной образованностью, профессиональной обученностью, профессиональной воспитанностью и профессиональной развитостью. Все это свидетельствует о том, что деятельность юридического образовательного учреждения в решающей степени зависит от качества и эффективности функционирования его педагогической системы. Системы, в том числе и педагогические, структурны. Каждая педагогическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованно функционирующих, как единое целое, педагогических факторов (элементов, компонентов, подсистем), определяющих специфику, динамику и результаты педагогического процесса. Педагогическая система присуща не только федеральному, ведомственному образованию, образовательному учреждению, но и меньшим по масштабу: системе деятельности факультета, кафедры, цикла, отдельного руководителя правоохранительного органа, преподавателя, изучения отдельной учебной дисциплины, воспитательной работы и др. Структурная специфика педагогической системы – в присущих ей важнейших подсистемах: образовательной, воспитательной, обучающей и развивающей. Образовательные системы педагогичны постольку, поскольку в них представлены и эффективно функционируют эти подсистемы. Они имеют свои особенности при подготовке высококвалифицированных юристов. Для педагогической системы и ее подсистем характерно наличие своеобразных педагогических элементов, к числу которых относятся: цель, задачи, принципы, субъект (преподаватель), объект-субъект (обучающиеся), условия, взаимодействие,. содержание, организация (организационные формы), обеспечение, средства, способы, методы, – контроль, результаты, оценка. Состояние порядка, гармонии, уравновешенности, согласованного функционирования элементов (компонентов) системы – важное условие ее жизнеспособности и продуктивности. Мудро выразил это Я.А. Коменский более чем 300 лет назад: образование должно находиться в состоянии порядка, «т.е. размещения вещей предшествующих и последующих, верхних и нижних, больших и малых, схожих и несхожих в соответствии с местом, временем,, числом, мерой и весом, надлежащими и соответствующими каждой вещи..., порядок есть душа вещей. Ведь все, что' приведено в порядок, сохраняет свое положение и целость до тех пор, пока удерживает порядок. Если порядок нарушен, то все ослабевает, колеблется, расшатывается, падает». В юридическом образовании порядок в педагогической системе имеет свои особенности, о которых речь ниже. Наконец, педагогические системы выступают в виде конструкции и в виде процесса. Педагогическая система как конструкция – это ее «анатомия», воплощающая все педагогические подсистемы и элементы в их определенных взаимосвязях, ориентированных на обеспечение педагогического порядка и достижение максимальной эффективности. Педагогическое конструирование предполагает целенаправленный, осмысленный и педагогически компетентный расчет и создание педагогической структуры образовательных систем в образовательном учреждении, на факультете, кафедре. Это исходное условие, предпосылки успеха, возможность его достижения. Отсутствие какой-либо структурной единицы (подсистемы, элемента), ее педагогическое несовершенство, несогласованность элементов структуры — изначальный порок созданной (или неосмысленно реализуемой) руководителем, преподавателем, воспитателем, сотрудником педагогической системы, лишающей возможности достигнуть, как минимум, высокого педагогического результата. Таким образом, любая система динамична и ее функционирование, жизнь обнаруживается в виде процессов, развернутых во времени, выражающих ее самодвижение и изменения под влиянием вечно меняющихся ситуативных обстоятельств. В системе образования это находит воплощение в образовательном процессе и проявлении его сущности – педагогическом процессе. Это, продолжая аналогии, – «физиология» педагогической системы, движение ее конструкции, сохраняющее системность, но гибко проявляющей себя в динамике педагогических ситуаций. Педагогический процесс находит воплощение в деятельности всех субъектов педагогической деятельности и проявлениях других элементов педагогической системности. Он всегда более субъективен, индивидуален, ситуативен, разнообразен, конкретен, адаптирован.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |