Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции развития системы образования России




80-х — начале 90-х гг. 20 века успешность труда в России определялась не столько наличием профильного высшего или средне-специального образования, сколько его отсутствием. Мы подчеркиваем это обстоятельство, поскольку именно свобода от устаревших знаний и стереотипов в деятельности, имеющаяся в то время у молодых людей без высшего или средне-специального образования, кроме всего прочего, позволила им достигнуть серьезных успехов в организации и ведении своего дела. И наоборот, многие специалисты с высшим образованием, а также работники, имеющие кандидатские и докторские научные степени, полученные в советские годы

В связи с этим можно говорить о том, что в конце 80-х и начале 90-х гг. в России наличие высшего профильного образования — фактор, который незначительно влиял на успешность трудовой деятельности огромного количества людей. Данный факт противоречит результатам исследований западных авторов, которые связывают успешность профессиональной деятельности, в том числе руководителей, с их профильным образовательным уровнем.

И тем не менее через некоторое время после начала перестройки Россия все же начала движение к цивилизованному бизнесу и к периоду 1995-1997 гг. социальная ценность высшего и средне-специального образования стала возрастать. Так, в конце 90-х гг. при формулировании требований к выдвижению работников в резерв на управленческие должности появился критерий обязательного наличия базового профессионального образования. Кроме того, стали «в цене» профессионалы, имеющие развернутый опыт и знающие свой труд в тонкостях и нюансах.

Однако мы должны все же признать, что фактор наличия профильного высшего или средне-специального образования — еще не гарантия высокой эффективности работника.

Таким образом, фактор наличия профильного высшего или средне-специального образования может иметь двоякое значение относительно профессиональной успешности работника:

· он может способствовать успешной карьере за счет того, что сотрудник обладает профессиональными знаниями и навыками;

· но может снижать его потенциал по причине наличия устойчивых стереотипов в его мышлении и деятельности.

И наоборот:

· отсутствие профильного образования может проявиться в качестве фактора, тормозящего профессиональную успешность работника;

· но может, напротив, повысить его успешность при его способности к переобучению и профессиональному творчеству.

Отдельно следует коснуться вопроса об образовании у правленческих работников. Как и в случае с позитивной связью образовательного уровня специалиста с его образовательным статусом, в западной литературе формулируется мнение, что наличие высокого уровня образованности руководителя повышает его успешность.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что при анализе степени влияния образования на успешность профессиональной деятельности нужно ответить на следующие вопросы.

1. Является ли для следователя-юриста обязательным требование иметь профильное высшее образование, соответствующее той сфере, в которой он реализует свою профессиональную деятельность?

2. Как наличие профильного юридического образования способствует успешности следовательской деятельности?

3. В каких дополнительных знаниях нуждается руководитель следственного подразделения?

При ответе на эти вопросы можно выделить следующие закономерности.

1. Как было указано выше, само по себе образование еще не обеспечивает высокую успешность деятельности следователя (либо руководителя).

Случаи отсутствия у руководителя высшего и средне-специального образования особенно часто встречались в России в конце 80-х — начале 90-х гг. В настоящее время повысились требования к профессионализму руководителей, поэтому случаи отсутствия у них образования чрезвычайно редки.

2. Если обязательность профильного образования для следователя является важной составляющей, то для руководителей данных подразделений заметно повышается необходимость психолого-педагогических знаний, умений и навыков. Обязательно наличие развернутого опыта управленческой деятельности и желателен богатый жизненный опыт, знание людей, а также самого себя — своих сильных и слабых качеств.

Сензитивный период, в течение которого будущий следователь получает высшее образование, имеет очень важное значение. В этот период происходит начальная профессионализация его личности, что сказывается в его профессиональной работе и управленческом стиле. Как правило, знания из другой, смежной области может способствовать повышению эвристичности работника.

 

Логичным теперь будет поиск ответа на третий вопрос о том, в каких дополнительных знаниях, кроме профессиональных, нуждается следователь. Ответ здесь будет однозначным — следователь, имеющий любое профессиональное образование (профильное или непрофильное), нуждается в знании основ социальной психологии управления людьми и знаниях по педагогике. Под этим имеется в виду следующее:

· компетентность в вопросах психолого-педагогических закономерностей общения людей;

· убежденность в необходимости формирования культуры;

· знание основных педагогических закономерностей воздействия на граждан;

· информированность о причинах возникновения конфликтов и регулирования их;

· осведомленность о способах эффективной профессиональной саморегуляции.

Таким образом, после назначения на управленческую должность руководитель обязательно должен получить дополнительное образование по психологии управления. Следственная деятельность требует от сотрудника освоения психолого-педагогических знаний, поскольку он занимается не исследовательской академической работой, а конкретным взаимодействием с людьми в определенной профессиональной сфере;

Вывод по первому вопросу. Образовательные учреждения получают и реализуют социальный заказ на профессиональную подготовку специалистов высшей и средней квалификации. Реализация социального заказа проводится через педагогическую систему образовательных учреждений, основными составляющими которой выступают: цели и содержание подготовки, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений и обучаемые, организационные формы, дидактические процессы и педагогические средства. Взаимосвязь между ними мы с вами сегодня рассмотрели. Система юридического образования в России построена как многоуровневая, обеспечивающая его непрерывность и преемственность. Она имеет четыре уровня:первый — начальное профессиональное юридическое образование (срок обучения до одного года), второй — среднее (срок обучения до двух лет), третий — высшее (срок обучения 5—6 лет), четвертый — послевузовское (дополнительное обучение сроком до трех лет). Для каждого уровня созданы специальные учебные заведения или факультеты: учебные центры, средние специальные и высшие образовательные учреждения. Новые образовательные учреждения — юридические лицеи, кадетские корпуса. Послевузовское обра­зование осуществляется в высших образовательных учреждениях через аспирантуру, адъюнктуру и докторантуру. В соответствии с положениями законов об образовании высшее профессиональное образование носит трехступенчатый ха­рактер: первая ступень — неполное высшее образование. Оно достигается обучением в вузе не менее двух лет, прохождением промежуточной аттестации и фиксируется особым дипломом (за рубежом эта ступень обозначается присвоением квалификации «ассистент»); вторая ступень — высшее профессиональное образование со сроком обучения. 4 года, подтверждаемое.дипломом с квалификацией (степенью) «бакалавр»; третья ступень — высшее профессиональное образование, имеющее две разновидности — со сроком обучения 5 лет (для вузов МВД — 4 года) и получением квалификации (степени) «дипломированный специалист*, а со сроком обучения 6 лет — с получением квалификации (степени) «магистр». Формами получения образования выступают очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, самообразование. Допус­кается сочетание различных форм.

Требования к минимуму содержания подготовки для каждой ступени выражены в Государственном образовательном стандарте (имеющем федеральный и национально-региональный, ведомст­венные компоненты). Педагогические системы в юридическом образовании. Юри­дическое образование в России весьма популярно, имеет разветв­ленную систему с более чем 300 образовательных учреждений, в которых одновременно приобретают и совершенствуют свой про­фессионализм порядка 200 тысяч юристов. Деятельность юридического образовательного учреждения в решающей степени зависит от качества и эффективности функционирования его педагогической системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.