Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Место профессиональной подготовки в повышении профессионализма специалистов правоохранительных органов Профессиональная образованность и профессиональная обученность





Современная действительность требует замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Такое изменение ставит перед начинающими преподавателями образовательного учреждения МВД России новые требования, предъявляемые к их знаниям, умениям и навыкам, формирует возможности их саморазвития и самореализации. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого государства неизменно зависит от состояния дел в образовательной сфере, возможностей ее прогрессивного развития и от возможностей каждой конкретной личности. Известный английский философ Джон Стюарт Милль сказал, что достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей[2].

Именно развитие профессиональных способностей способствует повышению уровня педагогического мастерства и совершенствованию профессиональной подготовки преподавательского состава. Последнее является основным условием эффективности образовательного процесса и рассматривается как важнейшее направление улучшения всей учебно–методической и воспитательной работы в УЮИ МВД России.

Профессиональная образованность и профессиональная обученность включают обязательным такое понятие как профессионального мастерства сотрудника ОВД. Рассмотрим это понятие.

 

Понятие и психологическая характеристика профессионального мастерства сотрудника ОВД

Тех, кто определился с выбором профессии, а этот шаг порой сделать далеко не просто, и за ним стоит немало испытаний, рано или поздно ожидает встреча с вопросом: "Как надо рабо­тать, чтобы соответствовать требованиям избранной профессии?".

Можно с уверенностью сказать, что немногие глубоко задумы­ваются над этим вопросом до включения в профессиональную дея­тельность. Но встретившись с первыми неудачами, начинают серьезно размышлять о своем месте и роли относительно требований и усло­вий своей работы, задавая себе вопросы: "Что такое профессио­нальное мастерство?" и "При каких условиях оно достигается?" К сожалению, исследования показывают, что далеко не каждый может правильно ответить на эти вопросы.



Поэтому, значение основных занятий, раскрывающих структуру профессионального мастерства и психологическую сущность его фор­мирования, очень важно для саморазвития сотрудника ОВД.

Профессия - род трудовой деятельности, требующей определен­ной подготовки и являющейся обычно источником существования.

Профессиональная пригодность - полное (или с некоторыми ог­раничениями) соответствие работоспособности, предъявляемым конк­ретной работой.

Специализация, являясь фундаментом профессии, требует более частных знаний и конкретного опыта. (Сотрудник ГИБДД, участковый инспектор милиции, милиционер ППС и т.д.)

Квалификация отражает степень овладения сотрудником ОВД суммой знаний и навыков, которые относятся к данной профессии и специальности.

Мастерство связано с такой профессиональной подготовлен­ностью, которая позволяет наилучшим образом использовать спосо­бы, приемы, средства и психологический потенциал личности для достижения цели.

Профессиональное мастерство - совокупность знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, которые в единстве с со­ответствующими морально-психологическими качествами личности обеспечивают высокую эффективность выполнения профессиональных функций.

В единстве с профессиональным мастерством находится профес­сиональная культура. Между ними существует тесная взаимосвязь. Обучение создает условия для решения воспитательных задач, а воспитание - предпосылки успехов в обучении. В связи с возраста­ющими требованиями к профессиональному мастерству сотрудников ОВД, трудностями его формирования повысилась роль нравственных и эстетических сторон личности.

Важным слагаемым культуры выступают профессиональные при­вычки - действия, состояния, ставшие устойчивой своеобразной потребностью, качеством личности. Профессиональная культура (вежливое и внимательное отношение к людям, аккурат­ность, обязательность) стали привычной потребностью, нормой пове­дения. Формирование профессиональных привычек в хорошем смысле этого слова вносит существенный вклад в повышение профессиональ­ного уровня решения задач по обеспечению правопорядка.

Формирование профессионального мастерства сотрудника ОВД предполагает овладение определенной системой знаний, выработкой у него соответствующих умений, развитие необходимых качеств лич­ности. Это сложный, многогранный процесс.



Для осуществления той или иной сознательной деятельности человек должен располагать определенными знаниями. Поэтому в формировании профессионального мастерства большое место занимают психологические познавательные процессы: ощущение и восприятие, представление и память, мышление и внимание.

Знания - это продукт познания людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества. Главное в процессе овладения знаниями - это их осознание, осмысление. Такие знания называются рефлексивными. Процесс овладения знаниями завершается применением их на практике. Поэтому усвоение должно происходить в процессе выполнения практических задач, на основе организации собственных действий обучаемых.

Умение - это успешное решение задач на основе приобретенных знаний и развития психических и физических свойств и качеств личности. То есть, "умелое действие" - это всегда действие со знанием дела. Умение формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, средствах и условиях деятельности.

Умения и навыки развиваются в неразрывной связи. Навык - это умение, доведенное до автоматизма. Т.е. человек овладевает умением решать те или иные задачи вначале сознательно, затем его действия доводятся до автоматизма, актуально не контролируемые сознанием.

Говоря о качествах личности сотрудника ОВД, определяющих его профессиональное мастерство, следует указать, что они форми­руются на базе развития психических свойств, их определенного сочетания по отношению к требованиям деятельности.

По степени обобщенности их можно сгруппировать следующим образом:

- социальная активность (ее уровень, направленность);

- сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция);

- мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нужды, интереса, влечения, стремления, привычек, установки;

- интеллектуальные свойства (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения);

- эмоционально-волевые свойства;

- коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, кон­формность и др.)

- психофизиологические свойства (особенности протекания высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стрессы).

Перечисленные психические свойства при определенных услови­ях развиваются на базе задатков, формируя на индивидуальном уровне общие и частные способности к конкретному виду деятель­ности.

Говоря о профессиональных способностях сотрудников ОВД, следует иметь ввиду специализацию их по службам: уголовный ро­зыск, ОБЭП, следствие и др.

Профессиональные способности определяются такими группами показателей:

1. Профессиональная способность к адекватной оценке оперативной ситуации.

2. Способность к принятию грамотных решений в различных условиях оперативной обстановки.

3. Способность к организаторской и исполнительной деятельности при выполнении определенных служебных задач.

4. Способность общаться с людьми (коммуникативная способность).

5. Способность к правовой и оперативной деятельности.

Профессиональные способности сотрудника ОВД характеризуются основными компонентами: профессиональным и юридическим мышлени­ем; профессионально развитым воображением и представлением; про­фессиональной наблюдательностью и памятью; организаторскими ка­чествами; коммуникативными качествами; творческими качествами.

Самоуправление профессиональным развитием

В ходе рассмотрения предыдущих тем курса мы указали, что профессиональное мастерство сотрудника ОВД складывается из про­фессиональной обученности и психологической подготовленности.

Профессиональная обученность сотрудника определяется сово­купностью профессиональных знаний, навыков и умений, которыми он должен обладать.

Вторым комплексным слагаемым профессионального мастерства выступает психологическая подготовленность - совокупность сфор­мированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необхо­димых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов:

- профессионально-психологической ориентированности и чувстви­тельности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать пси­хологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);

- подготовленности сотрудника по психологическим аспектам эффек­тивности профессиональных действий и тактики;

- развитой профессиональной наблюдательности и памяти;

- психологической устойчивости;

Поэтому при проведении профессиональной подготовки необхо­димо опираться на дидактику (от греч. - учу) - часть педагогики, изучающую процесс обучения, в том числе и в специфических услови­ях ОВД.

Но нельзя сбрасывать со счетов и активность обучаемых в хо­де их профессионального становления.

Как свидетельствует практика, служебная карьера, уровень профессионализма зависят в первую очередь от самого сотрудника. Следовательно, на передний план выдвигаются задачи управления профессиональным саморазвитием, где просто не обойтись без мето­да самостоятельной работы.

Можно выделить два типа самоуправления профессиональным развитием:

1. Стихийное, полуосознанное, ситуативное, неквалифициро­ванное.

2. Преднамеренное, целеустремленное, организованное.

Последнее включает в себя два уровня организации самоуправ­ления:

1. Деятельность по программированию идей, основных задач и способов их достижения в расчете на перспективу.

2. Деятельность в процессе повседневной работы.

С учетом данных психологии самоуправление профессиональным развитием должно осуществляться в следующих направлениях:

- формирование самокритичного, требовательного отношения к само­му себе и развитие потребностей в профессиональном росте;

- самопознание и самооценка уровня развития знаний, психических свойств и качеств личности;

- формулирование основных задач и составление индивидуального плана профессионального развития, определение способов и средств их реализации;

- выполнение задач и индивидуального плана профессионального развития в повседневной работе.

Исходное начало при самоуправлении профессиональным разви­тием - глубоко личная, внутренняя заинтересованность и убежден­ность самого специалиста в необходимости постоянной работы над собой. Это достигается следующим образом.

1. При осознании того, что профессионально-должностная карьера, будущее сотрудника зависят от максимального соответс­твия между требованиями и уровнем развития профессионального мастерства (знаний, свойств и качеств личности).

2. Формированию требовательного отношения себе помогает также осознание противоречия между личными возможностями специа­листа и необходимостью полного решения стоящих перед ним опера­тивно-служебных задач.

3. Необходимо преодоление психологических барьеров: иллю­зий, самомнения, инерции.

Опыт профессиональной подготовки специалистов во всем мире указывает на необходимость непрерывного образования и подготов­ки; 4-5 лет работы без повышения квалификации приводят к тому, что специалист сильно отстает от предъявляемых требований, а его знания и профессиональная подготовленность устаревают.

4. Многие специалисты, не имеющие психологической подготов­ки, плохо знают свои сильные и слабые стороны, имеют завышенную самооценку, и тогда представления сотрудника о самом себе и его подлинная сущность просто не совпадают.

Таким образом, для психологически квалифицированного изуче­ния своих профессиональных качеств специалист должен исходить из реальных факторов, характеризующих его поведение, и деятельнос­ти, а не из ничем необоснованных эмоционально-пристрастных субъ­ективных собственных оценок.

Объективность знания о себе начинается прежде всего с реше­ния задач сбора, накопления и анализа информации о своих профес­сиональных достоинствах и недостатках, их правильной оценки. Для этого необходимо следующее:

1. Ориентироваться на поиск и использование различных ис­точников информации о себе.

2. Регулярно осуществлять самоконтроль своей деятельности по итогам дня, недели, месяца, года.

3. Собрать информацию от других лиц, быть внимательным к оценкам и критическим высказываниям в свой адрес.

4. Не забывать, что получаемая таким образом информация, как правило, не позволяет сразу же сделать вывод о себе, она еще должна быть проанализирована и оценена. Именно по делам, а не по словам, надо судить не только о себе, но и о других.

Без продуманной программы по овладению профессиональным мастерством, даже если специалист критически изучил и оценил ин­формацию о себе и принял достаточно твердое решение работать над собой, профессиональное развитие приобретает спонтанный, эпизо­дический характер и высокие результаты не достигаются.

Поэтому рекомендуется ставить цели и задачи по профессио­нальному развитию, которые должны быть направлены на:

- формирование новых навыков и качеств личности;

- преодоление отрицательных качеств и привычек;

- профилактику профессиональной деформации.

Постановка частных целей и задач по развитию отдельных про­фессионально-значимых качеств и знаний позволяет выделить этапы, сроки и последовательность работы над собой. При этом важно пос­тепенно усложнять задачи и стремиться к их самостоятельному ре­шению.

Реализация задач, предусмотренных индивидуальным планом профессионального развития в текущей, повседневной работе дости­гается путем активизации соответствующих психологических меха­низмов и осуществляется по следующим направлениям:

- самоориентировка в процессе работы;

- целенаправленное регулирование своих действий в сложных ситуа­циях;

- самопобуждение к преодолению трудностей;

- мобилизация и стимулирование своих психических возможностей;

- самоконтроль за результатами работы.

Повышение уровня профессиональных знаний и развитие необхо­димых свойств и качеств личности может достигаться только в ре­зультате многократных повторений способа и "технологии" решения тех или иных задач, саморегулирование психических состояний, действий, поступков.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что формирование профессионального мастерства должно сопро­вождаться углублением знаний относительно решения любого класса задач. В отличие от дилетанта профессионал вооружен знаниями мелочей своего дела, навыками "технологии" действий в профессио­нально-значимых ситуациях. В свое время Микеланджело Буонаротти говорил: "Не пренебрегайте мелочами, поскольку от мелочей зави­сит совершенство, а совершенство - это не мелочь".

Вывод по второму вопросу.Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого государства неизменно зависит от состояния дел в образовательной сфере, возможностей ее прогрессивного развития и от возможностей каждой конкретной личности. Известный английский философ Джон Стюарт Милль сказал, что достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей[3]. Именно развитие профессиональных способностей способствует повышению уровня педагогического мастерства и совершенствованию профессиональной подготовки преподавательского состава. Последнее является основным условием эффективности образовательного процесса и рассматривается как важнейшее направление улучшения всей учебно–методической и воспитательной работы в УЮИ МВД России. Профессиональная образованность и профессиональная обученность включают обязательным такое понятие как профессионального мастерства сотрудника ОВД. Под профессиональным мастерством понимают совокупность знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, которые в единстве с со­ответствующими морально-психологическими качествами личности обеспечивают высокую эффективность выполнения профессиональных функций. В единстве с профессиональным мастерством находится профес­сиональная культура. Между ними существует тесная взаимосвязь. Обучение создает условия для решения воспитательных задач, а воспитание - предпосылки успехов в обучении. В связи с возраста­ющими требованиями к профессиональному мастерству сотрудников ОВД, трудностями его формирования повысилась роль нравственных и эстетических сторон личности сотрудника ОВД, следователя. Выделяют несколько групп качеств личности, способствующих выработке профмастерства. Это: социальная активность (ее уровень, направленность); сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция); мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нужды, интереса, влечения, стремления, привычек, установки; интеллектуальные свойства (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения);

- эмоционально-волевые свойства; коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, кон­формность и др.); психофизиологические свойства (особенности протекания высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стрессы). В ходе рассмотрения предыдущих тем курса мы указали, что профессиональное мастерство сотрудника ОВД складывается из про­фессиональной обученности и психологической подготовленности.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.029 сек.