КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Место профессиональной подготовки в повышении профессионализма специалистов правоохранительных органов Профессиональная образованность и профессиональная обученность
Современная действительность требует замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Такое изменение ставит перед начинающими преподавателями образовательного учреждения МВД России новые требования, предъявляемые к их знаниям, умениям и навыкам, формирует возможности их саморазвития и самореализации. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого государства неизменно зависит от состояния дел в образовательной сфере, возможностей ее прогрессивного развития и от возможностей каждой конкретной личности. Известный английский философ Джон Стюарт Милль сказал, что достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей[2]. Именно развитие профессиональных способностей способствует повышению уровня педагогического мастерства и совершенствованию профессиональной подготовки преподавательского состава. Последнее является основным условием эффективности образовательного процесса и рассматривается как важнейшее направление улучшения всей учебно–методической и воспитательной работы в УЮИ МВД России. Профессиональная образованность и профессиональная обученность включают обязательным такое понятие как профессионального мастерства сотрудника ОВД. Рассмотрим это понятие.
Понятие и психологическая характеристика профессионального мастерства сотрудника ОВД Тех, кто определился с выбором профессии, а этот шаг порой сделать далеко не просто, и за ним стоит немало испытаний, рано или поздно ожидает встреча с вопросом: "Как надо работать, чтобы соответствовать требованиям избранной профессии?". Можно с уверенностью сказать, что немногие глубоко задумываются над этим вопросом до включения в профессиональную деятельность. Но встретившись с первыми неудачами, начинают серьезно размышлять о своем месте и роли относительно требований и условий своей работы, задавая себе вопросы: "Что такое профессиональное мастерство?" и "При каких условиях оно достигается?" К сожалению, исследования показывают, что далеко не каждый может правильно ответить на эти вопросы. Поэтому, значение основных занятий, раскрывающих структуру профессионального мастерства и психологическую сущность его формирования, очень важно для саморазвития сотрудника ОВД. Профессия - род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся обычно источником существования. Профессиональная пригодность - полное (или с некоторыми ограничениями) соответствие работоспособности, предъявляемым конкретной работой. Специализация, являясь фундаментом профессии, требует более частных знаний и конкретного опыта. (Сотрудник ГИБДД, участковый инспектор милиции, милиционер ППС и т.д.) Квалификация отражает степень овладения сотрудником ОВД суммой знаний и навыков, которые относятся к данной профессии и специальности. Мастерство связано с такой профессиональной подготовленностью, которая позволяет наилучшим образом использовать способы, приемы, средства и психологический потенциал личности для достижения цели. Профессиональное мастерство - совокупность знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, которые в единстве с соответствующими морально-психологическими качествами личности обеспечивают высокую эффективность выполнения профессиональных функций. В единстве с профессиональным мастерством находится профессиональная культура. Между ними существует тесная взаимосвязь. Обучение создает условия для решения воспитательных задач, а воспитание - предпосылки успехов в обучении. В связи с возрастающими требованиями к профессиональному мастерству сотрудников ОВД, трудностями его формирования повысилась роль нравственных и эстетических сторон личности. Важным слагаемым культуры выступают профессиональные привычки - действия, состояния, ставшие устойчивой своеобразной потребностью, качеством личности. Профессиональная культура (вежливое и внимательное отношение к людям, аккуратность, обязательность) стали привычной потребностью, нормой поведения. Формирование профессиональных привычек в хорошем смысле этого слова вносит существенный вклад в повышение профессионального уровня решения задач по обеспечению правопорядка. Формирование профессионального мастерства сотрудника ОВД предполагает овладение определенной системой знаний, выработкой у него соответствующих умений, развитие необходимых качеств личности. Это сложный, многогранный процесс. Для осуществления той или иной сознательной деятельности человек должен располагать определенными знаниями. Поэтому в формировании профессионального мастерства большое место занимают психологические познавательные процессы: ощущение и восприятие, представление и память, мышление и внимание. Знания - это продукт познания людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества. Главное в процессе овладения знаниями - это их осознание, осмысление. Такие знания называются рефлексивными. Процесс овладения знаниями завершается применением их на практике. Поэтому усвоение должно происходить в процессе выполнения практических задач, на основе организации собственных действий обучаемых. Умение - это успешное решение задач на основе приобретенных знаний и развития психических и физических свойств и качеств личности. То есть, "умелое действие" - это всегда действие со знанием дела. Умение формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, средствах и условиях деятельности. Умения и навыки развиваются в неразрывной связи. Навык - это умение, доведенное до автоматизма. Т.е. человек овладевает умением решать те или иные задачи вначале сознательно, затем его действия доводятся до автоматизма, актуально не контролируемые сознанием. Говоря о качествах личности сотрудника ОВД, определяющих его профессиональное мастерство, следует указать, что они формируются на базе развития психических свойств, их определенного сочетания по отношению к требованиям деятельности. По степени обобщенности их можно сгруппировать следующим образом: - социальная активность (ее уровень, направленность); - сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция); - мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нужды, интереса, влечения, стремления, привычек, установки; - интеллектуальные свойства (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения); - эмоционально-волевые свойства; - коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, конформность и др.) - психофизиологические свойства (особенности протекания высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стрессы). Перечисленные психические свойства при определенных условиях развиваются на базе задатков, формируя на индивидуальном уровне общие и частные способности к конкретному виду деятельности. Говоря о профессиональных способностях сотрудников ОВД, следует иметь ввиду специализацию их по службам: уголовный розыск, ОБЭП, следствие и др. Профессиональные способности определяются такими группами показателей: 1. Профессиональная способность к адекватной оценке оперативной ситуации. 2. Способность к принятию грамотных решений в различных условиях оперативной обстановки. 3. Способность к организаторской и исполнительной деятельности при выполнении определенных служебных задач. 4. Способность общаться с людьми (коммуникативная способность). 5. Способность к правовой и оперативной деятельности. Профессиональные способности сотрудника ОВД характеризуются основными компонентами: профессиональным и юридическим мышлением; профессионально развитым воображением и представлением; профессиональной наблюдательностью и памятью; организаторскими качествами; коммуникативными качествами; творческими качествами. Самоуправление профессиональным развитием В ходе рассмотрения предыдущих тем курса мы указали, что профессиональное мастерство сотрудника ОВД складывается из профессиональной обученности и психологической подготовленности. Профессиональная обученность сотрудника определяется совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений, которыми он должен обладать. Вторым комплексным слагаемым профессионального мастерства выступает психологическая подготовленность - совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов: - профессионально-психологической ориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них); - подготовленности сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики; - развитой профессиональной наблюдательности и памяти; - психологической устойчивости; Поэтому при проведении профессиональной подготовки необходимо опираться на дидактику (от греч. - учу) - часть педагогики, изучающую процесс обучения, в том числе и в специфических условиях ОВД. Но нельзя сбрасывать со счетов и активность обучаемых в ходе их профессионального становления. Как свидетельствует практика, служебная карьера, уровень профессионализма зависят в первую очередь от самого сотрудника. Следовательно, на передний план выдвигаются задачи управления профессиональным саморазвитием, где просто не обойтись без метода самостоятельной работы. Можно выделить два типа самоуправления профессиональным развитием: 1. Стихийное, полуосознанное, ситуативное, неквалифицированное. 2. Преднамеренное, целеустремленное, организованное. Последнее включает в себя два уровня организации самоуправления: 1. Деятельность по программированию идей, основных задач и способов их достижения в расчете на перспективу. 2. Деятельность в процессе повседневной работы. С учетом данных психологии самоуправление профессиональным развитием должно осуществляться в следующих направлениях: - формирование самокритичного, требовательного отношения к самому себе и развитие потребностей в профессиональном росте; - самопознание и самооценка уровня развития знаний, психических свойств и качеств личности; - формулирование основных задач и составление индивидуального плана профессионального развития, определение способов и средств их реализации; - выполнение задач и индивидуального плана профессионального развития в повседневной работе. Исходное начало при самоуправлении профессиональным развитием - глубоко личная, внутренняя заинтересованность и убежденность самого специалиста в необходимости постоянной работы над собой. Это достигается следующим образом. 1. При осознании того, что профессионально-должностная карьера, будущее сотрудника зависят от максимального соответствия между требованиями и уровнем развития профессионального мастерства (знаний, свойств и качеств личности). 2. Формированию требовательного отношения себе помогает также осознание противоречия между личными возможностями специалиста и необходимостью полного решения стоящих перед ним оперативно-служебных задач. 3. Необходимо преодоление психологических барьеров: иллюзий, самомнения, инерции. Опыт профессиональной подготовки специалистов во всем мире указывает на необходимость непрерывного образования и подготовки; 4-5 лет работы без повышения квалификации приводят к тому, что специалист сильно отстает от предъявляемых требований, а его знания и профессиональная подготовленность устаревают. 4. Многие специалисты, не имеющие психологической подготовки, плохо знают свои сильные и слабые стороны, имеют завышенную самооценку, и тогда представления сотрудника о самом себе и его подлинная сущность просто не совпадают. Таким образом, для психологически квалифицированного изучения своих профессиональных качеств специалист должен исходить из реальных факторов, характеризующих его поведение, и деятельности, а не из ничем необоснованных эмоционально-пристрастных субъективных собственных оценок. Объективность знания о себе начинается прежде всего с решения задач сбора, накопления и анализа информации о своих профессиональных достоинствах и недостатках, их правильной оценки. Для этого необходимо следующее: 1. Ориентироваться на поиск и использование различных источников информации о себе. 2. Регулярно осуществлять самоконтроль своей деятельности по итогам дня, недели, месяца, года. 3. Собрать информацию от других лиц, быть внимательным к оценкам и критическим высказываниям в свой адрес. 4. Не забывать, что получаемая таким образом информация, как правило, не позволяет сразу же сделать вывод о себе, она еще должна быть проанализирована и оценена. Именно по делам, а не по словам, надо судить не только о себе, но и о других. Без продуманной программы по овладению профессиональным мастерством, даже если специалист критически изучил и оценил информацию о себе и принял достаточно твердое решение работать над собой, профессиональное развитие приобретает спонтанный, эпизодический характер и высокие результаты не достигаются. Поэтому рекомендуется ставить цели и задачи по профессиональному развитию, которые должны быть направлены на: - формирование новых навыков и качеств личности; - преодоление отрицательных качеств и привычек; - профилактику профессиональной деформации. Постановка частных целей и задач по развитию отдельных профессионально-значимых качеств и знаний позволяет выделить этапы, сроки и последовательность работы над собой. При этом важно постепенно усложнять задачи и стремиться к их самостоятельному решению. Реализация задач, предусмотренных индивидуальным планом профессионального развития в текущей, повседневной работе достигается путем активизации соответствующих психологических механизмов и осуществляется по следующим направлениям: - самоориентировка в процессе работы; - целенаправленное регулирование своих действий в сложных ситуациях; - самопобуждение к преодолению трудностей; - мобилизация и стимулирование своих психических возможностей; - самоконтроль за результатами работы. Повышение уровня профессиональных знаний и развитие необходимых свойств и качеств личности может достигаться только в результате многократных повторений способа и "технологии" решения тех или иных задач, саморегулирование психических состояний, действий, поступков. В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что формирование профессионального мастерства должно сопровождаться углублением знаний относительно решения любого класса задач. В отличие от дилетанта профессионал вооружен знаниями мелочей своего дела, навыками "технологии" действий в профессионально-значимых ситуациях. В свое время Микеланджело Буонаротти говорил: "Не пренебрегайте мелочами, поскольку от мелочей зависит совершенство, а совершенство - это не мелочь". Вывод по второму вопросу. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого государства неизменно зависит от состояния дел в образовательной сфере, возможностей ее прогрессивного развития и от возможностей каждой конкретной личности. Известный английский философ Джон Стюарт Милль сказал, что достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей[3]. Именно развитие профессиональных способностей способствует повышению уровня педагогического мастерства и совершенствованию профессиональной подготовки преподавательского состава. Последнее является основным условием эффективности образовательного процесса и рассматривается как важнейшее направление улучшения всей учебно–методической и воспитательной работы в УЮИ МВД России. Профессиональная образованность и профессиональная обученность включают обязательным такое понятие как профессионального мастерства сотрудника ОВД. Под п рофессиональным мастерством понимают совокупность знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, которые в единстве с соответствующими морально-психологическими качествами личности обеспечивают высокую эффективность выполнения профессиональных функций. В единстве с профессиональным мастерством находится профессиональная культура. Между ними существует тесная взаимосвязь. Обучение создает условия для решения воспитательных задач, а воспитание - предпосылки успехов в обучении. В связи с возрастающими требованиями к профессиональному мастерству сотрудников ОВД, трудностями его формирования повысилась роль нравственных и эстетических сторон личности сотрудника ОВД, следователя. Выделяют несколько групп качеств личности, способствующих выработке профмастерства. Это: социальная активность (ее уровень, направленность); сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция); мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нужды, интереса, влечения, стремления, привычек, установки; интеллектуальные свойства (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения); - эмоционально-волевые свойства; коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, конформность и др.); психофизиологические свойства (особенности протекания высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стрессы). В ходе рассмотрения предыдущих тем курса мы указали, что профессиональное мастерство сотрудника ОВД складывается из профессиональной обученности и психологической подготовленности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |