Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Специфика обучения сотрудников ОВД




В чем же сущность самовоспитания? Под самовоспитанием пони­мается целенаправленная, активная деятельность, способствующая формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств.

Таким образом, самовоспитание - это сложная интеллектуальная и волевая деятельность, для которой характерны свои особенные пути, формы, методы, приемы и средства. Активная работа по самовоспита­нию предполагает определенный уровень организованности личности, ее готовности и способности к самопознанию, самоанализу и самооценке своих поступков, выработку устойчивой установки на постоянное са­мосовершенствование.

Выделяют следующие основные психологические предпосылки са­мовоспитания сотрудника ОВД:

- наличие у сотрудника адекватной самооценки своих достоин­ств и недостатков;

- наличие у него глубоко осознанных целей, устойчивых моти­вов и потребностей самовоспитания;

- необходимые профессиональные, этические и иные знания, умение заниматься самовоспитанием;

- определенный уровень развития воли, способности к саморе­гулированию;

- глубокое понимание смысла труда сотрудника ОВД (с учетом конкретной специализации по службам), общее положительное отноше­ние к выполнению служебного долга.

Исходным же компонентом процесса самовоспитания, как и любо­го другого вида деятельности, являются мотивы - сложные и глубоко осознанные побуждения к систематической работе над собой.

Мотивы самовоспитания различны: жизненные устремления сот­рудника; потребность действовать в соответствии с нормами, мерами и требованиями устава; понимание необходимости преодоления труд­ностей правоохранительной деятельности; следование положительному примеру, идеалу и т.п. Содержание самовоспитания зависит от воз­раста, индивидуальных особенностей (природных данных, уровня об­щего развития, направленности), характера служебной деятельности.

Процесс самовоспитания условно можно подразделить на два уровня:

Первый уровень - преодоление недостатков, выявленных в про­цессе самопознания. Осознание того, что мешает в службе или пов­седневной жизни, заставляет сотрудника ОВД в первую очередь сос­редоточиться на борьбе с этими недостатками. Второй уровень - са­мовоспитание характеризуется стремлением к совершенствованию по­ложительных личностных качеств.



Выделение двух уровней самовоспитания не противопоставляет их друг другу. Более того, они успешно развиваются на основе единых приемов и способов самовоспитания.

Оба этих уровня требуют от сотрудника обязательных волевых усилий, т.к. имея высокие помыслы, но не обладая сильной волей, человек ничего существенного добиться не сможет. Поэтому началь­ный волевой потенциал будет выше, если сотрудник ОВД уяснит свою задачу и четко представит путь ее решения.

Таким образом, самовоспитание будет более эффективным, если:

1. Правильно поставлена цель, в которой выделены конкретные задачи:

1.1. Достигнуть гармонического, всестороннего совершенства: физического, нравственного, умственного, сознательно-волевого, ми­ровоззренческого. На этой основе повысить степень общей творчес­кой, деятельной активности, жить более целенаправленно и общест­венно полезно.

1.2. Рационализировать свою жизнь, наполнить ее деловым со­держанием.

1.3. Подвергать свои потребности, интересы, желания, ценнос­ти строгому мыслительному анализу. Запретить себе бесплодно меч­тать, стремиться к нереальному или никчемному.

1.4. Развивать самодисциплину, победить косность, инерцию. Иметь девизом: активность и деятельность всю жизнь.

1.5. Укрепить чувство долга и ответственности, превратить свои слова, а тем более - обещания, в закон, необходимость. Должно быть единство слова и дела.

1.6. Воспитывать чувство меры. Абсолютное воздержание от ал­коголя, курения, снотворных. Увеличить роль и ценность духовной, творческой деятельности.

1.7. Воспитывать уважительное отношение к людям как к высшей ценности. При любых ситуациях проявлять вежливость, выдержку, тактичность, оказывать помощь людям в трудных для них ситуациях.

1.8. Учиться управлять эмоциями, чувствами, страстями.

2. Составлена программа действий (определены пути самосовер­шенствования).

2.1. Выявление в себе несоответствия между новыми знаниями, пониманием мира, жизни, новыми целями и задачами, интересами и своими реальными возможностями, которые этому новому не соответс­твуют.

2.2. Создание для себя идеала, который мог бы решать эти но­вые задачи, осуществлять новые потребности, интересы.

2.3. Анализ своего характера, способностей, поведения, дос­тижений и неудач в свете новых целей, задач, нового понимания ми­ра.

2.4. Сравнение себя - реального человека, со своим идеалом и определение задач самовоспитания (физического, умственного, нравственного).

2.5. Составление программы самовоспитания по содержанию, значению и последовательности.

2.6. Разработка режима суток, ситуаций и упражнений по само­воспитанию.

2.7. Практическая реализация программы самовоспитания, конт­роль, оценка, коррекция, осмысление причин неудач.

 

3. Применяется целостная система методов самовоспитания.

3.1. Самопознание - важный шаг на пути самосовершенствова­ния. Одним из условий успешности самопознания и тем самым эффек­тивности самовоспитания является глубокое изучение свойств своей личности: направленности (системы целей, мотивов, интересов, убеждений, характера, темперамента, способностей, познавательных процессов, ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, воображения, мышления). В процессе самоанализа необходимо делать упор на анализ результатов своей деятельности, собственное пове­дение, так как человек может наиболее объективно судить о себе именно по своим реальным поступкам.

3.2. Самооценка - определяется мировоззрением, идеалами, уровнем развития личности и является результатом сравнения с иде­алами по тем или иным параметрам.

3.3. Самосравнение - выступает как разновидность самооценки и заключается в сравнении себя с окружающими с целью перенять у них все хорошее, недостающее. Плохо, если сравнение порождает за­висть. В этой связи полезно знакомство с образцами самовоспитания великих людей.

3.4. Самообязательство - внутреннее требование к самому себе, к своему поведению. Оно принимается по внутреннему убеждению, требованиям общества, обязанностям человека. Самообязатель­ство возникает как следствие несоответствия между идеалом, образ­цом, общественными требованиями и своим конкретным поведением. Самообязательство необходимо для целенаправленного самовоспита­ния. Оно может быть оформлено в виде дневника.

3.5. Самоубеждение - дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных мотивов, доводов "за" и "против". Пра­вильные решения могут быть приняты только при разносторонней оценке всех обстоятельств в спокойной обстановке. Поэтому в про­цессе самоубеждения надо учитывать характер возникающих чувств: обида, зависть, самолюбие, гнев, которые могут привести к необъ­ективным оценкам.

3.6. Самовнушение - основано на специфике слова как раздра­жителя. Индивид воздействует на самого себя с помощью слова в специально созданных условиях. Наиболее благоприятно самовнушение протекает при мышечном расслаблении, поэтому лучшим временем для самовнушения считается период перед засыпанием и непосредственно после пробуждения. Успех самовнушения достигается при условии, если личность способна концентрировать свое сознание на предмете внушения.

3.7. Самоупражнение - формирование устойчивых привычек пове­дения. Оно направлено на формирование способности и внутренней потребности совершать те или иные поступки, выработанные в ре­зультате их многократного повторения, путем регулярных упражнений можно выработать положительные и преодолеть отрицательные привыч­ки.

3.8. Самопринуждение - волевое усилие, направленное на прео­доление трудностей, препятствий, на соблюдение принятых правил и т.п. Однако принуждение должно быть крайне редким, а не основным средством.

3.9. Самоприказ - воздействие на свое эмоциональное состоя­ние посредством речи. Самоприказ способствует реализации програм­мы самовоспитания в затрудненных условиях, помогает осуществлять установки, мобилизоваться. Он способствует также исправлению лож­ных установок и устранению нежелательных привычек.

3.10. Самоотчет - отчет человека перед самим собой о процес­се и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет тесно связан с самоанализом и разделяется на итоговый и текущий. Он может осу­ществляться в форме устной речи, специальных дневников и т.п.

3.11. Самоконтроль - установление отклонения реализуемой программы деятельности от заданной с последующей корректировкой плана деятельности или поведения. Самоконтроль обеспечивает под­чинение разных видов деятельности мотиву самосовершенствования.

Необходимо выработать привычку проводить вечером итоги дня.

3.12. Самопоощрение и самонаказание - эмоциональное подк­репление совершенных поступков. Самопоощрение - это осознание и переживание своих успехов. Самонаказание - это осознание и пере­живание своей вины, недовольство собой.

В дальнейшем по мере повышения уровня осознанности самовос­питания, необходимо вырабатывать личные правила самовоспитания, определяющие основные линии поведения, систему поступков в разных условиях, способствующую преодолению ситуативности программы са­мовоспитания.

Здесь особый интерес представляют личные правила выдающихся педагогов, например К.Д. Ушинского, который в свои студенческие годы считал, что ему в самовоспитании помогает следующее: "1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить время бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случит­ся. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страстям издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет о своих поступках. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет".

И в завершении первого вопроса рассмотрим некоторые направ­ления и условия, способствующие самовоспитанию:

- воспитание у сотрудников убежденности в полезности и необ­ходимости своего труда, дисциплинированности, личной ответствен­ности за выполнение служебного долга;

- формирование у сотрудников активной жизненной позиции и ус­тойчивых мотивационных установок на постоянное самосовершенство­вание;

- всестороннее и систематическое изучение подчиненных непос­редственными начальниками, учет их особенностей в организации са­мовоспитания;

- ознакомление сотрудников с вопросами теории и методики са­мовоспитания;

- систематическое повышение требовательности к подчиненным со стороны руководителей подразделений;

- обеспечение личного примера руководителей в выполнении своего долга, в работе над собой;

- умелое использование средств массовой информации, произве­дений искусства, художественной литературы в целях побуждения к самовоспитанию.

Таким образом, использование воспитания и самовоспитания в комплексе, когда воспитание заставляет личность работать над со­бой и сама личность содействует этому, - залог успеха в формиро­вании профессиональных качеств сотрудников ОВД.

Самовоспитание неразрывно связано с самообразованием, под которым понимается целенаправленная работа по обновлению, расши­рению и углублению ранее полученных знаний, а также совершенство­вание практических навыков и умений в целях достижения высокого уровня профессионального мастерства.

Самообразование - обязательный компонент профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

Осознание необходимости повышения знаний, совершенствования навыков и умений, формирования мотивов самообразования является исходным моментом в работе по самостоятельному приобретению зна­ний, навыков и умений.

Непосредственная работа по самообразованию включает: крити­ческий самоанализ и самооценку имеющихся у себя знаний, их соот­несение с новыми достижениями науки и практики; изыскание необ­ходимого времени для самообразования; знакомство с источниками информации; выборочное и углубленное изучение материала; консуль­тации по изучаемой проблеме; практическое применение вновь приоб­ретенных знаний.

Схематично процесс самообразования можно представить в сле­дующем виде (см. схему).

 

Схема: Процесс самообразования

Требования квалификационной характеристики специалиста Возникновение потребности в самообразовании Планирование
  Самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях Определение работы по самообразованию, средств, форм, методов для самообразования
  Постановка целей и задач Содержание самообразования: общенаучное; профессиональное; психолого-педагогическое; интеллектуальное
  Самоконтроль и самооценка Деятельность по самообразованию, знакомство с источниками информации, выборочное изучение материала, углубленное изучение материала, возможности применения знаний на практике
Результат: Новые навыки. Практическое использование приобретенных знаний  

Таким образом, самообразование приобретает тогда целенап­равленный характер, когда сотрудник ОВД чувствует необходимость в пополнении своих знаний, совершенствовании навыков и умений.

На основе поставленных целей формируется и разрабатывается личный перспективный план (программа самообразовательной работы). В нем предусматривается содержание, объем материала, который не­обходимо изучить, основные методы и средства реализации, намечен­ность, а также сроки и формы контроля за его выполнением.

 

Самообразование сотрудника идет в следующих направлениях: общена­учном, профессиональном, психолого-педагогическом, интеллектуальном.

Все эти направления тесно взаимосвязаны, хотя и имеют свою специ­фику.

Целью общенаучного самообразования является формирование и углуб­ление системы последовательно научных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действитель­ности и самому себе. Система общенаучного самообразования включает в себя также ориентацию в политических проблемах современности, изучение внешнеполитических и внутриполитических событий, умение их анализиро­вать и делать обобщающие выводы.

Целью профессионального самообразования сотрудников ОВД является углубление юридических знаний по основным вопросам борьбы с преступ­ностью и профилактики правонарушений. Знать все основное и новое, что происходит в своей профессии - элементарное требование к каждому спе­циалисту современного уровня. Т.е. это направление самообразования не­обходимо рассматривать как способ повышения деловой квалификации.

Видное место занимает психолого-педагогическое самообразование, т.е. овладение системой психолого-педагогических знаний, что помогает планировать самообразование и осуществлять его на научной основе, творчески используя наиболее эффективные средства, методы и приемы. Необходимость данного направления объясняется тем, что юридические де­ла, имея в своей основе жизненные случаи, органически включают в себя человека, человеческие поступки и отношения. Поэтому в них невозможно разобраться и принять верные решения, не учитывая сложности человечес­кой психологии. Знание педагогики дает возможность осуществлять воспи­тательную работу среди населения, в трудовых коллективах, организовы­вать профилактику правонарушений, осуществлять правовую пропаганду.

Целью интеллектуального самообразования является расширение ин­формации в сфере культурной жизни в определенной системе и последова­тельности, дальнейшее совершенствование своих умственных способностей. Это не исключает совершенствования познаний в определенных профессио­нальных областях, в которых осуществляют свою деятельность сотрудники ОВД в зависимости от специфики подразделения.

Качество и эффективность самообразования во многом зависят от стиля и методов самостоятельной работы. Важно, чтобы сотрудник ОВД от­носился к самообразованию как к системе личной учебной деятельности, а не как эпизодическому просмотру или ознакомлению отдельных книг, ста­тей и т.д.

Главным методом самообразования является чтение. При нынешних темпах развития научного знания каждый сотрудник должен научиться от­бирать сведения, наиболее необходимые для его совершенствования в изб­ранной сфере деятельности. Поэтому необходимо вырабатывать привычку дифференцированного чтения. На практике обычно пользуются двумя спосо­бами: углубленным (иногда с конспектированием) и скоростным.

Большую помощь в организации самообразования играет знание основ НОУТ (научной организации учебного труда). Основная идея которой - максимальный эффект при минимальной затрате времени.

Пути и способы самообразования могут быть весьма индивидуальны и своеобразны в зависимости от прежнего опыта работы над собой, уровня знаний человека, его общей подготовки, интересов и т.п.

Так, разгадка "секрета" Владимира Высоцкого таилась в его стиле общения с людьми. Встретив нового человека - как правило, аса своего дела, -Высоцкий буквально "прилипал" к нему, выспрашивая о его профес­сии, интересуясь мельчайшими подробностями. И таким образом он превра­щал своего собеседника в своего соавтора.

Вот почему так часто ошибались люди, слушая его песни: одни счи­тали его шофером, другие признавали в нем солдата, третьи - моряка. Но он не был ни первым, ни вторым, ни третьим. Высоцкий был творческой личностью, синтезирующей знания о мире в ходе общения с людьми. Его человеческое и профессиональное искусство состояло в том, чтобы ухва­тить знание на лету, мгновенно перевоплотиться, пережить и впитать его. В этом случае самообразование понимается как "самосозидание".

Методика работы по самообразованию отражает индивидуальные осо­бенности личности. Некоторым полезно вести дневник, в котором они мог­ли бы анализировать свои достижения и неудачи в течении месяца, недели, дня. Другие могли бы разработать правила работы над собой, используя такие методы, как самоприказ, самопринуждение. Третьим можно посовето­вать принять личные обязательства, устные или письменные.

Для начала же можно порекомендовать разработать специальную прог­рамму, которая определяла бы последовательность работы над совершенс­твованием знаний, побуждала с одной стороны, расширять свой общий кру­гозор, а с другой - последовательно углублять знания по своей специ­альности.

Завершая рассмотрение данного вопроса, следует указать, что мно­гие великие люди достигли больших успехов в жизни, занимаясь самообра­зованием. Д.И. Писарев в свое время говорил:" Кто дорожит жизнью мыс­ли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только са­мообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий".

 


[1] Ильин И. А. Путь к очевидности. – М., 1993. – С. 309.

[2] Цит. по: Зиновьев А. В. Что такое счастье? Эссе. – СПб, 1997. – С. 79.

[3] Цит. по: Зиновьев А. В. Что такое счастье? Эссе. – СПб, 1997. – С. 79.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.029 сек.