![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Специфика обучения сотрудников ОВД
В чем же сущность самовоспитания? Под самовоспитанием понимается целенаправленная, активная деятельность, способствующая формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств. Таким образом, самовоспитание - это сложная интеллектуальная и волевая деятельность, для которой характерны свои особенные пути, формы, методы, приемы и средства. Активная работа по самовоспитанию предполагает определенный уровень организованности личности, ее готовности и способности к самопознанию, самоанализу и самооценке своих поступков, выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. Выделяют следующие основные психологические предпосылки самовоспитания сотрудника ОВД: - наличие у сотрудника адекватной самооценки своих достоинств и недостатков; - наличие у него глубоко осознанных целей, устойчивых мотивов и потребностей самовоспитания; - необходимые профессиональные, этические и иные знания, умение заниматься самовоспитанием; - определенный уровень развития воли, способности к саморегулированию; - глубокое понимание смысла труда сотрудника ОВД (с учетом конкретной специализации по службам), общее положительное отношение к выполнению служебного долга. Исходным же компонентом процесса самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются мотивы - сложные и глубоко осознанные побуждения к систематической работе над собой. Мотивы самовоспитания различны: жизненные устремления сотрудника; потребность действовать в соответствии с нормами, мерами и требованиями устава; понимание необходимости преодоления трудностей правоохранительной деятельности; следование положительному примеру, идеалу и т.п. Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей (природных данных, уровня общего развития, направленности), характера служебной деятельности. Процесс самовоспитания условно можно подразделить на два уровня: Первый уровень - преодоление недостатков, выявленных в процессе самопознания. Осознание того, что мешает в службе или повседневной жизни, заставляет сотрудника ОВД в первую очередь сосредоточиться на борьбе с этими недостатками. Второй уровень - самовоспитание характеризуется стремлением к совершенствованию положительных личностных качеств. Выделение двух уровней самовоспитания не противопоставляет их друг другу. Более того, они успешно развиваются на основе единых приемов и способов самовоспитания. Оба этих уровня требуют от сотрудника обязательных волевых усилий, т.к. имея высокие помыслы, но не обладая сильной волей, человек ничего существенного добиться не сможет. Поэтому начальный волевой потенциал будет выше, если сотрудник ОВД уяснит свою задачу и четко представит путь ее решения. Таким образом, самовоспитание будет более эффективным, если: 1. Правильно поставлена цель, в которой выделены конкретные задачи: 1.1. Достигнуть гармонического, всестороннего совершенства: физического, нравственного, умственного, сознательно-волевого, мировоззренческого. На этой основе повысить степень общей творческой, деятельной активности, жить более целенаправленно и общественно полезно. 1.2. Рационализировать свою жизнь, наполнить ее деловым содержанием. 1.3. Подвергать свои потребности, интересы, желания, ценности строгому мыслительному анализу. Запретить себе бесплодно мечтать, стремиться к нереальному или никчемному. 1.4. Развивать самодисциплину, победить косность, инерцию. Иметь девизом: активность и деятельность всю жизнь. 1.5. Укрепить чувство долга и ответственности, превратить свои слова, а тем более - обещания, в закон, необходимость. Должно быть единство слова и дела. 1.6. Воспитывать чувство меры. Абсолютное воздержание от алкоголя, курения, снотворных. Увеличить роль и ценность духовной, творческой деятельности. 1.7. Воспитывать уважительное отношение к людям как к высшей ценности. При любых ситуациях проявлять вежливость, выдержку, тактичность, оказывать помощь людям в трудных для них ситуациях. 1.8. Учиться управлять эмоциями, чувствами, страстями. 2. Составлена программа действий (определены пути самосовершенствования). 2.1. Выявление в себе несоответствия между новыми знаниями, пониманием мира, жизни, новыми целями и задачами, интересами и своими реальными возможностями, которые этому новому не соответствуют. 2.2. Создание для себя идеала, который мог бы решать эти новые задачи, осуществлять новые потребности, интересы. 2.3. Анализ своего характера, способностей, поведения, достижений и неудач в свете новых целей, задач, нового понимания мира. 2.4. Сравнение себя - реального человека, со своим идеалом и определение задач самовоспитания (физического, умственного, нравственного). 2.5. Составление программы самовоспитания по содержанию, значению и последовательности. 2.6. Разработка режима суток, ситуаций и упражнений по самовоспитанию. 2.7. Практическая реализация программы самовоспитания, контроль, оценка, коррекция, осмысление причин неудач.
3. Применяется целостная система методов самовоспитания. 3.1. Самопознание - важный шаг на пути самосовершенствования. Одним из условий успешности самопознания и тем самым эффективности самовоспитания является глубокое изучение свойств своей личности: направленности (системы целей, мотивов, интересов, убеждений, характера, темперамента, способностей, познавательных процессов, ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, воображения, мышления). В процессе самоанализа необходимо делать упор на анализ результатов своей деятельности, собственное поведение, так как человек может наиболее объективно судить о себе именно по своим реальным поступкам. 3.2. Самооценка - определяется мировоззрением, идеалами, уровнем развития личности и является результатом сравнения с идеалами по тем или иным параметрам. 3.3. Самосравнение - выступает как разновидность самооценки и заключается в сравнении себя с окружающими с целью перенять у них все хорошее, недостающее. Плохо, если сравнение порождает зависть. В этой связи полезно знакомство с образцами самовоспитания великих людей. 3.4. Самообязательство - внутреннее требование к самому себе, к своему поведению. Оно принимается по внутреннему убеждению, требованиям общества, обязанностям человека. Самообязательство возникает как следствие несоответствия между идеалом, образцом, общественными требованиями и своим конкретным поведением. Самообязательство необходимо для целенаправленного самовоспитания. Оно может быть оформлено в виде дневника. 3.5. Самоубеждение - дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных мотивов, доводов "за" и "против". Правильные решения могут быть приняты только при разносторонней оценке всех обстоятельств в спокойной обстановке. Поэтому в процессе самоубеждения надо учитывать характер возникающих чувств: обида, зависть, самолюбие, гнев, которые могут привести к необъективным оценкам. 3.6. Самовнушение - основано на специфике слова как раздражителя. Индивид воздействует на самого себя с помощью слова в специально созданных условиях. Наиболее благоприятно самовнушение протекает при мышечном расслаблении, поэтому лучшим временем для самовнушения считается период перед засыпанием и непосредственно после пробуждения. Успех самовнушения достигается при условии, если личность способна концентрировать свое сознание на предмете внушения. 3.7. Самоупражнение - формирование устойчивых привычек поведения. Оно направлено на формирование способности и внутренней потребности совершать те или иные поступки, выработанные в результате их многократного повторения, путем регулярных упражнений можно выработать положительные и преодолеть отрицательные привычки. 3.8. Самопринуждение - волевое усилие, направленное на преодоление трудностей, препятствий, на соблюдение принятых правил и т.п. Однако принуждение должно быть крайне редким, а не основным средством. 3.9. Самоприказ - воздействие на свое эмоциональное состояние посредством речи. Самоприказ способствует реализации программы самовоспитания в затрудненных условиях, помогает осуществлять установки, мобилизоваться. Он способствует также исправлению ложных установок и устранению нежелательных привычек. 3.10. Самоотчет - отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет тесно связан с самоанализом и разделяется на итоговый и текущий. Он может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников и т.п. 3.11. Самоконтроль - установление отклонения реализуемой программы деятельности от заданной с последующей корректировкой плана деятельности или поведения. Самоконтроль обеспечивает подчинение разных видов деятельности мотиву самосовершенствования. Необходимо выработать привычку проводить вечером итоги дня. 3.12. Самопоощрени е и самонаказание - эмоциональное подкрепление совершенных поступков. Самопоощрение - это осознание и переживание своих успехов. Самонаказание - это осознание и переживание своей вины, недовольство собой. В дальнейшем по мере повышения уровня осознанности самовоспитания, необходимо вырабатывать личные правила самовоспитания, определяющие основные линии поведения, систему поступков в разных условиях, способствующую преодолению ситуативности программы самовоспитания. Здесь особый интерес представляют личные правила выдающихся педагогов, например К.Д. Ушинского, который в свои студенческие годы считал, что ему в самовоспитании помогает следующее: "1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить время бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страстям издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет о своих поступках. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет". И в завершении первого вопроса рассмотрим некоторые направления и условия, способствующие самовоспитанию: - воспитание у сотрудников убежденности в полезности и необходимости своего труда, дисциплинированности, личной ответственности за выполнение служебного долга; - формирование у сотрудников активной жизненной позиции и устойчивых мотивационных установок на постоянное самосовершенствование; - всестороннее и систематическое изучение подчиненных непосредственными начальниками, учет их особенностей в организации самовоспитания; - ознакомление сотрудников с вопросами теории и методики самовоспитания; - систематическое повышение требовательности к подчиненным со стороны руководителей подразделений; - обеспечение личного примера руководителей в выполнении своего долга, в работе над собой; - умелое использование средств массовой информации, произведений искусства, художественной литературы в целях побуждения к самовоспитанию. Таким образом, использование воспитания и самовоспитания в комплексе, когда воспитание заставляет личность работать над собой и сама личность содействует этому, - залог успеха в формировании профессиональных качеств сотрудников ОВД. Самовоспитание неразрывно связано с самообразованием, под которым понимается целенаправленная работа по обновлению, расширению и углублению ранее полученных знаний, а также совершенствование практических навыков и умений в целях достижения высокого уровня профессионального мастерства. Самообразование - обязательный компонент профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Осознание необходимости повышения знаний, совершенствования навыков и умений, формирования мотивов самообразования является исходным моментом в работе по самостоятельному приобретению знаний, навыков и умений. Непосредственная работа по самообразованию включает: критический самоанализ и самооценку имеющихся у себя знаний, их соотнесение с новыми достижениями науки и практики; изыскание необходимого времени для самообразования; знакомство с источниками информации; выборочное и углубленное изучение материала; консультации по изучаемой проблеме; практическое применение вновь приобретенных знаний. Схематично процесс самообразования можно представить в следующем виде (см. схему).
Схема: Процесс самообразования
Таким образом, самообразование приобретает тогда целенаправленный характер, когда сотрудник ОВД чувствует необходимость в пополнении своих знаний, совершенствовании навыков и умений. На основе поставленных целей формируется и разрабатывается личный перспективный план (программа самообразовательной работы). В нем предусматривается содержание, объем материала, который необходимо изучить, основные методы и средства реализации, намеченность, а также сроки и формы контроля за его выполнением.
Самообразование сотрудника идет в следующих направлениях: общенаучном, профессиональном, психолого-педагогическом, интеллектуальном. Все эти направления тесно взаимосвязаны, хотя и имеют свою специфику. Целью общенаучного самообразования является формирование и углубление системы последовательно научных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Система общенаучного самообразования включает в себя также ориентацию в политических проблемах современности, изучение внешнеполитических и внутриполитических событий, умение их анализировать и делать обобщающие выводы. Цель ю профессионального самообразования сотрудников ОВД является углубление юридических знаний по основным вопросам борьбы с преступностью и профилактики правонарушений. Знать все основное и новое, что происходит в своей профессии - элементарное требование к каждому специалисту современного уровня. Т.е. это направление самообразования необходимо рассматривать как способ повышения деловой квалификации. Видное место занимает психолого-педагогическое самообразование, т.е. овладение системой психолого-педагогических знаний, что помогает планировать самообразование и осуществлять его на научной основе, творчески используя наиболее эффективные средства, методы и приемы. Необходимость данного направления объясняется тем, что юридические дела, имея в своей основе жизненные случаи, органически включают в себя человека, человеческие поступки и отношения. Поэтому в них невозможно разобраться и принять верные решения, не учитывая сложности человеческой психологии. Знание педагогики дает возможность осуществлять воспитательную работу среди населения, в трудовых коллективах, организовывать профилактику правонарушений, осуществлять правовую пропаганду. Целью интеллектуального самообразования является расширение информации в сфере культурной жизни в определенной системе и последовательности, дальнейшее совершенствование своих умственных способностей. Это не исключает совершенствования познаний в определенных профессиональных областях, в которых осуществляют свою деятельность сотрудники ОВД в зависимости от специфики подразделения. Качество и эффективность самообразования во многом зависят от стиля и методов самостоятельной работы. Важно, чтобы сотрудник ОВД относился к самообразованию как к системе личной учебной деятельности, а не как эпизодическому просмотру или ознакомлению отдельных книг, статей и т.д. Главным методом самообразования является чтение. При нынешних темпах развития научного знания каждый сотрудник должен научиться отбирать сведения, наиболее необходимые для его совершенствования в избранной сфере деятельности. Поэтому необходимо вырабатывать привычку дифференцированного чтения. На практике обычно пользуются двумя способами: углубленным (иногда с конспектированием) и скоростным. Большую помощь в организации самообразования играет знание основ НОУТ (научной организации учебного труда). Основная идея которой - максимальный эффект при минимальной затрате времени. Пути и способы самообразования могут быть весьма индивидуальны и своеобразны в зависимости от прежнего опыта работы над собой, уровня знаний человека, его общей подготовки, интересов и т.п. Так, разгадка "секрета" Владимира Высоцкого таилась в его стиле общения с людьми. Встретив нового человека - как правило, аса своего дела, -Высоцкий буквально "прилипал" к нему, выспрашивая о его профессии, интересуясь мельчайшими подробностями. И таким образом он превращал своего собеседника в своего соавтора. Вот почему так часто ошибались люди, слушая его песни: одни считали его шофером, другие признавали в нем солдата, третьи - моряка. Но он не был ни первым, ни вторым, ни третьим. Высоцкий был творческой личностью, синтезирующей знания о мире в ходе общения с людьми. Его человеческое и профессиональное искусство состояло в том, чтобы ухватить знание на лету, мгновенно перевоплотиться, пережить и впитать его. В этом случае самообразование понимается как "самосозидание". Методика работы по самообразованию отражает индивидуальные особенности личности. Некоторым полезно вести дневник, в котором они могли бы анализировать свои достижения и неудачи в течении месяца, недели, дня. Другие могли бы разработать правила работы над собой, используя такие методы, как самоприказ, самопринуждение. Третьим можно посоветовать принять личные обязательства, устные или письменные. Для начала же можно порекомендовать разработать специальную программу, которая определяла бы последовательность работы над совершенствованием знаний, побуждала с одной стороны, расширять свой общий кругозор, а с другой - последовательно углублять знания по своей специальности. Завершая рассмотрение данного вопроса, следует указать, что многие великие люди достигли больших успехов в жизни, занимаясь самообразованием. Д.И. Писарев в свое время говорил:" Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий".
[1] Ильин И. А. Путь к очевидности. – М., 1993. – С. 309. [2] Цит. по: Зиновьев А. В. Что такое счастье? Эссе. – СПб, 1997. – С. 79. [3] Цит. по: Зиновьев А. В. Что такое счастье? Эссе. – СПб, 1997. – С. 79.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |