Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм совершения сделок по международной торговле услугами: мобильность покупателя, мобильность продавца




Понятие услуг, их классификация. Факторные и нефакторные услуги. Услуги, связанные с инвестициями. Услуги, связанные с торговлей.

Тема 7. Международный рынок услуг

 

Сфера услуг объединяет широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом. Роль этого сектора экономики выросла в связи с тем, что в услугах формируются ключевые факторы экономического роста – научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают предпосылки для его дальнейшего прогресса.

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга.

В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (табл. 7.1).

 

Таблица 7.1

Классификация торгуемых услуг

Вид Подвид Платежи между резидентами и нерезидентами за:
1. Транспорт пассажирский международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание соответствующих услуг
грузовой международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
2. Поездки деловые товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
личные товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)
3. Связь   услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи
4. Строительство   строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе нерезидентами
5. Страхование   страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами
6. Финансовые услуги   финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами
7. Компьютерные и информационные услуги   консультации в области компьютерных программ, информационные услуги
8. Роялти и лицензионные платежи   пользование правами собственности и использование оригиналов или прототипов на основе лицензии
9. Другие бизнес-услуги посреднические комиссию за посредничество
лизинг лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования
прочие деловые, профессиональные и технические правовые, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии, защите урожая и др.
10. Личные, культурные и рекреационные услуги аудиовизуальные производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов
прочие показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий
11. Правительствен-ные услуги   поставку товаров в посольства, консульства, операции ООН по поддержанию мира

 

В аналитических целях услуги можно разделить на следующие группы:

· факторные услуги – платежи при международном движении факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы;

· нефакторные услуги – остальные виды услуг.

В соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

· услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;

· услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование;

· услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

Услуги, если ими торгуют на мировом рынке, по своей экономической природе ничем не отличаются от обычного торгуемого товара. Поэтому все теории спроса и предложения в международной торговле полностью применимы и к торговле нефакторными услугами. Поскольку услуги являются разнородными товарами, то невозможно объединить их в одну группу и утверждать, что в области услуг одна сторона имеет относительное преимущество перед другой страной.

Сделка международной купли-продажи услуги состоится только в том случае, если в какой-то момент произойдет физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами (табл. 7.2).

 

Таблица 7.2

Международные сделки с услугами

  Потребитель не перемещается Потребитель перемещается
Производитель не перемещается А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги
Производитель перемещается С. Прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция D. Поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами

 

Некоторые услуги в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть отнесены к различным клеткам матрицы. Например, транспорт может быть отнесен к разряду В, когда иностранный турист летит на самолете местной авиакомпании внутри зарубежной страны, или к разряду С, если резидент использует иностранную авиакомпанию для перелета между городами своей страны. Разряд D представляет собой специфический случай, когда, например, российский турист отдыхает на находящемся в Испании курорте, принадлежащем французской фирме.

Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

Мобильность продавца связана с тем, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).

Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги основаны на том, что и продавец, покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Мирового банка в страны СНГ для оказания технической помощи).

 

Денежные единицы различных стран, каждая из которых имеет свой национальный «мундир», опосредует процесс международного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и тем самым формируют мировую валютную систему.

Национальная валютная система — это форма организации денежных отношений, которая охватывает не только внутреннее денежное обращение, но и сферу международных расчетов страны. По мере развития международных экономических отношений на базе национальных валютных систем возникает мировая валютная система.

Международные расчеты — это расчеты между государствами, организациями, фирмами и гражданами, находящимися на территории различных стран. В сфере международных расчетов возникают две базовые проблемы:

а) как устанавливать и регулировать соотношения обмена национальной денежной единицы с иностранными;

б) как решать проблемы несбалансированности расчетов национальной экономики с внешним миром.

Весь комплекс отношений, возникающих в процессе международных расчетов, находит свое концентрированное выражение в платежных балансах стран. Несбалансированность платежного баланса той или иной страны требует введения в действие механизма его выравнивания.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что валютные курсы являются важным «нервным узлом» всей системы международных экономических отношений, и весь комплекс внутренних и внешних факторов (от долгосрочных экономических до политических и даже психологических), определяющих развитие экономики той или иной страны, влияет на динамику валютных курсов.

Остановимся лишь на некоторых базовых понятиях, которые необходимы для глубокого понимания закономерностей динамики валютных курсов.

В настоящее время невозможно анализировать валютные курсы без детального изучения национальных денежных рынков. Очевидно, что относительное состояние денежных масс отдельных государств влияет на валютные курсы.

Общий спрос на денежных рынках зависит от количества сделок, в которых деньги выполняют функцию средства обращения и платежа. Объем сделок тесно связан с динамикой ВВП той или иной страны. Связь между динамикой ВВП и спросом на деньги играет центральную роль в количественной теории денег. В принципе отсюда вытекает, что курс валюты должен повышаться в стране, где наблюдаются более высокие темпы экономического роста и спроса на различные виды активов.

Существует гипотеза, что основой соотношения обмена двух валют является паритет покупательной способности (ППС). Разработанная на базе этой гипотезы теория ППС связывает динамику валютного курса с изменением соотношения цен в соответствующих странах:

P1=r*P2, или r=P1/P2,

 

где r — валютный курс; P1 и P2 – уровни цен в рассматриваемых странах.

 

Данная теория построена на предположении, что международная торговля сглаживает разницу в движении цен основных товаров в мировой торговле. Такие товары должны иметь во всех странах приблизительно одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Если бы компьютеры приблизительна одинакового класса и качества стоили в США 1000 долл. за единицу, а в ФРГ — 2000 марок при курсе 1 $= 1,5000 DM, то очевидно, что американские компании увеличили бы экспорт компьютеров в ФРГ или немецкие компании — их импорт, что привело бы к увеличению предложения и уменьшении цены до равновесного с рынком США уровня (не принимая во внимание транспортные и прочие издержки) 1500 DM за компьютер. Если же учесть, что действия экспортеров США и импортеров ФРГ увеличивают спрос на доллары, и курс доллара мог повыситься, например, до 1$= 1,6500 DM, то равновесный уровень цены компьютера в ФРГ будет несколько выше.

Совершенно очевидно, что не по всем товарам и особенно услугам может действовать механизм такого выравнивания. Например, цены на недвижимость при пересчете по валютному курсу могут значительно различаться в разных странах. Точно так же обычно не ездят из одной страны в другую, для того чтобы посетить парикмахерскую или пообедать в ресторане в целях экономии. Для этого проще поменять местожительство.

Тем не менее, теория ППС имеет эмпирическое подтверждение. Во-первых, она в целом «работает» и оказывается полезной при анализе цен и валютных курсов в странах с высокими темпами инфляции. А в условиях гиперинфляции индексы внутренних цен и курса национальной валюты, например, к доллару практически совпадают. Во-вторых, корреляция между соотношением уровней инфляции в различных странах и динамикой валютных курсов существует в долгосрочном плане (на временных отрезках свыше 10 лет).

Оба описанных выше примера подтверждения теории ППС иллюстрирует рисунок 5.2.

 
 

 

 


Рис. 5.2. Соотношение ППС двух валют и валютный курс в условиях высоких темпов инфляции в одной из стран (а) и за длительный период времени (б): 1 — динамика соотношения ППС; 2 — динамика валютного курса

 

В краткосрочном плане данная теория не находит достаточных подтверждений, особенно в странах с низкими темпами инфляции. Средневзвешенное соотношение цен, рассчитанное на базе различных товарных «корзин» двух стран, на протяжении нескольких лет может не соответствовать абсолютному уровню валютного курса и его динамике.

Тем не менее, подтверждение теории ППС в долгосрочном плане достаточно для того, чтобы говорить о другом важном факторе, влияющем на валютные курсы,— торговом балансе страны, а если точнее, то о взаимосвязи динамики курса и торгового баланса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.