Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Услуги в мировой торговле. Динамика развития мировой торговли услугами. Доля услуг в мировой торговле. Факторы, влияющие на динамику международной торговли услугами





К концу 90-х годов сфера услуг в ведущих странах мира выросла в крупнейший сектор хозяйства. В странах ОЭСР доля услуг в ВВП за последние два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась до 55% ВВП. Статистические данные о динамике международной торговли услугами свидетельствуют о сравнительно быстром ее развитии, опережающем темпы роста «видимой» торговли (т.е. товарами). Налицо тенденция к увеличению доли услуг в международном обмене и во внешнеторговом обороте отдельных стран.

Заметный динамизм характерен и для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг. В последние два десятилетия отмечается их опережающий рост по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.

Динамику услуг определяет ряд основополагающих долговременных факторов экономического развития. В ходе общественного разделения труда выделились звенья, специализирующиеся на производстве услуг, что вызвано ростом потребностей, усиливающейся интеграцией материальных и нематериальных элементов производства, изменениями в характере экономического роста, источниками которого стали научные знания, нематериальные накопления, человеческий фактор. Процесс гуманизации экономического роста сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных, духовных и социальных запросов.

Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций появился новый спектр услуг, радикально обновляются их виды, повышается качество обслуживания. На развитие услуг также влияют приватизация и дерегулирование многих отраслей, либерализация внешнеэкономических операций.

Сильным стимулом развития услуг явилась структурно-технологическая перестройка материального производства в 80-х годах. В ее ходе намного выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах – технических, сбытовых, управленческих и других. Одновременно из состава крупных фирм выделялись и переходили в самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах.

Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни. Доля затрат на услуги в сумме потребительских расходов населения за 1983-1996 гг. в США повысилась с 51 до 59%, во Франции – с 38 до 47%, Великобритании – с 39 до 48%, Японии – с 51 до 58%. Еще более динамично растет спрос на услуги со стороны производства. В частном секторе США расходы только на деловые услуги по отношению к конечному продукту за 1977-1993 гг. выросли с 6,5 до 9,4%, в обрабатывающей промышленности – с 10 до 16,2%, в здравоохранении – с 4,4 до 11,6%.



Тем не менее, международная торговля услугами все еще играет второстепенную роль в сравнении с торговлей товарами. Доля услуг в середине 90-х гг. составляла от 18 до 22% общего объема экспорта товаров и услуг (1170 млрд. долл. в 1996 г.).

 

Таблица 7.3

Наименование 1991 г.* 1993 г.* 1996 г.
Экспорт услуг 860,0 1030,0 1170,0
Экспорт товаров 3441,7 3600,0 4830,0
Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров 25,0 28,6 23,9

 

Приведенные показатели относят к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, сумма операций с услугами на территории других стран примерно в три раза больше.

Более 70% зарегистрированной торговли услугами приходится на ведущие развитые страны, а также Сингапур и Гонконг (Сянган). Лидерами являются США, за ними следуют Франция и Германия (табл. 7.4).

Таблица 7.4

Внешняя торговля услугами (млрд. долл.):

 

Страна Экспорт Импорт
США 189,5 128,3
Франция 96,0 76,9
Германия 79,5 130,3
Великобритания 69,5 57,3
Япония 63,9 121,6
Нидерланды 47,2 45,3
Сянган 36,1 21,2
Сингапур 29,3 16,5

 

Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется следующими причинами:

во-первых, многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются на национальном уровне;

во-вторых, активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности на мировой арене;

в-третьих, торговля услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации и открытости рынков. Достигнутый в рамках ГАТТ/ВТО прогресс в либерализации торговли ограничивается в основном товарными рынками. Услуги, за исключением транспортных и туристических, оставались в национальной компетенции.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. II период развития науки – средневековый.
  2. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  3. II. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Проблема периодизации истории экономики. Цикличность в экономическом развитии.
  4. II. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения
  5. II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.
  6. III. Коренные изменения в международной обстановке после окончания II Мировой войны
  7. IT Service Capability Maturity Model – Модель Зрелости предоставления ИТ-услуг.
  8. V этап развития медицинской этики - Биоэтика
  9. XIV. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  10. XIX.Прогнозирование и планирование развития непроизводственной сферы.
  11. Адаптация советской и мировой управленческой мысли к условиям современной России. Формирование современных российских школ менеджмента.
  12. Административно-правовая организация управления в области прогнозирования социального развития.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.