Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные услуги на мировом рынке. Электронная торговля. Виртуальные торговые центры, электронные деньги





Регулирование международной торговли услугами. Государственное регулирование международной торговли услугами: ограничения на торговлю услугами, ограничения на использование национального режима. Международное регулирование торговли услугами. Генеральное соглашение о торговле услугами, соглашение о либерализации рынка финансовых услуг.

Регулирование международной торговли услугами осуществляется на национальном и международном уровнях. На национальном уровне как правило правительства стараются защитить отечественных производителей услуг, поэтому используются меры регулирования доступа на рынок.

Меры регулирования доступа на рынок – инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-производителям услуг оперировать на местном рынке. Меры регулирования доступа на рынок носят форму количественных ограничений и включают следующие виды:

· ограничения на торговлю услугами (требование страхования импортных грузов местными страховыми компаниями);

· введение количественных квот на импорт иностранных услуг (обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям);

· ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги (запрет на создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний);

· ограничения на передвижение производителей услуг (государственное лицензирование импорта рабочей силы);

· ограничения на передвижение потребителей услуг (лимитирование количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени).

Некоторые страны в целях регулирования международной торговли услугами прибегают к вводу ограничений на использование национального режима нерезидентами.

Изъятия из национального режима – инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными. К этим инструментам относятся:

· предоставление ценовых преимуществ местным товаропроизводителям (прямые ценовые субсидии из бюджета местным производителям услуг);

· предоставление иностранным производителям менее благоприятных условий, чем местным (размеры обязательного резервирования иностранных банков могут быть выше, чем для местных).

Начало регулированию международной торговли услугами на международном уровне было положено в ходе работы Уругвайского раунда ГАТТ. Было заключено рамочное Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС). Заключение этого соглашения стало важным шагом по включению торговли услугами в многостороннюю систему свободной торговли. Участники этого Соглашения обязуются развивать процесс либерализации и не принимать каких-либо дискриминационных мер также в сфере услуг.



ГАТС определяет «торговлю услугами» как их трансграничное перемещение, а также как их производство и потребление иностранными физическими и юридическими лицами на территории каждой страны-участницы.

Либерализация в сфере торговли услугами рассматривается как предоставление иностранным поставщикам услуг в большей или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам.

Особое внимание следует обратить на либерализацию наиболее объемного и весьма динамичного в последние годы рынка финансовых услуг. Объем рынка (банковские и страховые сделки, операции с ценными бумагами) оценивается в 1 трлн долл. В декабре 1997 г. в рамках ВТО подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка финансовых услуг. По его условиям около 100 государств обязаны обеспечить различную степень открытости своих финансовых рынков с 1999 г.

Так, в США иностранные банки уравниваются в правах с местными, отменяются требования к иностранным страхователям в отношении проживания и гражданства США. Здесь также намерены разрешить покупку национальных банков иностранцами в 50 штатах. В свою очередь Швейцария отказывается от некоторых дискриминационных требований к иностранным банкам. Бразилия снижает степень государственного вмешательства в банковский сектор.

По мнению ВТО и основных участников соглашения о либерализации рынка финансовых услуг, принятие условий этого документа обеспечит гораздо большую экономическую стабильность в мире, нежели сегодня. Свободная конкуренция в сфере мировых финансовых услуг открывает крупному банковскому и страховому капиталу перспективу завоевания новых рынков, в частности в Азии. Конкретным потребителям либерализация рынка финансовых услуг дает выгоды в виде новых услуг и снижения цен на них.

Россия не участвовала в переговорах по либерализации рынка финансовых услуг. Однако при присоединении к ВТО неизбежно встанет вопрос: на каких условиях она будет открывать свой рынок финансовых услуг. Реально Россия сможет либо сделать это на основе стандартных положений ГАТТ, т.е. вводить согласованные ограничения по доступу на свой рынок финансовых услуг, либо присоединяться к ВТО на основе выработанного на международном уровне Положения о торговле финансовыми услугами, что предусматривает более жесткие обязательства.

 

Многие виды услуг перешагнули национальные границы и интегрируются в глобальный рынок. Толчок этому процессу с середины 90-х годов дают Интернет и другие сетевые системы передачи информации.

Высокоперспективным и весьма динамичным видом услуг становится обслуживание рынка, получаемое по системе Интернет. Функционирование глобальной системы Интернет обеспечивают коммерческие организации — поставщики услуг (провайдеры) по подключению пользователей к глобальной сети Интернет. Набор услуг по подключению к системе Интернет сформировался в высококонкурентный рынок. Он быстро растет, высокоприбылен. Мировой рынок услуг Интернет в 1996 г., по некоторым оценкам, достиг 2,5 млрд долл.

Сдерживающее влияние на развитие масштабов сети Интернет оказывают в основном цены на услуги связи, зависящие от монопольного государственного контроля данного сектора экономики в большинстве промышленно развитых стран. С января 1998 г. вступило в силу соглашение о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий. Важным следствием принятия данного соглашения станет дальнейшее снижение стоимости услуг, в частности телефонной связи.

Таким образом, в последнее десятилетие XX в. образовалось новое пространство всемирной информационно-цифровой (виртуальной) реальности, сосуществующей с обычной физической реальностью и изменяющей и дополняющей традиционные международные отношения. Фактически мир стоит на пороге освоения нового блока международных экономических отношений в рамках виртуального мира.

С 1993 г. информационная сеть Интернет превращается в глобальную сеть через создание так называемой всемирной паутины (World Wide Web — WWW). Если в 1980 г. Интернет объединяла 25 сетей, то в середине 90-х гг. — уже свыше 44 тыс. университетских, государственных, корпоративных сетевых систем 160 стран мира, объединенных высокоскоростными частными и общедоступными средствами связи.

Наиболее серьезные перспективы воздействия на международные экономические отношения Интернет имеет в торгово-финансовой сфере, деятельность в которой во все более значительной степени связана с информационными технологиями. Одной из важных и динамичных форм международных экономических отношений виртуального мира становится так называемая электронная торговля.

Электронная торговля определяется Всемирной торговой организацией как специфическая форма торговли, принципиально новый способ покупки, продажи и распределения товаров и услуг, охватываемых в настоящее время международно признанными многосторонними правилами торговли, в частности Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС).

В табл. 7.5 приведена структура коммерческой активности в сети WWW.

Таблица 7.5

Структура коммерческой активности в сети WWW,%

  1996 г. 2000 г
Финансовые услуги
Электронная торговля
Профессиональная информация
Доступ к сети
Реклама

Интернет может осуществлять торговые операции для любой продукции, но доставка ее по сети возможна лишь для информационных услуг. Через Интернет продаются электронные версии газет и журналов, отдельные статьи, программы для ЭВМ, справочная информация. К концу 1996 г. объем такого рода коммерческих сделок в Интернет составил 750 млн долл., в последующие пять лет его рост прогнозируется до 2 млрд долл.

С развитием современных информационных систем и комплексов международной связи появляется возможность отойти от бумажного документооборота, в котором фиксируются все стадии реализации коммерческой сделки. При традиционном оформлении сделок в международной торговле накапливается огромное число документов, сопутствующих сделке. Созданные для управления внешнеэкономической сделкой технологии позволяют предпринимателям передавать информацию с помощью современных информационно-компьютерных систем, достигая при этом значительного улучшения в точности, скорости и эффективности, с которой коммерческая сделка может быть заключена, подтверждена и выполнена. Торговлю с помощью новых технологий отличает от традиционной, базирующейся на бумажных документах, буквенно-цифровое кодирование конкретных реквизитов документов.

С середины 90-х гг. начинается активная работа по созданию виртуальных торговых центров. По свидетельству западных специалистов, только одна система Net Market может обеспечивать около 20% розничных покупок типичной семьи. В начале третьего тысячелетия любая семья сможет делать до 95% своих покупок в виртуальном магазине. Одна из крупнейших мировых компаний CUC планирует уже в 1998 г. довести объем продаж до более чем 1 млрд. долл.

Крупные компании тратят миллионы долларов на формирование в сети WWW каналов по распространению своей продукции. В рамках созданного виртуального центра Shopingcom потребителю предлагается до миллиона наименований товаров. Виртуальные центры пересылают заказ потребителя по электронным каналам к производителям и дистрибьюторам, которые затем доставляют товары с собственных складов прямо к покупателю. Товары виртуальных торговых центров предлагаются потребителю по наиболее выгодной цене, с доставкой информации о них под единым интерфейсом.

Глобальная сеть Интернет предлагает новые услуги, предлагая использовать для взаиморасчетов «электронные деньги» (e-cash). Электронные деньги, имеющие хождение только в Интернет, снимают вопросы кредитных карточек, банкоматов, чековых книжек, экономят время и средства. Интернет может превратиться в глобальное рыночное пространство, если ее услуги будут доступны массовому потребителю.

Значительный интерес к работе в системе Интернет проявляют различные компании и банки. В частности, такие крупные банки, как «Сити банк» (США), «Дойче банк» (Германия), а также исследовательский проект Европейской комиссии — CAFE по созданию "электронного кошелька" для общеевропейского пользования.

Перспективы электронных денег огромны прежде всего из-за простоты и гибкости их использования. Электронные деньги — это фактически компьютерная программа. Они могут оказывать целевые услуги, не доступные ни наличным деньгам, ни кредитным карточкам. По сравнению с традиционной системой ликвидируется громоздкое и трудозатратное промежуточное звено — безналичная оплата, обработка накладных, ведомостей, чеков.

Взаиморасчеты в электронных деньгах между финансовыми организациями, торгово-производственными корпорациями и потребителями разных стран не подвергаются действующим формам государственного контроля и налогообложения. Осуществление такого контроля на практике весьма сложно, поскольку электронные деньги фактически не имеют физического воплощения, но имеют реальную курсовую стоимость. Широкомасштабное развитие этого процесса может повлиять на такие функции государства, как сбор налогов, регулирование денежной наличности в стране, мониторинг платежного баланса.

Развитие подобных процессов, связанных с использованием системы Интернет, может в будущем затронуть внешнеторговые интересы государств, подтолкнуть их к усилению интеграции или же, напротив, к дезинтеграции и выходу из мировых информационных систем, если последние будут затрагивать их жизненно важные национальные интересы развития. Так, к примеру, ЕС и США уже достигли соглашения в области электронной торговли, предусматривающего создание «беспошлинного киберпространства». США предполагают и впредь тесно сотрудничать со странами ЕС, АТЭС и ведущими странами Азиатского региона в решении различных вопросов, связанных с организацией электронной торговли.

Сотрудничество отдельных стран, международных экономических организаций, в частности ОЭСР, должно привести к отлаживанию электронной торговли и, видимо, сделает ее одной из важных форм торговли будущего.

Объемы экспорта услуг в мировой торговле выросли к 1994 г. до 410 млрд долл. и приближаются к ¼ стоимости товарного экспорта. В развивающихся странах этот показатель увеличился с 99 млрд долл. в 1980 г. до 361 млрд долл. в 1994 г. По динамике лидирует группа деловых услуг, их доля в экспорте услуг из развитых стран выросла за этот период с 28 до 44%. Крупной статьей является туризм, доля которого в стоимости экспорта услуг превышает 1/3.

Внешнеторговый оборот услугами концентрируется в группе развитых стран. Главные экспортеры – США, Голландия, Франция и Великобритания, во все возрастающей степени экспортируют услуги Германия, Япония, Италия. Здесь по темпам роста лидируют финансовые и компьютерные услуги, а также бухгалтерские, аудиторские, рекламные, юридические, консалтинговые по вопросам маркетинга, управления, повышения эффективности и другие. В 1994 г. на долю развитых стран приходилось 88% всего экспорта деловых услуг. Новые технологии значительно расширяют рамки внешней торговли услугами здравоохранения, образования, науки, культуры и искусства.

В связи с нетранспортабельностью многих услуг высока роль зарубежных инвестиций в этой сфере. К прямым иностранным инвестициям как альтернативной форме внешнеторговых операций активно прибегают транснациональные компании многих отраслей. В 1993 г. удельный вес отраслей услуг в прямых зарубежных инвестициях США достиг 53%, Великобритании – 51, Японии – 66, Франции – 52%. Примерно на том же уровне находится и доля услуг в фонде прямых иностранных капиталовложений в этих странах. Прямые инвестиции идут в телекоммуникации, торговлю и многие отрасли услуг – общественное питание, банковскую сферу, страховой бизнес, деловые услуги, рекреационные отрасли, здравоохранение и т.д.

Несмотря на то, что юридические и политические барьеры для международного обмена на мировом рынке услуг остаются более высокими, чем на товарных рынках, услуги активно содействуют глобализации хозяйственной жизни, ускоряя и углубляя этот процесс.

 

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. А. Современные теории элит
  2. Вагонное хозяйство, его назначение и размещение на сети железных дорог. Современные диагностические средства для оценки состояния вагонов.
  3. ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ АТОМОВ В МОЛЕКУЛАХ БИООРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИЕНИЙ. ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ. КИСЛОТНЫЕ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА БИООРГАНИЧЕСКИХ МОЛЕКУЛ
  4. Внешняя торговля.
  5. Вопрос 16. Трастовые услуги.
  6. Вопрос 17. Услуги коммерческих банков при проведении расчетно-кассовых операций
  7. Вопрос 2. Современные школы менеджмента
  8. Вопрос № 19. Услуги коммерческих банков при проведении расчетно-кассовых операций с помощью аккредитива.
  9. Вопрос №18. Услуги коммерческих банков при проведении расчетно-кассовых операций с помощью инкассо.
  10. Геополитические факторы в мировом развитии и современность.
  11. Группы стран в мировом хозяйстве
  12. Денежные системы. Современные денежные средства

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.