Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Транснациональные корпорации




 

Международные корпорации последней четверти ХХ в. являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как "локомотивы" мировой экономики.

Международные корпорации, являясь продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, сами активно воздействуют на МЭО, формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

Современные международные корпорации в дополнение к существующему международному обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную финансовую сферу, что способствовало превращению локальных международных экономических отношений в глобальные.

К концу 90-х гг. в мире функционировало около 60 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Однако общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний.

Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Они реализуют 80% всей произведенной международными корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной продукции на предприятиях этих корпораций ежегодно превышает 1 трлн долл. На них работает 73 млн сотрудников.

Главной предпосылкой создания международных корпораций являлся процесс интернационализации производства. Модель последовательной интернационализации представлена на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Модель последовательной интернационализации производства

 

Данная модель ориентирована на расширение сбыта продукции за рубежом и отражает последовательное дополнение исторически первой формы интернационализации – товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности – экспортом лицензий, фирменной марки, прямыми зарубежными инвестициями.

Появление международной корпорации напрямую связано с прямыми зарубежными инвестициями, поскольку в мировой практике международная корпорация рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира.

Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала – предприятия полностью принадлежащего прямому инвестору.

Различают две формы международной корпорации.

Транснациональные корпорации (ТНК) – это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру. Это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства

Корпорацией в США называют акционерное общество, а поскольку большинство современных ТНК возникли в результате международной экспансии американских компаний, этот термин вошел в их название.

Правовой режим ТНК предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.

Многонациональные корпорации (МНК) – это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн «Ройал Датч/Шелл», существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60: 40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания AББ (Asia Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. AББ имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания «Юнилевер», «Филипс» и др.

Отличительными признаками МНК являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия. Последнее свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства (табл. 10.1). По классификации ООН к ним относятся многонациональные и транснациональные корпорации, у которых:

· годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд долл. (у "Дженерал Моторс" в 1996 г. он составил 168 млрд долл.);

· от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции (у "Ройал Датч/Шелл", занявшей в 1997 г. второе место в мире по этому показателю, 65% оборота приходилось на зарубежные филиалы);

· доля зарубежных активов не менее 25%;

· филиалы имеются не менее чем в шести странах.

Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования.

Таблица 10.1

Отличительные характеристики крупнейших международных корпораций

Компания Отрасль Доля иностранных активов в общих активах, % Годовые продажи за рубежом в общем объеме продаж, % Число занятых за рубежом в общей численности персонала, %
Ройал Датч/Шелл Энергетика 67,8 73,3 77,9
Форд Автомобилестроение 29,0 30,6 29,8
Дженерал электрик Электроника 30,4 24,4 32,4
Экссон Энергетика 79,1 79,6 53,7
Дженерал Моторс Автомобилестроение 24,9 29,2 33,9
Фольксваген Автомобилестроение 84,8 60,8 44,4
ИБМ Производство ЭВМ 51,9 62,7 50,1
Тойота Автомобилестроение 30,5 45,1 23,0
Нестле Пищевая промышленность 86,9 98,2 97,0
Байер Химическая промышленность 89,8 63,3 54,6
АББ Электротехническое производство 84,7 87,2 93,9
Ниссан Автомобилестроение 47,2 44,2 43,5
Эльф Акитен Энергетика 54,5 65,4 47,5
Мобил Энергетика 61,8 65,9 52,2
Даймлер-Бенц Автомобилестроение 39,2 63,2 22,2
Источник: Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – с. 214.

 

Наиболее общей причиной возникновения ТНК является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей посредством создания крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести их экономическую интенсивность, обусловленную большими масштабами производства во многих отраслях. Необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствует концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах. Соответственно появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль.

Важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х годов, популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. При этом потенциал конкурентоспособности рассматривается как комплекс факторов упреждающего характера по повышению качественных характеристик производимых товаров и услуг, развитию инновационного, производственного и сбытового потенциала. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями.

Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из следующих факторов:

· развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;

· налаживание общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;

· обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;

· гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

Наличие зарубежного производства способствует следующим положительным эффектам:

· экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;

· экономии за счет эффекта масштаба;

· увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;

· диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.

Практически во всех обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности международных корпораций особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные цены – это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно, а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.

Основные цели применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле международной корпорации:

· поддержание монополистической позиции на рынке;

· завоевание новых рынков сбыта;

· минимизация налогов и таможенных пошлин;

· уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;

· ослабление контроля над ценами;

· использование различий в темпах инфляции;

· воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;

· сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

 

На современном этапе появляется новая форма международных корпораций – глобальные, качественные отличия которых проявляются в следующем:

· во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителями (реальными и потенциальными);

· во-вторых, они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений;

· в-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.

К числу глобальных корпораций в настоящее время можно отнести лишь 20-30 крупнейших компаний мира. Наиболее яркими их примерами могут служить американские "Кока-Кола", разместившая свое производство в 190 странах, "Ай-Би-Эм", имеющая филиалы в 124 странах, "Экссон" – в 100 странах.

Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением стратегии их деятельности:

- в условиях НТП и жесткой конкуренции главной целью их деятельности является не получение максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости и "максимизация рынка";

- создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компании, при этом международные компании стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;

- расширение масштабов международного разделения труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений компании;

- в последние десятилетия интенсивно растут прямые инвестиции международных компаний в сферу услуг, в том числе информационных, рекламных, консультационных, в развитие науки;

- стратегия международных компаний в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой глобальной комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства (по некоторым оценкам, доля обрабатывающей промышленности в 2025 г. не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эффективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);

- интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли между подразделениями международной компании (она составляет примерно ½ всей мировой торговли);

- вывоз капитала международными корпорациями нацелен на увеличение количества зарубежных филиалов и сокращение разрывов организации и технологии производства в промышленно развитых странах, поскольку качество изделий и услуг компании независимо от места производства должно соответствовать мировым стандартам;

- разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями;

- диверсификация деятельности международных корпораций по формам (их насчитывается 15). Наиболее эффективными считаются гибридные или комплексные формы внешнеэкономической деятельности: движение товаров, капиталов, технологий, знаний. Все большее распространение в мировой практике получает "лифрэксдинг" (lifrexding) – комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и ПИИ. В сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция и специализация на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, менеджменте, страховании);

- "сплетение" международных корпораций, принадлежащих к разным национальным и международным центрам, и усиление их взаимодействия в виде стратегических альянсов, систем, семей, слияний и поглощений;

- стремление приспособиться к трех полюсной модели мира определяет открытие международными корпорациями хотя бы по одному крупному предприятию – координатору деятельности зарубежных филиалов и фирм в каждом из центров триады США – Западной Европе – Японии.

Анализ международной деятельности 100 крупнейших компаний мира приводит к следующим выводам.

Все 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений МК (исключая банковские и финансовые учреждения) базируются в промышленно развитых странах. Стоимость их зарубежных вложений оценивается приблизительно в 1,4 трлн долл., что составляет 1/3 общего объема ПИИ в мире.

С точки зрения страны происхождения самую большую группу составляют американские корпорации (32 из 100 крупнейших). На них приходится и основная доля зарубежных вложений. Размер американской "второй экономики" более, чем в двое превосходит промышленное производство Германии, Франции, Великобритании и уступает лишь Японии.

Наиболее быстрорастущая группа МК – японские корпорации (в 1990 г. в первую сотню входило 11 фирм, 1994 г. – уже 19). Японские электронные корпорации оказались в числе наиболее важных новых участников группы ведущих ТНК мира.

Европейские МК занимают заметные позиции в капитало- и наукоемких отраслях, в частности в химической и фармацевтической промышленности.

В отраслевом разрезе наиболее высоким индексом транснациональности отличаются корпорации, работающие в сфере электроники, нефтепереработки, химии и автомобилестроения, за ними следуют фирмы пищевой и фармацевтической индустрии. Замыкают список чисто торговые компании. 60% всех МК, работающих в сфере материального производства, заняты в обрабатывающей промышленности, 37% - в сфере услуг, 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

На 50 крупнейших МК из развивающихся стран приходится около 10% общего объема зарубежных вложений фирм, базирующих в этих странах. Доля зарубежных продаж в общем объеме их продаж уже весьма высока (30%), но доля зарубежных активов все еще относительно невелика (9%). Соответственно интегральный индекс транснациональности у МК из развивающихся стран (21%) заметно ниже, чем у первой сотни ТНК мира (42%). Это объясняется краткостью истории транснационализации крупного капитала стран прежнего третьего мира. Однако МК из развивающихся стран планируют дальнейшую интернационализацию своих операций.

По масштабам зарубежного инвестирования лидируют МК, базирующиеся в США. Великобритании, Франции и Австралии. Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций были фактически те же страны – США, Великобритания, а также ФРГ.

Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность МК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и быть важным определяющим фактором в позиции той или иной страны в системе международного разделения труда и мирохозяйственных связей.

Внедрившись в экономику развивающихся стран, МК захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. Они контролируют 40% всего промышленного производства развивающихся стран и 50% их внешней торговли. При этом норма прибыли на ПИИ в развивающихся странах в среднем в 2 раза выше, чем в промышленно развитых странах.

Последствия функционирования международных корпораций на территории развивающихся стран можно разделить на положительные и отрицательные.

Положительные последствия функционирования международных корпораций на территории развивающихся стран:

- распространение достижений НТП на периферийную зону мирового хозяйства;

- выделение денежных и технических средств для модернизации местных отраслей промышленности;

- создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости местного населения;

- более высокий уровень заработной платы и социального обеспечения занятых в филиалах международных корпораций;

- повышение квалификации национальных кадров, так называемый "обучающий эффект";

- способствуют включению местных производителей в процессы международного разделения труда.

Отрицательные последствия функционирования международных корпораций на территории развивающихся стран:

- подавление своей мощью местных фирм;

- установление монопольных цен;

- нарушение государственных законов страны присутствия в виде укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

- загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;

- дестабилизация ситуации на рынке труда за счет более высокой заработной платы работников филиалов МК;

- возможность оказания влияния на политику правительства в данной стране.

 

Обострение глобальной конкуренции и увеличение масштабов потерь в случае поражения в ней обусловили поиск новых форм сотрудничества международных корпораций. К старым кооперационным формам в последние 20 лет добавились новые: стратегические союзы, системы, альянсы, семьи, международные слияния и приобретения, международные переплетения.

Кооперационные формы международного сотрудничества включают в себя производственные кооперации; кооперации, ориентированные на сбыт, осуществляющие подготовку, проведение и последующее обслуживание сделки за рубежом; экспортные картели, консорциумы и т.п. Частным примером может служить кооперация производителей автомобилей и самолетов. Целью этой кооперации является передача новых технологий из авиастроения в автомобильную промышленность. И наоборот, техника из производственного процесса в машиностроении поставляется для дальнейшего использования в производстве самолетов.

Стратегические союзы создаются с целью определения стратегии общего поведения на рынке предприятий, проводящих политику расширения сбыта. Стратегические союзы служат для формирования рынков и влияния на глобальную структуру конкуренции, а также для того, чтобы взять в свои руки "правила игры" в сфере международной конкуренции. Партнерами стратегического союза могут быть конкуренты на рынке или предприятия, которые действуют на различных рынках. Кооперативные связи между фирмами не относятся к группе стратегических союзов.

Стратегические союзы преследуют цели повышения экономической эффективности и экспансии качества. Через них может быть облегчено поступление недостающих технологических, капитальных и людских ресурсов, сокращены фазы развития и продвижения товаров на рынке, что особенно важно, если продвижение товаров на основных мировых рынках осуществляется одновременно.

Другой важной причиной образования стратегических союзов является стремление к снижению издержек. Благодаря кооперации в производственном секторе повышаются доходы и достигается обучающий эффект. Постоянная загрузка производственных мощностей, многостороннее использование каналов сбыта, обеспечение доступа к группам потребителей, осуществление изменяющейся структуры спроса также относятся к рыночным мотивам стратегических союзов.

По сравнению с группой международных коопераций стратегические союзы имеют большую сферу товарно-рыночных закупок, концентрируют свою деятельность на множестве рыночных сегментов, вплоть до значительной части или целого рынка. Они ориентируются на будущую деятельность, так что планирование здесь осуществляется на более длительный срок, чем в международных кооперациях.

Если число потенциальных партнеров в стратегическом союзе мало, то он образуется прежде всего из прямых конкурентов или нерыночных компаний.

Стратегические альянсы – разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах.

В качестве конкретных целей создания стратегических альянсов можно выделить следующие:

1) ведение технологических разработок (технологические альянсы) – 37,7% межфирменных коалиций;

2) соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственных альянсов стремятся к достижению экономии на масштабах производства. При этом фирмы стремятся к объединению усилий звеньев производственной цепочки при сохранении полной независимости во все остальных операциях;

3) соглашения в области сбыта (7,9%). Главное целевое назначение сбытовых альянсов состоит во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках.

Стратегические семьи являются обобщающей формой предпринимательства, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке.

Примером стратегических семей являются отношения "заказчик-поставщик" и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками. В основном о стратегических семьях говорят, когда между партнерами существует соглашение.

Понятие стратегической системы используется при выполнении следующих условий:

- кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки);

- создаются общие условия кооперации и регулирования;

- долгосрочная совместная работа;

- осуществление стратегического руководства через одну или несколько компаний.

Причиной создания стратегической системы является прежде всего сокращение расходов на производство и транспортировку. Результат деятельности системы улучшается за счет непрерывного обмена важной информацией, персоналом и технологией внутри системы. В целом должна быть достигнута стратегическая гибкость.

В современных условиях возрастающее значение приобретают международные слияния и приобретения.

Количество международных слияний компаний в 1997 г. составило сумму в 342 млрд долл. На этот вид инвестиций в 1998 г. пришлась большая часть инвестиций в развитые страны.

По оценкам экспертов ЮНКТАД, благодаря слияниям компаний в 2010 г. в ряде отраслей мировой промышленности число игроков может резко сократиться. Например, автомобильный рынок, где сейчас насчитывается 15 основных производителей, может оказаться во власти 5-10 компаний. На рынке фармацевтической продукции уже сейчас семь крупнейших ТНК с продажами более 10 млрд долл. каждая контролируют почти четверть этого 300-миллиардного рынка.

В 1998 г. резко возросло количество крупных слияний на сумму свыше 1 млрд долл. В 1997 г. стоимость 58 таких сделок составила 161 млрд долл. Одной из крупнейших сделок 1997 г. на сумму более 18 млрд долл. было приобретение швейцарской Zurich Versicherungs GmbH английской табачной компании BAT Industries. Большинство остальных крупных приобретений пришлось на сферу финансовых услуг, страхования, химической и фармацевтической промышленности, связи и средств массовой информации.

Слияния 1998 г. установили новые рекорды. Ряд слияний в нефтяных компаниях, таких как Total с Petrofina на сумму 39 млрд долл. British Petroleum с Amoco на сумму 50 млрд долл, и Exxon с Mobil на сумму 80 млрд долл. существенно увеличили долю инвестиций путем слияния в общем объеме инвестиций этого года. Поражают своими масштабами и слияния в сфере финансов – слияние Citibank и Travelers Group стоит 72 млрд долл.

К движущим силам слияний и приобретений относятся:

· возрастающая конкуренция, глобализация экономики и государственная политика, поощряющая слияние и приобретение компаний;

· более высокая эффективность перед лицом возрастающей конкуренции и глобализации;

· доступ к технологии и сокращение затрат на исследования и разработки;

· ответ на единую рыночную программу Европейского Союза, которая создала одинаковые возможности для фирм стран ЕС и фирм третьих стран в процессе слияний и приобретений;

· возможность выбора дешевых источников финансирования, возникшая после финансовой либерализации многих промышленно развитых стран;

· новые инвестиционные возможности.

Международные переплетения ТНК представляют собой совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга. Наибольшее количество международных переплетений приходится на автомобилестроение.

 

Таким образом, международные корпорации, создавая на базе глобальных производительных сил международное производство, ориентированное на удовлетворение потребностей людей в любой стране мира, становятся главным субъектом международных экономических отношений. Обострение глобальной конкуренции между ними определяет в ближайшем будущем уменьшение МНК с одновременным увеличением их роли и мощи.

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.