КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок исчисления и уплаты акцизов
Другие виды федеральных налогов
Акцизы - это разновидность косвенного налога на отдельные виды товаров. Ставки акцизов устанавливаются либо в процентах к стоимости товаров, либо в рублях за единицу измерения. Акцизами облагаются, как правило, высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли. Они включаются в структуру цены подакцизной продукции и во многом определяют ее уровень. При выборе вида продукции, на которую могут быть установлены ставки акцизов, необходимо уделять внимание не только фискальным возможностям этого налога, но и уровню доходов населения, потребляющего подакцизную продукцию. При необоснованном завышении цен возможны различные негативные явления (нелегальное производство подакцизной продукции, социальная напряженность общества). Порядок исчисления и уплаты акцизов регламентируется главой 22 НК РФ и Методическими рекомендациями по применению главы 22 «Акцизы», утвержденными приказом МНС России от 18 декабря 2000 г. № БГ-З-ОЗ/440. Плательщиками акциза являются производящие (в том числе из давальческого сырья) и реализующие подакцизные товары организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Объектами налогообложения признаются: - реализация подакцизных товаров собственного производства (в том числе на безвозмездной основе, при натуральной оплате); - использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, производящими их из собственного сырья, осуществляющими оптовую или оптово-розничную торговлю нефтепродуктами; - реализация алкогольной продукции с акцизных складов; продажа конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства; - ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России; - передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров; иные операции, предусмотренные законодательством. Освобождаются от налогообложения операции по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации для производства других подакцизных товаров иному структурному подразделению этой же организации, закачка природного газа в подземные хранилища и тому подобные операции в соответствии со ст. 183 НК РФ. В соответствии с действующим российским законодательством акцизами облагаются: - спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вина); - пиво; - табачные изделия; - легковые автомобили и мотоциклы; - бензин автомобильный; - дизельное топливо; - моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Предусмотрено несколько механизмов ее определения. Применение того или иного механизма зависит от вида подакцизного товара и соответственно от того, какой вид налоговых ставок установлен в отношении этих товаров: специфический или адвалорный. При применении специфических налоговых ставок налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах, тоннах, лошадиных силах). При применении адвалорных налоговых ставок возможны два варианта, когда налоговая база определяется: а) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки; б) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен. При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, налоговая база определяется как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В любом случае при применении того или иного механизма определения налоговой базы из нее исключаются собственно акцизы, НДС и НСП. Налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров. Перечень подакцизной продукции и ставки акцизов неоднократно изменялись. В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, принятым в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой. Ставки акцизов установлены едиными на всей территории России. В последние годы они имеют устойчивую тенденцию к росту. Например, ставки акцизов на алкогольную продукцию в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом возросли в среднем на 12-16 руб., на бензин автомобильный - на 300 руб. Налогообложение алкогольной продукции имеет следующие особенности: 1) при реализации налогоплательщиками (производителями алкогольной продукции) алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на акцизные склады, кроме собственных, налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в отношении вин в размере 35% соответствующих налоговых ставок, в отношении остальной продукции - 20%; 2) при реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% в розничную торговлю налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в отношении вин - 65% соответствующих налоговых ставок, в отношении остальной продукции - 80%; 3) размер авансового платежа, уплачиваемого при приобретении акцизных либо региональных специальных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством РФ и не может превышать 1 % установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено создание акцизных складов. Режим налогового склада представляет собой форму налогового контроля, включающую организацию налоговых постов. Меры налогового контроля призваны охватить всю цепочку с момента окончания производства алкогольной продукции и до момента ее отгрузки покупателям. В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов налогового склада она не считается реализованной и в отношении ее не возникает обязательство по уплате налога. Порядок исчисления налога. Сумма налога по подакцизным товарам исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяц) по всем операциям, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих и уменьшающих налоговую базу. Налогоплательщик обязан вести раздельный учет по реализации товаров с разными ставками налога, иначе сумма налога определяется исходя из максимальной из применяемых ставок от единой налоговой базы. Например, если налогоплательщик реализует разные виды пива (с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% и свыше 8,6%) и не ведет отдельного учета по реализации, то все реализованное им пиво подлежит обложению исходя из ставки 4 руб. 60 коп. за 1 л. Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно. При этом в расчетных документах она выделяется отдельной строкой. Установлены жесткие сроки по внесению акцизов в бюджет в зависимости от даты реализации. Дата реализации определяется как: 1) день оплаты - для автомобильного бензина с октановым числом до 80 включительно, дизельного топлива, моторного масла, природного газа; 2) день завершения действия режима налогового склада - в отношении алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации; 3) день отгрузки - в отношении остальных подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья. При вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме, экспорте за пределы территории Российской Федерации для обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган в течение 180 дней со дня реализации предоставляются следующие документы: 1) контракт налогоплательщика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров; 2) платежные документы, выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского поставщика в российском банке; 3) грузовая таможенная декларация, товаросопроводительные документы с отметками российского таможенного органа о прохождении товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и пограничных органов иностранных государств. Общая сумма налога уменьшается на следующие виды налоговых вычетов: 1) сумма налога, предъявленная продавцом и уплаченная покупателем при приобретении подакцизных товаров, использованных в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров; 2) суммы авансового платежа, уплаченного при приобретении акцизных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке; 3) сумма налога, уплаченная на территории Российской Федерации по этиловому спирту, произведенному из пищевого сырья, использованного для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции. При этом вычету подлежит сумма акциза в размере, не превышающем сумму акциза, исчисленную по формуле:
С = (А х К): 100% х О,
где С - сумма акциза, уплаченная по этиловому спирту, использованному для производства вина; А - налоговая ставка за 1 л стопроцентного (безводного) этилового спирта; К - крепость вина; О - объем реализованного вина. Сумма акциза, превышающая сумму акциза, исчисленную по указaннoй формуле, относится за счет доходов, остающихся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налога на прибыль организаций. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Ее размер определяется как сумма акцизов, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Если сумма вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения подлежит зачету в счет предстоящих платежей. 1) алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций исходя из фактической реализации за истекший налоговый период - не позднее 25-го числа отчетного месяца по продукции, реализованной с 1-го по 15-е число отчетного месяца, и не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца за реализацию продукции во второй половине отчетного месяца; 2) по операциям с нефтепродуктами - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Но если налогоплательщик имеет свидетельство только на оптовую реализацию, то уплата акциза про изводится не позднее25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а имеющий свидетельство на розничную реализацию - не позднее 10-го числа месяца, следующего за налоговым периодом; 3) по операциям с остальными подакцизными товарами - исходя из фактической реализации, равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |