Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенные пошлины и сборы




Особое место в системе федеральных налогов занимают таможенные пошлины и таможенные сборы. Они имеют огромное значение в экономической и финансовой политике государства. Посредством таможенных пошлин осуществляется государственная торговая политика и регулирование внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.

Таможенные пошлины и сборы, по сути, являются налогами, взи­маемыми при пересечении товарами таможенной границы страны в ту или другую сторону. Основные цели таможенных пошлин мож­но сформулировать следующим образом: рационализация товарной структуры ввоза товаров, поддержание соответствующего соотноше­ния ввоза и вывоза товаров, пропорций валютных доходов и расходов, создание условий для прогрессивных изменений в структуре про­изводства и потребления товаров, защита национальной экономики от неблагоприятных воздействий внешнего рынка.

В настоящее время стоит еще одна важнейшая задача - обеспе­чить условия для скорейшей и эффективной интеграции России в мировую экономику.

Плательщиками являются предприятия, учреждения, организа­ции и граждане, перемещающие товары через таможенную границу России (при ввозе и вывозе).

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее тамо­женную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза).

Размер таможенной пошлины определяется таможенным тари­фом, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пош­линой. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.

Правительством РФ могут устанавливаться следующие виды пошлин: сезонные и особые, которые подразделяются на специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулиро­вания ввоза и вывоза отдельных товаров. При этом ставки таможен­ных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применя­ются. В России сезонная пошлина устанавливается Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать 6 месяцев в году.

В целях защиты экономических интересов Российской Федера­ции к ввозимым товарам при меняются специальные пошлины. Они применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на тамо­женную территорию Российской Федерации в количествах и на усло­виях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным произ­водителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других госу­дарств или их союзов.

В случае введения специальных защитных мер на срок более чем 1 год условия их применения (объем импортной квоты, ставка спе­циальной пошлины) рассматриваются Правительством РФ в течение указанного срока для определения возможности их смягчения в целях адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономиче­ским условиям. В случае если срок действия специальных защитных мер превышает 3 года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате кото­рого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены.

Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без про ведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в разме­ре, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пош­лины на такой товар.

Антидемпинговые пошлины применяются, если товар ввозится по цене более низкой, чем в стране вывоза, и может нанести материаль­ный ущерб отечественным производителям или препятствует росту производства подобных товаров в России. Этот вид пошлин действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара. Срок действия анти­демпинговой пошлины не должен превышать 5 лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в резуль­тате повторного антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании результа­тов повторного антидемпингового расследования, которое проводится в порядке, установленном ст. 18 и 20 Федерального закона от 14 апреля 1998 Г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Рос­сийской Федерации при осуществлении внешней торговли товара­ми, по инициативе Правительства РФ или на основании запросов заинтересованных лиц. Расследование, предшествующее применению антидемпинговых мер, должно быть завершено в течение 12 месяцев.

Компенсационные пошлины при меняются в случае ввоза на тамо­женную территорию Российской Федерации и товаров, при производ­стве или вывозе которых прямо или косвенно использовались суб­сидии и ввоз такого товара может нанести материальный ущерб отечественным производителям либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Ставки пошлин и перечень облагаемых товаров устанавливаются Правительством РФ. Применяются следующие виды ставок пошлин:

-адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимо­сти облагаемых товаров;

-специфические, начисляемые в установленном размере за еди­ницу облагаемых товаров;

-комбинированные, сочетающие первые два вида.

В Российской Федерации ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществ­ляющих перемещение через таможенную границу Российской Феде­рации, видов сделок, за исключением случаев, предусмотренных Зако­ном РФ «О таможенном тарифе».

Свод ставок таможенных пошлин называется таможенным тарифом.

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифферен­цированно в зависимости от страны происхождения товара.

При осуществлении торгово-политических отношений Россий­ской Федерации с иностранными государствами допускается уста­новление преференций по таможенному тарифу в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях России с которой действует режим наибольшего благоприятствова­ния, при меняются ставки, в установленном Правительством РФ раз­мере. Ставки ввозных таможенных пошлин удваиваются, если стра­ной происхождения товара является страна, в торгово-политических отношениях с которой не применяется режим наибольшего благопри­ятствования. Ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются вдвое при обложении товаров, происходящих из развивающихся стран, являющихся пользователями национальной схемы преферен­ций.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей национальной системой преференций Россий­ской Федерации, ввозные таможенные пошлины вообще не взима­ются. В настоящее время постановлением Правительства РФ в пере­чень включены, например Чад, Эфиопия, Судан, Сомали. Перечень наименее развитых стран устанавливается по классификации, разра­ботанной Организацией Объединенных Наций.

Не облагаются ввозными таможенными пошлинами товары, про­исходящие из государств - бывших республик СССР, с которыми заключены двусторонние соглашения о свободной торговле,- это Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через россий­скую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошли­ной в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «O тамо­женном тарифе» с изменениями от 23 декабря 2003 г.

Для Российской Федерации большое значение имеет примене­ние таможенных пошлин при перемещении товаров через ее тамо­женную территорию физическими лицами для личного пользования, так как после распада Советского Союза усилился поток переселен­цев из бывших республик и в связи с наличием родственных отноше­ний по всей территории бывшего СССР. На 1 января 2004 г. единые ставки таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утверждены постановлением Пра­вительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 718.

Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица, характера товаров, их коли­чества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу. Без уплаты таможенных пошлин ввозится товар (за исклю­чением автомобилей) общей стоимостью не выше 65 тыс. руб. и весом не более 50 кг. Если ввозимый товар превышает указанные парамет­ры, но стоит не более 650 тыс. руб. и весит не более 200 кг, то в части превышения применяется ставка таможенной пошлины в размере 30% таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за 1 кг. Далее при­меняются ставки таможенных пошлин, которые предусмотрены для участников внешнеэкономических отношений.

Размер ставки таможенной пошлины при ввозе автомобилей зависит от срока с момента выпуска автомобиля, таможенной стои­мости и рабочего объема двигателя.

Таможенная стоимость товара, перемещаемого через границу, декларируется его владельцем. Контроль за правильностью опре­деления стоимости осуществляется таможенным органом, произ­водящим оформление товара. При этом соблюдается полная кон­фиденциальность информации, так как она содержит коммерческую тайну.

Заявляемая в декларации таможенная стоимость товара должна основываться на достоверной, количественно определяемой и доку­ментально подтвержденной информации. Владелец товара обязан по требованию таможенного органа предоставить все необходимые ему сведения.

Таможенный орган вправе принимать решения о правильности заявленной таможенной стоимости товара. При отсутствии данных, подтверждающих правильность ее определения, или при наличии оснований полагать, что сведения не являются достоверными и доста­точными, таможенный орган может самостоятельно определить тамо­женную стоимость декларируемого товара, последовательно при­меняя методы определения таможенной стоимости товара, на осно­вании имеющихся у него сведений. По письменному запросу декларанта таможенный орган обязан в трехмесячный срок предста­вить письменное разъяснение причин, по которым заявленная тамо­женная стоимость не может быть принята в качестве базы для начис­ления пошлины. Если декларант не согласен с решением таможен­ного органа, то он имеет право в законном порядке обжаловать это решение.

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров яв­ляется непростым делом. Обычно используются следующие методы.

Метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной стои­мостью является цена сделки, фактически уплаченная или подлежа­щая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможен­ной границы. В цену сделки включаются следующие компоненты (если они не были включены ранее):

а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации;

б) расходы, понесенные покупателем, такие как комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость контейнеров и дру­гой много оборотной тары, упаковки;

в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупате­лем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров, сырья, материалов и комплектующих изделий, инст­рументов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при изготовлении товаров, лицензионные и иные платежи за использование интеллектуальной собствен­нocти которые покупатель должен прямо или косвенно осу­ществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров. Помимо этого учитывается величина части прямого или кос­венного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на терри­тории Российской Федерации.

В ряде случаев этот метод применяться не может. Например, при существовании ограничения в отношении прав покупателя на оцени­ваемый товар участники сделки являются взаимозависимыми лица­ми, продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых невозможно учесть.

Тогда применяется метод по цене сделки с идентичными товара­ми. При определении партии, цена товаров которой будет принимать­ся для расчета таможенной стоимости ввозимого товара, необходимо соблюдать следующие условия:

а) товары проданы для ввоза в Россию;

б) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

в) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же ком­мерческих условиях.

Если условия ввоза отличаются, то декларант имеет право про­извести корректировку цены с учетом различий и документально подтвердить таможенному органу. При выявлении более одной цены сделки по идентичным товарам для определения таможенной стоимо­сти ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

Когда невозможно использовать данный метод, применяют метод по цене сделки с однородными товарами. Порядок его применения аналогичен методу по цене сделки с идентичными товарами.

При использовании метода на основе вычитания стоимости вво­зимые товары должны продаваться на территории Российской Феде­рации без изменения своего первоначального состояния. За основу берется цена единицы идентичного или однородного товара, который продается наибольшей партией на территории России не позднее90 дней с даты ввоза оцениваемого товара. Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:

а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей товаров в России;

б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в свя­зи С ввозом или продажей товаров (например, налог на добав­ленную стоимость, акциз);

в) обычные расходы на транспортировку, страхование, погрузоч­ные и разгрузочные работы.

Метод на основе сложения стоимости предусматривает расчет таможенной стоимости товара исходя из фактических расходов, свя­занных с его производством, транспортировкой до границы, погрузоч­ными и разгрузочными работами, прибыли, обычно получаемой экс­портером, и иных расходов, характерных для аналогичных операций.

Бывают случаи, когда таможенная стоимость товара не поддается определению вышеуказанными методами. Тогда применяется резерв­ный метод. Декларанту таможенными органами предоставляется це­новая информация, которая ложится в основу расчетов. По резерв­ному методу в качестве основы могут быть использованы:

а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;

б) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

в) цена на внутреннем рынке России на товары российского про­исхождения;

г) произвольно установленная или достоверно не подтвержден­ная цена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.