Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7 Нейролингвисическое программирование

Одно из самых популярных направлений в современной психологии. Появилось в 1970-х годах в Америке. Авторы: лингвист Джон Гриндер и математик Ричард Бэндлер.

Название нейролингвистическое программирование подразумевает интеграцию трех совершенно различных научных областей.

«Нейро» относится к нервной системе. Согласно НЛП, мышление, творчество, создание представлений и все остальные когнитивные процессы являются результатом выполнения нервной системой определенных программ. Человеческий опыт представляет собой комбинацию или синтез информации, которую мы получаем и обрабатываем с помощью нервной системы. На практике это связано с помощью зрения, осязания, слуха, обоняния и вкуса.

«Лингвистическое». С точки зрения НЛП язык является продуктом нервной деятельности, кроме того, он стимулирует эту деятельность и придает ей форму. Язык служит одним из первичных способов активации и стимуляциинервной системы других людей.

НЛП основано на идее о том, что процессы человеческого слуха, памяти, креативности являются функцией нейролингвистических программ, которые с большей или меньшей эффективностью служат для достижения тех или иных задач и результатов. Таким образом мы взаимодействуем с миром посредством наших внутренних программ.

Базовые предположения НЛП.

1) Карта не территория. То есть люди не могут в полной мере познать реальность, потому что вынуждены воспринимать ее через органы чувств, возможности которых ограничены. Примыкающие понятие: модель мира, реальность.

2) Информация поступает к нам по сенсорным каналам: три основные модальности - аудиальная, визуальная, кинестетическая. У каждого человека активны все три модальности, но одна является доминирующей, соответственно люди деялтся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Существуют также субмодальности (например, вкус, запах и т.д.) Индикаторы активной сенсорной системы – слова, движения глаз:

 

Визуальная

глаза Движение внутренних процессов Скорость процесса локализация предикаты
вверх неподвижный Самая быстрая Вокруг глаз (мигание, прищуривание и т.д.) Смотреть, видеть, наблюдать и т.д.)

 

Кинестетическая

глаза Движение внутренних процессов Скорость процесса локализация предикаты
вниз Множество движений Самая медленная Изменения движений от шеи и ниже Схватывать, чувствовать и т.д.

 

Аудиальная

глаза Движение внутренних процессов Скорость процесса локализация предикаты
По средней линии   Ритм метронома Движения и изменения вокруг рта, ушей Слушать, ритм и т.д.

 

3) Встретить человека в его модели мира. Мы воспринимаем людей через призму наших предпочтений и предрассудков; нам свойственна опосредованная реакция на человека, которого мы видим перед собой – реагируем на созданный нами образ. Эффективная коммуникация зависит от нашей способности войти в модель мира другого человека и представить, какой он видит окружающую действительность. Это называется раппортом. Находящиеся в раппорте люди способны к гармоничному сотрудничеству.

4) Раппорт достигается через подстройку. Подстройка возможна через физиологию и поведение (позы, жесты, движения и т.д.), язык, дыхание и т.д. Подстройкам предполагает точное копирование физиологии. Вместо нее можно использовать отзеркаливание.

5) Якорь – любой стимул, вызывающий стойкую реакцию. Якорями могут быть прикосновение, образ, слово и т.д. Бывают положительные и отрицательные. Играют роль триггера – спускового крючка, запускающего определенную, зачастую абсолютно нелогичную с точки зрения стороннего наблюдателя реакцию. Для образования якоря необходимо соблюдение условий:

- сильная эмоциональная реакция;

- и/или многократное повторение.

Якоря можно создавать и разрушать самостоятельно с помощью соответствующих НЛП техник.

Дополнительная информация:

Правила четырех реальностей: четыре реальности – различные типы повседневной жизни: унитарная, сенсорная, социальная, мифическая.

Техники изменения: перевод проблем в задачи, правильная постановка цели. Теория Г. Бейтсона о разных уровнях решения задач.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5 Транзактный анализ Э. Берна | Лекция 6 Манипуляции: механизм действия и приемы защиты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.