Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения групповой психотерапии

Примеры объединения людей в группы известны и с древнейших времен. Одним из первых фактов оказание группой положительного влияния на психическое здоровье, вызвавших научный интерес, могут служит опыты, проведенные австрийским психиатром Францем Антоном Месмером (1734 – 1815). Он завоевал шумную известность в Париже тем, что лечил людей, страдавших различными соматическими и психическими болезнями. Месмер верил, что невидимые магнетические флюиды в атмосфере, излучаемые звездами, влияют на здоровье человека и любое нарушение равновесия во флюидах вызывает болезни. Месмер утверждал, что процесс лечения состоит в передаче флюидов от врача к больному. Он собирал группы пациентов вокруг наполненного водой деревянного чана со множеством ручек. Каждый из пациентов, держался за одну из ручек или за соседа. Одетый в развивающуюся мантию Месмер прикасался своим «магическим» жезлом к чану, как бы передавая или переливая сови флюиды в него. Люди начинали смеяться, плакать, некоторые даже галлюцинировали, подвергаясь воздействию «животного магнетизма», якобы порождаемого водой, текущей по железным ручкам чана. У некоторых больных отмечалось улучшение состояния. Была создана ученая комиссия, которая проведя расследование, обвинила Мессмера в шарлатанстве. Она заявила, что пациенты излечивались силой собственного внушения.

До 19-20 столетий поведение людей в группах и способность групп оказывать лечебное воздействие систематически не изучались. В США первоначальная ориентация на групповую психотерапию получила название «репрессивно-вдохновляющей» терапии. Одним из первых специалистов, практиковавших этот подход был Дж. Пратт, бостонский врач, лечивших малоимущих больных туберкулезом, которые не могли позволить оплатить лечение в стационаре. Пратт собирал больных в группы, рассказывал им о гигиене, необходимости хорошего отдыха, правильном питании. Его пациенты вели дневники, свидетельствовавшие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому сплочению и заботе друг о друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. Лишь спустя годы Пратт обратился к терапевтическому эффекту группового взаимодействия. В 1930 г. Он пришел к выводу, что в психотерапии главная роль принадлежит группе.

На развитие групповой психотерапии оказали влияние исследования психологии масс З. Фрейда, методы А. Адлера. Сам термин групповая психотерапия был введен Я. Морено, основателем психодрамы, в 1932 г. И позднее развитие гуманистической терапии в 60-х г. 20 века.

Одной из ключевых фигур групповой психотерапии был также Курт Левин. Молодой ученый попал на фронт во время первой мировой войны. Там он обратил внимание, что восприятие солдат на фронте отличается от восприятия людей в мирное время: то, что когда-то казалось грязной канавой, на войне превращается в отличное укрытие, а лужайка, которая была отличным местом для пикника, солдату видится как зона смерти. Причем сознание изменялось не только у разбирающихся в тактике ефрейторов, но у большинства группы людей, призванных в армию и сформировавших новую общность – фронтовики. Отсюда Левин сделал вывод: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».

После войны Левин вернулся к своим занятиям. Он проводил эксперименты. Человека заводили в пустую комнату, где на столе лежали книга, письмо в распечатанном конверте, карандаш, колокольчик и другие мелкие предмета. Оставшись наедине испытуемый оказывался в замешательстве и начинал производить какие-то действия с предметами, например, звонить в колокольчик. Левин сделал вывод о том, что человек, лишенный ясной цели, попадает под влияние внешних раздражителей, ведь люди совершенно машинально делали с вещами то, что те словно просили с ними проделать. Стало ясно, что человеком, выбитым из обычной колеи, легко управлять, ведь никто из участников эксперимента не испытал прямой потребности играть с карандашом или звонить в колокольчик.

Однажды, сидя в кафе, Левин попросил официанта, припомнить заказы посетителей, которые еще не были обслужены. Официант с легкостью ответил на вопрос. Тогда ученый попросил его вспомнить, что заказывали люди, которые уже получили свой заказ. Оказалось, что официант не может этого вспомнить, хотя обслуживал клиентов за несколько минут до того. Вывод: человек хорошо помнит незавершенные ситуации и легко забывает завершившиеся. Это значит, что над личностью довлеет груз незавершившихся историй: первая любовь, обида на начальника и т.д. Левин понял, для того, чтобы изменить человека, его надо освободить от инерции негативных незавершенных ситуаций.

С приходом Гитлера к власти К. Левин уехал в США. Когда началась война, Левин оказался единственным специалистом в США по поведению групп и государство заинтересовалось его работой. В частности, Левину удалось найти способ убедить американцев перейти с белого хлеба на черный. Левин изучил ситуацию с пропагандой черного хлеба и обнаружил, что от своих потребительских привычек скорее отказываются люди, которых об их решении отказаться от белого хлеба побуждали громко заявить на митинге.

Позднее при Массачусетском технологическом институте Левин создал Центр изучения групповой динамики в 1944 г. После второй мировой войны – новый всплеск интереса к групповой психотерапии в связи с тем, что большое количество людей нуждалось в реабилитации, а специалистов было мало. В настоящее время специфика групповой психотерапии заключается в том, что она ориентирована в основном на личностный рост и развитие, а не на болезнь и ее лечение.

2) Т-группы. Движению Т-групп положили начало исследования Курта Левина. Левин был убежден, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Первые Т-группы возникли в результате принятия Закона о справедливом найме на работу, и были призваны помочь бизнесменам и менеджерам высшего и среднего звена строить отношения с подчиненными. В дальнейшем Т-группы приобрели выраженную межличностную ориентацию и сейчас более известны в России как группы сенситивности (предсказания поведения). Сенситивность – способность наблюдать, видеть, слышать другого человека. При этом наблюдению полежат: речь, движения, перемещения и позы и т.д. Цели каждой отдельной группы могут меняться, но обычно они включают следующие аспекты::

1) развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты

2) понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы

3) постижение межличностных отношений в группе

4) овладение умением диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем (например, разрешение конфликтов).

Целью Т-группы является рост личности через расширение осознания себя и других.

Основные понятия:

Т-группа является обучающей лабораторией, имеется ввиду экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать, и наблюдателем, который может контролировать ход изменений. Такая группа представляет собой реальный мир в миниатюре, но обеспечивает возможность для решения жизненных проблем, не всегда разрешимых в жизни. Особое значение придавалось обучению тому, как учится. Для этого в Т-группах выполнялись упражнение на развитие способности участников сознавать ситуацию. Группа стремилась определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами. А также развитие эмпатии (способности к сопереживанию), способности к открытой, искренней коммуникации. Наконец, Т-группы прививали модель руководства, основанную на сотрудничестве.

На протяжении всего времени развития группы ее участники раскрывают свои восприятия, действия, что называется представлением самого себя. Это делается при помощи простой модели раскрытий, получившей название «окно Джогари». В соответствии с этой моделью можно представит себе, что каждый человек несет в себе как бы четыре пространства своей личности. «Арена» охватывает общие знания (знаем мы и другие), «видимость» - то, что мы знаем о нас, а другие не знают, «слепое пятно» - другие знаю о нас, а мы не знаем, «неизвестное» - наши неизвестные потенциальные возможности развития.

Обратная связь – термин взят из технической литературы. Обратная связь осуществляется, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать курс в направлении достижения цели. Те участники, которые хотят расширить самосознание, могут получить обратную связь об особенностях своего поведения, например, о том, что их привычка прерывать других создает трудности в общении Обратная связь не должна передаваться в терминах оценки. «Ты прервал меня трижды» более эффективно и приемлемо, чем фраза «Ты не терпишь, когда кто-нибудь прав».

Важным условием работы Т-группы является принцип «здесь и теперь». Это значит, что погружение в повествование и личные воспоминания не представляет ценности, если не сопровождается выражением чувств и не соотносится с текущим взаимодействием членов группы.

Основные процедуры:

Описание поведения – сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им мотивов действий, оценки установок или личностных черт. Это вызывает наименьшую психологическую самозащиту у партнера и наибольшее желание понять и изменить свое поведение («это плохой преподаватель» - «этот преподаватель быстро говорит так быстро, что мы не успеваем записывать, не объясняет основные понятия и термины, нечетко формулирует задания и позволяет себе повышать голос на студентов»).

Коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии через использование местоимений «я», «мне» («учиться скучно и неинтересно» - значит дать оценку конкретной ситуации и игнорировать собственные чувства, «мне неинтересно учится, потому что этот материал не соответствует жизненной реальности и я не получаю тех знаний, которые пригодятся мне в выбранной профессии»).

Активное слушание – принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого сообщения.

Точное эмпатическое понимание – способность слушать и передавать услышанное другому человеку.

В конце 60-х и начале 70-х годов Т-группы и группы сензитивности широко использовали в условиях организаций для улаживания конфликтных ситуаций в рабочих группах. Однако практические результаты не оправдали ожидания. Сотрудников часто не предупреждали о том, что им следует ожидать и у них возникало ощущение вынужденности своего участия. В настоящее время Т-группы стали частью направления Организационного развития (цель: конструктивное разрешение конфликтов, стратегическое планирование, решение межгрупповых проблем, проведение переговоров). Вытесняются тренингами «построения команды», где основной акцент делается на улучшение взаимоотношений путем сосредоточения внимания на самом предприятии, а не поощрения индивидуумов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цивилизованная конфронтация | Гештальтгруппы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.