Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Введение к курсу

Курс лекций «Отечественная история» IX-XX века

Томск – 2012 г

 

Территория современной России, огромной страны, расположенной на просторах Евразии, составляет более 17 млн. кв. км, а ее многонациональное население насчитывает около 150 млн. человек. Россия объединяет представителей более 100 народов. Столь пестрый этнический состав сопровождается большими цивилизационными различиями, прежде всего религиозными, ментальными, социально-экономическими. Трудно, практически невозможно определить культурный генотип российского общества, ибо вместе с православной существуют и развиваются мусульманская, католическая, индо-буддийская, иудейская и даже языческая культурные традиции. В начале 90-х годов 20 века начался процесс распада одной из величайших империй мира — Российской, история которой насчитывала более 400 лет. Наряду с другими бывшими республиками Советского Союза обрела свободу и независимость Российская Федерация. 12 июня 1991 г. Всенародным голосованием был избран первый президент - Б. Н. Ельцин. Одновременно провозглашалась Декларация о государственном суверенитете России. Новая Конституция Российской Федерации (1993 г.) упразднила советскую власть и приняла за основу властных отношений принцип разделения властей. Сегодня в стране наряду с президентской структурой действует всенародно избранный парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Широк и многоцветен спектр политических партий. Ликвидирована монополия коммунистической партии на власть. Медленно, трудно и зачастую конфликтно развивается процесс перехода к рыночной экономике, правовому государству и гражданскому обществу.

Всякий раз, когда в России начиналось внутреннее переустройство, просвещенная элита размышляла над проблемой цивилизационной принадлежности общества, пыталась определить его социо-культурный генотип. Эта философская по своей сути проблема актуализировалась возможностью заимствования опыта других стран. Социология с завидным постоянством ставит и пытается решить вопрос о степени совместимости России с Западом или Востоком, об особости или типичности ее цивилизации. Эти и подобные вопросы приобрели смысл лишь после того, как первый российский император Петр I твердой рукой самодержца круто развернул «российский корабль» на Запад. С тех пор не прекращались дискуссии между западниками и славянофилами. Первые утверждали, что Россия является частью западной цивилизации, искусственно оторванной от своей прародины, рано или поздно придет к западной модели общества и государства. Отставание от Запада, по их мнению, являлось несомненным преимуществом России. Ибо позволяло использовать опыт европейских стран. Популяризаторами этой идеи были известные российские публицисты, философы П. Чаадаев, А. Герцен и другие. В противоположность выводам западников, славянофилы считали Россию не столько отсталой, сколько иной, не европейской, а самобытной страной. Н. Данилевский, российский философ 19 века представлял Россию как ядро особой, противоположной романо-германской Европе, славянской цивилизации. Он утверждал, что славянскому культурно-историческому типу присуще ненасильственность, терпимость, внутренняя религиозность, общинность, соборность, преданность и доверительность власти. Вместе с тем, следует учитывать, что проблема «особого пути» России получила освещение во второй половине 19 века и в какой-то мере стала негативной реакцией российской интеллигенции на пороки раннего индустриального общества и революционные эксперименты Запада.

Несколько позже, в первой трети 20 века, социологи поставили проблему о культурном континуитете России со странами Востока. В 20-е годы оригинальную концепцию истории России предложили П. Савицкий, П. Сувчинский, Н. Трубецкой и другие «евразийцы» (так стали называть этих ученых). Они доказывали, что Россия не принадлежала ни Востоку, ни Западу, а являла собой особую, «евразийскую» цивилизацию, преемницу эллинистической монархии А. Македонского и Византийской империи. Согласно их взглядам российское общество несло печать православной христианской и туранской (тюркской, восточной) культурной традиции. Евразийцы были убеждены, что исторические корни России «прорастали» в 14-15 веках, в эпоху русско-монгольского культурного синтеза. Известны высказывания Н. Трубецкого, что «без татарщины (т.е. монгольской культуры) не было бы России», или П. Савицкого, что «великое счастье для Руси, что в момент, когда в силу внутреннего разложения она должна была пасть, она досталась татарам, а некому другому». Евразийцы часто цитировали французскую поговорку «Поскреби русского, найдешь татарина», что, по их мнению, свидетельствовало об особом восприятии европейцами русского мира. Заслугой евразийцев является расширение проблематики исследования русской культуры и истории, что послужило основанием переосмысления некоторых явлений российской цивилизации, например истоков и специфики российской государственности, роли и последствий монгольского завоевания. Некоторые идеи евразийцев нашли подтверждение в трудах историка Л. Гумилева, предложившего версию российской истории, рассмотренной через призму этнических процессов. Он впервые раскрыл выдающееся значение тюркских народов в становлении русского этноса (народа) и государства. Все обозначенные дискуссии доказывают одну простую истину, что Россия является сложно-цивилизационным обществом. Политически это требует продуманного и реального федерализма, экономически — развитого рынка, духовной и идейной свободы и правовой защищенности человека. Западная социология уверенно настаивает на том, что законы индустриализма оттесняют на задний план культурную специфику, вовлекают народы мира, в том числе и Россию, в мировое цивилизационное пространство.

Однако сегодня ясно, что индустриальное общество, единое в своей основе, несет на себе «родовые пятна» соответствующей традиционной культуры. Достаточно вспомнить опыт модернизации Японии и других стран Востока. Вот почему авторы данного пособия взяли за основу осмысления и изложения исторического материала культурно-цивилизационную методологию. Суть ее — в приоритетном изучении культурных факторов, ценностных ориентаций русских людей разных эпох, определявших их подходы к созданию государственности, адекватных форм социально-экономической жизни, быта, семьи.

 

Лекция 2.Традиционное общество в России:

истоки и историческая судьба (9-17 вв.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Восточные славяне и их культура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.