Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восточные славяне и их культура


Рождение первых цивилизаций относится ко времени 40-30 веков до нашей эры (до рождества Христова). Шумер. Мифы. Хаос – порядок. 5-6 вв. В 5-6 вв. до н.э. появился буддизм, 1 в. н.э. – христианство, а в 7 в. – ислам. В 4 в. до н.э. воевал А. Македонский. С 1 по 5 в. н.э. существовала Римская империя. В 5 в. возникло государство франков. В 8 в. была провозглашена империя Карла Великого.

Известно, что история человечества начиналась в рамках примитивного общества, не знавшего государственной организации, законов, письменности, городов и других элементов цивилизации, переход к которой у разных народов осуществлялся в разное время. Сама же история цивилизации делится на три периода: 4-5 тысяч лет до нашей эры — 18 век нашей эры — аграрная цивилизация или традиционное общество; 18-20 века — индустриальное общество и с конца 20 века — постиндустриальное общество. Русские, также как и народы северной Европы, встали на путь цивилизации значительно позже. Россия до 18-19 веков развивалась в рамках аграрной цивилизации и традиционного общества. Традиционное общество в древности и средневековье было основано на простом воспроизводстве, ремесленных технологиях, общинно-корпоративных ценностях, закрытости социальной структуры, почтении к авторитету и возрасту, ориентации на прошлый опыт и его повторение. Политической основой традиционного общества являются монархические или подобные им режимы.

Менталитет человека традиционного общества несовместим с нарушением установленной нормы. У людей велик страх перед всяким движением, новшеством, поэтому изменения здесь крайне редки. Человек традиционного общества не нуждается в индивидуальной свободе. Сильный покровитель, будь то монарх или община, ценятся более, чем личные права. Традиционный человек равнодушен ко времени, которое для него многомерно. Это и природное ( по временам года), и аграрное ( по циклам сельскохозяйственных работ), и княжеское ( по срокам военных походов или сбора дани), и церковное ( по религиозным праздникам, постам и т.п.) время. Именно поэтому необычайно сложно изучать хронологию ранних обществ. Традиционное общество не опирается на творческую деятельность, поэтому перевороты в технологиях случаются не часто. Энергетической основой аграрной цивилизации является мускульная сила человека и животных, природные силы (ветер, вода). Вот почему имеется определенный предел роста производительности труда, что неизбежно приводит традиционные структуры к поиску альтернативных форм существования.

В настоящее время многие историки сходятся во мнении, что российская социальная, политическая и духовная традиция сложилась в рамках Московской Руси (14-17 вв.). Однако выяснение её особенностей требует изучения истоков русской культуры и государственности, которые следует искать в мире славянской культуры. Древние предки россиян - славяне принадлежали к индоевропейской языковой семье. Родиной славян считаются области между Днепром, Карпатами и Вислой, однако невозможно исключить и другие территории. Здесь в течение длительного времени они жили в соседстве с германцами, балтийскими, дако-фракийскими, протоиранскими племенами. Распространение железных орудий труда в сер.1 тысячелетия до нашей эры позволило славянам расширить ареал своего расселения. Римляне в свое время не смогли завоевать славян. Известно, что славяне торговали хлебом с империей и даже заимствовали римские меры веса. Римский квадрантул стал русской четвертью, которая существовала в России до 1924 года.



На северо-востоке от территории обитания славянских племен располагались огромные степные просторы. Степи были естественным полигоном для перемещения азиатских кочевников. В середине 1 тысячелетия нашей эры очередное мощное движение народов Степи — гуннов и других привело к серьезным изменениям этнической и политической карты Европы. Теснимые и преследуемые гуннами германцы отступили к границам Западной Римской империи и содействовали ее крушению. Одновременно происходило расселение славянских племен на северо-востоке и юго-востоке Европы. По географическому положению славяне разделились на три больших ветви: восточную, западную и южную. 15 восточно-славянских племенных союзов заняли территорию от Южного Буга и Днепра до Волги, от Дуная до Волхова и положили начало древнерусской народности. Летописи (письменные хроники) сохранили их названия. На севере Восточной европейской равнины, около озера Ильмень и реки Волхов жили словене, племенным центром которых был город Новгород. Почвы севера оказались малопригодны для земледелия, поэтому здесь развивались ремесла, торговля, промыслы. На плодородных землях долины реки Днепр расселились поляне —(поле). Их городом был Киев, название которого напоминает об его легендарном основателе — Кие (по одним источникам — славянский князь, по другим — перевозчик на днепровской переправе). Как правило, славяне селились по берегам рек. Это было удобно для ведения земледельческого хозяйства и торговли. По реке Припяти жили древляне (обитатели леса). Верховье Западной Двины, Волги, Днепра заняли кривичи и полочане. По реке Оке и Москва-реке — вятичи. По Соже и Десне — радимичи. По Десне, Сейме и Северскому Донцу — северяне, по Бугу — бужане, волыняне, дулебы. Часть племен разместилась в Причерноморье (тиверцы, уличи).

Города славян были племенными и религиозными центрами. В зависимости от местности, славяне занимались земледелием, скотоводством, звероловством, ремеслами, торговлей. Земледельческие племена, кроме деревянной сохи, использовали плуг с железным наконечником. Однако славянское земледелие длительное время оставалось подсечным. Посевы производились на месте лесных вырубок. Первые два-три года получали неплохой урожай, а затем переходили на новое место. Славяне выращивали: рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, бобы, горох, лен, коноплю; разводили домашних животных: коров, лошадей, овец, свиней, коз. Крестьянский труд составлял основу жизни народа. Неслучайно былины прославляли пахаря-богатыря Микулу Селяниновича. Славяне знали кузнечное, литейное, гончарное дело. Славяне были высоки, сильны, выносливы. Они отличались простотой быта. Питались грубой и даже сырой пищей, употребляя ячмень, просо, молоко, квас. На пирах пили хмельной напиток из меда. В теплое время года носили только белье, а в холодное - накидывали на плечи звериные шкуры. Обувью служили лыковые лапти. Оружие делали из дерева и железа. Широко использовались деревянные копья и стрелы. В условиях сурового климата им требовались теплые жилища, для строительства которых употреблялся лес. Это были срубы — дома из бревен, которые освещались масляными лампами. В случае опасности славяне уходили в леса и грады (города, защищенные земляным валом и деревянными стенами).

Геополитические условия (срединное положение между Востоком и Западом, однотипность природы, оторванность от морей, а значит, от мировых торговых путей, удаленность от «осевых цивилизаций», слабая заселенность территории, короткий цикл сельскохозяйственных работ) не способствовали индивидуализации хозяйственной и социальной жизни, наоборот, обусловили консервацию родовых отношений и длительное сохранение общины — коллектива родственников или соседей, ведущих, как правило, частное хозяйство на земле, право распоряжения которой принадлежало всему коллективу. Сход (собрание) общинников устраивал уравнительные переделы земельных участков и других сельхозугодий по справедливости, столь ценимой славянами. Ценностями общинного поведения становились взаимопомощь, терпеливость, сплоченность, преданность харизматическим ( т.е. наделенным божественной благодатью) лидерам, склонность не к праву, но к воле. Еще и сегодня не забыты пословицы о пользе общины: «Миром (так называлась община) гору сдвинем», « С миру по нитке — голому рубашка» и др. В догосударственный период важную роль в племенах играли старейшины и военные вожди, а также народные собрания — вече. Славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы. Мифология славян знает около 400 языческих персонажей. Особенно почитались солнечные божества - Хорс («Красное солнышко», Ярило (Зрелое Солнце), Дажбог ( Дающий бог) и другие , а также Небо — Стрибог, Свет — Свентовит, Скот — Велес. Славянским Зевсом был бог грозы и молнии — Перун. Дом, баня, лес, водоемы населялись добрыми и злыми духами — домовыми, банниками, лесавками, русалками. Особо почитались родо-племенные божества и духи. Соплеменники поклонялись мифическому родоначальнику — Деду. Люди верили, что с помощью церемоний, заговоров, молитв, жертвоприношений можно воздействовать на силы природы. Объектом особого почитания была земля, которую ласково называли «матерью». Предметы, принесшие когда-то удачу, хранились долгое время. Амулеты носили для того чтобы отогнать темные силы. Религиозные верования не могли не влиять на образ жизни славян. Они не знали понятия «греха». Многоженство, «умыкание девиц» (воровство невест), сквернословие считалось обычной нормой и не осуждалось. Особой церемонией сопровождалось погребение. Трупы, как правило, сжигали, а урны с пеплом выставляли на дорогах. Считалось, что в течение 30 дней души покойников могут посещать дом, поэтому для них выставлялась жертвенная пища. По истечении этого срока урну хоронили. Эта церемония называлась тризной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Введение к курсу | Соседи славян

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.