Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие цены




Изучение закономерностей цен и ценообразования опирается на современную экономическую теорию. Существуют различные взгляды на экономическую природу цены. Мнения большинства экономистов едины в одном: что цена – это денежное выражение стоимости товара. При этом существуют три базовых подхода к определению стоимости:

а) стоимость товара определяется количеством труда для его производства. Количество труда измеряется общественно необходимым рабочим временем и характеризуется издержками (теория трудовой стоимости – Адам Смит, Рикардо, Карл Маркс);

б) цена товара зависит не от затрат, а от оценки полезности. Стоимость регулируется предельной полезностью конечного продукта (т.е. ценностью последней из имеющихся единиц товара). Оценивается субъективно покупателем и продавцом, причем с приростом каждой следующей единицы покупки товара ее ценность снижается (теория предельной полезности – Джевонс, Менгер, Бем-Баверк);

в) стоимость в равной степени определяется издержками и полезностью продукта (неоклассическая теория Маршалла).

Большинство советских экономистов (Турецкий И.Л., Столяров С.Г., Ковалевский Д.Ф.) придерживались марксистской теории цены.

В начале 20 века среди российских экономистов господствовала уже другая точка зрения, близкая взглядам зарубежных экономистов и маркетологов.

Цена – это не производственное, а обменное отношение – сумма денег, за которую отчуждается товар в сделки – купли-продажи (Ф.Котлер).

В основе мотивации как исходного пункта теории цены лежат соображения полезности (Войтинский В.С.).

В зарубежной экономической науке широкое распространение получила точка зрения Самуэльсона, считающего что, конкурентная цена определяется спросом и предложением и ограниченно – издержками производства.

Известный экономист начала 20 века Струве П.Б. вообще считал, что первична не стоимость, а цена товара: ибо, что не имеет цены – не имеет ценности.

Важно сегодня иметь представление о том, на чем основано соотношение базовых цен различных товаров, определяемое их стоимостью. Для предприятия реальный интерес представляет цена как сумма денег, передаваемая за единицу товара в акте купле-продажи и приносящая прибыль.

Длительная ценовая история позволяет сказать, что толкование цены как экономической категории более точнее определяется через задачи ценообразования, функции цены и ценообразующие факторы в данных экономических условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.