Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. 2. Система цен




Понятие и классификация ценообразующих факторов.

Ценообразующие факторы — многообразие условий, в которых формируются структура и уровень цены.

Все многообразие ценообразующих факторов, как показывает экономическая практика, можно подразделить на три группы:

1. базовые (неконъюнктурные);

2. конъюнктурные;

3. регулирующие, связанные с государственной политикой.

Базовые (неконъюнктурные) факторы предопределяют относительно высокую стабильность развития ценовых показателей. Действие этой группы факторов различно на рынках разных типов. Так, в условиях товарного рынка неконъюнктурные факторы считаются внутрипроизводственными, затратными, поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат.

Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя, степени конкурентности, уровня доходов и др.

Регулирующие факторы производства проявляются тем очевиднее, чем активнее вмешательство государства в экономику. Ценовые ограничения со стороны государства могут носить рекомендательный или жесткий административный характер.

По мере развития рынка, все большего насыщения его товарами и услугами возрастает роль конъюнктурных факторов. В настоящее время существуют типы рынков и группы благ, применительно к которым называют только конъюнктурные факторы, например, земля и ценные бумаги. Они оцениваются опосредованно — через сопоставление с ценностью взаимозаменяемых благ:

;

На протяжении всего развития рынка его неотъемлемой частью был непосредственный обмен товарами — бартер. Ценность товара при бартере выражается соответствующим количеством другого обмениваемого товара, т.е. имеет не денежную, а натуральную форму.

В связи с этими многие экономисты склоняются к такой формулировке цены: цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности, как показано выше, может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др.

Решающий момент в понимании категории «цена» -.обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Двойственная природа цены объясняется единством двух законов, которые лежат в основе производства любого товара. Это закон стоимости и закон потребительской стоимости.

Закон стоимости – это выражение снижения динамики затрат т.е. значении экономии во времени. К.Маркс выразил сущность данного закона так: «Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависят от сбережений времени».

Закон потребительской стоимости – выражает изменение ее в процессе трудовой деятельности, с развитием производственных сил повышается полезность результатов труда, обеспечивается рост потребительской стоимости на единицу затрат рабочего времени. К числу других ценообразующих факторов, определяющих отклонение цены от своей базы, являются закон спроса и предложения, закон денежного обращения, закон монополизации рынка и т.д. Следовательно, цену конкретного товара можно определить как денежное выражение системы ценообразующих факторов действующих в данное время.

Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему сильно действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

В силу того, что теоретическое толкование цены в настоящее время остаётся дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.

Разумеется, можно предложить и другие формулировки категории «цена» применительно к современным условиям. Лучшему пониманию этой категории поможет анализ существующей системы цен.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение цены как экономической категории.

2. В чем состоит сущность двух противоположных теорий цены?

3. Каковы место и роль цены в рыночной экономике?

4. В чем выражаются принципиальные отличия формирования цен в условиях рынка и в плановой экономике?

5. Дайте определение функции цены, перечислите их и назовите те из них, которые наиболее адекватны рыночной экономике.

6. Что представляет собой измерительная функция цены?

7. В чем выражается учетная функция цены?

1. Понятие системы цен. Виды цен и их классификация.

2. Группировка цен по сфере обслуживания национальной экономики.

3. Группировка цен по степени жесткости регулирования государством.

4. Группировка цен по стадиям ценообразования.

5. Группировка цен с учетом базисных условий.

6. Группировка цен по форме организации торговли и характеру ценовой информации.

 

1. Понятие системы цен. Виды цен и их классификация.

В современном хозяйстве цены опосредуют все стадии воспроизводства, представляя, таким образом, единую систему цен. Соподчиненность стадий общественного воспроизводства является основой внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы.

Система цен — единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Это обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка.

Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку. Цены формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков. Общая система цен представлена на рис. 1.


Рис. 1. Общая система цен в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современного рынка.

 

Мировые цены — цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка.

Цены международных региональных рынков — цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров.

Национальные (внутренние) цены — цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны.

Цены в международном совместном бизнесе — цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса.

Внешнеторговые цены — цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции.

По мере углугубления международной интеграции усиливается взаимосвязь правил формирования, уровней, структуры рассмотренных выше видов цен.

Независимо от масштабов обслуживания рынка различают виды цен, представленные на рис. 2.

2. Группировка цен по сфере обслуживания национальной экономики.

По сфере обслуживания национальной экономики дифференциация цен строится на основе учета особенностей различных сфер экономики. Цены данной группы классифицируются следующим образом.

Цены оптовые — цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию в больших объемах (оптом), не прибегая к услугам торговых розничных организаций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятиями, отраслями, из оптовой сферы в розничную путем продажи торговым организациям, но не населению, которое совершает покупки относительно мелкими партиями. Реализация товаров по оптовым ценам сопровождается, как правило, безналичными расчетами.

Цены розничные — цены, по которым товары реализуются, конечному потребителю — населению, так как данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения. Использование розничных цен обычно сопровождается безналичными счетами.

Цены закупочные — цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям.



Если такие производители реализуют продукцию несельскохозяйственного происхождения (например, избыточную технику), эти цены являются оптовыми. В больших объемах сельскохозяйственная продукция закупается в основном государственными органами для создания фондов как материальной базы государственной политики. Закупочными называются также цены, по которым сельскохозяйственную продукцию большими партиями закупают и негосударственные предприятия и организации (например, мясокомбинаты). Если сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то используют понятие «розничные цены».

От понятия «закупочные цены» следует отличать понятие «цены государственных закупок». Цены государственных закупок — цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (а не только сельскохозяйственной) для формирования централизованных государственных фондов. Продукция, являющаяся объектом государственных закупок, характеризуется повышенным народнохозяйственным, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, топлива, зерно, хлопок и др.).

В отличие от цен других видов посредством цен государственных закупок решаются в первую очередь общенациональные задачи, поэтому государство предоставляет продавцу определенные льготы.

Цены на продукцию строительства. Применительно к строительной продукции говорят о сметных ценах. Различают сметную стоимость строительного объекта в целом и усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (например, за 1м2 жилой площади, 1м2 малярных работ и т.д.).

Тарифы – цены на товар особого рода – услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. В связи с этим у покупателя на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве. Покупатель судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце. При оказании услуги момент производства, как правило, совпадает с моментом потребления, т.е. нет необходимости в посреднике. Это обусловливает особенности оценки услуг и объясняет наличие понятия «тарифы на услуги», хотя правильнее использовать понятие «цены на услуги».

В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные, т.е. тарифы на услуги для населения.

Цены внешнеторговые - цены, по которым, как отмечалось выше, осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этой группы принципиально отличается от формирования национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворнее метод использования конкурентных материалов, т.е. информации о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.

Цены экспортные — цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Эти цены определяются следующим образом: выбор на мировом рынке цены-ориентираприведение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, транспортировки, платежа, страхования, хранения и т.д.) включение экспортной пошлины перевод в валюту страны-экспортера по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату заключения сделки.

Цены импортные — цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса и расходов на реализацию данного товара внутри страны. Значительное место в структуре импортных цен занимают косвенные налоги.

Подробнее правила формирования внешнеторговых цен освещаются в теме 9.

3.Группировка цен по степени жесткости.

В данной группе различают цены рыночные (свободные) и регулируемые.

Цены рыночные (свободные) - цены, свободные от вмешательства государства. При этом они не свободны от действия прочих рычагов. Так, развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки налога на прибыль делают не выгодным для продавца повышение цен, но цены эти правильно называть свободными, или рыночными, поскольку прямого ограничения на них нет. Вместе с тем, как свидетельствует мировая практика, масштабы свободного ценообразования обратно пропорциональны степени общего вмешательства государства в экономику.

Цены регулируемые - цены, изменение которых допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государством. В условиях рыночной экономики цены данного вида достаточно распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (ведущие виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь, продукция повышенного социального значения и др.).

Перечислим основные рычаги прямого ценового регулирования:

1. установление верхнего абсолютного предела цены или предельных ценовых коэффициентов ее роста;

2. ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости;

3. установление ограничений на посреднические вознаграждения:

4. определение нижнего предела цены.

Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежании роста инфляции.

Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях.

Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить размеры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь акцизов), являющихся важной доходной статьей бюджета.

Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост производства — общенациональная задача. Введение нижнего порога цены лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий — производителей аналогичной прогрессивной продукции.

Крайним вариантом прямого ценового регулирования являются фиксированные цены (цены однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.

К государственным методам регулирования цен относятся: предвари тельное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.