Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группировка цен по стадиям ценообразования

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии. Формирование цен в процессе движения товаров может быть представлено схематично (рис. 3).


Элементы цены
Себестоимость производства и реализации товаров Прибыль изготовителя Косвенные налоги Посредническая надбавка Торговая надбавка
      Издержки посредника Прибыль посредника Косвенные налоги Издержки торговли Прибыль торговли Косвенные налоги
Цена оптовая изготовителя              
Цена оптовая отпускная            
Цена оптовая закупки      
Цена розничная

 

Рис.3. Формирование цен в процессе движения товаров


Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производства товара, носят промежуточный характер и призваны компенсировать затраты производителя продукции на производство и реализацию и обеспечить планируемую предприятием прибыль.

Пример. Себестоимость выпуска единицы товара составляет 4000 руб. Планируемая производителем рентабельность — 20% к себестоимости. Свободная оптовая цена изготовителя равна: 4000 + (4000 х 20:100) = 4800 (руб.). Рассматривая цены изготовителя, нельзя не остановиться на внутрихозяйственных ценах. Внутрихозяйственные, или трансфертные, цены — цены, по которым рассчитываются между собой подразделения одной хозяйственной структуры. Эти цены часто не ориентированы на внешнюю рыночную конъюнктуру, они должны решать внутренние учетно-распределительные задачи в соответствии с общей политикой данной хозяйственной структуры. В частном случае внутрихозяйственные цены количественно могут совпадать с ценами изготовителя.

Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги, являющиеся важнейшими статьями дохода бюджетов.

Цены оптовые закупки формируются на стадии посредничества. Помимо оптовой отпускной цены оптовая цена закупки включает посреднические надбавки (скидки). Оптовые цены закупки обеспечивают необходимые финансовые условия для функционирования посреднического звена.

Посредническая скидка (надбавка) имеет и другие наименования (например, снабженческо-сбытовая скидка (надбавка), комиссионное вознаграждение или сбор). Но в любом случае — это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю.

Цены розничные формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной розничной торговли.

Следует пояснить, какова роль посреднических структур в процессе ценообразования.

Возможность расширения посреднической сети в основном обусловлены двумя факторами: уровнем конкуренции на данном рынке и особенностями товара. Чем выше уровень конкуренции, тем большие усилия прикладывает продавец, чтобы реализовать продукцию по более низким ценам, минуя посредников. Такая ситуация наиболее характерна для рынка стандартной потребительской продукции. Производитель потребительской продукции часто реализует ее напрямую населению, не прибегая к услугам торговых организаций. Следует заметить, что цены в этом случае являются розничными, так как, несмотря на продажу с порога производителя, она организована для населения. Такая практика существует в сфере продажи хлебобулочных, мясных изделий, массовой продукции и т.п.

Нет необходимости в посредниках при реализации специальной заказной продукции, поскольку она связана с прямыми договорными поставками от производителя потребителю.

К услугам посредников обращаются, если это может ускорить кругооборот товаров. Как правило, без посреднических услуг нельзя обойтись, когда производство (добыча, выращивание) продукции сосредоточено в ограниченном числе пунктов, а сеть потребления очень широкая. В этом случае производитель зачастую не берет на себя доставку товаров до потребителей, а заключает договор с посредническими организациями, которые специализируются на обслуживании потребительской сети. Такая ситуация характерна для стандартных тоннажных видов сырья, топлива, продуктов аграрной сферы.

5.Группировка цен с учетом базисных условий.

Под базисными условиями понимают условия отражения в цене расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции и на ее таможенное оформление в случае пересечения товарами государственной границы.

В мировой практике (в том числе в России) эти правила применяются на базе специального документа «Инкотермс 2000»1.

В зависимости от того, как распределяются расходы между продавцом и покупателем, цены формируются по базисным условиям. Чем меньший объем расходов принимает на себя продавец, тем цена считается структурно менее полной, и наоборот. В таблицах 1 и 2 представлены виды цен с учетом базисных условий и структура этих цен. В обеих таблицах представлены сверху вниз цены по нарастанию структурной полноты. Самыми полными ценами являются цены группы «D» (табл. 1). Соответствующие пояснения даны в табл. 2, из которой видно, что при использовании группы «D» решающую долю расходов принимает на себя продавец.

Цены, структурно менее полные (цены EXW, FCA, FAS, FOB по строкам 1-4 табл.1.) используются, как правило, при заключении сделок по товарам, производство которых сосредоточено в ограниченном числе пунктов, а сеть потребления очень широкая. В этом случае продавцу выгодно включать расходы лишь до базисных пунктов (тяготеющих к пункту производства или добычи).

Таблица 1.

Перечень базисных условий

Полное английское наименование товара Сокращенное наименование, принятое в международной практике Примечание
1.Ex work (…named point) Франко-завод, или с завода (…в обусловленном пункте) EXW Группа «Е» Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
2.Free carrier (…named point) свободно у перевозчика (…в обусловленном пункте) FCA Группа «F» Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
3.Free along side ship (…named port of …shipment) Свободно вдоль борта судна (…в обусловленном порту погрузки) FAS Группа "F" Водный транспорт

 


Продолжение таблицы 1

4.Free on board (…named port of shipment) Свободно на борту судна (…в обусловленном порту погрузки) FOB Группа "F" Водный транспорт
5.Cost and Freight (…named port of destination) Стоимость и фрахт (...до обусловленного порта назначения) CFR (КАФ) Группа "С" Водный транспорт
6.Cost,Insurance and Freight (…named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (…до обусловленного порта назначения) CIF Группа "С" Водный транспорт
7.Carriage paid to (…named place of de…tination) Провозная плата выплачена до (…обусловленного пункта назначения) CPT Группа "С" Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
8.Carriage and Insurance paid (…named place of destination) Провозная плата и страхование оплачены до (…обусловленного пункта назначения) CIP Группа "С" Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
9.Delivered at frontier (…named place) Доставлено до границы (...в обусловленный пункт) DAF Группа "D" Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
10.Delivered ex ship (…named port of destination) Доставлено с судна (... в обусловленный пункт назначения) DES Группа "D" Морской транспорт
11.Delivered ex qay/duty paid (…named place of destination) Доставлено на пристань, включая уплату пошлины (... в обусловленный пункт назначения) DEQ Группа "D" Морской транспорт
12.Delivered duty unpaid (…named place of destination) Доставлено без оплаты пошлины (... в обусловленный пункт назначения) DDU Группа "D" Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки
13.Delivered duty paid (…named place of destination) Доставлено с оплатой пошлины (... в обусловленный пункт) DDP Группа "D" Любой вид транспорта, включая интермодальные перевозки

 


Таблица 2.

Распределение расходов при различных видах цен по условиям «Инкотермс 2000»

Базисное условие Упаковка Погрузка на транспортное средство Доставка до основного перевозчика Экспо-ртные формальности Страхо-вание основной перевозки Погрузка на основной транспорт Оплата основного транспо-рта Выгру-зка Импорт-ные формальности Доставка от основного тран-спорта Выгрузка на склад предприятия
С завода (EХW) ПР1 ПОК2 ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК
FAS ПР ПР ПР ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК
FOB ПР ПР ПР ПР ПОК ПР/ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК
Франк-перевозчик ПР ПР ПР ПР ПОК ПР ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК
Стоимость и фрахт ПР ПР ПР ПР ПОК ПР ПР ПОК ПОК ПОК ПОК
Фрахт оплачен до….. ПР ПР ПР ПР ПОК ПР ПР ПОК ПОК ПОК ПОК
CIF ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПОК ПОК ПОК ПОК
Фрахт, страхование оплачены до….. ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПОК ПОК ПОК ПОК
Судна ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПОК ПОК ПОК ПОК
С поставкой на границе ПР ПР ПР ПР ПР/ПОК ПР ПР/ПОК ПОК ПОК ПОК ПОК
Поставлено без оплаты пошлины ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПОК ПР ПР ПР
Поставка с оплатой пошлины DDP ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПР ПР

1. ПР – решающую долю расходов принимает на себя продавец

2. ПОК - решающую долю расходов принимает на себя покупатель


Доставлять продукцию до каждого покупателя продавцу невыгодно и зачастую невозможно. Такая ситуация существует при поставках нефтепродуктов (в цистернах), угля, зерна и т.д.

Структурно более полные цены используются при поставках:

1. специальной продукции, качество которой зависит и от качества транспортировки и от качества монтажа у потребителя;

2. стандартной продукции с использованием специального транспорта (нефть в трубопроводах часто поставляется на условиях CIP);

3. любых типов продукции, когда продавец ведет политику завоевания рынка данного товара

В этом случае продавец старается охватить все стадии движения товара до потребителя. Примером может служить российская практика, где львиная доля всех импортных товаров поступает на условиях CIP и DDR.

В современной российской практике наряду с условиями «Инкотермс 2000» в некоторых сферах (в основном в сырьевых отраслях) при внутригосударственных поставках используют традиционные отечественные правила формирования цен по базисным условиям (рис. 4). В основном учитываются расходы на транспортировку. Различают цены франко-отправления и цены франко-назначения.

 

Международная торговая палата разрабатывает и публикует международные правила толкования коммерческих терминов в сборниках «Международные коммерческие термины» («Инкотермс»), издаваемых на английском и французском языках. Первый такой справочник был выпушен в 1936 г. Впоследствии это издательство перерабатывалось и дополнялось. В настоящее время следует руководствоваться положениями сборника «Инкотермс 2000».


 

Цена продукции на складе поставщика Расходы по доставке продукции на станцию отправления   Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправлении Расходы по транспортировке продукции до станции назначения   Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения Расходы по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя  
Франко-склад поставщика  
Франко-станция отправления  
Франко-вагон станция отправления  
Франко-вагон станция назначения  
Франко-станция назначения  
Франко-склад потребителя

 

Рис. 4. Виды цен с учетом условий «франко»


Цены франко-отправления — цены, которые помимо затрат на производство и необходимой прибыли включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза. Например, добытый уголь от шахты доставляется до ближайшей железнодорожной станции, откуда будет транспортироваться на большое расстояние. Цена с включением расходов до станции отправления называется ценой франко-станция отправления. Аналогично формирование цен франко-пристань и франко-порт отправления. Структурно эти цены близки ценам FCA, FOB, FAS. Цены франко-склад, франко-порог производителя близки цене EXW. Близки также условия применения цен отправления и перечисленных цен «Инкотермс 2000».

Цены франко-назначения — цены, включающие помимо себестоимости и прибыли расходы до пункта назначения, вплоть до пункта потребления. В отличие от цен отправления эти цены содержат основную транспортную составляющую. С точки зрения условий формирования и структуры цены назначения близки ценам групп «С» и «Д» по «Инкотермс 2000».

 

6.Группировка цен по форме организации торговли и характеру ценовой политики.

В данной группе выделяют следующие виды цен:

Цены прямых контрактов, которые подразделяются на цены продавцов, цены покупателей и контрактные цены, или цены фактических сделок.

Цены продавца - цены, по которым продавец предлагает (рекламирует) свой товар. Это желаемые продавцом цены.

Цены покупателя — это цены, желаемые (объявляемые) покупателем.

Цены контрактные, или цены фактической сделки, — цены, по которым фактически достигается договоренность между продавцом и покупателем и которые закрепляются контрактом (договором). В зависимости от конъюнктуры рынка данного товара контрактные цены могут тяготеть к ценам или продавца, или покупателя.

Цены контрактные, или цены фактических сделок, фиксируются в специальных коммерческих документах — контрактах и счетах, отражают реальные условия сделки — количество и качество товаров, сроки и условия поставки, условия платежа, гарантии и пр., которые согласуются между реальными продавцами и покупателями. Цены фактических сделок в большинстве случаев выступают в качестве надежного индикатора реального состояния того или иного рынка товаров и услуг.

Однако получение информации по этим ценам затруднено из-за того, что они составляют коммерческую тайну фирм. Кроме того, весьма затруднен анализ этих цен из-за значительной их дифференциации в зависимости от специфики реальных сделок.

По способу установления цены фактических сделок подразделяются на твердые, с последующей фиксацией, подвижные (скользящие) цены. Твердые цены фактических сделок устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его действия. Как правило, они используются в сделках, предусматривающих немедленную поставку товаров или их поставку в течение короткого срока. Существенное влияние на применение этих цен оказывает устойчивость конъюнктуры рынка.

Цены фактических сделок с последующей фиксацией используются в процессе исполнения контракта, в котором указывается момент и принцип фиксации, например фиксирование цены перед поставкой партии товара и перед началом каждого календарного года.

Подвижные (скользящие) цены фактических сделок определяются в момент заключения контракта, но при этом делается оговорка об их пересмотре в период исполнения контракта при изменении согласованных элементов цен или параметров конъюнктуры рынка. Подвижные (скользящие) цены применяются в основном в долгосрочных контрактах на поставку товаров или при неустойчивости конъюнктуры рынка этих товаров.

В условиях высокой инфляции все большее распространение получают различные формулы скольжения, включаемые в контракты.

В общем виде формула скольжения выглядит так:

Цоб(А+В*М10+С*З10),где

Ц0 — окончательная цена товара (объекта, услуги);

Цб — базисная цена на дату заключения контракта;

А, В, С — удельные веса элементов затрат на производство товара (сооружение объекта, оказание услуги),

А +В + С= 1;В,С — удельные веса соответственно материальных расходов и расходов по заработной плате;

А – неизменная часть цены, не зависящая от уровня инфляции (косвенные затраты, планируемая норма прибыли);

М10 - текущие и базисные цены на сырье или материалы;

З10 – текущие и базисные уровни заработной платы;

Цены биржевые — цены по сделкам, заключаемым с использованием услуг специального посредника – биржи. Особенность биржевого товарного рынка определяется следующими основными признаками: биржевые товары — массовые стандартные товары, поэтому сделки регулярны, много продавцов и покупателей, т.е. биржевой рынок — это конкурентный рынок, не требующий вмешательства государства. Вследствие этого биржевые цены считаются наиболее объективной ценовой информацией.

Цены аукционов — цены, отражающие ход продаж на аукционах. В классическом понимании аукцион — рынок продавца. Классические аукционные товары нестандартны, спрос на них обычно превышает предложение, поэтому для аукциона характерна повышательная тенденция цен.

В рамках аукциона различают:

1) стартовую цену, по которой объявляется начало торгов;

2) цену аукционного шага, т.е. промежуточную цену, превышающую стартовую и объявляемую потенциальным покупателем;

3) цену фактической продажи, превышающую стартовую цену на сумму цен аукционных шагов.

Аукционные цены информируют участников рынка о возможностях покупки или продажи товара на аукционе. Аукционные торги начинаются с объявления номера партии товара (лота) и стартовой цены. В качестве начальной цены может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Уровень стартовой цены содержит информацию о стоимости, и качестве товара, соотношении сил продавцов и покупателей, технике проведения торгов. Чем чаще проводятся аукционные торги, тем меньше ценовые разрывы. Это объясняется незначительными изменениями издержек производства и конъюнктуры рынка во времени. Обычно фактическая реализация товара на аукционе проводится по максимальной цене, предложенной покупателем. Аукционные цены играют ключевую роль на рынках пушно-меховых изделий, драгоценных камней и антиквариата.

Цены торгов — цены при специализированной форме торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ.

Классические торги — рынок покупателя-заказчика, в ответ на заявку которого поступают предложения (оферты) от потенциальных продавцов (оферентов). Общая тенденция развития цен здесь понижательная: при прочих равных условиях заказчик предпочитает относительно более дешевое предложение. В отличие от аукционов торги более закрытые и ограниченные. Цены торгов являются, как правило, объектом вмешательства государства, так как значительная доля заказов и подрядов регламентируется правилами, устанавливаемыми государством.

Ценовая информация аукционов и торгов поступает в основном нерегулярно.

Цены справочные информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителем (продавцом). Как правило, они отражают интересы продавца, носят ориентировочный характер и могут заметно отклоняться от цен фактических сделок. Для поставщиков справочные цены являются базой при определении цен предложений, а для покупателей — ориентиром при уторговывании (согласовании) цены сделки. Разница между справочными ценами и ценами реальных сделок составляет 7-30% в зависимости от особенностей контракта и конъюнктуры рынка. Справочные цены публикуются в широко распространенных источниках объединениями производителей, информационными агентствами и бюро, консультационными и брокерскими фирмами. Сведения о справочных ценах можно получить без каких-либо затруднений.

По форме представления справочные цены подразделяются на цены прейскурантов (каталогов, проспектов) и цены предложений.

Цены прейскурантов (каталогов, проспектов) публикуются фирмами производителями по стандартной, массовой продукции с краткой характеристикой технико-экономических параметров изделий. Прейскурантные цены являются базой для уторговывания цен при заключении сделок.

Цены предложений устанавливаются производителями по специальной, заказной продукции без согласования с потребителями. Однако при их установлении учитываются основные условия сделки и конъюнктуры рынка.

В некоторых случаях цены предложений определяются на основе цен конкурентов. Они могут быть рассчитаны также с учётом экономического эффекта, получаемого покупателем в случае приобретения нового товара вместо старого. При определении цен предложений важно знать особенности потребления продукции в той или иной стране, поскольку одни и те же потребительные свойства товара могут по-разному оцениваться потребителями. Информация о ценах предложений часто предоставляется по запросам покупателей.

В случае отсутствия (нехватки) информации об абсолютных уровнях цен, а также для повышения качества ценового анализа используются средние ценовые показатели, индексы цен.

Средние уровни цен могут рассчитываться по группам товаров, подотраслям и отраслям.

В качестве удельных ценовых показателей чаще всего применяются ценовые показатели на единицу потребительного параметра.

Индексы цен – показатели динамики цен за определенный период.

Индекс цен индивидуальный информирует о динамике цен отдельных товаров (услуг) и рассчитывается как отношение цены отчетного периода к цене периода, принятого за базу для сравнения:

Iи = (2)

где Iи – индивидуальный индекс цен;

Цi1, Цio - цены i-го товара (услуги) соответственно в базисном и отчетном периодах.

Индекс цен сводный содержит информацию о динамике цен товаров (услуг). Он определяется как отношение стоимости группы проданных в отчетном периоде товаров, исчисленной в фактических ценах и ценах базисного периода. Так рассчитывается, например, индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию (Ic):

I = (3)

Где Q – количество i-товара в отчетном периоде;

n – число i-товаров, входящих в группу.

Сводный индекс цен используется в качестве одного из основных показателей инфляционных процессов в реальном секторе экономики.

При анализе системы цен необходимо учитывать следующее. Во-первых, все многообразие видов цен нужно рассматривать в единстве; изменение одних видов цен обязательно влечет изменение других видов цен. Во-вторых, разнообразие цен, различие конкретных задач их установления не должны приводить к ценовым противоречиям, а должны быть подчинены общенациональным интересам.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение системы цен.

2. Назовите основные виды цен.

3. Дайте характеристику оптовой цены предприятия по элементам.

4. Дайте характеристику основных видов цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения.

5. Назовите виды цен в зависимости от территории их действия.

6. Расскажите о видах цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов.

7. Назовите виды цен по степени их свободы от воздействия государства и дайте им характеристику.

8. Охарактеризуйте виды цен на новые товары.

9. Перечислите виды цен на товары, реализуемые на рынке отноительно продолжительное время, и дайте им характеристику.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема. 2. Система цен | Тема 3. Методология ценообразования. Состав и структура цены
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.