Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Мировые цены. Цены международных контрактов




1. Виды цен мировых товарных рынков.

2. Методика расчета цен международных контрактов.

1. Виды цен мировых товарных рынков.

Понятие мировой товарный рынок означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих органи­зационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм - поставщиков и покупателей.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

Мировая цена определяется уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров по одним товарам, ценами бирж и аукционов — по другим товарам, а также ценами товаров ведущих в мире фирм — по готовым изделиям. Например, на пшеницу и алюминий мировыми являются экспортные цены Канады, на пиломатериалы — экспортные цены Швеции, на каучук — цены (котировки) Сингапурской биржи, на пушнину — цены Ленинградского и Лондонского аукционов, на чай — цены аукционов в Коломбо, Калькутте и Лондоне.Для современного мирового рынка характерна множественность цен, вызванная политикой цен компаний, внешнеторговыми операциями государства (поставка в счет помощи и т. д.), торгово-политическими и валютными факторами.

Множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар или товар одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортных, оптовых или розничных цен), на одинаковой транспортной или фрахтовой базе.

Для того чтобы при множественности мировых цен выделить мировую цену, надо, чтобы она удовлетворяла ряду требований:

1) мировой цена может считаться, если по ней осуществляются крупные коммерческие сделки, предусматривающие раздельные, не связанные экспортные и импортные операции, так как при встречных или бартерных сделках партнеры могут соглашаться на существенное отклонение цен от обычных, нормальных;

2) платежи должны осуществляться в СКВ, поскольку оплата в неконвертируемой валюте часто приводит к завышению цены;

3) мировыми могут быть признаны цены сделок, осуществляемых в важнейших центрах международной торговли, где регулярно производятся крупные экспортные или импортные операции.

Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огромные возможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций Inter­net, позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически на все поставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут цены ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены исходя из ситуации на рынке и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.

Виды мировых цен:

Контрактные - конкретные цены на продукцию, согласованные между продавцом и покупателем в ходе переговоров. Они, как правило, ниже цены предложения поставщика (из-за скидок). Контрактная цена действительна на весь период действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммер­ческую тайну. В принципе контрактные цены на определенный товар в опреде­ленном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей из­вестны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка дан­ных.

2.Справочные - цены продавца, публикуемые в специализированных издани­ях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в кана­лах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочни­ки, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (неф­тепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень большое рас­пространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные по товарные и региональные котировки цен, публикуемые в справочниках Platt's или Argus, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Экспортеры металла в принципе ориентируются на издание «Metal Bulletin», выхо­дящее два раза в неделю, а экспортеры удобрений - на «Ferticom».

Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реаги­руют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические собы­тия, однако, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.

3. Биржевые - цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырье и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рын­ке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рын­ка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в дан­ный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают в себе дру­гие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов:

1)срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время;

2) котировки на реализуемые в данный момент товары.

Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер, В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов. Чикагская биржа, занимающаяся котировками и продажами зерновых, Нью-йоркская биржа хлопка.

4. Цены аукционов - цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли достаточно специфичен. На аукционных торгах, например, продаются и покупаются пушнина, животные, предметы искусства.

Статистические внешнеторговые публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Эти цены определяются делением стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Они не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир.

В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к пе­реговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки — метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и усло­вий контракта. По оценкам специалистов, существуют около сорока различных видов ценовых скидок и надбавок. Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% первоначально предлагаемой цены, однако, достигаются и более существен­ные скидки.

2. Методика расчета цен международных контрактов.

Во внешнеторговом контракте цена является одним из самых существенных его условий. Уровень договорной цены на товар складывается под влиянием как объективных причин (потребительские и конкурентоспособные свойства товаров, соотношение спроса и предложения, особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности), так и субъективных (способ заключения сделки, коммерческие знания и опыт коммерсантов, условия платежей, условия поставки и др.).

При установлении цены товара в контракте определяются следующие элементы:

a. единица измерения цены,

b. 2) базис цены,

c. 3) валюта цены,

d. 4) способ фиксации цены.

1. Единица измерения выбирается в зависимости от характера товара и от прак­тики, сложившейся в торговле данным товаром. Цена в контракте может быть установлена за определенную количественную единицу (массы, длины, пло­щади, объема).

2. Базис цены определяется применяемыми базисными условиями поставки и устанавливает, входят ли в цену товара транспортные, страховые, складские и другие расходы (цены ФОБ,КАФ,СИФ).

3. Валюта цены. При выборе валюты цены большое значение имеют торговые обычаи. Например, каучук и цветные металлы оцениваются в фунтах стерлингов, нефтепродукты и пушнина — в американских долларах.

Экспортеры стремятся зафиксировать цену товара в валюте, курс которой стабилен, а импортер — в валюте, имеющей тенденцию к снижению курса.

Валюта цены (валюта сделки) может не совпадать с валютой платежа (валютой расчетов), с помощью которой происходит фактическая оплата товара. Неправильный выбор валют сделки и расчетов может превратить выгодный контракт в убыточный. Поэтому с целью защиты от потерь из-за колебаний курса валют в контракты вводят валютные оговорки.

Валютные оговорки могут включать в себя следующие условия:

1) привязка курса валюты, в которой выражена цена товара, к другой валюте (СКВ), курс которой стабилен и имеет тенденцию к повышению. Это позволит при падении курса валюты, в которой выражена цена, по существу увеличить цену платежа в обесцененной валюте;

2) привязка курса валюты, в которой выражена цена товара, к средне­арифметической величине курсов нескольких перечисленных в контракте наибо­лее устойчивых валют. Такая оговорка называется мультивалютной.

Смысл всех валютных оговорок заключается в том, что, несмотря на обесценение валюты, экспортер получает количество единиц валюты платежа в соответствии с курсом валюты, указанной в валютной оговорке. Валютные оговорки в условия контракта не включаются при платежах наличными и при применении в контрактах валют со стабильными курсами.

Цена товара может быть зафиксирована либо в момент заключения контракта, либо на протяжении срока действия контракта, либо к моменту исполнения контракта.

В зависимости от способа фиксации в контрактах применяются следующие виды цен:

Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия. Применяется в сделках с немедленной поставкой товаров.

Подвижная цена, зафиксированная при подписании контракта, может быть пересмотрена к моменту поставки, если рыночная цена товара существенно изменится. В контрактах оговариваются пределы отклонений цены, при которых цена не пересматривается. Обычно это 2-5%, при этом в контракте указывается источник, по которому будут судить об изменении рыночной цены.

Цена с последующей фиксацией применяется при длительных сроках контрактов и устанавливается в ходе исполнения контракта, например, перед поставкой или в день поставки. Такие сделки называются онкольными (on call), в них обязательно фиксируется точная дата определения цены и публикуемый источник цен, по которому цена будет определена.

Скользящая цена применяется в контрактах с длительным сроком поставок, в течение которых цены могут измениться. Скользящая цена состоит из двух час­тей: базовой Цб, устанавливаемой на дату подписания контракта, и переменной, определяемой в период изготовления товара

Окончательная цена Цк определяется на момент поставки товара по формуле:

Цо = Ц баз * (Аа10 + Бб10 + С), где

Цо – цена окончательная

Ц баз – цена базисная

А,Б,С, удельные веса отдельных элементов затрат в структуре цены

А+Б+С =1

а10; б10 – цены отчетного и базисного периода

В первую очередь участники сделки оговаривают вид валюты. Это свободно конвертируемая валюта – американский доллар. Однако по ряду товаров учитывают торговые традиции. В частности, в контрактах на каучук и цветные металлы традиционно используются цены в фунтах стерлингов, цены на сталь – в шведских кронах.

Далее вносится поправка на условия платежа. Платеж может быть осуществлен наличными, авансом или в кредит. Контрактная цена товара при платеже наличными (тем более авансом) ниже, чем при продаже в кредит, так как большие преимущества в этом случае на стороне продавца. Обычно для заключения контракта условия платежа приводят к условиям платежа наличным или инкассо.

Обязательным видом поставок являются поправки на базисные условия. Эти поправки особенно важны и количественно ощутимы при большом расхождении транспортной составляющей в мировой цене-ориентире и цене конкретной сделке. Практически при любых сделках учитываются форс-мажорные обстоятельства.

В зависимости от особенностей товаров проводят специальные поправки.

Если потребительные параметры товара поддаются четкому количественному определению, то, как правило, используются поправки с учетом параметрических методов ценообразования. Формулы, с помощью которых параметры цены-ориентира приводятся к параметрам товара конкретной сделки, отработаны на многолетней отраслевой практике. В основном эти поправки касаются продукции машиностроения.

Применительно к сложным конструкциям, когда возможны разные варианты сборки, используют поправки на комплектацию. В этом случае для корректировки цены-ориентира собирают ценовую информацию не только по основным механизмам, но и по отдельным узлам, деталям. Применительно к последним уровни цен обычно не сложились, поэтому проводится их расчет с использованием средних, удельных показателей (затрат, рентабельности), публикуемых в международных статистических сборниках.

В отношении серийной продукции проводятся поправки на серийность. Такая практика наиболее распространена в фондоемких и наукоемких отраслях (судо-, авиастроение). Изготовлению продукции в этих отраслях предшествуют научные исследования и опытные испытания. Если заказ поступает лишь на единицу изделия, то груз предпроизводственных расходов целиком ложится на одно это изделие. Если заказывается серия изделий, расходы распределяются между изделиями всей серии. При этом каждое изделие становится дешевле. В случае заказа серии продавец получает дополнительный выигрыш от покупки необходимых средств производства оптом, от возможности не искать нового контрагента в течение относительно большого срока. Кроме того, при выпуске каждого последующего изделия серии совершенствуется производство, обеспечивается экономия затрат. Все это является основанием для снижения контрактной цены пропорционально размеру серии.

Приведем формулы, которые используются в современной практике для внесения поправок на серийность.

Если заказ поступил только на одно изделие, цена рассчитывается укрупненно по формуле:

Ц ед = С + И + Н, где

Ц ед – цена единичного изделия;

С – стоимость проектирования, опытных испытаний;

И – издержки производства на изготовление продукции (переменные затраты);

Н – неизменная часть цены (обязательные платежи, нормальная прибыль).

При заказе серии формула расчета цены изделия принимает следующий вид:

Цn = С/ n +К1*dМ*И+К2*dР*И+Н, где

Цn - цена одного изделия в серии;

n – число изделий в серии;

dМ – доля стоимости материальных затрат в издержках производства;

dР – доля затрат по оплате труда в издержках производства;

К1 – коэффициент, учитывающий снижение стоимости материальных затрат за счет серийности заказа;

К2 – коэффициент, учитывающий снижение расходов по заработной плате за счет серийности заказа.

При большом временном разрыве между датой подписания контракта и датой фактической поставки товара часто значительно меняется цена этого товара. Обычно это связано с удорожанием сырья, топлива, увеличением оплаты труда. В этом случае используются поправки на скольжение.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение мировой цены.

2. Что влияет на уровень мировых цен?

3. С помощью каких экономических рычагов государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности?

4. В чем заключается сущность методики расчета международных контрактов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.