КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Основные принципы формирования внешнеторговых цен
1. Сущность внешнеторговой ценовой политики. 2. Характеристика налоговых платежей декларанта и расчет цен на импортные товары. 3. Формирование цен на экспортируемые товары. 1. Сущность внешнеторговой ценовой политики. Внешнеторговая деятельность является важной отраслью экономики. С одной стороны, она отражает состояние хозяйства страны, с другой - оказывает воздействие на развитие экономики. В СССР длительное время действовала монополия государства на внешнюю торговлю. Номенклатуру экспортируемых и импортируемых товаров, цены и т.д. определяли специальные государственные органы на основе договоренности с внешними партнерами. Ни одно предприятие не имело права самостоятельно выступать на внешнем рынке. Только в 1986 г. был снят запрет, касающийся выхода на внешний рынок государственных предприятий. Решающую роль в формировании нынешней системы внешнеторговой деятельности сыграл Указ Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15.11.91 г., в соответствии с которым право на осуществление внешнеэкономической деятельности было предоставлено всем предприятиям независимо от формы собственности. Следующими важными актами, которые сформировали ныне действующую правовую основу внешнеэкономической деятельности, стали: • Указ Президента «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ» от 06.03.95 г. • Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. В этом законе определены цели внешнеторговой политики: 1. защита российского рынка; 2. обеспечение экономической безопасности страны; 3. стимулирование развития экономики страны; 4. обеспечение рациональной товарной структуры ввоза и вывоза; 5. поддержание рационального соотношения валютных доходов и расходов на территории РФ; 6. обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. Классификация мер, регулирующих внешнюю торговлю. На внешнеторговые цены существенное воздействие оказывает регулирование со стороны государства. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — орган, созданный в 1964 г. для поощрения международной торговли в целях ускоренного экономического развития, все меры, регулирующие внешнюю торговлю, классифицировала на восемь видов: 1) тарифные (установление экспортных и импортных тарифов); 2) паратарифные; 3) меры контроля над ценам; 4) финансовые; 5) меры автоматического лицензирования; 6) меры количественного контроля; 7) монополистические; 8) технические. 1.Под тарифными мерами понимается установление таможенных тарифов, представляющих собой систему ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые в данную страну (или вывозимые из данной страны). Таможенные пошлины используются в качестве средства воздействия на международное разделение труда (они стимулируют производство и вывоз одних товаров, затрудняют ввоз других и т.п.). Установление высоких импортных тарифов обычно применяется в качестве инструмента защиты отечественного производителя от чрезмерной конкуренции со стороны ввозимых в страну товаров. Все меры, кроме указанных в п. 1, называются нетарифными ограничениями (НТО). Под ними понимаются различные меры, направленные на создание препятствий для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин). 2. Паратарифные меры увеличивают стоимость импортируемого товара на дополнительную величину по сравнению с таможенной пошлиной (на определенный процент или определенную сумму на единицу товара). К ним относятся: 1) сборы за таможенное оформление, хранение и таможенное сопровождение товаров. 2) внутренние налоги, взимаемые с импортных товаров (налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы). Объектом обложения НДС являются все ввозимые товары (за некоторыми исключениями). Ставки данного налога едины для российских и импортных товаров. Однако поскольку в базу обложения импортного товара включается величина таможенной пошлины и акциза, с импортного товара взыскивается большая сумма, чем с такого же российского; 3. Меры контроля над ценами вводятся в целях поддержания или стабилизации внутренних цен, предотвращения ущерба от нечестной торговой практики иностранных конкурентов. Эти меры включают: 1) административное фиксирование цен. Власти страны-импортера, исходя из внутренних цен производителя или потребителя, устанавливают верхние и нижние пределы цен либо увязывают их с ценами мирового рынка; 2) добровольное ограничение экспортных цен. Заключается ограничительное соглашение, в соответствии с которым экспортер соглашается поддерживать цену на свои товары не ниже определенного уровня; 3) скользящие сборы. Предназначены для выравнивания рыночных цен на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания с внутренними ценами: на определенный период времени устанавливается соответствующая цена (справочная, пороговая). С этой целью с первичных продуктов и обработанных продуктов питания взимаются сборы (с первичных — по весу брутто, с обработанных — в соответствии с содержанием первичного продукта); 4) антидемпинговые меры. Применяются на основании результатов расследования соответствующими инстанциями страны-импортера торговой практики при установлении фактов демпинга и нанесения материального ущерба от него. Под демпингом понимается экспорт товара по очень низкой цене (обычно ниже цены внутреннего рынка страны-экспортера). Антидемпинговые меры применяются как в форме пошлин, так и в форме количественного или ценового регулирования; 5) компенсационные меры. Вводятся, если соответствующее расследование показало, что импортируемые товары субсидируются и субсидирование наносит ущерб национальному производству. Такие меры обычно применяются в форме компенсационных пошлин. В России меры контроля над ценами в настоящее время не применяются и отсутствуют специальные таможенные доплаты для поддержания цен на определенном уровне. Однако Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. предусматривает возможность применения защитных мер в отношении внутреннего рынка как в виде повышенных таможенных пошлин, так и в виде количественных ограничений на импорт. Следует отметить, что в развитых странах защитные меры используются весьма интенсивно и одновременно действует значительное количество ограничений в отношении определенных товаров. 4. Финансовые меры регулируют доступ импортеров к иностранной валюте и цены на валюту для них, а также условия платежа. Такие меры могут увеличивать стоимость импорта. К финансовым мерам относятся: 1) требование предварительной оплаты стоимости импорта (и/или импортных налогов), в том числе предварительные импортные депозиты (депонирование стоимости импортной сделки за определенный срок до ее осуществления), уплаты наличными, предварительной уплаты таможенных пошлин; 2) множественные валютные курсы, т.е. установление различных курсов для различных категорий товаров. Обычно официальный курс сохраняется для необходимых товаров, в то время как другие товары оплачиваются по коммерческим курсам или с покупкой иностранной валюты через аукцион; 3) официальные ограничения на накопление иностранной валюты (разрешения, визы и т.д.); 4) специальные правила импортных платежей; 5) отсрочки платежей, очереди на уплату. Государство устанавливает минимально допустимые сроки от даты доставки товаров до завершения импортных расчетов. При нехватке валюты может быть установлена очередь на импортные платежи. В России финансовые меры не применяются, однако используется валютный контроль, цель которого — предотвратить нелегальный перевод капиталов за рубеж. В соответствии с Указом Президента от 21.11.95 г. импортеры-резиденты, осуществляющие предварительную оплату средств в иностранной валюте, обязаны в течение 180 дней либо ввезти закупаемый товар, либо вернуть уплаченные средства. К сожалению, действующие в нашей стране финансовые меры, регулирующие использование импортерами иностранной валюты, явно недостаточны: в настоящее время, ежемесячная утечка капитала из России достигает 1 млрд. долларов. 5. Меры автоматического лицензирования носят формальный характер и по существу ограничениями не являются. Автоматическое лицензирование — свободное разрешение на импорт. Иногда автоматическое лицензирование осуществляется в форме выдачи открытой генеральной, или либеральной, лицензии. Автоматическое лицензирование используется для наблюдения за тенденциями ввоза некоторых товаров. Применяется также с целью продемонстрировать озабоченность ростом импорта, убедить партнеров ограничить экспорт. На основе данных о выдаче лицензий проводится анализ состояния рынка, отслеживаются соответствующие тенденции. После такого анализа могут быть введены импортные ограничения или другие защитные меры. В России меры автоматического лицензирования не получили развития. Вместе с тем используется неавтоматическое лицензирование с целью контроля за ввозом и вывозом специфических товаров — товаров военного и «двойного» назначения, а также диких животных, дикорастущих растений, лекарственного сырья и др. 6. Меры количественного контроля — важная разновидность нетарифных ограничений. Целью таких мер является ограничение импорта конкретного товара либо из всех источников, либо из конкретных стран. Меры количественного контроля включают: 1) неавтоматическое лицензирование — введение специальных разрешений на импорт, выдаваемых либо по усмотрению властей, либо на основе конкретных критериев. Такие лицензии могут выдаваться, например, отдельным категориям импортеров (производителям определенных товаров или услуг, для производства или оказания которых необходим импорт данных изделии). Они могут выдаваться при условии закупки импортером определенного количества аналогичной продукции на внутреннем рынке. Разрешение (лицензия) требуется для ввоза товаров, импорт которых должен регулироваться по соображениям здравоохранения, безопасности, охраны окружающей среды; 2) квоты — количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или максимальную стоимость товара, разрешаемые к ввозу. Иногда такая квота является двусторонней; в некоторых случаях количественное ограничение носит сезонный характер. Возможно введение квот, как и в случае неавтоматического лицензирования, по соображениям здравоохранения, безопасное охраны окружающей среды; 3) запрет на импорт определенного товара (квота принимает нулевое численное значение). Может вводиться с целью экономии валюты, для защиты национального производителя. Запрет на импорт равнозначен отказу в выдаче лицензии. В некоторых случаях применяется запрет на импорт из отдельных государств (если, на пример, в торговле с этим государством имеется большой дефицит). Иногда такой запрет вводится по политическим соображениям (эмбарго); 4) соглашения об ограничении экспорта. Такого рода соглашения имеют место, когда экспортер добровольно соглашается ограничить свой экспорт, чтобы избежать принудительных мер. Соглашения об ограничении экспорта могут быть как двусторонними, так и многосторонними; 5) специфические количественные ограничения, устанавливаемые для отдельных предприятий — выборочное одобрение импортеров. В международной практике квотирование до сих пор используется достаточно широко. Однако достигнута международная договоренность (Уругвайский раунд стран — участниц ГАТТ) об упразднении квотирования к 2005 г. В России, согласно Закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт и импорт должны осуществляться без количественных ограничений. Вместе с тем статья 18 этого Закона разрешает использовать количественные ограничения импорта в исключительных случаях в качестве защитных мер. Следует отметить, что российский экспорт является объектом интенсивного применения защитных мер (в виде количественных квот) со стороны развитых стран. 7. Монополистические меры — меры по предоставлению права импорта определенной группе хозяйствующих субъектов. Примером таких мер может служить государственная монополия на импорт определенных товаров. 8. Технические меры — это нетарифные ограничения, основанные на контроле качества, безопасности, других характеристик товаров. Такие меры включают: 1) техническое регулирование. Предусматривает установление норм, регламентирующих технические требования к продукту. К такого рода мерам относятся санитарное регулирование, цель которого — защитить жизнь и здоровье людей и животных; регулирование, направленное на защиту растений, окружающей среды, обеспечение национальной безопасности, а также на предотвращение обмана. Техническое регулирование находит свое выражение в издании соответствующих инструкций, технических требований и т.д.; 2) предотгрузочную инспекцию — принудительный контроль качества, количества и цены товаров до их отгрузки из страны-экспортера. Такая инспекция осуществляется фирмой-инспектором по поручению страны-импортера. Ценовой контроль направлен на то, чтобы избежать занижения или завышения пены в целях перевода иностранной валюты за рубеж или уклонения от уплаты пошлин. В современной внешнеэкономической политике постоянно взаимодействуют две тенденции: протекционизм и либерализм. Протекционизм — политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (иногда направлена на захват внешних рынков). Либерализм - политика государства, направленная на снижение всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. 2. Характеристика налоговых платежей декларанта и расчет цен на импортные товары. Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат декларированию лицом, перемещающим товар, или таможенным брокером. При этом декларантом может быть только российское лицо. Декларантом может быть лицо, перемещающее товары через таможенную границу РФ, либо таможенный брокер (посредник). Декларирование заключается в предоставлении декларации (заявления) таможенному органу. Таможенная декларация является основанием для пропуска через границу. Она содержит необходимую информацию о перемещаемом через границу грузе. Это касается не только экспортируемых и импортируемых товаров, но также пассажирского багажа, ценностей, валюты. 1. Определение таможенной стоимости. Процесс формирования цен на импортные товары отличается большой сложностью. Исходным условием формирования цены на импортные товары является переведенная в рубли, контрактная или мировая цена, которая при пересечении товаром таможенной границы РФ получает наименование «таможенная стоимость». Таможенная стоимость товаров определяется декларантом самостоятельно. Заявленная декларантом таможенная стоимость должна основываться на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации. Для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, применяется один из следующих методов: • По цене сделки с ввозимыми товарами; • По цене сделки с идентичными товарами; • По цене сделки с однородными товарами; • Оценка на основе вычитания стоимости; • Оценка на основе сложения стоимости; • Резервный метод. Таможенная стоимость товара используется для определения таможенной пошлины и других таможенных платежей.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |