Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Предпосылки становления теории управления


Тема 2. Эволюция управленческой мысли.

План

1. Предпосылки становления теории управления.

2. Классический период развития концепций управления.

3. Основные этапы и направления управленческой мысли в XX в.

4. Вклад российских ученых в развитие теории управления.

5. Особенности и направления развития теории управления на современном этапе.

 

История управления как социальной практики насчитывает уже несколько тысячелетий. Она начинается с первобытного общества. В ходе социогенеза человек постепенно превращается в «общественное животное», т. е. он все больше и больше подчиняется не личным, а общественным интересам.

Управление как вид профессиональной деятельности выделился примерно в 9–7 тыс. до н. э. В это время происходит зарождение письменности, появление в Азии первых рабовладельческих государств, а вместе с тем и формирование бюрократических структур, необходимых для их обеспечения. Обнаружены документы шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, из которых видно, что древние менеджеры прекрасно понимали важность таких элементов административного управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль.

Важным документом был Кодекс царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н. э.= около 4 тыс. лет назад), содержащий свод законов управления государством для регулирования всего разнообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. В 1901 г. при археологических раскопках г. Сузы было найдено множество глиняных дощечек, на которых был записан кодекс Хаммурапи. Кодекс четко устанавливал ответственность за порученную работу, определял уровень минимальной заработной платы и необходимость документальной отчетности.

Около 4000 лет назад был написан трактат о методах и стиле управления коллективом – «Поучение Птаххотепа», который и сейчас может служить настольной книгой современного менеджера. Великий знаток искусства управления Птаххотеп (визирь при фараоне Джедкаре, 24 в. до н. э.) советует своему сыну: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса».

Феномен управления описан во множестве других исторических документов. В древнеиндийских трактатах управление означает искусство наказания или владения палкой. На санскрите «искусство управления» называется «данданити», что буквально переводится как «руководство по владению палкой» (на санскрите палка – данда). Таким образом, управление связывалось с насильственным воздействием на людей.



В работах древних китайцев «искусство управления» – это умение наводить порядок в стране, назначать чиновников для выполнения определенных обязанностей, требовать исполнения, властвовать над жизнью людей, определять способности чиновников.

Предначалом научного изучения управления следует, по-видимому, считать сочинения древнегреческих философов. Неоценим вклад великого афинского философа Сократа, жившего за 400 лет до нашей эры, и размышлявшего над искусством управления социумом. Другой мыслитель-историк, также гражданин Афин и практически современник Сократа Ксенофонт утвердил управление людьми как особый вид искусства.

Достойный ученик великого Сократа Платон (V–IV вв. до н. э.) ввел понятие специализации. В своем сочинении «Государство» он отмечал, что управление – это не просто искусство, но деятельность, которая во многом может и должна быть упорядочена. Он давал правила, советы для управления человеческими коллективами.

Цитата. Платон. Государство. Значит, для всего, что мы сейчас рассматриваем, по-видимому есть единое знание: назовут ли его искусством царствовать, государственным искусством или искусством домоуправления – нам нет никакой разницы. [...] Ведь и любой зодчий не сам работает, а только управляет работающими. [...] И вносит он в это знание, а не ручной труд. [...] Поэтому справедливо было бы сказать, что он причастен познавательному искусству. [...]

Царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей. Ткань эта обвивает всех остальных людей в государстве - свободных и рабов, держит их в своих узах и правит и распоряжается государством, никогда не упуская из виду ничего, что может сделать его, насколько это подобает, счастливым.

Сила судей – не царственная, сила эта – хранительница законов и служанка царской силы.

Вслед за Платоном, его ученик Аристотель считал, что с помощью разумного управления государство может обеспечить благополучие людей. В качестве основных функций управления он рассматривал законодательную, исполнительную и судебную.

Цитата. Аристотель. Политика. [3] Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Первое благодаря своим умственным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является существом подвластным и рабствующим.

[9] …государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря «без роду, без племени, вне законов, без очага»; такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске.

Таким образом, в работах древнегреческих философов управление связывается с законодательной или административной деятельностью. Так, Аристотель отдает предпочтение управлению с помощью законов, Платон – правлению на основе решений правителя. В 325 г. до нашей эры Александр Македонский создал орган коллегиального планирования и управления войсками – штаб.

В те же годы, когда жил Сократ, персидский царь Кир изучал причины, побуждающие людей к труду, т. е. проблемы мотивации.

Научное, прежде всего философское и политэкономическое, осмысление управления было продолжено в 17 веке. По-видимому, это было связано с необходимостью преодоления накопленных к тому времени противоречий капиталистического, буржуазного общества.

Первая проблема, подлежавшая рассмотрению – что движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббс в 1651г. и его соотечественник Джеймс Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Еще один английский философ Иеремия Бентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» отстаивал ту точку зрения, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение.

Вторая проблема была связана с государственным управлением. Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит великому английскому экономисту Адаму Смиту (1723–1790), который сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) и других работах Смит сформулировал принцип «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей.

«Великий шотландец» А. Смит заложил начала научно обоснованной экономики и системы управления. Поддержал и развил идеи Смита английский экономист Давид Рикардо. Смелая идея А. Смита о способности рыночной системы к саморегуляции позволила ему сделать обоснованный вывод о разумности минимального воздействия государства на экономику (это положение было широко использовано одним из творцов «немецкого экономического чуда» XX в. Людвигом Эрхардом).

Примечание. Противоположную точку зрения по отношению к теории А. Смита о саморегулировании рынка выдвинул в XX в. крупный английский экономист Джон Кейнс (1883–1946), основоположник теории государственного регулирования экономики, автора капитального труда «Общая теория занятости, процента и денег». Его теория, созданная в результате анализа мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., получившая название кейнсианство, отрицала способность рынка к саморегуляции. Основа кейнсианства – разработка административно-управленческих мероприятий по преодолению стихийных рыночных процессов, борьбе с кризисами, стимулированию общей покупательской способности и эффективности спроса, полной занятости населения, преодолению безработицы путем организации общественных работ, поиску методов увеличения инвестиций, регулированию банковских процентов, т .е. проблемам, весьма актуальным для современного общества.

Другая составляющая его экономической концепции о главенстве индивидуальных интересов над коллективными категорически отвергалась советской идеологией.

Цитата. А. Смит утверждал, что «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах и об их выгодах».

Именно Смит впервые ввел понятие классов общества: наемных рабочих, капи­талистов и земельных собственников. Современные экономисты вновь изучают основной труд А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов», когда обращаются к теории рынка. Важность разделения труда, о котором говорится в трех первых главах знаменитой книги, подтверждается, как ни странно, анализом процесса производства такого сложного изделия, как... булавка. А. Смит создал также концепцию контроля и расчета оплаты труда.

Специалисты в области маркетинга находят подтверждение своей стратегии экспорта-импорта товаров в трудах Д. Рикардо (1772–1823), предложившего и научно обосновавшего концепцию сравнительных затрат. Прибыль от международных торговых связей, по мнению Риккардо, формируется на разнице между мировыми и внутренними ценами, и следует экспортировать то, что производится в стране с меньшими издержками, и покупать за рубежом те товары, которые стоят в стране дороже (принцип, известный всем купцам всех времен).

Исследования проблемы мотивации продолжил в нач. XIX в. другой английский экономист Джон Миль. Вопросами управления обществом занимались также Дидро, Руссо, Локк.

Ситуация, порожденная промышленной революцией конца ХVIII – начала XIX столетия привела к тому, что в управление стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные скорости работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда. В ряду исследователей практиков можно назвать англичанина Ричарда Аркрайта (изобретатель прядильной машины), английского ученого Роберта Оуэна (с его широкомасштабным социальным экспериментом в области управления в 1800–1828 гг. на текстильных фабриках в Шотландии).

Профессор Венского университета Л. фон Штейн (1815–1890) создал колоссальный труд в восьми томах «Учение об административном управлении», но и это солидное исследование не нашло практического применения ни в государственном управлении, ни в сфере промышленного производства, хотя важность роли новых управленческих технологий была очевидна.

Однако все эти замечательные сочинения знаменуют предысторию научной управленческой мысли. Управление стало превращаться в науку только в конце ХIХ в. До этого управленческая практика была основана на интуиции и личном опыте. Практика управления все время нуждалась (и нуждается сейчас) в адекватной ей науке, без которой она «слепа»: наука должна ей показывать дорогу и помогать идти по ней.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование инвестиционного портфеля | Основные этапы и направления управленческой мысли в XX в

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.