КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменение цены и объема спроса
Графически зависимость величины спроса на определенный товар от уровня цены можно изобразить также кривой спроса (рис. 6.1.1). Что же собой представляет цена спроса? Цена спроса – это предельно высокая цена, по которой покупатель еще согласен купить товар.
Рис. 6.1.1. Зависимость спроса от цены (закон спроса).
Обратную зависимость величины спроса от цены можно объяснить действием закона убывающей предельной полезности. Сущность его состоит в том, что каждая последующая единица блага приносит все меньше удовольствия потребителю, и поэтому он согласиться купить ее только по более низкой цене. Помимо величины спроса есть понятие самого спроса. Изменение величины спроса зависит лишь от изменения цены на данный товар. Если же цена на данный товар остается неизменной, а на спрос влияют иные неценовые факторы, то происходит изменение самого спроса.
Рис. 6.1.2. Изменение спроса под влиянием неценовых факторов. Изменение самого спроса зависит от многих факторов: дохода, роста или снижения цены на другие товары, вкусов потребителя, уровня налогов, сбережений, процентных ставок, потребительских ожиданий относительно возможного изменения цен или доходов в будущем и др. Главными факторами изменения самого спроса выступают: · изменение предпочтений потребителя (мода, здоровье и т.д.); · число покупателей (их увеличение приводит к росту самого спроса, а уменьшение – к падению); · изменение величины дохода покупателей. При этом если изменение величины спроса на конкретный товар под воздействием изменения цены на него отражается на графике движением по кривой спроса, то при изменении самого спроса под воздействием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса (рис. 6.1.2). Причем при возрастающих их значениях кривая спроса сдвигается вправо, а при снижающихся – влево. Когда сам спрос снижается, на графике кривая спроса смещается влево–вниз (из положения D1 в положение D2), причем не обязательно параллельно первоначальному положению. Снижение спроса означает, что за ту же цену (например, Р3) потребитель покупает меньшее количество товара – не Q2, a Q1 (сдвиг кривой влево), или за то же количество товара (например, Q2) он готов заплатить меньшую цену – не Р3, а Р1 (сдвиг кривой вниз). Когда спрос возрастает, графически это иллюстрируется смещением кривой вправо–вверх (из положения D1 в положение D3 ). Увеличение платежеспособного спроса отражает готовность потребителя платить большую цену (например, Р4, а не Р2) за прежнее количество товара Q3 (сдвиг кривой вверх) или желание и способность купить большее количество товара (Q4, а не Q3) за цену Р2 (сдвиг кривой вправо). Из повседневной практики известно, что многие товары либо взаимосвязаны и могут потребляться только совместно (комплементарные товары: магнитофон и кассета, автомобиль и бензин), либо взаимозаменяемые (субституты: чай и кофе, масло и маргарин). Все товары оцениваются потребителем исходя из степени полезности, которую они приносят потребителю в результате их использования. Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется предельной полезностью данного блага. Под предельной полезностью следует понимать величину дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях). Чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная (дополнительная) полезность от него. А это значит, предельная полезность носит убывающий характер. То есть ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. Полезность – понятие субъективное. Измерение предельной полезности в экономической теории принято условно измерять ютилями, поскольку для каждого человека полезность сугубо индивидуальна. Оценка полезности от потребления отдельно взятого товара, определяемая его количеством, получила название кардиналистского подхода. Оценка полезности от потребления не отдельно взятого товара, а целого набора потребляемых товаров с точки зрения порядка предпочтения их различных наборов получила название ординалистского подхода. Функциональная зависимость в законе спроса, проявляющаяся при осуществлении потребителем выбора наиболее оптимального набора товаров, получила название в одном случае эффекта дохода, а во втором эффекта замещения. Эффект дохода состоит в том, что при более низкой цене человек может купить большее количество товара, не отказываясь от покупки других товаров в прежних количествах. Эффект замещения заключается в том, что при более низкой цене на товар люди покупают больше данного товара, замещая им другие товары (которые становятся относительно дороже), и наоборот. Теория предельной полезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товара в отдельных ситуациях потребитель может оказываться в выигрыше. В теории это получило название излишка потребителя.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |