Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3.Транспортная правоспособность




Выступая в качестве юридических лиц транспортные предприятия обладают гражданской правоспособностью, под которой понимается их способность иметь гражданские права и нести ответственность. Транспортные предприятия и организации, как юридические лица осуществляют правоспособность, приобретая своими действиями конкретные права и неся конкретные обязанности.

Правоспособность транспортного предприятия или организации, как и любого другого юридического лица, является специальной. Это означает, что они могут приобретать права и нести обязанности только в соответствии с установленными целями своей деятельности.

Транспортная правоспособность у предприятия или организации возникает с момента утверждения его устава. Если устав подлежит регистрации, транспортная правоспособность возникает в момент регистрации.

Транспортная правоспособность как правоспособность транспортного предприятия имеет свое содержание- совокупность прав и обязанностей, которые может иметь предприятие.

Права и обязанности транспортных предприятий определяются в Законе Украины «О транспорте» от 10.11.94 г. В соответствии со ст. 12 предприятия транспорта обязаны обеспечивать:

1. Потребности граждан, предприятий и организаций в перевозках;

2. Обслуживание пассажиров во время продолжительных перевозок доброкачественной питьевой водой, питанием, возможность удовлетворения иных биологических потребностей;

3. Качественную и своевременную перевозку пассажиров и грузов;

4. Выполнение государственных заданий (контрактов) по обеспечению нужд обороны и безопасности Украины;

5. Безопасность перевозок;

6. Безопасные условия перевозок;

7. Предупреждение аварий и несчастных случаев, устранение причин производственного травматизма;

8. Охрану окружающей природной среды от вредного воздействия транспорта;

9. Права на льготы граждан при пользовании транспортом.

Предприятия транспорта имеют право:

1. Определять срок и график перевозок;

2. Назначать регулярные и дополнительные рейсы и маршруты перевозок;

3. Предлагать уровень комфорта по выбору самих пассажиров;

4. Требовать от пассажиров, отправителей и получателей грузов исполнения требований данного Закона кодексов (уставов) отдельных видов транспорта и иных нормативных актов Украины, регулирующих деятельность транспорта.

Следует отметить, что содержание транспортной правоспособности по отраслям транспорта дополняют и конкретизируют отраслевые законы и кодексы (уставы). Однако исчерпывающего перечня прав и обязанностей не содержат ни транспортные законы и кодексы, ни иные нормативные акты. В содержание транспортной правоспособности входит возможность приобретения и таких прав, которые, хотя и не предусмотрены законом, но могут возникнуть в силу общих начат и смысла гражданского и транспортного законодательства.

Объект транспортной правоспособности- то, в связи с чем осуществляют свою деятельность предприятия транспорта. Это транспортные услуги.

Субъекты транспортной правоспособности- железные дороги, пароходства, порты, автомобильные, авиационные, дорожные предприятия и организации.

 

Тема 3. Договор перевозки его понятие и структура

Вопрос 1. Понятие договора перевозки

Понятие и основные черты договора перевозки закреплены в Главе 64 Гражданского кодекса Украины.

Перевозка груза, пассажиров, багажа, почты осуществляется по договору перевозки.

Общие условия перевозки определяются Гражданским кодексом Украины, другими законами, транспортными кодексами (уставами), иными нормативно-правовыми актами и издаваемые в соответствии сними правилами.

Условиями перевозки груза, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозка устанавливается договором, если иное не установлено Гражданским кодексом Украины другими законами, транспортными кодексами (уставами), иными нормативно-правовыми актами и издаваемые в соответствии сними правилами.

Транспортные договоры бывают основные и вспомогательные.

Основные договоры: перевозка груза, пассажиров, багажа, почты осуществляется по договору перевозки и договор буксировки.

Вспомогательные договоры: договор на организацию перевозки, экспедиции, на организацию и эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов и другие.

По договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Как правило, договору перевозки грузов предшествует заключение договора на организацию перевозки.

В морских перевозках он называется долгосрочным договором, в речных – навигационным, в перевозках автомобильным транспортом – годичным и т.д. Этот договор является консенсуальным и считается заключенным с момента достижения соглашения сторон по всем существенным условиям договора.

Договор перевозки груза является двусторонне-обязывающим, возмездным и реальным, он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.

Договор перевозки заключается в простой письменной форме. Простой письменной формой договора перевозки является транспортная накладная (железнодорожная накладная; грузовая накладная; товарно-транспортная накладная; коносамент, а также чартер). В транспортной накладной указывается все сведения о перевозимом грузе, включая его наименование, количество, отправителя, получателя, расстояние перевозки, срок перевозки, стоимость груза и др.

Транспортная накладная на всех видах транспорта удостоверяет прием груза к перевозке, сопровождает груз на всем пути следования и выдается получателю перевозчиком вместе с грузом. В дальнейшем при возникновении споров о необходимости (сохранности) груза в пути следования и других споров предъявление транспортной накладной в хозяйственный суд является обязательным.

Если речь идет о перевозках грузов, осуществляемых государственными транспортными организациями, то заключению договора перевозки предшествует плановое задание или план, который конкретизируется декадными месячными заданиями, графиками и другими документами.

По договору перевозки пассажира – перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдаче пассажиром багажа – также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

Вопрос 2. Стороны в договоре перевозки

Сторонами в договоре перевозки являются:

Перевозчик – транспортная организация – юридическое лицо, для которой деятельность по перевозке грузов является реализацией специальной правоспособности.

Если в процессе перевозки участвуют несколько транспортных организаций одного или нескольких видов транспорта, то в заключении договора участвует только одна транспортная организация, которая и является стороной в договоре перевозки.

Что касается других транспортных организаций, участвующих в перевозке, то они свои обязанности выполняют в силу действующих транспортных правил (правил перевозки).

Отправитель груза – любое юридическое или физическое лицо с надлежащей право – и дееспособностью.

Получатель груза – не является стороной по договору перевозки, за исключением того случая, когда отправитель груза и его получатель одно и тоже лицо.

Получатель груза приобретает права и несет обязанности по договору перевозки грузов в силу действующих правил перевозки (специального транспортного законодательства) и в силу действия ранее заключенных договоров в силу действия ранее заключенных договоров между отправителем груза и получателем, это может быть договор поставки, купли-продажи, мены и т.д.

Вопрос 3. Предмет и объект договора перевозки

Предмет договора перевозки – транспортные услуги. Особенность этих услуг в том, что они оказываются не в вещественной форме, а в форме деятельности.

Объект договора перевозки – это различные вещи, имеющие определенную стоимость (строительные материалы, продовольственные товары, промышленные товары, люди и т.д.).

Существенные условия перевозки грузов:

1. наименование груза, его масса, вес, количество мест, тара, упаковка, особые свойства груза, стоимость;

2. условия перевозки: скорость, расстояние, пункт назначения, срок доставки, провозная плата. Срок доставки груза определяется либо по согласованию сторон, либо в соответствии с транспортными уставами (кодексами), правилами перевозки грузов на том или ином виде транспорта.

Перевозная плата устанавливается либо по согласованию сторон, либо в соответствии с установленными тарифами, действующими на каждом виде транспорта.

 

Вопрос 4. Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов

Отправитель обязан:

- предоставить груз к отправке в надлежащей таре, упаковке и состоянии;

- передать перевозчику вместе с грузом необходимые транспортные документы, задать в случае необходимости необходимый температурный режим (речь идет о перевозке скоропортящихся грузов) и т.д.;

- оплатить перевозку и другие услуги перевозчика.

Грузоотправитель имеет право переадресовать груз в пути следования или в пункте назначения доставки груза, но до выдачи его указанному в транспортном документе получателю.

Перевозчик груза обязан:

- предоставить для перевозки транспортное средство исправное и качественное в коммерческом и техническом состоянии;

- обеспечить сохранность груза в процессе транспортировки (соблюдать правила перевозки для конкретного вида транспорта, в необходимых случаях пломбировать транспортные средства, следить за соблюдением температурного режима и другое);

- своевременно доставить груз получателю. Здесь срок давности груза получателю условно можно разделить на три срока: срок загрузки транспортного средства, срок непосредственного нахождения груза в пути следования и срок выдачи груза получателю;

- выдать груз грузополучателю, а в случае неполучения груза получателем обеспечить его сохранность с соответственным уведомлением грузоотправителя;

- если груз прибыл в неисправном транспортном средстве, с нарушенными пломбами отправителя, с изменившимся температурным режимом, то перевозчик обязан до выдачи груза получателю, проверить его массу, вес, количество и состояние и зафиксировать в транспортных документах.

Кроме того, у перевозчика могут быть и другие обязанности, предусмотренные транспортными уставами (кодексами), действующими правилами перевозки на различных видах транспорта.

Вопрос 5. Классификация договоров перевозки по видам

1.) В зависимости от видов участвующих в перевозках транспортных организаций – железнодорожные, автомобильные, а также перевозки, осуществляемые морским, речным и воздушным транспортом.

2.) В зависимости от видов от видов транспорта и количества транспортных организаций перевозки можно разделить на:

- местные – которые осуществляются одним видом транспорта;

- прямые – которые осуществляются несколькими транспортными организациями одного вида транспорта;

- смешанные – которые осуществляются несколькими транспортными организациями различных видов транспорта по единому транспортному документу (железнодорожной накладной, коносаменту, и др.).

В зависимости от направления морских перевозок различают каботажные морские перевозки, т.е. выполняемые между портами одного государства и перевозки в заграничном сообщении.

Необходимо различать понятия: “транспортировка груза”, “перевозка груза”. При перевозки груза, груз перемещается вместе с транспортным средством, “транспортировка груза” более широкое понятие, которое включает в себя как перевозку груза, так и перемещение его любым иным путем, например, перекачка нефти, сплав леса и др.

Тема 4. Правовая характеристика трубопроводного транспорта

Вопрос 1. Система трубопроводного транспорта

 

Систему трубопроводного транспорта Украины составляют:

-магистральный трубопроводный транспорт;

-промышленный трубопроводный транспорт.

Магистральный трубопровод – это технологический комплекс, который функционирует как единая система и в который входит отдельный трубопровод со всеми объектами и сооружениями, связанными с ним единым технологическим процессом, или несколько трубопроводов, которыми осуществляются транзитные, межгосударственные, межрегиональные поставки продуктов транспортировки потребителям, или другие трубопроводы, спроектированные и построенные согласно государственным строительным требованиям относительно магистральных трубопроводов.

Промышленные трубопроводы – все другие немагистрагистральные трубопроводы в пределах производств, а также нефтебазовые, внутрипромышленные нефте-, газо- и продуктопроводы, городские газопроводные,, водопроводные, теплопроводные, канализационные сети, распределительные трубопроводы водоснабжения, мелиоративные системы и т. п.

Вопрос 2. Законодательство о трубопроводном транспорте и его цель. Сфера действия Закона О трубопроводном транспорте.

Отношения в области трубопроводного транспорта регулируются Законом Укр. “О транспорте”, Закон Укр. “О трубопроводном транспорте” и иными актами законодательства Украины.

Отношения предприятий трубопроводного транспорта в Украине, владельцами которых являются другие государства, регулируются Законом Укр. “О трубопроводном транспорте” в части не противоречащей межгосударственным договором Украины.

Нормативные акты, определяющие правила проектирования, строительства, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов трубопроводного транспорта, организацию безопасности и охраны труда при их строительстве и эксплуатации, пожарной экологической безопасности и санитарные нормы, являются обязательными для предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Целью законодательства о трубопроводном транспорте является регулирование отношений на всех этапах создания и функционирования (проектирование, строительство, эксплуатация, капитальный ремонт, реконструкция и т.п.) трубопроводного транспорта, установление гарантий безопасности жизни и здоровья населения, обеспечение охраны окружающей природной среды и национального богатства Украины от возможного отрицательного воздействия при эксплуатации объектов этого вида транспорта.

Действие Закона Укр. “О трубопроводном транспорте” распространяется на отношения в области трубопроводного транспорта, предназначенного для транспортировки углеводов, химических продуктов, воды и иных продуктов и веществ и мест их нахождения, добычи (промыслов), изготовления или хранения к местам их переработки либо потребления, перегрузки и дальнейшей транспортировки.

Особенности применения Закона Укр. “О трубопроводном транспорте” в части функционирования промышленного трубопроводного транспорта определяются Кабинетом Министров Украины.

 

Вопрос 3. Субъекты правового регулирования отношений в области трубопроводного транспорта

Субъектами правового регулирования отношений в области трубопроводного транспорта являются юридические и физические лица, деятельность которых непосредственно касается:

- обороны государства;

- научно-исследовательских, поисковых, проектно-конструкторских, экспертных, и иных инженерных работ и услуг в этой отрасли;

- строительных, строительно-монтажных, специализированных монтажных, экспертных и иных инженерных работ и услуг в этой отрасли;

- эксплуатации трубопроводов;

- обеспечение защиты персонала и населения, а также окружающей природной среды при строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте и реконструкции объектов трубопроводного транспорта;

- обеспечения безопасности на трубопроводном транспорте;

- внешнеэкономических отношений в сфере трубопроводного транспорта;

- государственного надзора и контроля за строительством и эксплуатацией объектов трубопроводного транспорта.

 

Вопрос 4. Трубопроводный транспорт как объект собственности

Магистральный трубопроводный транспорт имеет важное народнохозяйственное и оборонное значение и является государственной собственностью Украины.

Приватизация, а также изменение собственности государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта запрещается.

Изменение форм собственности промышленного трубопроводного транспорта осуществляется согласно действующему законодательству.

 

Тема 5. Правовая характеристика законодательства Украины о автомобильном транспорте

Вопрос 1. Автомобильный транспорт, его понятие.

Главной особенностью автотранспорта является его возможность осуществлять доставку грузов от склада отправителя до склада грузополучателя.

Автотранспорт входит в единую транспортную систему Украины.

Основные функции автотранспорта:

- обеспечение нормального функционирования производства и обороту продукции промышленности и сельского хозяйства;

- обеспечение потребностей строительства;

- обеспечение потребностей населения в автомобильных перевозках;

- обеспечение оборонных потребностей государства.

Осуществляя перевозки и осуществляя иные, связанные с перевозками виды транспортной деятельности, автотранспортные предприятия обязаны:

А.) полностью обеспечить потребности населения и народного хозяйства в перевозках;

Б.) исполнять планы перевозок грузов и пассажиров;

В.) обеспечить сохранность грузов, при перевозки;

Г.) обеспечить высокую культуру обслуживания пассажиров и заказчиков перевозок;

Д.) своевременно доставить груз в место назначение;

Е.)вести свою деятельность эффективно и экономично.

Автомобильный транспорт – это совокупность транспортных средств, с помощью которого осуществляются перевозки пассажиров и грузов автомобильными дорогами, а также выполнение специальных производственных функций.

Вопрос 2. Структурная система и виды автомобильного транспорта

В состав автомобильного транспорта входят:

1) автомобильный транспорт общего пользования как подотрасль отрасли транспортного права, призванный обеспечивать потребности населения и общественного производства в автомобильных перевозках. К составу участников относятся автостанции, автовокзалы, грузовые терминалы (автопорты), грузовые автомобильные станции и контейнерные пункты;

2) автомобили субъектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций, которые используют только для собственных нужд;

3) автомобильные транспортные средства физических лиц, которые используются только для собственных нужд.

Исходя из вышесказанного, систему транспорта в Украине составляют: 1) транспорт общего пользования; 2) ведомственный транспорт; 3) индивидуальный транспорт.

В Украине к транспорту общего пользования относятся автотранспортные предприятия и организации, которые находятся в собственности Государственного департамента автомобильного транспорта Украины. Отличительной чертой транспорта общего пользования является то, что он обеспечивает потребности в перевозки грузов предприятий различных форм собственности независимо от ведомственной принадлежности, а также в пассажирских перевозках населения, также перемещения багажа и грузов населения.

К ведомственному транспорту относят предприятия автомобильного транспорта министерств и ведомств Украины, органов исполнительной власти и общественных организаций.

Индивидуальный транспорт – это автомобильные транспортные средства физических лиц (граждан), которые используются ими для собственных нужд.

В зависимости от заданий, которые выполняет автомобильный транспорт, он бывает грузовой, пассажирский и легковой.

Грузовой автомобильный транспорт осуществляет перевозки грузов и грузобагажа.

Пассажирский автомобильный транспорт предназначенный для перевозки пассажиров на городских, пригородных и междугородних маршрутах и международном сообщении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.