КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине
Регулируется приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363 «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине» определяют права, обязанности и ответственность собственников автомобильного транспорта — Перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей — Заказчиков. Эти правила не регламентируют перевозку опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов, почты и перевозку грузов в международном сообщении, поскольку такие перевозки имеют свои особенности, касающиеся выполнения комплекса требований при погрузочно-разгрузочых работах, собственно процесса перевозки и его документального оформления, а также согласования таких правил с соответствующими компетентными органами. Грузы, которые предъявляются для перевозки, классифицируются по следующим признакам: вид продукции разных производителей, физическое состояние, наличие тары, способ погрузки и разгрузки, специфические особенности, масса и габариты. По видам продукции грузы делятся на: —продукцию сельского хозяйства; —продукцию лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; —руды металлические; —продукцию топливно-энергетической промышленности; —минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия; —продукцию металлургической промышленности; —продукцию химической промышленности; —продукцию пищевой, мясо-молочной и рыбной промышленности; —продукцию машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности; —другие грузы. По физическому состоянию грузы могут быть твердыми, жидкими и газообразными. По наличию тары грузы подразделяются на те, для которых тара нужна и для которых она не нужна. По способу погрузки и разгрузки грузы бывают; штучными, сыпучими, навалочными и наливными. Такие грузы, как скоропортящиеся, опасные антисанитарные и живые — имеют свои специфические свойства. В зависимости от массы, габаритов одного погрузочного места и специфики грузы подразделяются на такие перевозка которых осуществляется: по настоящим по специальным правилам (тяжеловесные, крупногабаритные, опасные). Правила заключения договоров. Договоры о пере возке грузов авто мобильным транспортом заключаются между физическими и юридическими лицами, которые осуществляют автомобильные перевозки грузов на коммерческой основе (далее — Перевозчики), и грузоотправителями или грузополучателями (далее — Заказчики). Договор о перевозке грузов может заключаться Перевозчиком с посредническим предприятием, которое пользуется правами н несет обязанности и ответственность, предусмотренные для грузоотправителей и грузополучателей. Инициативу об установлении договорных отношений для перевозки грузов автомобильным транспортом может проявит как Перевозчик, так и грузоотправитель (грузополучатель) — будущий Заказчик. После того, как Перевозчик и Заказчик согласовали условия перевозок и расчеты, утвержденный подписью и печатью Перевозчика проект Договора с необходимыми к нему приложениями в двух экземплярах Перевозчик обязан направить Заказчику не позднее чем через три дня после его согласования. В Договоре устанавливаются: срок его действия, объемы перевозок, условия перевозок (режим работы по выдаче и приему груза, обеспечение сохранности груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и др.). стоимость перевозок и порядок расчетов, порядок определения рациональных маршрутов, обязанности сторон, ответственность и др. Заказчик не позднее чем через 10 дней после получения от Перевозчика проекта Договора подписывает его и приложения к нему, утверждает их печатями и один экземпляр возвращает Перевозчику. Если у Заказчика имеются разногласия по Договору, он обязан сформулировать свои предложения в протоколе разногласий и направить их Перевозчику вместе с Договором в 10-дневный срок. Перевозчик обязан рассмотреть протокол разногласий Заказчика, а в случае необходимости — совместно с ним, включить в Договор все принятые предложения. В соответствии с Договором Перевозчик и Заказчик в пределах квартального плана за 10 дней до начала каждого месяца определяют месячные планы с декадными плановыми заданными на перевозку грузов. На перевозку грузов автомобильным транспортом Заказчик представляет Перевозчику при наличии Договора заявку в соответствии с установленной формой. В случае массовых перевозок грузов, особенно строительных, на места строительств, а также сельскохозяйственных грузов для их переработки или в места долгосрочного хранения. Заказчик должен к заявке приложить также согласованный с Перевозчиком график выполнения перевозок с указанием суточного или среднесуточного объема перевозок, а также начала и конца работы смен. Заявка представляется Перевозчику в срок, определенный Договором. По согласованию с Перевозчиком Заказчик может передать заявку на перевозку грузов телефонограммой, по телетайпу, телеграфу, телексу, по другому фиксированному пути. В этом случае в такой заявке должны быть необходимые сведения, которые характеризуют наименование и количество груза, адреса погрузки и разгрузки, расстояния перевозки и род упаковки. Перевозчики могут перевозить грузы по разовому договору.
Тема 6. Правовая характеристика законодательства Украины о железнодорожном транспорте Вопрос 1. Железнодорожный транспорт, его понятие. Железнодорожный транспорт – это производственно-технологический комплекс организаций и предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, предназначенный для потребностей общественного производства и населения государства в перевозках внутригосударственного и международного сообщения и предоставление иных услуг всем потребителям не зависимо от форм властности и видов деятельности. Кроме железнодорожного транспорта общего пользования необходимо отметить и такую категорию как, промышленный железнодорожный транспорт, под которыми подразумевается транспортно-технологический комплекс, который обеспечивает систему перемещения грузов в процессе производства и взаимоотношения с железнодорожным транспортом общего пользования и не относится к нему. Железная дорога – это уставное территориально-отраслевое объединение, в состав которого входят предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта и которое, при централизованном управлении, осуществляет перевозки пассажиров и грузов в определенном регионе транспортной сети.
Вопрос 2. Структурная система и виды железнодорожного транспорта Транспорт общего пользования и промышленный железнодорожный транспорт составляют систему железнодорожного транспорта. В структуру железнодорожного транспорта входят предприятия железнодорожного транспорта, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов, передвижных складов железнодорожного транспорта, железнодорожные пути сообщения, а также промышленные, торговые предприятия, учебные заведения, детские сады, учреждения охраны здоровья, предприятия промышленного железнодорожного транспорта и иные предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые обеспечивают его деятельность и развитие. В зависимости от выполняемых заданий железнодорожный транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский. Грузовой железнодорожный транспорт осуществляет перевозки грузов и грузобагажа. Пассажирский железнодорожный транспорт осуществляет перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты, а также осуществляет иные специальные перевозки. В зависимости от расстояния перевозок, скорости пассажирского транспорта бывают пригородные, городского и дальнего сообщения; эксплуатируются дизельные и электропоезда, пассажирские и скорые поезда. Вопрос 3. Законодательство о железнодорожном транспорте Законодательство о железнодорожном транспорте состоит из Закона Укр. “О транспорте”, из Закона Укр. “О железнодорожном транспорте”, Устава железных дорог Украины, утвержденного Кабинетом Министров Украины, и иных актов законодательства Украины. Нормативные документы, определяющие порядок и условия перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта общего пользования, безопасности движения, охраны труда, обеспечения общественного порядка, пересечения железнодорожных путей другими видами транспорта и коммуникациями, пожарной безопасности, санитарные нормы и правила на железнодорожном транспорте Украины, являются обязательным для всех юридических и физических лиц на территории Украины.
Тема 7 Понятие и состав транспортных правонарушений Транспортные правонарушения - это предусмотренные административным и уголовным законодательством общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на установленный законом или иным нормативным актом порядок безопасного функционирования (движения или эксплуатации) механических транспортных средств. Транспортные правонарушения должны содержать все признаки любого правонарушения. Они должны представлять собой общественно опасные, противоправные, виновные, наказуемые деяния в форме действия или бездействия. Объект транспортных правонарушений – это общественные отношения в сфере безопасной работы транспорта или общественная безопасность. Общественная безопасность в качестве объекта рассматриваемых правонарушений означает совокупность отношений, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей природной среды, интересов безаварийной работы транспорта в целом. Последствиями этих правонарушений зачастую бывают крушения, катастрофы, аварии, несчастные случаи с людьми и т.д., в результате чего либо фактически причиняется серьезный вред жизни и здоровью людей, имуществу, окружающей природной среди, либо создается реальная угроза его причинения. Нередко транспортные правонарушения влекут срыв графика движения транспортных средств, задержку в перевозке грузов и пассажиров, дезорганизацию работы транспортных предприятий на более или менее продолжительный срок. Общественная опасность рассматриваемых правонарушений состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью многих людей, с другой - причиняется или может быть причинен значительный материальный ущерб и наряду с этим нарушается безопасное функционирование самого транспорта. Особенностью транспортных правонарушений является то, что вред личности или имуществу причиняется в основном при нарушении правил использования источников повышенной опасности и потерпевшие, как правило, случайные лица. Объективная сторона может выражаться как в активных действиях (например, повреждение путей сообщения и транспортных средств, управление транспортными средствами в состоянии опьянения, угон транспортных средств), так и в бездействии (например, неоказание помощи при столкновении судов или не сообщение названия судна). Деяние в большинстве составов транспортных правонарушений заключается в нарушении правил, обеспечивающих безопасное функционирование транспортных средств. Определенные виды транспортных правонарушений имеют формальные составы, поэтому считаются оконченными в момент совершения предусмотренного в законе действия (бездействия) безотносительно к наступившим последствиям. Отдельные правонарушения в качестве обязательного признака объективной стороны содержат указание на наступление определенных последствий. Характерной особенностью рассматриваемых правонарушений является их связь с транспортными средствами, взаимодействуя с которыми (или находясь в сфере действия которых) человек совершает транспортное правонарушение. С субъективной стороны транспортные правонарушения характеризуются наличием как умышленной, так и неосторожной формы вины. Транспортное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало общественно опасный (противоправный) характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные (вредные) последствия и желало их (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел). Неосторожная форма вины имеет место, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных (вредных) последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самонадеянность) либо не предвидело возможность наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность). Субъектами транспортных правонарушений могут быть лица, которые либо управляли транспортными средствами, либо занимались их эксплуатацией или ремонтом, либо находились в сфере действия транспортных средств и были обязаны соблюдать установленные правила безопасности. Таким образом, субъектами этих правонарушений могут быть не только работники соответствующих видов транспорта, но и иные лица, причем как должностные, так и частные, как граждане Украины, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Административной и уголовной ответственности за транспортные правонарушения могут подлежать только вменяемые, достигшие установленного законом возраста лица. По общему правилу, ими являются лица, достигшие 16-летнего возраста. За умышленное совершение действий, которые могут вызвать крушение поезда, ответственность установлена с 14 лет. Субъектами ряда транспортных преступлений фактически могут быть признаны лица, достигшие 18 лет или более зрелого возраста. Таким образом, анализ особенностей отдельных видов транспортных правонарушений позволяет выявить признаки, присущие им всем: у них единый родовой объект, много общего в признаках объективной и субъективной сторон, все они совершаются в определенной сфере деятельности как результат взаимодействия человека с транспортными средствами. Есть некоторое сходство причин и условий, вызывающих сходные виды транспортных правонарушений. Особенности всех перечисленных признаков учитываются в основном при разграничении смежных составов транспортных правонарушений и в силу этого имеют большое значение для их правильной квалификации. Тема 8.Морской транспорт, его правовая характеристика Вопрос 1. Морское право, как основа морского транспорта Морское право – это система понятий и правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с использованием Мирового океана и морского дна. Предметом морского права являются те отношения, которые возникают между субъектами права и в связи с использованием Мирового океана и морского дна и следовательно эти отношения урегулированы нормами морского права. Кодекс торгового мореплавания определяет, что под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, барража и почты, рыбных и иных морских промыслов, разведки и добычи полезных ископаемых, выполнения буксирных, ледокольных и спасательных операций, прокладки кабеля, а также для иных хозяйственных. Научных и культурных целей. Торговое мореплавание, носит в значительной мере международный характер. Морское право состоит из: 1. Национальное морское право (применительно к Украине, это морское право Украины); 2. Международного морского права; 3. Международного частного права.
Национальное морское право Украины – представляет собой систему понятий и правил социального поведения в области использования Мирового океана и морского дна, установленных и санкционированных государством, а также соблюдение, которых гарантируется государством (т.е. эти нормы обеспечиваются государственным принуждением со стороны уполномоченных на то органов). Предметом правового регулирования Украины являются следующие отношения: 1. Административно-правовые отношения – это отношения власти и подчинения, включая отношения по государственному управлению. В таких отношениях одной из сторон является государство в лице определенного органа, имеющего определенный набор полномочий. (Пример: государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре Украины, которая осуществляется уполномоченным капитаном морского порта). 2. Гражданско-правовые отношения – это имущественные и некоторые неимущественные отношения. Примером этих отношений можно привести любой гражданско-правовой договор, который применяется на морском транспорте: договор перевозки груза, пассажира, буксировки и т.д. 3. Трудовые и иные отношения, возникающие в процессе использования Мирового океана и морского дна. Например: найм членов экипажа. Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что морское право Украины носит комплексный характер, так как, в отличии от других отраслей права (которые имеют однородные группы общественных отношений), имеет смешанные группы общественных отношений, возникновение которых обусловлено специальной определенной деятельностью. Источники морского права Украины. Основным кодифицированным источником морского права Украины является Кодекс торгового мореплавания Украины 1995г., Кодекс состоит из 11 разделов и 37 глав, содержит 393 статьи. Он включает в себя, помимо общих положений касающихся торгового мореплавания и применения данного законодательного акта, норм о правовом положении морского судна, морского порта, регулирует коммерческую деятельность морского судна. А именно: морские перевозки, фрахтование судов, морскую буксировку, морское страхование. Кодекс фиксирует международно-правовые положения, касающиеся ограничения ответственности владельца и чрезвычайных морских происшествий. А также устанавливает общие правила рассмотрения морских споров. Другими законодательными актами являются: 1. Законы Украины: 1.) Закон Украины “О государственной границе Украины” от 4 ноября 1991г.; 2.) Закон Украины “О транспорте” 3.) и др. 2. Подзаконные акты: 1.) Постановление Кабинета Министров Украины 16.05.1992г. “О мерах по повышению безопасности мореходства”; 2.) Положение “О порядке государственной регистрации иностранных судов, эксплуатирующихся на условиях бербоут-чартера субъектами предпринимательской деятельности”, Утвержденное Постановлением, Кабинета Министров Украины от 16 августа 1994г. 3.) и др. Международное частное морское право – представляет собой совокупность правил, определяющих пределы действия национального закона (так называемых коллизионных норм) и правил прямого действия, унифицированных в международных договорах (конвенциях). Нормы международного частного права применяются, если возникает вопрос определения применимости закона к правоотношению, одним из которых является физическое или юридическое лицо (правоотношения по договору морской перевозки, буксировки и т.д.). Особенностью международного частного морского права является наличие иностранного элемента. Иностранный элемент может быть следующих видов: 1. В виде субъекта, обладающего иностранным гражданством. (Пример: одна из сторон в договоре перевозки груза является юридическим лицом другого государства). 2. В виде объекта, находящегося за границей. (Пример: груз является собственностью лица другого государства). 3. В виде юридического факта, происходящего за границей. (Пример: столкновение судов в иностранных водах, причинившее ущерб украинскому судовладельцу). Специфична также норма международного частного права – коллизионная норма и ее структура. Коллизионная норма – это правило, устанавливающее, правило какого государства должно быть применено к соответствующим правоотношениям. Структура такой нормы следующая: 1.Объем – указывает на правоотношение, в котором применяется данное правило поведения; 2.Привязка – указывает на подлежащий применению закон. Некоторые виды привязок: 1.По отношению к праву собственности и иным имущественным правам на морские суда распространяется привязка – закон флага судна; 2.По отношению к договору морской перевозки применяются привязки: договор перевозки груза – если в договоре не предусмотрено иное, то закон места заключения договора, договор перевозки пассажира – закон страны, указанной в билете, если же страна не указана, то закон страны перевозчика; 3.По отношению к договору аренды судна, если в договоре не указано иное, то применяется привязка – место нахождения судовладельца; 4.По договору буксировки, привязка – закон места заключения договора (но если нет соглашения сторон), в открытом море применяется привязка – закон флага буксирующего судна.
Вопрос 2.Субъекты торгового мореплавания Украины Торговое мореплавание могут осуществлять субъекты предпринимательской деятельности, во владении пользовании или распоряжении которых находятся суда, при наличии у них специального разрешения на эту деятельность, выданного в соответствии с действующим законодательством Украины. Правила Кодекса торгового мореплавания распространяется: на морские суда – во время их следования как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам, другими водными путями, если специальным законодательством либо международными договорами Украины не установлено иное; на суда внутреннего плавания – во время их следования морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам, другими водными путями при осуществлении перевозки с заходом, в иностранный морской порт в случаях, предусмотренных статьями КТМУ. Правила КТМУ за исключением предусмотренных в нем случаев, не распространяются на суда, плавающие под военно-морским флагом Украины. К морским военным перевозкам правила КТМУ применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки. К перевозкам в прямом смешанном и прямом водном сообщении, осуществляемым с учетом морского транспорта правила КТМУ применяются в указанных в нем случаях, а также в части, не предусмотренной законодательством, регулирующим такие правила. Вопрос 3. Правовая характеристика морского судна Торговое судно в Кодексе торгового мореплавания Украины означает самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое: 1.) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и плавучих объектов, осуществление гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества; 2.) для несения специальной государственной службы (охраны промыслов, санитарная и карантинная службы, защита моря от загрязнения и т.п.); 3.) для научных, учебных и культурных целей; 4.) для спорта; 5.) для иных целей. В Международной Конвенции “По предотвращению загрязнения с судов” 1973г. указано, что термин “судно” означает эксплуатируемое в морской среде судно любого типа и включая суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, плавучие средства, а также стационарные плавучие платформы. Понятие судна в Международных правилах предупреждение столкновения судов – 1972г.: Слово “Судно” означает все виды плавучих средств, включая не водоизмещающие суда и гидросамолеты, используемые или которые могут быть использованы в качестве средств передвижения на воде. Вопрос 3. Договор перевозки груза и фрахтования В ст. 133 КТМ Укр. Договор морской перевозки грузов определен так: По договору морской перевозки груза перевозчик, или фрахтовщик, обязуется перевезти порученный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному для получения груза лицу (получателю), а отправитель, или фрахтователь, обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт). Фрахтователем и фрахтовщиком являются лица, которые составили между собой договор фрахтования судна (чартера). Существует определенная специфика регулирования договора морской перевозки груза, так как правовые нормы о договоре перевозки подвергнуты международной унификации. Наиболее распространенными такими источниками являются: 1. Конвенция по унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924г.., 2. Конвенция ООН по морской перевозке грузов от 31 марта 1978г. – (Гамбургские правила). Именно по привязке к международным актам договор фрахтования отличается от договора перевозки тем, что нормы о договоре фрахтования находятся вне международно-правового регулирования. Сторонами договора фрахтования (чартера) являются фрахтовщик и фрахтователь. Фрахтовщик – это владелец судна, предоставляющий его на определенных условиях для перевозки грузов, пассажиров, производства различных работ. Фрахтователь – это владелец или покупатель груза, либо их представитель, нанимающий на определенных условиях судно. Сторонами договора перевозки являются перевозчик и отправитель. (Если получатель – иное лицо, а не фрахтователь или отправитель). Получатель не участвует в заключении договора перевозки, но приобретает по этому договору определенные права, в частности, право требовать выдачи ему груза в таком количестве и в таком качестве, которые указаны в коносаменте или заменяющем его документе. Чартер (договор фрахтования) является консенсуальным договором. Права и обязанности сторон возникают с момента его заключения, то есть стороны связаны договорными отношениями с момента подписания договора. Договор перевозки – содержанием наличия из содержанием которого служит коносамент или заменяющий его документ, является реальным договором, то есть права и обязанности сторон по этому договору возникают лишь с момента приема груза к перевозке.
Вопрос 4. Правовые функции коносамента Появление линейного судоходства привело к широкому применению в международной торговле универсального транспортного документа – “коносамент” (и заменяющие его документы – морскую накладную и т.п.), который выполняет ряд правовых функций. Коносамент является универсальным транспортным документом, подтверждающим наличие договора перевозки. Коносамент (либо заменяющий его документ) применяется и при договоре фрахтования (чартера), тогда он выполняет не все свои правовые функции, а только их часть. Закон устанавливает, что коносамент определяет правоотношение между перевозчиком (фрахтовщиком) и получателем груза, условия договора морской перевозки, не изложены в коносаменте, обязательны для получателя, если в коносаменте сделана ссылка на документ, в котором они изложены. Правовые функции коносамента заключаются в следующем: 1. коносамент является доказательством наличия и содержания договора морской перевозки груза; 2. коносамент является доказательством принятия груза перевозчиком (расписка перевозчика); 3. коносамент является товаро-распорядительным документом и ценной бумагой. Передача коносамента приравнивается передаче груза, и законный держатель коносамента, в результате этой передачи становится собственником или владельцем груза (в некоторых случаях, если коносамент предоставляется государственной организацией). Иными словами, пока груз находится в пути (а морская перевозка может занимать относительно большой период времени), его можно продать, заложить и т. п. Таким образом, как материальная ценность, груз не исключается из торгового оборота. Передача коносамента осуществляется путем совершения на нем передаточной надписи – индоссамента. Коносамент является, как правило, односторонним документом, поэтому неправильно называть его договором. Перевозчик обязан выдать его отправителю (фрахтователю) после приема груза к перевозке. Как правило, используются типовые формы коносамента, разработанные перевозчиками и иными участниками морской перевозки. Однако, закон устанавливает ряд реквизитов, которые должен содержать коносамент. Отсутствие какого-либо из них может служить основанием к утрате коносаментом функции товаро-распорядительного документа. Согласно ст. 138 КТМ Украины, в коносаменте указываются следующие реквизиты: 1. наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне; 2. наименование перевозчика; 3. место приема или погрузки судна; 4. наименование отправителя; 5. место назначения груза, либо при наличии чартера – место назначения или направления судна; 6. наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан “приказу отправителя”, либо наименование получателя, с указанием, что коносамент выдан “приказу получателя” (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя), если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен “приказу получателя”, то он считается составленным “приказу отправителя”; 7. наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест, либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и основных свойствах груза; 8. фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт уплачен полностью; 9. время и место выдачи коносамента; 10. число составленных экземпляров коносамента; 11. подпись капитана или иного представителя перевозчика (фрахтовщика).
Вопрос 5. Договор морской перевозки пассажира. Договор круиза. Договор морской перевозки пассажира носит консенсуальный характер и заключается между перевозчиком и пассажиром. По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и его ручную кладь в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа – доставить багаж в пункт назначения и сдать его уполномоченному на получение лицу, пассажир должен уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – уплатить за провоз багажа. (ст. 184 КТМ Украины). К основным нормативным актам, регулирующим перевозку пассажиров и багажа морем, относятся: 1. КТМ Украины; 2. Гражданский кодекс Украины; 3. Брюссельская Конвенция для унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1924г.; 4. Афинская конвенция 1974г. о перевозке морем пассажиров и их багажа. В соответствии с афинской конвенцией перевозчик свои функции по организации и проведению пассажирских перевозок морем может осуществлять не только самостоятельно, но и через их представителей. Такими представителями могут быть, например, морские агентства пассажирских перевозок или туристические фирмы, которые являются самостоятельными хозяйствующими организациями и пользуются правами юридического лица. Они выполняют поручения судоходных компаний по продаже билетов, фрахтованию пассажирских судов, продаже туристических путевок. Судовладельцы остаются при этом стороной договора морской перевозки пассажира. Являясь двусторонним, договор перевозки пассажиров морем налагает на стороны – перевозчика и пассажира – определенные права и обязанности. Основные обязанности перевозчика: 1. Безопасная доставка пассажира вместе с его багажом; 2. Приведение судна в надлежащее мореходное состояние и содержание его в таком состоянии в течение всего рейса. Правовым основанием признания судна мореходным является наличие свидетельства о годности судна к плаванию, выдаваемое органами, осуществляющими технический надзор за судами; 3. Обязанностью перевозчика является производство перевозки определенным судном и в соответствии с расписанием. 4. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения (в “круизных рейсах” по определенному маршруту).5. Договор предусматривает, как правило, и обслуживание пассажиров в пути: организованное питание, бытовые услуги и т.д. 6. Перевозчик также в обязательном порядке должен застраховать жизнь, здоровье пассажира на время морского путешествия. Неполучение страхового сбора с пассажира не освобождает перевозчика от обязанности его застраховать. Основные права обязанности пассажира: 1.Внесения перевозочной платы за проезд. Ее размер определяется расстоянием, стоимостью занимаемого места, характером линии и прочими факторами. 2. Пассажир обязан своевременно являться на посадку и имеет право сдавать багаж. 3. Он также несет ответственность за несоблюдение паспортных, таможенных, санитарных норм и правил, а в случае нанесения ущерба перевозчику возмещает нанесенный ущерб. 4. На всех пассажиров возлагается обязанность соблюдать порядок, действующий на морском транспорте, а также судовые правила техники безопасности. 5. При пользовании пассажиром каютой между ним и перевозчиком возникают правоотношения, характерные для договора имущественного найма, предусмотренного гражданским законодательством. Досрочное расторжение договора перевозки пассажира морем происходит в связи с нарушением одной из сторон условий договора. Это может повлечь за собой материальную ответственность виновной стороны. Так, если пассажир опоздает к отходу судна, он теряет право на проезд, и стоимость билета ему, не возвращается. Споры, вытекающие из договора морской перевозки пассажира и багажа, независимо от цены иска, рассматриваются в судах по месту нахождения ответчика подаче искового заявления в суд должно предшествовать заявление претензии к перевозчику. Претензии и иски должны предъявляться и рассматриваться в установленные законом сроки. Договор морского круиза, как самостоятельный вид договора получил свое распространение в национальном морском законодательстве Украины только в новом КТМ Украины. В договоре морского круиза одна сторона – организатор круиза обязуется осуществить коллективное морское путешествие (круиз) по определенной программе и доставить участнику круиза все связанные с этим услуги (морская перевозка, питание, бытовое и экскурсионное обслуживание и т.д.), а другая сторона – участник круиза – обязуется уплатить за это установленную плату. В данном случае договор круиза заключается между организатором круиза и участником круиза, а организатор круиза, в свою очередь, заключает с судовладельцем договор фрахтования определенного судна. Тема 9 Правовая характеристика морской буксировки. Вопрос 1. Понятие договора морской буксировки. Виды буксировки. По договору морской буксировки владелиц одного судна обязуется за вознаграждение отбуксировать другое судно либо плавучий объект на определенное расстояние или буксировать его в течении определенного времени либо для выполнения маневра. В современных условиях выделяют буксировку следующих видов: 1.Портовая буксировка – для осуществления портовых буксирных операций (например: ввод судов и иных объектов в порт и вывод их из порта). Буксирное судно в данном случае используется в качестве вспомогательного средства в транспортном процессе. 2.Межпортовая буксировка – используется для транспортировки судов и других плавучих объектов из одного порта в другой, или из одной географической точки в другую (иногда называют такую буксировку – буксировка в открытом море). 3.Буксировка аварийных судов – используется для спасания терпящих бедствие судов и иных объектов, перевозки грузов и иных морских операций. Регулируется спасательным контрактом. Правила о буксировке имеют диспозитивный характер, т.е. они применяются, если соглашением (договором) сторон не установлено иное. Договор буксировки предусматривает, что стороны договора морской буксировки обязаны привести судно или другой плавучий объект в состояние, годное для выполнения предусмотренных договором морской буксировки работ, т.е. в мореходное состояние. Если будет обнаружен скрытый дефект, то владелиц судов и объектов буксировки не будет нести ответственность, только в том случае если докажет, что эти недостатки не могут быть обнаружены и устранены при при проявлении должной заботливости. Ответственность при буксировке владельца буксирующего судна возникает с момента принятия буксируемого судна или иного плавучего объекта на буксир в начальном пункте буксировки и заканчивается (прекращается) с момента поставки буксируемого судна или иного плавучего объекта на швартовые или на якорь в конечном пункте буксировки. Вопрос 2. Портовая буксировка По договору портовой буксировки – буксировладелец за вознаграждение осуществляет ввод в порт или вывод из порта судов и иных плавучих объектов, выполнение маневра буксируемого судна, швартовых и других операций в портовых водах. Закон устанавливает презумпцию (предложение), что управление портовой буксировкой возлагается на капитана буксируемого судна, и соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна может быть доказуемо исключительно письменными доказательствами. Но сам договор буксировки может быть заключен в устной форме. Договор на портовые буксирные операции в праве заключать капитан любого судна в силу своих полномочий без специальной доверенности. Основанием для возникновения правоотношений по портовой буксировке может быть: 1.Соглашение сторон – договор (чаще всего, по своей специфике, в устной форме). 2.Административный акт – это правила порта или обычай порта, в силу которых использование буксиров в акватории того или иного порта или на определенной ее части является обязательным для обеспечения безопасности судоходства. Портовыми буксирными операциями могут заниматься только суда, плавающие под флагом данного прибрежного государства. Вопрос 3. Межпортовая буксировка По договору межпортовой буксировки владелиц одного судна (буксира) обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект из одного порта (пункта) в другой порт (пункт). Юридическая природа межпортовой буксировки аналогична морской перевозке грузов (в Англии вообще не предусмотрено такое деление). Как правило, управление межпортовой буксировкой возлагается на капитана буксира. Капитан буксира отвечает за все последствия буксировки, в частности: 1.Безопасности конвоя; 2.Охраны окружающей среды; 3.Безопасности находящихся на судне людей. Общие принципы взаимоотношений буксировладельца и объектовладельца такие же, как и при договоре перевозки груза. А именно: Буксировладелиц отвечает за: 1.Мореходность буксира, 2.Выбор маршрута, 3.Своевременность доставки, 4.Принятие мер для сохранности объекта, 5.Вручение объекта уполномоченному на то объектополучателю. Объектовладелец обязан: 1.Своевременно оплатить буксиру, 2.Обеспечить сдачу в установленный срок и в должном техническом состоянии объекта и приемку буксируемого объекта.
Тема 10. Транспортное экспедирование
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |