КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы профилактики при применении источников ионизирующего излучения в ЛПУ»
Лекция Источник Ионизирующего Излучения (ИИ) – взаимодействуя со средой живой и неживой приводит к образованию зарядов разных знаков. Физико-химический характер ИИ Корпускулярный аппарат: -α -β -нейтроны Электромагнитный аппарат ИИ: -γ-лучи -рентген лучи α - частицы образуются при радиоактивном распаде естественных элементов, являющимися ядрами гелия, заряд +2, m=4 атомных единиц. Проникающая способность очень маленькая, в воде и биологических тканях 0,02 мм, в воздухе 9 см. β – частицы – электроны, испускающиеся при ядерных реакциях, проникающая способность в воде несколько мм, в воздухе несколько см. Ионизирующая способность 100. Позитроны – положительные β-частицы, проникающая способность, такая же как и у β-частиц. Нейтроны – не имеют заряда, обладают большой проникающей способностью и радиоактивностью. γ – излучения - в зависимости от излучения: -мягкие -жесткие -сверхжесткие Обладают высокой проникающей способностью. Рентгеновские лучи – используются в рентгеновских трубках, обладают большой проникающей способностью и небольшой ионизирующей. Выводы: 1. Обратная зависимость между проникающей и ионизирующей способностью 2. В зависимости от их особенности, используется методология их использования. 3. Разрабатываются мероприятия по обеспечению радиационной безопасности.
Внешнее облучение – источники облучения вне организма. Их воздействие проявляется, когда организм человека находится в зоне специфических влияний. Внутреннее облучение – облучение от инкорпорированного источника (α и мягкие β). Их влияние постоянно, уменьшается за счет выведения и распада.
Тэф – время действия Тф – время распада Тб – период выведения (концентрация уменьшается вдвое) Открытые источники – радионуклиды (газы, аэрозоли или вещества в других агрегатных состояниях), попадают в окружающую среду, а оттуда в организм человека. Закрытые – радионуклиды (в оболочке или находящиеся в таком агрегатном состоянии, что γ-часицы при соблюдении техники безопасности, не могут попадать в окружающую среду). Активность – количество радиоактивного вещества, выраженное числом радиоактивных превращений в единицу времени. Внесистемных единицах – Кюри. В СИ – Бк (Беккерель). Экспозиционная доза – доза квантового излучения, определяемая по ионизации воздуха в условиях электрического равновесия. Внесистемных ед. – рентген. В СИ – Кг (Кулон). Поглощенная доза – доза любого ионизирующего излучения, соответствующая количеству энергии, передаваемому веществу на единицу массы данного излучения. Внесистемные ед. – рада. В СИ – Гр (Грей). Эквивалентная доза – поглощенная доза с поправкой на коэффициент биологической эффективности. Внесистемная ед. – ЭР (биологическая эквивалентность рентгена). В СИ – Зв (Зивер). Радиотоксичность – свойство радионуклидов вызывать патологические изменения при попадание их в организм (внутреннее облучение). Радиотоксичность зависит от: 1. Вида радиоактивного превращения 2. Средней энергии одного акта распада 3. Схемы радиоактивного распада 4. Пути поступления -через дыхательные пути -через кожу -через ЖКТ 5. Распределению радиоактивных веществ по организму 6. Время пребывания излучателя в организме 7. Продолжительности поступления Группы радионуклидов: (5) Радиочувствительность. Критич. орган – жизненно-важный орган, в который при поступлении радиоизотопа, создается опасная доза в следствии его радиочувствительности, или из за накопления в нем радиоизотопа. По чувствительности выделяют группы: а) Все тело (гонады, края костного мозга) б) Мышцы, жировая ткань, печень, почки, селезенка, ЖКТ, легкие, хрусталик. в) Щитовидная железа, кожный покров, за исключением кожи кистей и предплечий, лодыжек и стоп. г) Кожа кистей, предплечий, лодыжек и стоп. Особенности действия радиоактивного излучения на биологические объекты: а) Ионизирующая радиация – фактор, последействия которого на организм не всегда эквивалентны величине поглощающей энергии. Для млекопитающих доза – 300 рентген, а поглощающая с-могла бы повысить температуру на 0,01о С. б) При воздействии летальных доз – непосредственно вызываются прямые нарушения в химических связях биомолекул. в) Универсальность повреждающего эффекта, разная чувствительность г) Ионизирующее излучение способно вызывать все виды изменений наследственных структур или мутации. Любая доза радиации вызывает увеличение частоты мутации. Этапы: 1. Взаимодействие излучений с веществом клетки, в результате образуются ионизированные атомы и молекулы. Взаимодействуя между собой и с различными молекулярными элементами дают начало различным свободным радикалам, ионам. Первичным субстратом является вода, происходит образование возбужденных образований молекул воды, образуются H, OH, H2, HO2 – основной эффект лучевого воздействия. 2. Взаимодействие с растворенными молекулами, давая начало вторичных радикалов. 3. Образовавшиеся продукты взаимодействуют с белками, пептидами, углеводами. Происходит денатурация этих веществ и образование новых веществ. Блокада OH групп. Характер ионизирующего излучения: а) Уровень поглощающей дозы б) Мощность в) Время облучения г) Скорость облучаемых тканей и органов д) Вид излучения е) Радиочувствительность ж) Способ облучения з) Индивидуальные особенности организма и) Условия внешней среды Эффекты ионизирующего излучения:
· Детерминированные пороговые эффекты (лучевая болезнь, ожоги, катаракта, бесплодие, недоразвитие плода) – существует порог, выше которого тяжесть эффекта зависит от дозы. · Вероятностные беспороговые эффекты (злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни) – не имеют порога, вероятность возникновения этих пропорциональна дозе. Тяжесть не зависит от дозы.
Гигиеническое нормирование. Нормы радиационной безопасности. В соответствии с нормативами все жители делятся на: - персонал - остальное населении
Персонал: а) Лица, работающие с техногенными источниками б) Лица, в сфере воздействия этого источника Для группы а) эффективная доза 20мЗв, в среднем за любые пять лет, не более 50 мЗв за 1 год. Б) доза облучение не более ¼ значений группы а). Лица населения 1 мЗв/год за любые последующие 5 лет, но не более 5 мЗв за 1 год. Принципы защиты от ионизирующего излучения. Защитные мероприятия: при внешнем облучении основаны на знании законов распространения ионизирующего излучения и характере взаимодействия. 1. Доза внешнего излучения пропорциональна интенсивности излучения и времени воздействия 2. Интенсивность излучения от точного источника пропорциональна количеству квантов за единицу времени и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника излучения до объекта излучения. Интенсивность излучения может быть уменьшена с помощью экрана. Дневная доза не более 0,017 рентген, недельная – 0,1 Бэра.
Принципы защиты: 1. Уменьшение мощности источника – защита количеством. 2. Сокращение времени работы с источником – защита временем. 3. Увеличение расстояния от источника до работника – защита расстоянием. 4. Хромирование источников излучения материалами, поглощающими эти вещества. Интенсивность поглощения прямо пропорциональна удельному весу и толщине материала и обратно пропорциональна энергии облучения. Доза облучения: Бэр, рентген – Д, t – часы, R – расстояние (м2), Кγ – активность изотопа, m – активность источника (Кюри).
Доза не будет увеличиваться если:
К – экран. 20 – условия, показывающие что на рабочем месте с источниками ИИ – созданы такие условия не требующие защиты. За неделю, 6 рабочих дней Д≤120. Для радия Кγ = 8,4. При расчете дозы для Ra – R измеряется из эквивалента Ra. ;; - формула безопасного условия труда. Радиологическое отделение: Организуется при специализированных лечебных учреждениях (диспансеры, областные больницы). Блоки: 1. Рентгенотерапия и дистанционная терапия с помощью гамма - аппаратов или источников излучения высокой энергии. 2. Для лечения с закрытыми источниками (внутритканевой, внутриполостной аппликационный метод. I131, Ra225, Co60, Au198). 3. Для лечения открытых источников. 4. Радиоизотопная открытая диагностика I131, P32, Na24.
При классификации блоков предусматривают различия в технологии лечебного процесса для каждого блока, особенности создания безопасных условий. - Рентгенотерапия – проникающая радиация или постоянно или в момент включения аппарата. Образование токсических веществ (азот), загрязнение окружающей среды в случае разгерметизации гамма – источников, наведенная радиоактивность. Профилактика: архитектурно - планировочная – блок размещен в отдельном 1-этажном здании, т.к. под источником радиации излучение распространяется сферически, вокруг этого здания – зона санитарно охраняется. Защита персонала путем установки ограждающих устройств, толщина зависит от облучателя. Используется принцип лабиринта. В момент включение аппарата – блокировка дверей, используется аварийное включение. Для удаления токсических веществ используется радиационная вентиляция.
Блок с закрытыми источниками: -внутритканевая -внутриполостная -аппликационная Вредоносные факторы: а) Проникает радиация б) В случае разгерметизации – загрязнение. Архитектура: функциональная связь отдельных помещений, рядом с хранилищем – манипуляционная, процедурная, операционная, палаты. Лекция: «Гигиена детей и подростков» Ф.Ф.Эрисман – основоположник школьной гигиены. Это медицинская наука изучающая природу и социальные факторы, влияющие на растущий организм, его взаимодействие с окружающей средой и разработок гигиенических нормативов, требований на укрепление здоровья, совершенствования возможностей и гармоничное развитие детей и подростков. Особенности гигиены детей и подростков: Ø Возрастная (учитывается морфология, функциональные и психологические особенности растущего организма на различных этапах развития). Для каждого организма периода характерны свои анатомо-физиологические особенности. Ø Нормы детского организма не постоянны, меняются морфологически, биохимически и функционально. Ø Все гигиенические мероприятия направлены не только на сохранение здоровья, но и на гармоничное развитие детей и подростков.
Объекты изучения гигиены детей и подростков: 1. Рост и развитие детского организма, изучение общих закономерностей в зависимости от пола, возраста, биологических и социальных факторов, разрабатываются мероприятия направленные на укрепление здоровья детского и подросткового населения. 2. Гигиена деятельности детей и подростков, изучение гигиенических основ различных видов деятельности (трудовой, учебной, физического воспитания, режим дня, труда и отдыха, критерии профессиональной пригодности подростков к различным видам труда). 3. Гигиена внешней среды, разрабатываются гигиенические основы проектирования и строительства различных типов детских и подростковых учреждений. 4. Гигиена питания, изучает нормальное питание для нормального развития растущего организма, разрабатываются режимы и нормы питания при различных видах деятельности. 5. Медицинское обеспечение детского и подросткового населения, изучение и разработка принципов медико-санитарного обслуживания, организация оздоровительного и противоэпидемических мероприятий. Возрастные периодизации: - созревание (1) -зрелость (2) активность 2. -старение (3)
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |