КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возраст
1. 3.
Задача: Разработка и контроль за выполнением рекомендаций по созреванию детского организма, комплекс мероприятий специфических для каждого возрастного периода, в основе общность анатомо-физиологических особенностей, объединяющих детей смежных возрастов в один период. Н.П.Гундобин выделил возрастные группы: 1. Период новорожденности 2. Грудной (до 1 года) 3. Период молочных зубов (1 – 6 лет) 4. Период старшего возраста (7 – 12 лет) 5. Период полового созревания
Дифференциация: 1. Период новорожденности (до 10 дней) 2. Грудной (до года) 3. Раннее детство (1 – 3) 4. Первое детство (4 – 8) 5. Второе детство (М: 8 – 12; Ж: 8 – 11) 6. Подростковый (М: 12 – 16; Ж: 12 - 15) 7. Юношеский (М: 17 – 21; Ж: 16 – 22) По организационному принципу: 1. Преддошкольный (до 3 лет) 2. Дошкольный (3 – 7 лет) 3. Школьный: младший (7 – 10), средний (11 – 14), старший (15 – 18).
Основные закономерности роста и развития: Это процессы взаимосвязанные и взаимообусловленные. Рост – количественные изменения связанные с увеличением размеров клеток, массой органов и тканей. Развитие – качественные изменения, морфологического дифференцирования тканей и органов и их функционального совершенствования. Закономерности: 1) Чем моложе организм, тем более интенсивны рост и развитие.
За 1-е полгода вес увеличивается в 2 раза. Значительные прибавки веча и роста в период полового созревания. 2) В процессе роста и развития – течение не равномерное и не к каждому возрасту свойственны определенные анатомо-физиологические особенности. Темпы роста органов и тканей не одинаковы. 1.Головной мозг 3. 2.Половые железы 1. 3.Лимфатическая система 2.
Темпы роста определенных частей тела различны при рождении.
35% 50% 3) В протекании процессов роста и развития наблюдаются половые различия. рост - - - - М Ж
возраст Анатомо-физиологические особенности: A. Опорно-двигательный аппарат, костная ткань плода имеет особенности химического состава и морфологические особенности. Костная ткань имеет продольное строение Искривления в грудном, поясничном, крестцовом и шейном отделах. Изменения в позвоночнике: -Шейный – к 7 годам. -Поясничный – в период полового созревания. Профилактика искривлений: - плоская, плотная поверхность - ношение на руках, менять положение рук, вождение за руку. Основные искривления в школе: a. Классная система, постановление ростовой таблицы, изменение высоты столов. Тип А – до 115 см; оранжевая маркировка. Тип Б – 115 – 130 см; фиолетовая маркировка. Тип В – 130 – 145 см; желтая маркировка. Тип С – 145 – 160 см; красная маркировка. Тип Р – 160 – 175 см; зеленая маркировка. Тип Е – выше 175 см; голубая маркировка. b. Кабинетная система, определенная посадка учителя и ученика. Дистанция спинки и сиденья. Ø Дистанция спинки – расстояние между краем тола и спинки стула = поперечнику тела учащегося + кисть. Ø Дистанция сиденья – расстояние по горизонтали между передним краем стула и перпендикуляра опущенного от края стола Варианты: - нулевой - положительный (стул задвинут) -отрицательный (стул отодвинут) Нулевой или 9 – 4 см отрицательный. Дифференция – размер по вертикали между краем стола и краем стула, показывает правильность подбора стола = длина предплечья – кисть. Высота сидения = длина голени + стопа + 2 см на каблук. Ширина сидения = ¾ длины бедра. B. Зрительный анализатор. При рождении и до 6 лет ребенок обладает физиологической дальнозоркость, хрусталик уплощен, затем всё нормализуется, но в некоторых случаях дальнозоркость переходит в близорукость. Этому способствует, плохое освещение рабочего места. Освещение слева, при искусственном освещении не менее 300-400 люкс, пересадка детей со слабым зрением к окну, но не сажают детей склонных к простудным заболеваниям; неправильно подобранная мебель – расстояние не менее 35 см до парты; организация учебного процесса (соответствующее оформление учебников – не глянцевые листы, шрифт соответствует класс, ширина между строками, расписание).
Понятие здоровье и физическое равновесие: Здоровье – оценивается по 4 признакам: Ø Отсутствие в момент обследование болезней Ø Отсутствие наклонности к заболеваниям Ø Гармоничное и соответствующее возрасту развитие Ø Нормализованный уровень функций, которые определяют достаточную резистентность организма к неблагоприятным условиям. Степень соответствия – состояние здоровья. Группы здоровья: 1 группа – здоровые 2 группа – здоровые, морфологических отклонений не имеют, болеющие простудными заболеваниями не более 4 раз в год и 25 дней за раз. 3 группа – больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации. 4 группа – больные хроническими заболеваниями, субкомпенсированное состояние. 5 группа – больные с декомпенсированным состоянием (инвалиды 1 и 2 группы). Необходима для оценки состояния здоровья в динамике, для сравнения различных групп по проживанию, для выявления неблагоприятных факторов влияния. Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных признаков на каждом данном отрезке времени и степени его соответствия биологическому возрасту. Морфологические показатели: Ø Соматометрические – их можно измерить: рост стоя сидя с помощью ростомера или антропометра; масса тела на весах; окружность грудной клетки измеренной в состоянии покоя с помощью сантиметровой ленты, накладывается сзади по углам лопаток, спереди у М: по сосковой линии и Ж: в месте фиксации 4 ребра к грудине). Ø Соматоскопические – степень отложения жира; окраска слизистой и кожи; форма позвоночника, грудной клетки, стопы; осанка). Измерение стопы: проводят две линии и с помощью плантографа (окрашивает ткань, натянута на основание) на лист чистой бумаги ставят стопу и анализируют. От центра пяточной кости ведут линии к 1 и 3 пальцу, если линии находятся внутри отпечатка – плоская. Если 1 линия выходит – уплощенная. Если 2 линия выходит – нормальная. Рост – количественные изменения, связанные с изменением числа клеток. Развитие - морфологически функциональная дифференцировка и совершенствование организма. Функциональные измерения: · ЖЕЛ · Мышечная сила (динамометр) · АД, пульс. Уровень биологического развития, показатели: · Количество постоянных зубов · Годовые прибавки массы и роста · Степень окостенения мелких костей · Вторичные половые признаки: степень оволосянения подмышек, лобка, лица и т.д. У девочек: подмышек, лобка, установление месячных, развитие молочных желез. Полученные данные сравнивают со стандартами. Лекция (продолжение) Стандарты: · Возрастной (сравниваются дети определенного возраста) · Половой · Региональный Стандарты получают путем измерения или определения детей одной группы. Выражают двумя цифрами М ± δ. δ – стандарт, среднеарифметическая ошибка. Сущность оценки полученных данных сравнивается со стандартами. Метод: 1) Метод сигмальных отклонений (показатели: рост, масса, окружность грудной клетки) Эти показатели объективны, они интегральны. Рост – пластический процесс Масса – развитие опорно-двигательного аппарата Окружность – мускулатура. Показатели измерений – это первый этап. Второй этап – полученные данные сравнивают со стандартами, находят разницу (+, -). Например: рост 140 Стандарт 130 ± 8,0 Разница +5
Если δ до +1,0 – физическое развитие среднее. 1,0 – 2,0 выше или ниже среднего Более 2.0 высокое или низкое. 2) Графическое изображение показателей развития – оценка показателей в некорреляционной связи. рост - + 3 2 1 1 2 3 вес
окружность
3) Оценка по шкалам регрессии или корреляционной таблице. Основной признак – рост ребенка. Другие признаки: масса тела и окружность грудной клетки – зависимые признаки. Полученные показатели сравниваем, стандарт – 1 рост. Затем по шкале регрессии находят какая масса и окружность грудной клетки должна быть при этом росте. Оценка до δ 1,0 – средняя. Показывает взаимосвязь массы тела и окружности, что они зависят от роста. Недостаток: метод не показывает умственного развития. 4) Метод комплексной оценки. С помощью шкал регрессии оценивается уровень физического развития Выше среднего – гармоничный. Ниже – дисгармоничный. Сильно ниже – резко дисгармоничный.
Оценка биологического возраста: -соответствует паспортному возрасту -опережает -отстает
Физическое развитие и здоровье:
Существует прямая зависимость между физическим развитием и здоровьем: Дети 1 и 2 группы – гармоничное развитие, соответствует возрасту ребенка. Дисгармоничное – опасно для детского организма не только в снижении функциональных режимов, но и отставанием темпов физического развития и темпов развития соматических заболеваний. Снижение массы тела, увеличение любой патологии. За последние десятилетия снизилось физическое развитие детей: 2 – 3% - это дети первой группы. До 40% - второй группы. Более 40% - хронически больные. У большинства детей функциональные отклонения затрагивают от 2 до 5 систем организма (ОРВИ и тонзиллиты, нарушение опорно-двигательного аппарата, пищеварительная система, нервная и иммунная системы). С возрастом количество здоровых детей снижается: первоклассники – 70% здоровых; 11-классники – 17% здоровых. Доля школы – 20% негативных факторов: 1. Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия обучения (нерациональное освещение, сан-техническое оборудование; 1 класс – 8% близоруких, 11 класс – 16%) 2. Учебная нагрузка 3. Питание в школе (калорийность снижена, низкое количество жиров, белков и минеральных веществ) 25% школьников имеют сниженную массу тела 25% имеют повышенную массу тела (ожирение). Медицинское обслуживание детей и подростков: Ясельный возраст – до 3 лет, ежеквартально. Садиковый возраст – от 3 до 6 лет, раз в 6 месяцев. Школьный возраст – более 6 лет, ежегодно, в начале учебного года. Цель осмотров: · Оценка физического развития · Определение группы здоровья · Определение группы физического развития Целевые осмотры (положение о профилактических осмотрах, приказ №186 1992 года): 1. Перед поступлением в дошкольное учреждение. 2. За год до поступления в школу. 3. Перед поступлением в школу. 4. Конец первого года обучения. 5. Переход к предметному обучению. 6. В период полового созревания. 7. Период окончания общеобразовательной школы. Акселерация: В 1935 году термин был введен врачом педиатром Кохом. Признаки: 1. Более раннее проявление развития 2. Проявление ускоренного темпа роста развития 3. Абсолютное увеличение размеров тела взрослого Акселерация – ускорение темпов индивидуального развития, по сравнению с предшествующим поколением (начат еще во внутриутробном развитии).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |