Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13. Тема: Психологические аспекты создания образа-имиджа




Формирование и управление имиджем невозможно без знаний основ психологии личности, социальных групп, профессиональных качеств. Мотивация к имиджам.

Существует два типа мотивации:

1. психологический (основная мотивация - выработка позитивного самоощущения: самооценка, самоуважение, самоактуализация)

2. прагматический (мотив – достижение внешних целей, эффективного социального влияния на окружающих).

Психологическая мотивация на первых этапах свободная, распыленная. Человек ищет свои актуальные интересы, экспериментирует социальными ролями, ищет встреч с людьми, получившими социальное признание, вырабатывает самоуважение, т.е. гармонизирует внутреннее состояние.

Прагматическая мотивация срабатывает при кардинальной смене образа жизни, при прорыве на новую социальную ступень, при переходе на новую более высокую социально-экономическую страту. Данная мотивировка требует новых волевых усилий, тренинга профессионального, физического, социального.

Наиболее эффективные возрастные периоды к формированию имиджа (в эти периоды также высок интерес) – 14-23 и 33-37 лет

Психология необходима в работе команды имиджмейкеров в реализации следующих задач:

- привлечение и удержание внимания целевой аудитории и установка на доверие;

-использования психологических особенностей личности, отдельных социальных групп;

-использования специфических навыков коммуникации (нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, внушение, метод когнитивного диссонанса).

Для привлечения и удержания внимания аудитории существуют психологические средства, которые используются в формировании имиджа. Главный механизм в этих средствах - выделение объекта (подвижного и неподвижного) на каком-то фоне. Для этого:

а) всячески приукрасить объект или, выделить,

б) поместить объект на тон однотонный, либо с простой “фактурой”.

в) подача уже известного материала с новыми акцентациями других сторон;

г) последовательное увеличение какого-либо важного параметра;

д) вариантное использование средств PR-композиций.

е) «свертка” всех действий в хорошо опознаваемый клиентом символ или имя.

При формировании установки на доверие со стороны аудитории имиджмейкер сталкивается с проблемой существования стереотипов. Стереотипы влияют на принятие решения клиентом. Стереотип более конкретен, чем потребность. Это совершенно определенное, зримое, слышимое, представляемое предубеждение людей. Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, но их влияние на реальность, поступки людей всегда огромно. Стереотипы бывают положительные и отрицательные. При решении конкретной PR-задачи всегда полезно ответить на два вопроса:

1. Как типовые отрицательные стереотипы мешают адекватному восприятию запрограммированного заказчиком действия? Или иначе. Что мешает, чтобы Клиент позвонил, купил, поверил, проголосовал и т.п.?

2. Как эти стереотипы можно скорректировать с учетом имеющихся ресурсов?

Для эффективного использования психологических особенностей отдельных социальных групп необходимо их, прежде всего, знать, предварительно выяснив, некоторые характеристики. Например, пенсионеры ориентированы на стабильность и покой, молодежь наоборот склонна вести активный образ жизни, военные обучены к порядку и т.п.

Наличие каналов восприятия и разделение их на аудиальный, визуальный и кинестетический используется как информационная база в нейролингвистическом программировании.

НЛП разрабатывалось в США специалистами по психологии, лингвистики, системному анализу, и неплохо показало себя в области создания имиджа, управления человеческими ресурсами, организации команд, построении корпоративной культуры, а также в образовании и здравоохранении. Разработки НЛП используются также многими специалистами по коммуникациям.

Важным специфическим средством коммуникации является метод когнитивного диссонанса. Суть метода сводиться к стимулированию клиента к выполнению определенных умственных манипуляций с увиденным или услышанным. Например, изображение кипящего чайника по этой теории должно вызвать желание снять его с огня, тем самым реципиент включается в изображенную реальность, и чайник становится частью его мира.

Метод когнитивного диссонанса используется в рекламе, однако, все должно быть хорошо продумано, так как не всякое провоцирующее изображение вызовет нужную положительную реакцию.

Наиболее сложным приемом коммуникации является внушение. Внушение (суггестия) - это воздействие на личность, приводящие к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения. Более сильным эффектом от внушения является совершение человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы, коллективы. Внушение может быть эффективным в тех случаях, когда клиент видит или слышит другого человека. Возникновение и существование различных интерпретаций одних и тех же событий часто связаны с определенными личностными особенностями людей, определяемых так называемыми “ролями” и “сценариями” конкретного человека.

Трансактный анализ – современное, психоаналитическое направление, разработанное в 50-е годы американским психиатром Э.Берном. Созданное для решения психических проблем, он был расширен и адаптирован за прошедшие десятилетия к различным областям человеческой деятельности, в том числе в имиджелогии.

Выявлением подобных ролей и сценариев, их коррекцией и занимается трансактный анализ. Трансактный анализ исходит из того, что у каждого человека есть свой “сценарий” – определенная роль в жизни. В соответствии с этими сценариями человек может быть в роли: “победителя” или “жертвы”, “преследователя” или “преследуемого”, а его сценарий может заставлять делать ошибку в самый ответственный момент или, наоборот, находить выход из самого тяжелого положения.

Одним из важных «сценариев» в общении, где человек занимает одну из трех позиций: роль “родителя”, “взрослого” или “ребенка”. Трансактный анализ утверждает, что «роль» “Родителя” всегда призывать к справедливости и почти всегда знать, как должно быть; роль “взрослого” трезво анализировать ситуацию и адекватно реагировать; роль “ребенка” действовать с детской непосредственностью и говорить о себе, об окружающих или о ситуации все, что он думает в данный момент.

Вы можете черпать огромный материал для трансактного анализа из СМИ, в особенности из содержания различных интервью, телевизионных программ.

Однако, следует знать, что трансактный анализ не учитывает всех особенностей конкретного человека и тем более различной социально неоднородной аудитории.

Таким образом, существует огромное количество психологических средств и имидмейкеру необходимо отделить полезное от неэффективного, и задача психолога помочь в этом выборе.

Например, PR-специалисты используют в позиционировании “эффект края”: эффектный слоган и броское изображение в начале, и побуждение к действию в конце обращения. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает то, что встретилось в самом начале и конце его деятельности. Часто полученная первичная информация и эмоция будут долгое время корректировать всю последующую информацию о PR-объекте. Емкость оперативной памяти человека - 7 плюс, минус 2 простых объекта (типа букв, цифр), что называется эффектом Миллера. А для сложных объектов (типа образов, доводов, сравнений) - всего 4 плюс, минус 2 (эффект Эльштейна). Поэтому количество эмоционально-смысловых ударений в одной PR-акции целесообразно иметь в пределах 3-5.

Нужно использовать в технологии имиджа и другой интересный факт, выявленный психологами. Услышанная информация более эффективна, чем прочитанная, ибо мозг способен воспринять произнесенное слово за 140 миллисекунд, а на понимание печатного слова требуется 180 миллисекунд. Человек не только слышит быстрее, чем видит; слуховое восприятие длится дольше, чем зрительное. Зрительный образ - картинка или печатные слова затухают менее чем за 1 секунду, если мозг не предпринимает специальных усилий для запоминания сути увиденного. Слуховое же восприятие длится в 45 раз дольше. Следовательно, для имиджа важно харизма голоса, ибо слушать сообщение - более эффективно, чем читать. Во-первых, произнесенное слово дольше хранится в мозгу, позволяя лучше следить за мыслью. Во-вторых, тембр человеческого голоса сообщает словам эмоциональность, недостижимую никаким изображением.

С развитием культуры Public Relations и повышением требований к профессионализму имиджмейкеров психологические средства все активнее привлекаются к творческому процессу создания образа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.