Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14. Тема: Имидж политического лидера




Имиджмейкеру необходимо знать при создании политического имиджа лидера, что образ политика не только сам является символом, но и существует в мире символов. Следовательно, необходимо не только знать социальную и политическую символику, но и пользоваться ею при создании имиджа. Имидж лидера достаточно чётко формируется в сознании населения, то есть существует определённый набор желаемых характеристик, удовлетворяющих требованиям основной части населения. Поэтому при формировании имиджа, прежде всего, необходимо добиться доверия, признания компетентности лидера. А это в свою очередь, предполагает системный характер работы имиджмейкеров, способных избежать наиболее часто встречающихся ошибок в формировании и коррекции образа лидера. Речь идёт о том, чтобы при формировании имиджа не допустить следующих ошибок:

· Не допустить в образе «эффекта пессимизма». Массовое сознание знает, что пессимист винит в своих проблемах других, а оптимист сам ищет пути выхода из кризиса;

· Не допустить в образе «эффект «бумеранга»», когда обвинения возвращаются к тому, кто их высказывал. Лидеру следует опираться не на деструктивную, а конструктивную критику, которая помогает не только нейтрализовать конфликтную ситуацию, но и продемонстрировать уровень его компетентности;

· Эффект «расслабления» аудитории. Во время презентации апелляция к наиболее «острым» событиям, экспромт речи, эмпатичность – вот что позволяет держать аудиторию под контролем, завоевать доверие.

Имиджмейкер в ходе работы с клиентом (политическим лидером) обращается к тем методам, которые обеспечивают наиболее высокую эффективность его самопрезентации. Основным методом является позиционирование, что означает интерпретацию цели и назначения объекта с учётом интересов потребителя. Одним из основных проводников позиционирования является реклама, цель которой позиционирование первичности преимуществ над остальными характеристиками. На первое место выходит, точка зрения и ожидания электората в данном контексте. Одной из существенных целей позиционирования становится приближение к определённому эталону, востребованному на подсознательном уровне. В данном случае на первый план выступают биологические характеристики так, лидер выступает в роли сильного и агрессивного, тем самым, выполняя миссию «вожака стаи», либо в роли «справедливого отца-нации», которому отдано право руководить и наказывать.

В процессе презентации в качестве цели позиционирования можно представлять публике то или иное событие, выдвигая на первый план либо положительный, либо отрицательный аспект. Существуют следующие способы позиционирования:

1) Продолжение линии из прошлого.

2) Другим вариантом является растянутость во времени, что помогает выйти из негативной ситуации.

3) Метод действия от противного, когда данная ситуация признаётся с извинениями, но подспудно она же и защищается.

4) Аппеляция к определённой социальной прослойке. Позиционирования состоит в продвижении интересующего нас субъекта к позитивному социальному опыту.

Одним из ключевых в имиджмейкинге является группа психологических методов, связанная с конструированием имиджа лидера при непосредственном общении с массами.

Лидеру следует знать определенную установку, которая является психологической основой адаптации личности к определённому слою. Схожую же реакцию на эту своеобразную установка возникает у людей, оказавшихся в толпе. В данном случае эта установка представляет собой социальную позицию.

Для достижения контроля над толпой используется также эффект психологической заражённости как метода эмоционального обобществления людей таким образом чтобы привлечь к себе внимание массы, вызвать её живую поддержку. Для лидера нет необходимости апеллировать ко всем, эффективнее установить зрительный, вербальный контакты с социокритическим ядром аудитории, вызвать у него соответствующее отношение к себе.

Имиджевые методы воздействия на массы:

1. Метод социально-психологической стратификации. Поскольку в массе велик разброс по демографическим, профессиональным, социо-культурным и другим характеристикам, поэтому необходимо мысленно конструировать их в социально-психологические слои, то есть группировать их по признакам (слои многодетных, безработных и так далее). Хоть они находятся в разных местах можно аппелировать к настроению этих слоёв, обращаясь к актуальным для них проблемам.

2. Метод эмоционального контакта. Чем эмоциональнее строятся отношения с толпой, тем больше вероятность стать её властелином. Цель этого метода – это демонстрация харизмы яркой личности, которая импонирует толпе, возбуждает положительные эмоции.

В управлении имиджем необходимо учитывать два психологического феномена: фасцинации и аттракации.

Фасцинация – это словесное воздействие на людей. Особенно актуально при встрече с неорганизованной массой, которая, находясь в состоянии неуравновешенности, раздражённости (что фактически является её характеристикой), оказывается слишком чувствительной. Неосторожно брошенное слово может продемонстрировать плохое настроение лидера, его неуверенность. Эффект от фасцинации может сильным. Поэтому необходимо овладеть ораторским искусством, использовать экспромт речи, умело выстраивать как конструкцию, так и деструктивную критики.

Аттракация – визуально фиксированное эмоциональное состояние человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовность к общению. Это состояние людей характеризуется спонтанностью.

При непосредственном контексте с толпой большое значение имеет психоэнергетика личности.

Методы завоевания доверия аудитории:

Известно, что, фактам нелицеприятным аудитория верит больше, достаточно одного отрицательного факту, чтобы автоматически перенести его и на иные элементы сообщаемой информации. Поэтому следует быть особенно внимательным подобным ситуациям.

Необходимо стремится искать точки соприкосновения с аудиторией, продемонстрировать, что выступающий – свой человек.

Следует позитивно адаптировать своё сообщение для наибольшего количества получателей информации.

Психологи выделяют три эффективных фактора, влияющие на устойчивость доверия аудитории:

1) Репутация лидера (честный, спокойный, справедливый).

2) Квалификация (опыт, образование)

3) Динамизм (сочетание инновации и стабильности)

В позиционировании и непосредственном общении с аудиторией важное значение играет эффект визуального восприятия. Зрительное восприятие ведётся по двум основным направлениям.

1.Обработка мимики и жестов выступающего.

2.Внешний облик политического лидера.

Итак, имидж представляет собой соответствующий образ, адекватную реакцию на определённого рода ожидания. Но эффект воздействия созданного образа на объект сознания, как правило, недолговечен.

Полноценный, устойчивый, качественный имидж должен базироваться не только на работе профессионалов-имиджмейкеров в данной области, но и постоянные усилия самого претендента. Создание собственного имиджа требует не только мощного контроля, но и твёрдой веры в себя, в то, что он делает.

Лекция 15. Тема: Задачи формирования международного имиджа государства.

Имидж государства складывается из очень многих, совершенно разноплановых составляющих. Объектами имиджа могут быть и отдельные сферы жизнедеятельности государства – власть, экономика, армия, внешняя и внутренняя политики и проч.

Если один человек или коммерческая компания еще в состоянии практически замкнуть все исходящие информационные потоки внутри себя, то в рамках государственных объединений это сделать очень сложно в силу целого ряда причин. Здесь играют роль неоднозначный состав населения, трудности жесткого регулирования из-за величины географического масштаба, влияние деятельности других государств, развитие информационных технологий в мире и т.д. Таким образом, все происходящее внутри страны, вокруг нее, ее действия на международной арене формируют у остального мира некое общее представление о данном государстве.

Значительную роль оказывает ожидание неких действий от государства по тем или иным вопросам. Данный прогноз складывается как из опыта уже известных совершенных действий государства на международной арене, так и из анализа протекающих внутри государства процессов государственного строительства, характера государственной системы.

Таким образом, можно сказать, что международный имидж государства является совокупностью взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы, эффективности взаимодействия звеньев политических, экономических, социальных, общественных и других процессов в стране. Это репутация, которую приобретает государство в сознании мировой общественности.

Так как имидж страны многоплановая категория существует много подходов к классификации международного имиджа государства.

Имидж объективный образ, впечатление от страны, которое существует у внутренней или зарубежной общественности.

Имидж субъективный – это образ лидера государства, его окружения. Образ страны в глазах собственных граждан.

Имидж моделируемый – образ государства, который пытаются создать команда руководителя страны или специально привлекаемые специалисты – имиджмейкеры. Международный имидж государства, как совокупность эмоционального восприятия объекта, является корректируемым психологическим образом государства, имеющий свой характер и эмоциональную окраску. По своей сути имидж государства – отражение реального государства, помещенное в определенную эмоциональную среду. Он более комфортен по причине своей иллюзорности, и поэтому обладает высокими регулирующими свойствами.

Таким образом, можно обобщить, что характерными свойствами и признаками имиджа государства являются:

- Простота, схематичное отражение своего объекта имиджа. Международный имидж государства не отражает всех граней страны, он отражает его позитивность и уникальность. В виду огромной информационной и эмоциональной насыщенности имиджа государства следует использовать ограниченный набор символов.

- Подвижность. Имидж страны хоть и конкретен, но он постоянно изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов, должен подстраивается под меняющиеся реалии и ситуации.

- Идеализация. Имидж представляет образ как некую совокупность выгодных качеств, идеализирующих объект, наделяя его дополнительными выгодными качествами в соответствии с ожиданиями целевой аудитории.

- Ограниченная самостоятельность. Имидж привязан к своему объекту, однако он может меняться, развиваться по собственным законам, в соответствии с меняющимися психологическими ориентациями целевой аудитории.

- Реальность и желательность. Имидж занимает промежуточное состояние между реальной ситуацией и эмоциональным, психологическим ожиданием целевой аудитории. Имидж расширяет границы восприятия объекта, однако только в заданном направлении, позволяет домыслить образ объекта самой целевой аудитории.

При формировании имиджа страны следует выделить ряд задач:

Имидж нужно планировать, чтобы производить определенное впечатление. Имидж должен быть правдоподобным, пользоваться доверием у целевой аудитории. Иначе эффективность имиджа будет близка к нулю или играть отрицательную роль.

Имидж страны должен в какой-то мере соответствовать обществу данного государства. Он должен моментально характеризовать государство, высвечивая один или несколько характерных для страны признаков.

Имидж не должен быть очень сложным, он должен легко восприниматься и запоминаться целевой аудиторией.

Имидж обязан быть несколько неопределенным, оставлять простор для домысливания. Международный имидж государства отличается сильной эмоциональной составляющей.

Таким образом, следует отметить, что международный имидж государства осуществляет связь общественного мира и реального государства. Эта связь осуществляется посредством нескольких инструментов: метафоры, являющейся выразительным образом исторического периода, времени или ситуации; героя, олицетворяющего реальность и временной период; знака, эмоционально окрашенного образа страны.

На имидж государства оказывают влияние самые различные факторы. Это и внешняя политика государства, и высказывания культурных деятелей о стране, и уровень развития экономики государства, и ее открытость.

На формирование имиджа государства влияют временное факторы, которые можно разделить на статичные, динамичные и ожидаемые.

Статичные факторы это те, которые остались в прошлом либо не меняются с течением времени. К ним можно отнести природный ресурсный потенциал, национальное и культурное наследие, нерегулируемые геополитические факторы. Также к статичным факторам относятся исторические события, вклад в историю государства выдающихся граждан и базовая форма государственного устройства и структура управления.

Динамичные во времени факторы, оказывающие влияние на формирование международного имиджа государства, включают в себя социально-психологические настроения в обществе, формы общественно-политической интеграции общества, структура, характер и принципы деятельности общественно-политических организаций в государстве, морально-правовые аспекты развития общества.

Ожидаемые во времени факторы, влияющие на формирование международного имиджа государства, сочетают в себе оба вида факторов, приведенных выше. Ожидаемые факторы прогнозируются на основе статичных и с учетом динамичных факторов формирования имиджа государства. В особых случаях динамичные факторы могут играть основополагающую роль в формировании имиджа. Это касается ситуаций, когда под влиянием динамичных факторов статичные факторы трансформируются.

К задачам формирования международного имиджа государства необходимо отнести ожидания целевой аудитории. Именно соответствие ожидания, ее видимость, позволяет сформировать максимально эффективный образ государства.

Формирование имиджа государства происходит при широком использовании всевозможных коммуникаций – обмене различных видов информации, сообщений, сведений.

В процессе формирования международного имиджа государства немаловажную роль играют символы, формирующие ассоциативный ряд с государством.

Символы-идеи отражают и ограничивают политическое пространство, политические мотивы носителей. К символам-идеям можно отнести политические программы, заявления, лозунги и проч.[1]

Ритуал играет немаловажную роль в формировании единой социальной энергии, направленной в единое русло. Государственные ритуалы позволяют каждому члену ассоциировать себя с государством, оказывая психологическое воздействие во время исполнения ритуального действия.

Символ-предмет является статичным, материальным воплощением имиджа государства. Герб, флаг, гимн и иные символы несут сильную составляющую имиджа страны.

Символы-персоны, герои, являясь социальными лидерами данного общества, отождествляют временной или исторический период в развитии государства. Как правило, исторические периоды, связанные с определенными героями впоследствии получают названия по их именам – «Сталинизм», «эпоха Черчилля» и проч.

 

Итак, тезисно определим наиболее важные навыки в курсе «Управления имиджем».

Навыки построения личностного имиджа.

1.Ваш личный имидж является картинкой Вас. Другие видят то, что Вы сами избрали для показа. Рассматривайте свой имидж как рекламу.

2. Имидж – это знаковые характеристики. Визуальные характеристики окружающие отмечают первыми: тело, осанка, поза, одежда, аксессуары говорят об имидже задолго, пока будет произнесено первое слово. Другие характеристики – затруднительно или невозможно прямо передать. Напр. Важное качество публичного лидера – смелость. Но передать его прямо – или сказать «он смелый» не подействует. Но можно эту черту передать в косвенной подаче, и при этом требуется большая повторяемость. Так, когда принцесса Диана посещает больных проказой или СПИДОМ и это многократно транслирует телевидение – вызывает наше восхищение и уважение. Следовательно, построение имиджа идет сразу по нескольким каналам коммуникации и нельзя ограничиться контролем чего-то одного.

3.Построение имиджа ведется строго по закону пропаганды, а пропаганда основана на стереотипе. В психологии под социальным стереотипом понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Поэтому нет смысла в разрушении стереотипа, а следует его использовать, ибо он уже есть в аудитории. Отличие имиджа от стереотипа в том, что имидж – индивидулизирован, это образ данного конкретного человека, объекта. Стереотип же обобщенный образ, т.е. некоторый класс сходных объектов, наделяем идентичными характеристиками.

4.Из существующего набора реальных характеристик личности нужно отбирать те характеристики, которые лучше будут воздействовать на окружающих в этой конкретной ситуации. Имиджелогию иногда определяют как менеджмент коммуникаций – управление коммуникативных потоком. Коммуникативные потоки подразделяются на три:

1) вербальные в виде выступлений и статей.

2)событийные – доверие к событиям значительно выше

3) визуальные – самая высокая степень влияния, так как она считается как более достоверная и неотфильтрованная информация.

5.Нужно хорошо разбираться в психологии окружающих. Людей возбуждают легенды, слухи, а не сам человек. Человек в фокусе общественного внимания, связанного с событиями, всеми обсуждаемыми, интересен. Принципом работы имиджмейкера является «внимание привлекает внимание».

6. Отсюда вытекает технология – нужно создавать события, распространять слухи, стать живой легендой. Т.Е. речь идет о построении благоприятных для личности коммуникативных потоков информаций. Окружающие Вас люди ставятся в условия, при которых они просто не смогут отказаться от информации, которую имиджмейкер выстраивает специально. Но информация это должна быть более или менее объективной, искренней.

7.Однако, у окружающих доверие к визуальной информации – выше, чем к каналу вербальному. То, что мы видим, то и вызывает больше доверия, чем - то, что мы слышим. Визуальная информация имеет самую высокую процентность влияния – 69%. В вербальном измерении – это культура Вашей речи, речь должна быть насыщена эмоциональной информацией, содержание того, о чем Вы говорите, постарайтесь визуалировать, образно представить. Использовать голос как коммуникативное средство. Стиль, содержание деловых писем и статей в некоторых случаях являются более весомыми, нежели Ваши внешние данные.

8.Атмосфера восприятия Вашего имиджа. Вам нужно научиться управлять атмосферой!

Любое пространство – куда Вы входите, имеет свою атмосферу, свой имидж, свою систему коммуникативных потоков информации. Атмосфера квартиры, куда Вы пришли в гости, картинная галерея, музей, улица, зал, где начинается новогодний бал, кабинет чиновника или стоматолога и т.д. – каждому месту соответствует своя атмосфера – особая, ярко выраженная или обычная, но могущая измениться в следующий момент. Нужно знать не только специфику этой атмосферы, но и законы сочетания атмосфер:

1)разнородные или противоположные атмосферы вступают друг с другом, пытаясь подчинить себе другую. Напр. Вы попали в агрессивную ситуацию, следовательно, либо Вы уходите, либо разрежаете ситуацию – последнее – сложнее, однако, эффективно срабатывает для имиджа.

2)однородные атмосферы сливаются друг с другом, усиливаясь. Напр. Оказались в толпе крайне возбужденной, и придется слиться с ней, ибо ею управляет стихия.

9.Законы имиджа – арифметические.

1)Закон сложения имиджей. Для усиления своего имиджа можно воспользоваться присоединением в себе имиджа других. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе – кто ты» - следовательно, накладывает жесткое требование в выборе окружения. А вот привлекательность Вашего имиджа заметно возрастает, когда мы окружаем себя знаменитыми людьми и одухотворенными вещами. Рядом с Вами портреты известных людей, журналистов, политиков, актеров.

2)Закон вычитания имиджей. Наличие некоторых незначительных черт Вашего образа не ослабляет целостность образа, а иногда делает его более объемным. Любовные приключения Клинтона не помещали ему быть избранным на второй срок.

3) Закон деления имиджей. Вычленений какой-либо черты имиджа может усилить весь образ.

4)Закон умножения имиджей. Образ общего, целого можно переносить на часть. Напр. Диплом известного университета возвышает Ваш имидж. Имидж других людей (родственники, друзья, знакомые) могут повлиять на восприятие Вашего имиджа как положительно, так и отрицательно. Бдительно нужно следить – с кем сейчас общаетесь – нужно ли оно Вам!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.