КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая мысль древнего мира
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛЕКЦИЯ № 2. Политическая наука, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений. Политическая мысль зародилась в глубокой древности, но наивысшего расцвета она достигла в странах Древнего Востока: Индии, Китае и Античного Запада: Греции, Риме. Вопросы государства, политики и власти у древних народов (египтян, греков, индусов, китайцев, римлян, евреев) восходят к мифам, согласно которым земные порядки - неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. Это характерно для древних памятников - законов древневавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), древнеиндийских ведов (II тыс. до н.э.) и Упанишадов (IX-VI в. до н.э.). Особое место в политических воззрениях Древнего мира занимают Конфуций (551-479 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Полибий (201-120 гг. до н.э.), Цицерон (106-43 гг. до н.э.) и другие. В своих работах мыслители древности попытались в систематическом виде описать известные им формы государственного устройства, дать их классификацию, установить некоторые закономерности функционирования власти внутри страны, в отношениях с другими государствами. Были сделаны первые шаги на поприще эмпирического анализа политической действительности, заложен понятийный аппарат нынешней политической науки, в частности, дано определение таким понятиям, как политика, государство, право, мораль, власть, республика, монархия, аристократия, олигархия. Политическая мысль Древней Индии, в отличие от ее философской традиции, относительно проста и гомогенна. «Дхарма» и «данда» - ее основные понятия. Дхарма - это праведное исполнение людьми своих обязанностей. Но так как люди по своей природе эгоистичны, а следовательно, не склонны следовать дхарме, то для того, чтобы побудить их подчиниться высшему закону (дхарме), необходимо использовать принуждение, наказание - данду. Таким образом, управление обществом заключается в том, чтобы с помощью данды сохранять и поддерживать дхарму. Самый крупный политический мыслитель Древней Индии - Каути-льи, акцентировал свое внимание на трех основных проблемах: деятельность и функции мудрого государя; управление и право; проблемы войны и дипломатии. Целью общественного существования он считал обеспечение блага всех живых существ. Таким благом является сохранение обще-
ственного порядка, который достигается путем исполнения каждым человеком своего долга. Возвеличивая царскую власть и ее действия, Каутильи оправдывает ту политику, которая защищает людей, но в то же время он рекомендует правителям применять все средства против народного недовольства внутри страны. Во внешней политике, по его мнению, существует 6 основных форм: состояние мира, войны, нейтралитет, подготовка к походу, союз, двойная политика. Политическая мысль Древнего Китая богата и разнообразна. Ее можно назвать соперницей политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Самые крупные школы политических учений Древнего Китая -это конфуцианство, легисты и дао. Их политическая концепция сводится к нескольким главным позициям: 1. власть носит божественное происхождение; 2. управлять Поднебесной должны мудрецы; 3. правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе народном. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) - великий китайский моралист, считал, что правление должно основываться в большей степени на морали, чем на традиции и принуждении. Он разработал патерналистскую концепцию государства, которая господствовала в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке - почти два тысячелетия. Его изречения собраны в книге «Лунь-юй» («Суждения и беседы»). Идея патернализма и меритократии (власть знающих, моральных людей) была заложена в основу построения государства, которое есть большая семья. Но один отец - государь не в состоянии справиться с управлением, ему нужны помощники - чиновники, обладающие высокой моралью, знаниями, заботящиеся о подданных, их достатке и воспитании. Практические советы Конфуция в области управления и сегодня можно отнести к заповедям умелой администрации: мудрый руководитель должен хорошо знать, что любят люди (богатство, престиж) и что ненавидят (бедность, презрение); дельный чиновник должен уметь все видеть, все слышать, осторожно высказывать свое мнение, избегать рискованного и опасного действия. Центральной темой социально-политической программы Конфуция является благо народа. Государство - не самоцель, а средство для обеспечения блага народа. Без доверия нет государства. Завоевать доверие можно только заботой о людях. Народ надо сначала накормить, утверждал Конфуций, потом обучить и привить высокую мораль. Суть социального порядка он видел в прочности и стабильности общества, где каждый знает свои права и обязанности. Государь должен быть государем, подданный -подданным, отец - отцом, сын - сыном. Управлять обществом призваны благородные мужи во главе с государем на принципах добродетели и личного примера. Не отрицая социальных различий, Конфуций считал их бла- городными не по происхождению, а по нравственным качествам, которые должны были обладать добродетелью, гуманностью, человечностью, чувством долга и справедливости, всегда стремиться к знаниям, демонстрировать верность и преданность, уважать старших. Этих правил было бы вполне достаточно, чтобы наладить эффективное управление без официальных законов. По его мнению, государство должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость и добродетель правителя и его помощников. С конфуцианством соперничало учение легистов, стремившихся достичь гармонии и счастья путем введения системы строгих регламентов, за невыполнение которых должны следовать суровые наказания. Для этого и нужен закон, главный смысл которого - универсальность, жесткость и обязательность для всех, то есть необходимо ввести, закрепить жесткий стандарт с помощью ряда методов: материального стимулирования, управления имуществом, наград и наказаний. При этом наказаниям отводилось первое место. Наиболее интересными идеями в их учении являются: государственная монополия в области производства и торговли; наделение административного аппарата экономическими функциями; систематический контроль государства за поведением и умонастроением людей (наряду с принципом личной ответственности); экзаменационная система замещения должностей в бюрократическом аппарате, цензорский надзор за бюрократией. В противоположность Конфуцию легисты рассматривали государственное управление как постоянную борьбу между правителями и подданными. Необходимым условием успеха в политике они считали секретность намерений и действий правителя, обман подданных. Легистская доктрина политики и государства была воспринята официальной государственной идеологией и практикой в Китае на долгие годы. Даосизм - третья крупная школа в Древнем Китае по проблемам политики. Ее сторонники выступали с резким осуждением государства, рассматривали его как зло, призывали к уходу от политики, к простоте первозданной природы, естественному существованию; и все же в их учении содержится немало рекомендаций по управлению обществом. В частности, основным методом управления они считали недеяние, то есть исключение чересчур деятельного властвования. Политические идеи древнегреческих и древнеримских ученых сыграли значительную роль в формировании всей культуры человечества. Главный вопрос, на котором они акцентировали свое внимание, - размышление о лучшей жизни, о средствах ее достижения. В истории развития древнегреческих политических воззрений выделяются три периода: 1) IX-VI вв. до н.э. - связан со становлением греческой государствен 2) У-УI вв. до н.э. - время расцвета философской и политической Сократ (469-399 гг.) был занят поисками рационального, логически понятного обоснования моральной политики и права. Его идеал - правление знающих, то есть компетентных в государственном управлении людей. Он являлся сторонником законности, которую положил в основу классификации форм государственного устройства и правления. Сократ выделял две формы правления: царство - власть, основанную на воле народа, и государственных законах и тиранию - власть против воли народа, держащуюся на произволе правителя, а также три вида правления: аристократию, плутократию, демократию. Он резко отрицательно относился к тирании, но критиковал и демократию, главный недостаток которой видел в некомпетенции ее должностных лиц, избиравшихся путем жребия, то есть во многом случайно. Ему первому принадлежит идея о договорных отношениях между государством и его членами. Согласно этой идее принятие гражданства является добровольным делом, а поэтому любой гражданин может покинуть государство, если его порядок ему не нравится; остающиеся же в полисе соглашаются выполнять все веления государства, но при этом не исключено путем убеждений или других правомерных ненасильственных средств приостановить возможные несправедливые решения и мероприятия законных полисных органов и должностных лиц. Сократ оказал огромное влияние на формирование мировоззрения Платона, Аристотеля и других мыслителей Древней Греции. Политические учения Платона и Аристотеля - высшие достижения политической мысли этого периода. Высоко ценя политическое знание, политическое искусство в управлении, они пытались создать модель идеального, совершенного государства, которое оптимально бы выражало интересы всех слоев населения: от демоса до аристократии. Платон является автором ряда оригинальных политических работ: «Государство», «Политика», «Законы». Он один из первых предпринял попытку дать типологию государственных устройств, раскрыть причины и механизмы перехода от одних типов государств к другим. Все государст- венные формы Платон делил на два класса: совершенные (идеальные) и несовершенные. При этом главным критерием для него выступали мотивы поведения людей. Если главный двигатель поведения людей - материальные заботы и выгоды, то, по его утверждению, следует говорить о несовершенстве государства. Все государства, которые существовали в его время, он считал несовершенными, выделив четыре их формы (по количественному критерию): тимократию - власть честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения; олигархию - власть немногих богатейших, которые не допускают к управлению бедных; демократию - власть большинства, но не всех; тиранию - власть одного. Этим несовершенным формам государства Платон противопоставлял идеальное государство - справедливое правление «аристократов духа» - мудрецов. Основным условием и принципом совершенного государства Платон считал справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводил строгую иерархию сословий: философы-правители, стражи-воины, которые составляют высший класс, а к низшему классу относятся ремесленники и крестьяне, которые занимаются физическим трудом. Общество, согласно Платону, - это совместное удовлетворение потребностей людей, способности которых дополняют друг друга. У правителей и стражей нет ничего своего: ни семьи, ни собственности - все общее. «Мы лепим государство», - утверждал Платон, - «не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Личность и общество, как видим, оказываются полностью растворенными в полисе. В политическом учении Платона нетрудно увидеть истоки тоталитаризма, но нельзя не усмотреть и разумных основ государственности (например, высокого морального духа правителей). А идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям. Более глубокий след в политической науке оставил Аристотель, ученик Платона и автор-энциклопедист. Наиболее крупными его работами являются «Никомахова этика» и «Политика». В отличие от Платона, Аристотель предпринял попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала, а поэтому его можно считать основателем эмпирического подхода и сравнительного метода в политической науке. Аристотель утверждал, что человек - «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Задача политологии, как науки о государстве, заключается в том, чтобы научить политического деятеля искусству управления, показать ему, какой государственный строй при данном состоянии общества является наиболее пригодным. Все формы государства Аристотель разделял на правильные и неправильные. Здесь критерии иные, чем у Платона. Он вводил понятие «благо»: способность правящих служить делу общественной пользы. Если управление осуществляется в интересах всего общества, и правит один, многие или большинство, - это правильные формы государственного устройства. А если в управлении возобладали личные интересы, там неправильные формы правления. На этой основе он дал типологию государств, выделяя монархию, аристократию и политию, как правильные формы и тиранию, олигархию и демократию как неправильные формы. Аристотель отдавал предпочтение политии, когда большинство управляет в интересах общего блага, власть находится в руках «среднего» элемента, т. е. тех, кто обладает средним размером имущественного состояния по отношению к богатейшей и беднейшей частям общества. Как и Платон, он негативно отзывался о демократии, при которой правит большинство, выражая интересы большинства, но не всех. Наихудшей формой правления считал тиранию -безответственную власть одного лица, которая лишает граждан политической энергии. В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек - часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, так как неравенство становится причиной возмущения и переворотов. Политический идеал Аристотеля - государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых. 3) Вторая половина IV-III вв. до н.э. - этот период в развитии политических учений Древней Греции связан с именами Эпикура, Полибия и стоиков, которые жили в условиях кризиса и упадка греческой государственности, что нашло свое выражение в их политических воззрениях. Так, у Эпикура присутствует проповедь неучастия в политической и общественной жизни. Главную цель власти он усматривал в обеспечении взаимной безопасности людей, в непричинении друг другу вреда. Государство и закон трактуются им как разумный договор людей между собой для общей пользы и взаимной безопасности. Полибий рассматривал политическую историю с точки зрения государственного устройства, которое играет важную роль во всех человеческих отношениях. Анализируя успехи Рима, он объяснял это совершенством римского республиканского строя, основан- ного на трех государственных формах: царства, аристократии и демократии, что соответствовало трем ветвям власти: консулов, сената, народа. Значительный вклад в развитие политической мысли в Древнем Риме внес Марк Тулий Цицерон в работах «О государстве» и «Законы». Особое внимание он уделял разработке проблем правового равенства и государства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающим, в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости. Причиной образования государства является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, главным требованием которой является не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. Цицерон выделял три формы государства: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считал смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Политическая мысль Древней Греции и Рима была пронизана идеей неумолимой судьбы, требующей смирения, ее рационализм был очень ограничен и присущ только небольшой элите античного общества.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |