Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая мысль древнего мира

РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

ЛЕКЦИЯ № 2.

Политическая наука, как и всякая наука, имеет свою историю воз­никновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явле­ний. Политическая мысль зародилась в глубокой древности, но наивысше­го расцвета она достигла в странах Древнего Востока: Индии, Китае и Ан­тичного Запада: Греции, Риме. Вопросы государства, политики и власти у древних народов (египтян, греков, индусов, китайцев, римлян, евреев) вос­ходят к мифам, согласно которым земные порядки - неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхож­дение. Это характерно для древних памятников - законов древневавилон­ского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), древнеиндийских ведов (II тыс. до н.э.) и Упанишадов (IX-VI в. до н.э.). Особое место в политических воззре­ниях Древнего мира занимают Конфуций (551-479 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Полибий (201-120 гг. до н.э.), Цицерон (106-43 гг. до н.э.) и другие.

В своих работах мыслители древности попытались в систематиче­ском виде описать известные им формы государственного устройства, дать их классификацию, установить некоторые закономерности функциониро­вания власти внутри страны, в отношениях с другими государствами. Были сделаны первые шаги на поприще эмпирического анализа политической действительности, заложен понятийный аппарат нынешней политической науки, в частности, дано определение таким понятиям, как политика, госу­дарство, право, мораль, власть, республика, монархия, аристократия, оли­гархия.

Политическая мысль Древней Индии, в отличие от ее философской традиции, относительно проста и гомогенна. «Дхарма» и «данда» - ее ос­новные понятия. Дхарма - это праведное исполнение людьми своих обя­занностей. Но так как люди по своей природе эгоистичны, а следователь­но, не склонны следовать дхарме, то для того, чтобы побудить их подчи­ниться высшему закону (дхарме), необходимо использовать принуждение, наказание - данду. Таким образом, управление обществом заключается в том, чтобы с помощью данды сохранять и поддерживать дхарму.

Самый крупный политический мыслитель Древней Индии - Каути-льи, акцентировал свое внимание на трех основных проблемах: деятель­ность и функции мудрого государя; управление и право; проблемы войны и дипломатии. Целью общественного существования он считал обеспече­ние блага всех живых существ. Таким благом является сохранение обще-

 


ственного порядка, который достигается путем исполнения каждым чело­веком своего долга. Возвеличивая царскую власть и ее действия, Каутильи оправдывает ту политику, которая защищает людей, но в то же время он рекомендует правителям применять все средства против народного недо­вольства внутри страны. Во внешней политике, по его мнению, существует 6 основных форм: состояние мира, войны, нейтралитет, подготовка к по­ходу, союз, двойная политика.

Политическая мысль Древнего Китая богата и разнообразна. Ее можно назвать соперницей политической мысли Древней Греции и Древ­него Рима. Самые крупные школы политических учений Древнего Китая -это конфуцианство, легисты и дао. Их политическая концепция сводится к нескольким главным позициям:

1. власть носит божественное происхождение;

2. управлять Поднебесной должны мудрецы;

3. правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе народном.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) - великий китайский моралист, счи­тал, что правление должно основываться в большей степени на морали, чем на традиции и принуждении. Он разработал патерналистскую концеп­цию государства, которая господствовала в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке - почти два тысячелетия. Его изречения собраны в книге «Лунь-юй» («Суждения и беседы»). Идея па­тернализма и меритократии (власть знающих, моральных людей) была за­ложена в основу построения государства, которое есть большая семья. Но один отец - государь не в состоянии справиться с управлением, ему нужны помощники - чиновники, обладающие высокой моралью, знаниями, забо­тящиеся о подданных, их достатке и воспитании. Практические советы Конфуция в области управления и сегодня можно отнести к заповедям умелой администрации: мудрый руководитель должен хорошо знать, что любят люди (богатство, престиж) и что ненавидят (бедность, презрение); дельный чиновник должен уметь все видеть, все слышать, осторожно вы­сказывать свое мнение, избегать рискованного и опасного действия.

Центральной темой социально-политической программы Конфуция является благо народа. Государство - не самоцель, а средство для обеспе­чения блага народа. Без доверия нет государства. Завоевать доверие можно только заботой о людях. Народ надо сначала накормить, утверждал Кон­фуций, потом обучить и привить высокую мораль. Суть социального по­рядка он видел в прочности и стабильности общества, где каждый знает свои права и обязанности. Государь должен быть государем, подданный -подданным, отец - отцом, сын - сыном. Управлять обществом призваны благородные мужи во главе с государем на принципах добродетели и лич­ного примера. Не отрицая социальных различий, Конфуций считал их бла-


городными не по происхождению, а по нравственным качествам, которые должны были обладать добродетелью, гуманностью, человечностью, чув­ством долга и справедливости, всегда стремиться к знаниям, демонстриро­вать верность и преданность, уважать старших. Этих правил было бы вполне достаточно, чтобы наладить эффективное управление без офици­альных законов. По его мнению, государство должно опираться не на без­ликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость и добродетель правителя и его помощников.

С конфуцианством соперничало учение легистов, стремившихся дос­тичь гармонии и счастья путем введения системы строгих регламентов, за невыполнение которых должны следовать суровые наказания. Для этого и нужен закон, главный смысл которого - универсальность, жесткость и обя­зательность для всех, то есть необходимо ввести, закрепить жесткий стан­дарт с помощью ряда методов: материального стимулирования, управле­ния имуществом, наград и наказаний. При этом наказаниям отводилось первое место. Наиболее интересными идеями в их учении являются: госу­дарственная монополия в области производства и торговли; наделение ад­министративного аппарата экономическими функциями; систематический контроль государства за поведением и умонастроением людей (наряду с принципом личной ответственности); экзаменационная система замещения должностей в бюрократическом аппарате, цензорский надзор за бюрокра­тией.

В противоположность Конфуцию легисты рассматривали государст­венное управление как постоянную борьбу между правителями и поддан­ными. Необходимым условием успеха в политике они считали секретность намерений и действий правителя, обман подданных. Легистская доктрина политики и государства была воспринята официальной государственной идеологией и практикой в Китае на долгие годы.

Даосизм - третья крупная школа в Древнем Китае по проблемам по­литики. Ее сторонники выступали с резким осуждением государства, рас­сматривали его как зло, призывали к уходу от политики, к простоте перво­зданной природы, естественному существованию; и все же в их учении со­держится немало рекомендаций по управлению обществом. В частности, основным методом управления они считали недеяние, то есть исключение чересчур деятельного властвования.

Политические идеи древнегреческих и древнеримских ученых сыг­рали значительную роль в формировании всей культуры человечества. Главный вопрос, на котором они акцентировали свое внимание, - размыш­ление о лучшей жизни, о средствах ее достижения.

В истории развития древнегреческих политических воззрений выде­ляются три периода:


1) IX-VI вв. до н.э. - связан со становлением греческой государствен­
ности и рационализацией политических представлений. В течение этого!
этапа формируется философский подход к проблемам государства в твор­
честве Гесиода, Гераклита, Пифагора, Солона. Так, Солон считал, что го­
сударство нуждается прежде всего в законном порядке. Пифагор и пифа­
горейцы первыми начали разработку понятия равенства, столь существен­
ного для понимания роли права, как равной меры формирования неравных
отношений индивидов.

2) У-УI вв. до н.э. - время расцвета философской и политической
мысли, нашедшее свое выражение в учениях Демокрита, Сократа, Платона
и Аристотеля.

Сократ (469-399 гг.) был занят поисками рационального, логически понятного обоснования моральной политики и права. Его идеал - правле­ние знающих, то есть компетентных в государственном управлении людей. Он являлся сторонником законности, которую положил в основу класси­фикации форм государственного устройства и правления. Сократ выделял две формы правления: царство - власть, основанную на воле народа, и го­сударственных законах и тиранию - власть против воли народа, держа­щуюся на произволе правителя, а также три вида правления: аристокра­тию, плутократию, демократию. Он резко отрицательно относился к тира­нии, но критиковал и демократию, главный недостаток которой видел в некомпетенции ее должностных лиц, избиравшихся путем жребия, то есть во многом случайно. Ему первому принадлежит идея о договорных отно­шениях между государством и его членами. Согласно этой идее принятие гражданства является добровольным делом, а поэтому любой гражданин может покинуть государство, если его порядок ему не нравится; остаю­щиеся же в полисе соглашаются выполнять все веления государства, но при этом не исключено путем убеждений или других правомерных нена­сильственных средств приостановить возможные несправедливые решения и мероприятия законных полисных органов и должностных лиц.

Сократ оказал огромное влияние на формирование мировоззрения Платона, Аристотеля и других мыслителей Древней Греции. Политические учения Платона и Аристотеля - высшие достижения политической мысли этого периода. Высоко ценя политическое знание, политическое искусство в управлении, они пытались создать модель идеального, совершенного го­сударства, которое оптимально бы выражало интересы всех слоев населе­ния: от демоса до аристократии.

Платон является автором ряда оригинальных политических работ: «Государство», «Политика», «Законы». Он один из первых предпринял по­пытку дать типологию государственных устройств, раскрыть причины и механизмы перехода от одних типов государств к другим. Все государст-


венные формы Платон делил на два класса: совершенные (идеальные) и несовершенные. При этом главным критерием для него выступали мотивы поведения людей. Если главный двигатель поведения людей - материаль­ные заботы и выгоды, то, по его утверждению, следует говорить о несо­вершенстве государства. Все государства, которые существовали в его время, он считал несовершенными, выделив четыре их формы (по количе­ственному критерию): тимократию - власть честолюбцев, жаждущих по­честей и высокого положения; олигархию - власть немногих богатейших, которые не допускают к управлению бедных; демократию - власть боль­шинства, но не всех; тиранию - власть одного.

Этим несовершенным формам государства Платон противопоставлял идеальное государство - справедливое правление «аристократов духа» - мудрецов. Основным условием и принципом совершенного государства Платон считал справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводил стро­гую иерархию сословий: философы-правители, стражи-воины, которые со­ставляют высший класс, а к низшему классу относятся ремесленники и крестьяне, которые занимаются физическим трудом. Общество, согласно Платону, - это совместное удовлетворение потребностей людей, способно­сти которых дополняют друг друга. У правителей и стражей нет ничего своего: ни семьи, ни собственности - все общее. «Мы лепим государство», - утверждал Платон, - «не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Личность и общество, как ви­дим, оказываются полностью растворенными в полисе.

В политическом учении Платона нетрудно увидеть истоки тоталита­ризма, но нельзя не усмотреть и разумных основ государственности (на­пример, высокого морального духа правителей). А идея Платона о разде­лении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.

Более глубокий след в политической науке оставил Аристотель, уче­ник Платона и автор-энциклопедист. Наиболее крупными его работами яв­ляются «Никомахова этика» и «Политика». В отличие от Платона, Аристо­тель предпринял попытку анализа реальных форм государственного уст­ройства посредством изучения фактического материала, а поэтому его можно считать основателем эмпирического подхода и сравнительного ме­тода в политической науке. Аристотель утверждал, что человек - «полити­ческое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к со­вместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Задача политологии, как науки о государстве, заключается в том, чтобы научить политического деятеля искусству


управления, показать ему, какой государственный строй при данном со­стоянии общества является наиболее пригодным.

Все формы государства Аристотель разделял на правильные и непра­вильные. Здесь критерии иные, чем у Платона. Он вводил понятие «благо»: способность правящих служить делу общественной пользы. Если управле­ние осуществляется в интересах всего общества, и правит один, многие или большинство, - это правильные формы государственного устройства. А если в управлении возобладали личные интересы, там неправильные формы правления. На этой основе он дал типологию государств, выделяя монархию, аристократию и политию, как правильные формы и тиранию, олигархию и демократию как неправильные формы. Аристотель отдавал предпочтение политии, когда большинство управляет в интересах общего блага, власть находится в руках «среднего» элемента, т. е. тех, кто облада­ет средним размером имущественного состояния по отношению к бога­тейшей и беднейшей частям общества. Как и Платон, он негативно отзы­вался о демократии, при которой правит большинство, выражая интересы большинства, но не всех. Наихудшей формой правления считал тиранию -безответственную власть одного лица, которая лишает граждан политиче­ской энергии.

В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек - часть государства, личные интересы строго подчине­ны общественному благу. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, так как нера­венство становится причиной возмущения и переворотов. Политический идеал Аристотеля - государство, в котором только закон есть сила, а наи­более подходящей в политическом отношении выступает смешанная фор­ма государственного строя, основанная на стремлении объединить интере­сы бедных и богатых.

3) Вторая половина IV-III вв. до н.э. - этот период в развитии

политических учений Древней Греции связан с именами Эпикура, Полибия и стоиков, которые жили в условиях кризиса и упадка греческой государ­ственности, что нашло свое выражение в их политических воззрениях. Так, у Эпикура присутствует проповедь неучастия в политической и общест­венной жизни. Главную цель власти он усматривал в обеспечении взаим­ной безопасности людей, в непричинении друг другу вреда. Государство и закон трактуются им как разумный договор людей между собой для общей пользы и взаимной безопасности. Полибий рассматривал политическую историю с точки зрения государственного устройства, которое играет важ­ную роль во всех человеческих отношениях. Анализируя успехи Рима, он объяснял это совершенством римского республиканского строя, основан-


ного на трех государственных формах: царства, аристократии и демокра­тии, что соответствовало трем ветвям власти: консулов, сената, народа.

Значительный вклад в развитие политической мысли в Древнем Риме внес Марк Тулий Цицерон в работах «О государстве» и «Законы». Особое внимание он уделял разработке проблем правового равенства и государст­ва. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающим, в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, осно­вано на всеобщем разуме и справедливости. Причиной образования госу­дарства является охрана собственности. В основе права лежит справедли­вость, главным требованием которой является не вредить другим и не по­кушаться на чужую собственность. Цицерон выделял три формы государ­ства: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считал смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан.

Политическая мысль Древней Греции и Рима была пронизана идеей неумолимой судьбы, требующей смирения, ее рационализм был очень ог­раничен и присущ только небольшой элите античного общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фонд оплаты труда на предприятии | Политические воззрения в эпоху Средневековья и Возрождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.