Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы работы балетмейстера по созданию хореографического произведения


Образ как единство содержания и формы

Образ, как единство эмоционального и рационального (чувства и разума)

Любой художник утверждает свои произведения определённым отношением к жизни, поставленным вопросом утверждает определённую идею. Всякое произведение заключает в себе определённую мысль рациональное начало. Рациональное начало – это разумно - обоснованное, эмоционально-психическое переживание, душевное волнение (радость, скорбь).

В искусстве идея, это, прежде всего художественная идея она вызывает сначала у нас определённое чувство, а уже на этой основе пробуждают мысль, лишь радуясь, возмущаясь, переживая мы начинаем рассуждать. Это особенность воздействия искусства объясняется тем, что в художественном образе, рациональное всегда неразрывно связано с эмоциями. Чувственное восприятие мира свойственно только человеку. С этим связана сама возможность художественного мышления, только благодаря этому произведение искусства пробуждая эмоциональное отношение, содержащееся в ней идеи, возбуждает, и наше мышление.

Зритель – образ – эмоция - мысль.

Художник – мысль – эмоция - образ.

Это один из важнейших законов творчества, необходимое условие художественности произведения. Содержание и форма это эстетические категории выражающие соотношение в искусстве внутреннего духовного идейно - образного начала и его внешнего непосредственного воплощения. В произведении искусства содержание и форма настолько тесно связаны, что отделив форму от содержания, значит уничтожить содержание, а отделив содержание от формы, значит уничтожить форму. Взаимосвязь содержания и формы характеризуется двумя моментами.

1. Форма художественного произведения вырастает из содержания и призвана служить его выражением.

2. Содержание проявляется только в определённой форме, оно как бы материализуется в форму, становится доступным для восприятия, форма даёт жизнь содержанию и должна ему соответствовать.

Художественный образ служит для обозначения связи между действительностью и искусством и представляет собой продукт мысли художника. Подлинно-художественное произведение всегда отличается большой глубиной мысли, значимостью поставленной проблемы, интересной формой.

В художественном образе как важным средством отражения действительности, сосредоточены критерии (признаки) правдивости и реалистичности, соединяя реальный мир и мир искусства, художественный образ даёт нам с одной стороны воспроизведение действительных мыслей, чувств, поступков, а с другой стороны делает это с помощью средств характеризующихся условностью. Правдивость и условность существуют в образе вместе.



За счёт чего может существовать искусство вообще и хореография в частности, если всё в ней условно обобщено?

За счёт присущего человеку художественного мышления и восприятия, которое основано на чувственном восприятии мира. Основная характерная черта этого мышления Ассоциативность.

Ассоциация – (от латинского соединение) психологическая связь, возникающая между двумя и более психологическими образованиями, восприятиями, представлениями, идеями. Механизм ассоциации сводится к возникновению связи одного ощущения с другим.

Эти ассоциативные связи опираются на уже сложившиеся представления о предметах, явлениях, они всегда субъективны. Отсюда трудности восприятия незнакомого.

Балетмейстеру нужно уметь:

-объединить субъективные восприятия мира в один определённый конкретный образ понятный для всех.

-иметь образно-метафорический тип мышления и развивать его у зрителя.

Метафора – (от греческого языка перенос) это художественный приём, основанный на образном сближении, сходстве, явлений действительности. Переносное значение одного предмета явления, ощущения на другой при помощи осознания их различия.

-балетмейстеру нужно иметь образно-метафорический тип мышления т.е воспитывать в себе соответственно поиск содержания из действительности, создавать метафорическую образность в произведении.

Перенесение признаков одного предмета на другой создаёт новое представление, создаётся метафорический образ.

Например:

Я смотрю – вижу – думаю - размышляю и с помощью ассоциаций в связи цепочек - начинаю понимать содержание, заложенное в произведение, расшифровать его образ, метафору.

Образность разрушается и исчезает когда:

- художник копирует факт реальности (натурализм);

-художник полностью уклоняется от изобразительных фактов действительности, когда художник не оценивает содержание (формализм)

I. Художественное содержание – это правдиво выраженное идейно-эмоциональное отношение художника к действительности в её эстетическом значении, вызывая положительное воздействие на чувства и разум человека, способствует его духовному развитию.

К содержанию произведения относятся:

1. Тема (от греческого слова предмет) это наиболее широкий круг вопросов, проблем жизненных явлений, о которых рассказывается в произведении. Тема отвечает на вопрос о чём произведение?

- тема борьбы;

- труда;

- любви;

- быта;

- добра и зла;

- дружбы;

- историческая;

- природы;

- детская.

2. Идея (от греческого вид, образ, целостный смысл законченного произведения). Та главная мысль, которую автор хотел внушить, передать зрителю и отвечает на вопрос ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР ЗРИТЕЛЮ?

Для того чтобы правильно сформулировать идею нужно в сюжетной драматургии поставить вопрос «Я хочу сказать зрителю, что…», в бессюжетной драматургии «Я хочу показать зрителю образ…».

3. Сюжет(от французского предмет) связь событий в сюжете раскрывает движение характеров и чувств конкретного действия и взаимоотношений героев.

II. Художественная форма-это внешнее выражение художественного содержания, гармоническое соединение частей и целого, элементов и структуры.

Гармония (от греческого созвучие, согласие) эстетическая категория, обозначающая высокий уровень упорядоченного многообразия.

Элементом формы является композиция (от латинского языка составление, соединение).

Принципы, т.е. правила построения формы - это соотношение и организация частей произведения, соподчинение частей целому и выражение целого через части (Например: дом из кубиков). Форма воплощает соединение частей в характерный образ с помощью определённых изобразительно-выразительных средств, которыми располагает каждый вид искусства.

Основными этапами формирования художественного образа является:

1. Образ, замысел - здесь происходит озарение художника, когда будущее произведение представляется ему в главных чертах. От замысла во многом зависит дальнейший ход творческого процесса.

2. Образ произведения – это конкретизация образа, замысла в материале. Произведение получает реальное существование.

3. Образ восприятия – это восприятие художественного произведения зрителем, главной цель которого, является понимание и раскрытие идейного содержания произведения. Восприятие – это сотворчество зрителя и художника.

Художественный образ является главным результатом способным глубоко волновать человека и одновременно с этим оказывать на него огромное воспитательное значение.

Художественный образ обозначается синтезом следующих компонентов:

1. Музыка;

2. Композиция;

3. Оформление.

Без образа нет танца, если не возникает художественный образ остаётся просто набор движений.

I. Первоначально замысел, (неконкретное представление о номере). Причиной возникновения замысла могут быть:

- произведения искусства;

- жизненные ситуации;

- природные явления;

- слово;

- собственные впечатления

Первоначальный замысел представляет собой видение отдельных деталей произведения или в целом впечатления, которое должно произвести произведение. Тема уже присутствует, но идея ещё неконкретна.

II. Разработка темы, идеи, драматургии произведения. Излагаются в программе (литературное описание будущего номера является его драматургической основой). Не всегда решение отдельных эпизодов намеченных в программе окончательно, многое меняется впоследствии, но в основном, содержание должно оставаться.

Программа:

1. Тема;

2. Идея;

3. Время действия;

4. Место действия;

5. Перечисление и образная характеристика действующих лиц (для сюжетной драматургии); образа (для бессюжетной драматургии);

6. Драматургия номера (сюжетная или бессюжетная).

 

III. Работа с музыкой (2 и 3 этапы могут поменяться, а могут идти параллельно).

1. Работа с готовым музыкальным произведением:

а) прослушивание музыкального произведения с целью соответствия с замыслом балетмейстера.

б) прослушивание с целью определить внутреннюю структуру, музыкальной драматургии, характер, анализ музыкального произведения.

Анализ музыкального произведения.

 

№ муз. части Музыкальное предложение Музыкальные фразы Количество тактов Музыкальный размер
  1. 2. 4,4 4/4 2/4

 

2. Поиск музыкального материала. Наложение драматургии хореографического номера на драматургию музыкального материала. То есть сначала разрабатывается драматургия номера, а затем идёт поиск музыкального произведения.

IV. Совмещение драматургии танца с драматургией музыки.

Уже начинает возникать композиционное решение в пространстве.

Этот этап отражается в композиционном плане (развёрнутый музыкально-хореографический сценарий будущего произведения), включает в себя режиссерскую разработку хореографической программы.

Сценарий с итальянского языка – план, сюжет, схема.

Композиционный план: (на двойном листе)

1. Название номера

2. Объём по времени (хронометраж)

3. Автор музыки

4. Количество участников и их образная характеристика

5. Тема

6. Идея

7. Время действия (исторический период, время года, суток)

8. Место действия (страна, область, село, берег реки, поляна или помещение)

9. Перечисление и образная характеристика действующих лиц (сюжета) или образа в целом (в бессюжетном танце)

10. Драматургия (сюжетная или бессюжетная, в соответствии с музыкальной драматургией)

Пять этапов драматургии соответствуют с музыкальной драматургией

· экспозиция

· завязка

· развитие действия

· кульминация

· развязка

 

11. Анализ музыкального произведения (таблица: размер, темп, фразы, такты.)

12. Художественное оформление (свет, декорации, костюмы, аксессуары)

13. Список исполнителей

V. Работа над композицией номера (практическая)

VI. Постановочная и репетиционная работа, пишется постановочный план, т.е. график работы над номером.

Постановочный план:

1. Работа с музыкой (концертмейстером, фонограммой)

2. Этюдная работа

3. Постановочная репетиция

4. Индивидуальная работа с солистами

5. Сводные репетиции (разные возрастные группы, хор, оркестр)

6. Репетиция в костюмах

7. Репетиция на сцене со светом и костюмами

8. Генеральная репетиция (последняя репетиция перед выпуском, при полном оформлении желательно с публикой)

9. Премьера

VII. Запись танца: 2 вида записи:

1. Литературное описание

2. Графическое изображение

Например:

1. Название номера (Хакасский танец «На аркане»)

2. Постановка (М. Годенко)

Запись танца (Л. Степановой)

3. Очерк танца

- краткое содержание,

- характер,

- манера исполнения,

- количество исполнителей,

- музыкальное сопровождение,

- музыкальный размер.

4. Описание костюмов

5. Описание танца

6. Описание движений

а) номер по порядку

б) название движений

в) музыкальный размер, на сколько тактов исполняется

7. Музыкальное приложение (ноты)

8. Графическое изображение рисунков (№1, №2, №3…)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Художественный образ | Общие законы (принципы) композиции танца

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4474; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.009 сек.