КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение, типология и уровни развития больших социальных групп
Изучение психологических процессов в больших общностях составляет одну из задач социальной психологии. Собственно в историческом плане зарождение социальной психологии как науки началось с появления работ по «народной психологии» в ее двух вариантах – «психологии народов» и «психологии масс». Исследованием больших социальных групп занимались как на Западе, так и в России. На Западе с самого начала (конец XIX – начало XX в.) объектом таких исследований стали большие неорганизованные группы («массы», «толпы»): - особенности их формирования, - их классификация, - социально-психологические феномены, проявляющиеся в их функционировании (формы поведения, слухи, паника и т. д.). В отечественной психологии внимание исследователей привлекал ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп. Тем не менее, отечественные исследователи по-разному определяют предмет психологии больших групп. Мы будем придерживаться мнения Г. М. Андреевой (2000), которая выделяет следующие вопросы, подлежащие изучению: 1) критерии выделения групп в качестве «больших»; 2) структуру психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение и характер взаимосвязи; 3) соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии; 4) методы изучения массовых явлений. Единого определения большой группы тоже не существует, как и нет единства в понимании количественного состава такой группы. Рассмотрим некоторые точки зрения: 1) большая группа – это случайно, стихийно возникшая, достаточно кратковременно существующая общность (толпа, публика, аудитория); 2) социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе общественных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем долговременном существовании (класс, нация, народность, демографическая группа); 3) большая группа – это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, национальность и др.; 4) большая группа – это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения). Виды больших социальных групп: 1. По характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей: 1) объективные макрогруппы – группы, в которых люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей; 2) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей. 2. По времени существования: 1) длительно существующие группы (классы, нации); 2) временно существующие группы (митинги, аудитории, толпы, массовые скопления людей, забастовки). 3. По организованности-неорганизованности: 1) организованные группы (партии, союзы, ассоциации); 2) неорганизованные (толпа, зрители зрелищных мероприятий, «фанаты» и т. д.). 4. По контактности членов группы: 1) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой; 2) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания); 5. По открытости: а) открытые; б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп. Уровни развития больших социальных групп: 1) типологический – характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства. 2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. 3) интеграционный (солидаристский) – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей. К факторам, определяющим уровень психологической общности группы относятся: 1) степень идентификации членов группы; 2) степень гетерогенности и гомогенности группы; 3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации, общественного мнения; 4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую; 5) общественно-исторический опыт группы; 6) идеология объединения людей.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |