КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология толпы, ее признаки и структурные характеристики
Психология классов. Класс – это одна из разновидностей больших социальных групп, отличающийся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классовая структура общества – явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества. Классообразующие признаки: 1) наличие (отсутствие) собственности на средства производства; 2) работа на себя и других; 3) доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу. Так, в структуре капиталистического общества выделяют: 1) класс буржуа; 2) средний класс; 3) люмпены. А в структуре социалистического общества выделяли: 1) класс рабочих; 2) класс крестьян; 3) класс интеллигенции. Российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна» (по Т. И. Заславской). Верхний слой включает, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования. Средний слой является зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантом социальной стабильности. В будущем полноценный средний слой в России сформируется на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий простой слой. Это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие. Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна - это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус. Нижний слой замыкает основную, социализированную часть общества, его структура и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками представителей данного слоя являются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы. Социальное дно характеризуется главным образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей преимущественно в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы - воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди - алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д. Психология класса – это форма освоения классом условий его бытия, включающая в себя потребности и интересы класса, его ценностные ориентации, взгляды и убеждения, чувства, настроения, нормы поведения, ролевые представления и др. Социально-психологические признаки классов: 1) определенный образ, качество и стиль жизни; 2) социальная этика, сленг, жаргон; 3) социальный статус, означающий положение в социальной иерархии; 4) традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки, круг общения; 5) шкала ценностей, система потребностей и интересов. Классовые потребности – классовое положение индивида и наличие некоторого определенного объема и состава материальных и духовных благ, задает определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Выделяют два вида групповых потребностей: а) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования; б) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности; Классовые интересы – также задаются всей системой отношений, в которую входит данный класс. Интересы отражают потребности класса в целом и его отдельных социальных групп, экономические отношения данного класса, они стимулируют разные формы деятельности. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают: а) экономические; б) политические; в) духовные интересы. Классовые чувства – это особые эмоциональные состояния, свойственные классу и относящиеся к мотивационной сфере. В отечественной психологии особую известность получило изучение классовой ненависти и классовой солидарности; Классовые настроения также относятся к мотивационной сфере. Они в яркой форме отражают отношения и оценки людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Они не является суммой настроений, входящих в группу людей, а обладают способностью к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов; Классовый характер – это мало разработанное понятие, понимание которого проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов; Ценностные ориентации, как правило, связаны с потребностями класса и определяются условиями деятельности. Для представителей одного класса ценность – собственность на средства производства, для другого – профессиональные качества, компетентность, организаторские способности и т.п. Нормы поведения – усвоение и неуклонное следованием им является условием формирования человека как представителя своего класса. Поэтому отклоняющееся поведение преследуется внутриклассовыми санкциями. Как правило, нормы поведения отражают интересы определенного класса и являются его отличительным признаком. 3. Этнопсихология. Этнос (этническая общность) (с древнегреческого языка «этнос» переводится как «народ») – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а главное – сознанием своего единства и отличия от других народов (наличие этнического самосознания, этнической идентичности). Этнос как социальная и психологическая общность людей устойчив во времени, является для каждого человека надежной группой поддержки, выполняет функции защиты своих членов, функции формирования единых общих жизненных ценностей и норм поведения для своих членов. Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения. Факторы, влияющие на этнопсихологические особенности народа: 1) социально-экономические условия жизни; 2) политика и идеология, господствующие в обществе; 3) сложившаяся религиозная система, накладываясь на местные традиции, обычаи и привычки, вызывает взаимное изменение местных нравов и религиозных концепций; 4) значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.); 5) межнациональный опыт общения; 6) географическая среда; 7) миграция и адаптация к новой географической среде и культурным условиям. Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей той или иной этнической общности. Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. В последнее время понятие «национальный характер» реже используется, ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие «ментальность» и «менталитет». Менталитет – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития народа и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, является общим умственным инструментарием данного народа и общества Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительный оттенок выражается в чувстве национальной гордости, патриотизме, любви к своему народу, чувстве дружбы и братства по отношению к другим народам. Отрицательный оттенок проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам, в униженном чувстве национального самоуважения, в неудовлетворенности своей нацией. Национальные интересы и ориентации – это общественно-психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей. Национальные традиции – сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения, но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях психологии людей. Можно выделить следующие национально-психологические особенности: 1) мотивационно-фоновые особенности – степень выраженности и специфики сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность; 2) интеллектуальные особенности (характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичности, абстрактности мышления); 3) познавательные особенности (глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрация внимания; например, французам свойственны богатство воображения, смелость в познании окружающего мира); 4) эмоциональные особенности (динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств; например, немцы и англичане выдержанны и флегматичны, а французам и итальянцам присущи возбудимость, горячность); 5) волевые особенности (устойчивость, длительность волевых усилий); 6) коммуникативные особенности (характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчужденности). Также важно рассмотреть такие понятия, как «национальное самосознание» и «национальная идентичность». Устойчивость функционированию всех отмеченных национально-психологических особенностей придает национальное самосознание, значение которого состоит в фиксации своеобразных национально-специфических черт и психологического отделения (или противопоставления) на этой основе одной национальной общности от другой. Самосознание нации включает в себя: 1) осознание своей этнической общности, своей принадлежности к данному этносу; 2) приверженность к национальным ценностям (языку, территории, демографической культуре); 3) сознание социально-государственной общности; 4) сознание нации как единства исторической судьбы; 5) патриотизм; 6) сознание общности в национально-освободительной борьбе. Таким образом, национальное самосознание есть осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями. Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, это результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем определенного этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Но этническая идентичность это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства (чувства достоинства, гордости, обиды, страха являются важнейшими критериями межэтнического сравнения); эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида. Толпа – это бесструктурное, контактное, неорганизованное скопление людей, характеризующееся отсутствием общей цели, связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Для толпы свойственна высокая степень конформизма составляющих ее индивидов, на которых она оказывает сильное психологическое влияние. Основные признаки толпы: 1) многочисленность (так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы); 2) высокая контактность (каждый участник толпы находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства); 3) эмоциональная возбужденность (типичные психологические состояния в толпе: повышенное эмоциональное возбуждение, неполная осознаваемость и спонтанность поведения, 4) неорганизованность (толпа часто образуется стихийно, слабо организована, а при наличии организованности может легко терять ее); 5) неустойчивость цели (когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие общей, всеми осознаваемой цели). Структурные характеристики толпы. К их числу относятся форма толпы, ее величина и плотность, а также уровень физической и психической активности. Форма толпы. На открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно (поэтому, имея центр и периферийные слои, в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга). На ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений – например, стоящая на улице толпа форме похожа на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т. д. Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка ее величины есть специальная и практически важная задача, которая решается специалистами. (Оценка величины толпы зависит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего величину оценивают те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе.) Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м, поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов. Уровень активности толпы оценивается по моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии, и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии, и наоборот). Всякая динамика толпы в центробежно-центростремительном направлении свидетельствует об ее активности. Кроме того, любая толпа имеет внутреннюю структуру по своему составу по самым разным характеристикам: по половозрастным признакам, образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий и т. д. Но выделение структуры толпы по разным признакам является достаточно сложной задачей. Наиболее сложно выявить структуру толпы по интересам, ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и т. д. Хотя именно это практически необходимо, так как позволяет заранее выявить толпы с неоднозначными ценностями и предпосылками к агрессивному поведению внутри толпы (что требует соответствующей профилактики – разведения антагонистически настроенных частей толпы).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |