Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология толпы, ее признаки и структурные характеристики




Психология классов.

Класс – это одна из разновидностей больших социальных групп, отличающийся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Классовая структура общества – явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества.

Классообразующие признаки:

1) наличие (отсутствие) собственности на средства производства;

2) работа на себя и других;

3) доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу.

Так, в структуре капиталистического общества выделяют: 1) класс буржуа; 2) средний класс; 3) люмпены.

А в структуре социалистического общества выделяли: 1) класс рабочих; 2) класс крестьян; 3) класс интеллигенции.

Российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна» (по Т. И. Заславской).

Верхний слой включает, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования.

Средний слой является зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантом социальной стабильности. В будущем полноценный средний слой в России сформируется на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий простой слой. Это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна - это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Нижний слой замыкает основную, социализированную часть общества, его структура и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками представителей данного слоя являются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

Социальное дно характеризуется главным образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей преимущественно в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы - воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди - алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д.

Психология класса – это форма освоения классом условий его бытия, включающая в себя потребности и интересы класса, его ценностные ориентации, взгляды и убеждения, чувства, настроения, нормы поведения, ролевые представления и др.

Социально-психологические признаки классов:

1) определенный образ, качество и стиль жизни;

2) социальная этика, сленг, жаргон;

3) социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;

4) традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки, круг общения;

5) шкала ценностей, система потребностей и интересов.

Классовые потребности – классовое положение индивида и наличие некоторого определенного объема и состава материальных и духовных благ, задает определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Выделяют два вида групповых потребностей:

а) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;

б) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности;

Классовые интересы – также задаются всей системой отношений, в которую входит данный класс. Интересы отражают потребности класса в целом и его отдельных социальных групп, экономические отношения данного класса, они стимулируют разные формы деятельности. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают:

а) экономические;

б) политические;

в) духовные интересы.

Классовые чувства – это особые эмоциональные состояния, свойственные классу и относящиеся к мотивационной сфере. В отечественной психологии особую известность получило изучение классовой ненависти и классовой солидарности;

Классовые настроения также относятся к мотивационной сфере. Они в яркой форме отражают отношения и оценки людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Они не является суммой настроений, входящих в группу людей, а обладают способностью к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов;

Классовый характер – это мало разработанное понятие, понимание которого проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов;

Ценностные ориентации, как правило, связаны с потребностями класса и определяются условиями деятельности. Для представителей одного класса ценность – собственность на средства производства, для другого – профессиональные качества, компетентность, организаторские способности и т.п.

Нормы поведения – усвоение и неуклонное следованием им является условием формирования человека как представителя своего класса. Поэтому отклоняющееся поведение преследуется внутриклассовыми санкциями. Как правило, нормы поведения отражают интересы определенного класса и являются его отличительным признаком.

3. Этнопсихология.

Этнос (этническая общность) (с древнегреческого языка «этнос» переводится как «народ») – это исторически сложив­шаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными осо­бенностями языка, культуры и психики, а главное – сознани­ем своего единства и отличия от других народов (наличие эт­нического самосознания, этнической идентичности). Этнос как социальная и психологическая общность людей устойчив во времени, является для каждого человека надежной группой поддержки, выполняет функции защиты своих членов, функ­ции формирования единых общих жизненных ценностей и норм поведения для своих членов.

Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения.

Факторы, влияющие на этнопсихологические особенности народа:

1) социально-экономические условия жизни;

2) политика и идеология, господствующие в обществе;

3) сложившаяся религиозная система, накладываясь на местные традиции, обычаи и привычки, вызывает взаимное изменение местных нравов и религиозных концепций;

4) значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.);

5) межнациональный опыт общения;

6) географическая среда;

7) миграция и адаптация к новой географической среде и культурным условиям.

Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей той или иной этнической общности.

Национальный характер это исторически сложившая­ся совокупность устойчивых психологических черт предста­вителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявля­ющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окру­жающему миру, к труду, к своей и другим этническим общ­ностям.

В последнее время понятие «национальный характер» реже используется, ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие «ментальность» и «менталитет».

Менталитет глубинный уровень коллективного и индиви­дуального сознания, включающий бессознательную совокуп­ность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Менталитет фор­мируется в ходе длительного исторического развития народа и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, является общим умственным инструментарием данного народа и общества

Национальные чувства и настроения это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный отте­нок. Положительный оттенок выражается в чувстве националь­ной гордости, патриотизме, любви к своему народу, чувстве дружбы и братства по отношению к другим народам. Отрица­тельный оттенок проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчуж­денности по отношению к другим народам, в униженном чув­стве национального самоуважения, в неудовлетворенности своей нацией.

Национальные интересы и ориентации – это обществен­но-психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этни­ческой общности, служащие сохранению ее единства и це­лостности. Национальные интересы и ориентации являют­ся важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей.

Национальные традиции сложившиеся на основе дли­тельного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренив­шиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведе­ния, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные тради­ции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одеж­де, стиле общения, но и в движениях, жестах и других еле за­метных проявлениях психологии людей.

Можно выделить следующие национально-психологические особенности:

1) мотивационно-фоновые особенности – степень выраженности и специфики сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность;

2) интеллектуальные особенности (характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных опера­ций, степень изобретательности, гибкости, степень логичнос­ти, абстрактности мышления);

3) познавательные особенности (глубина, активность вос­приятия, яркость воображения, концентрация внимания; на­пример, французам свойственны богатство воображения, сме­лость в познании окружающего мира);

4) эмоциональные особенности (динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств; например, немцы и англичане выдержанны и флегматичны, а францу­зам и итальянцам присущи возбудимость, горячность);

5) волевые особенности (устойчивость, длительность воле­вых усилий);

6) коммуникативные особенности (характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчуж­денности).

Также важно рассмотреть такие понятия, как «национальное самосознание» и «национальная идентичность».

Устойчивость функционированию всех отмеченных нацио­нально-психологических особенностей придает национальное самосознание, значение которого состоит в фиксации своеоб­разных национально-специфических черт и психологического отделения (или противопоставления) на этой основе одной на­циональной общности от другой.

Самосознание нации включает в себя:

1) осознание своей этнической общности, своей принадлежности к данному этносу;

2) приверженность к национальным ценностям (языку, тер­ритории, демографической культуре);

3) сознание социально-государственной общности;

4) сознание нации как единства исторической судьбы;

5) патриотизм;

6) сознание общности в национально-освободительной борьбе.

Таким образом, национальное самосознание есть осозна­ние людьми своей принадлежности к определенной этничес­кой общности, осмысление своего положения в системе об­щественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями.

Этническая идентичность это осознание своей принад­лежности к определенной этнической общности, это резуль­тат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя пред­ставителем определенного этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов.

Но этническая идентичность это не только осознание сво­ей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства (чувства достоинства, гордости, обиды, страха являются важ­нейшими критериями межэтнического сравнения); эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с эт­нической общностью и моральные обязательства по отноше­нию к ней, формирующиеся в процессе социализации инди­вида.

Толпа – это бесструктурное, контактное, неорганизованное скопление людей, характеризующееся отсутствием общей цели, связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Для толпы свойственна высокая степень конформизма составляющих ее индивидов, на которых она оказывает сильное психологическое влияние.

Основные признаки толпы:

1) многочисленность (так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психо­логические феномены толпы);

2) высокая контактность (каждый участник толпы находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства);

3) эмоциональная возбужденность (типичные психологические состояния в толпе: повышенное эмоциональное возбуждение, неполная осознаваемость и спонтанность поведения,
его импульсивность, волнение людей, ощущение слитности и единства и т. п.);

4) неорганизованность (толпа часто образуется стихийно, сла­бо организована, а при наличии организованности может легко терять ее);

5) неустойчивость цели (когда говорится о бесцельности тол­пы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие общей, всеми осознаваемой цели).

Структурные характеристики толпы. К их числу относятся форма толпы, ее величина и плотность, а также уровень физической и психической активности.

Форма толпы. На открытых пространствах толпа формирует­ся кольцеобразно (поэтому, имея центр и периферийные слои, в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга). На ограниченных пространствах толпа приобретает при­знаки этих ограничений – например, стоящая на улице толпа форме похожа на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т. д.

Величина толпы определяется количеством собравшихся лю­дей. Оценка ее величины есть специальная и практически важ­ная задача, которая решается специалистами. (Оценка величины толпы зависит от отношения к ней оценивающего, поэтому точ­нее всего величину оценивают те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе.)

Плотность толпы определяется числом людей, приходящих­ся на 1 кв. м, поэтому плотность чаще оценивают сверху пря­мым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных при­боров.

Уровень активности толпы оценивается по моторным пока­зателям (наличие и скорость передвижения людей от центра тол­пы к периферии, и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии, и наоборот). Всякая динамика толпы в центробежно-центростремительном направлении свидетельствует об ее активности.

Кроме того, любая толпа имеет внутреннюю структуру по своему составу по самым разным характеристикам: по поло­возрастным признакам, образовательному уровню, имуществен­ному статусу людей или роду их занятий и т. д. Но выделение структуры толпы по разным признакам является достаточно сложной задачей. Наиболее сложно выявить структуру толпы по интересам, ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и т. д. Хотя именно это практически необходимо, так как позволяет заранее выявить толпы с неоднозначными ценностями и предпосылками к агрес­сивному поведению внутри толпы (что требует соответствующей профилактики – разведения антагонистически настроенных частей толпы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.