Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сертификация – как одна из форм подтверждения соответствия

Тема 2. Основы сертификации

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В ТУРИЗМЕ

Лекция

Вопросы лекции

1. Сертификация – как одна из форм подтверждения соответствия

2. Развитие сертификации

3. Сертификация, ее роль в повышении качества продукции (развитие на международном, региональном и национальном уровнях)

 

 

Основная терминология, отраженная в ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения».

Приведем отдельные термины и их определения из данного стандарта, наиболее используемые в сфере услуг и в области технического регулирования

 

табл. 1.1

 

Термины Наименование раздела стандарта Определение термина
   
Понятия в области сертификации услуг
Система сертификации услуг Система, располагающая собственными правилами, процедурами и управлением для проведения сертификации соответствия услуг
Орган по сертифи­кации услуг Орган, проводящий сертификацию услуг
Аккредитация орга­на по сертификации услуг Процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает правомочность органа по сертификации услуг выполнять конкретные работы
Сертификация услуг Деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным в стандартах требованиям
Система сертификации группы однородных услуг Система сертификации, относящаяся к услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура
Объект сертификации в сфере услуг Услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги, подлежащие сертификации
Знак соответствия Зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной си­стеме сертификации, подтверждено соответствие маркированной им услуги установленным в стандар­те требованиям

 

 

В табл. 1.2 приведена основная терминология по техническому регулированию, отраженная в Законе «О техническом регулировании».

Например, одним из основополагающих терминов в области управления качеством и сертификации услуг является «группа однородных услуг», сертификация которых осуществляется по одним и тем же правилам, а качество входящих в эти группы услуг оценивается одними и теми же методами и по одинаковым показателям;

 

табл. 1.2

 

Термин Определение термина
   
Орган по серти­фикации Юридическое лицо или индивидуальный предпринима­тель, аккредитованные в установленном порядке для вы­полнения работ по сертификации
Сертификация Форма осуществляемого органом по сертификации под­тверждения соответствия объектов требованиям техниче­ских регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров
Сертификат со­ответствия Документ, удостоверяющий соответствие объекта требо­ваниям технических регламентов, положениям стандар­тов, сводов правил или условиям договоров
Система серти­фикации Совокупность правил выполнения работ по сертифика­ции, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом
Форма под­тверждения соответствия Определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, стро­ительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, по­ложениям стандартов или условиям договоров
Подтверждение соответствия Документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, на­ладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требо­ваниям технических регламентов, положениям стандар­тов, сводов правил или условиям договоров
Декларирование соответствия Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов
Декларация о соответствии Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов
Заявитель Физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия
Схема подтверждения соответствия Перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям
Свод правил Документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе
идентификация услуги   процедура, посредством которой уста­навливается тождественность представленной на сертификацию ус­луги ее наименованию и другим характерным признакам, позволяю­щим однозначно соотнести сертифицированную услугу с выданным на нее сертификатом соответствия.
   

Виды сертификатов: сертификат соответствия, гигиенический сертификат, сертификат качества, ветеринарный сертификат, сертификат происхождения, экологический сертификат.

 

Экономическая эффективность сертификации: увеличение объема реализации товаров и услуг, повышение конкурентоспособности товаров и услуг, уменьшение ущерба, вызванного заболеваемостью, травматизмом, смертностью.

Социальная эффективность сертификации: предотвращение попадания на рынок товаров и услуг не отвечающих требованиям потребителей и не соответствующих требованиям по безопасности, предотвращение фальсификации товаров, охрана жизни и здоровья людей, улучшение охраны окружающей среды.

 

Согласно Закону «О техническом регулировании» услуги выводятся из сферы обязательного регулирования на основе технических регламентов, а использование стандартов органи­зациями и сертификация услуг становятся добровольными.

 

Действующие организации сферы услуг должны само­стоятельно регулировать свою предпринимательскую деятель­ность за счет разработки и установления правил и стандартов ее осуществления, а также контролировать соблюдение их и требований законодательства.

 

Изложенные в статье 18 Закона «О техническом регулировании» цели подтверждения соответствия являются общими для всех производителей продукции и услуг при осуществлении ими технического регулирования, независимо от их принадлежности к объектам обязательного или добровольного подтверждения соответствия, а именно:

1. Удостоверения соответствия продукции, процессов проек­тирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа­ции и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров.

2. Содействия приобретателям в компетентном выборе про­дукции, работ, услуг.

3. Повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках.

4. Создания условий для обеспечения свободного переме­щения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотруд­ничества и международной торговли.

 

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

1. Доступности информации о порядке осуществления под­тверждения соответствия заинтересованным лицам.

2. Недопустимости применения обязательного подтвержде­ния соответствия к объектам, в отношении которых не установ­лены требования технических регламентов.

3. Установления перечня форм и схем обязательного под­тверждения соответствия в отношении определенных видов Продукции в соответствующем техническом регламенте.

4. Уменьшения сроков осуществления обязательного под­тверждения соответствия и затрат заявителя.

5. Недопустимости принуждения к осуществлению добро­вольного подтверждения соответствия, в том числе в определен­ной системе добровольной сертификации.

6. Защиты имущественных интересов заявителей, соблю­дения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия.

7. Недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

 

Хотя использование стандартов и применение сертифи­кации услуг становятся добровольными, но для удержания постоянных потребителей и завоевания новых организации вынуждены использовать эти инструменты, обеспечивающие качество и безопасность услуг.

Показатели качества и требования к качеству и безопас­ности услуг, отраженные в действующих стандартах, служат основой для проведения добровольной сертификации услуг.

Также необходимо отметить тот факт, что добровольное подтверждение соответствия на территории Российской Федерации осуществляется в форме добровольной сертификации.

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Формы подтверждения соответствия

 

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

- принятия декларации о соответствии;

- обязательной сертификации.

 

Общий подход к выбору форм обязательного подтверждения соответствия в технических регламентах приведен на рис. 2.

Рис. 2. Выбор форм обязательного подтверждения соответствия в технических регламентах

 

Добровольная сертификация услуг на основе устаревших стандартов не способствует суще­ственному повышению конкурентоспособности сертифициро­ванных услуг. В этих условиях рынок заставляет организации сферы услуг использовать в своей деятельности международные стандарты и проводить добровольную сертификацию на соот­ветствие их требованиям.

Для групп однородных услуг создаются системы сертификации. В сертификате на конкретную услугу в обязательном порядке отражается код классификационной группировки услуг, в кото­рую входит данная сертифицированная услуга.

Для продукции, указанной в технических регламентах, предусматривается проведение обязательного подтверждения соответствия (декларирование соответствия и обязательная сертификация).

Добровольное подтверждение соответствия проводится для установления соответствия требованиям национальных стандартов, стандартов организаций, сводов правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем (рис. 3):

- принятие декларации о соответствии на основании соб­ственных доказательств;

- принятие декларации о соответствии на основании соб­ственных доказательств, доказательств, полученных с участием третьей стороны, включая орган по сертификации и (или) аккре­дитованную испытательную лабораторию (центр).

 

Рис. 3. Схемы декларирования соответствия

 

Конкретные схемы декларирования соответствия приведе­ны в Р 50.1.046-2003 «Рекомендации по стандартизации. Реко­мендации по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламен­тов» и отражены в табл. 6.1.

 

 

Использование положений Закона «О техническом регулировании» на практике по­зволяет устранять необоснованные технические и администра­тивные препятствия в развитии предпринимательства, в зна­чительной степени отказаться от обязательной сертификации, сводит к минимуму деятельность надзорных органов, приводит к существенному ограничению разрабатываемых обязательных технических норм.

Сертификация персонала и компаний в широко призна­ваемых международных органах по сертификации позволит существенно сократить издержки на страхование гражданской ответственности, поскольку органы по сертификации принимают на себя часть предпринимательских рисков сертифицирован­ных ими компаний. Информация о действующих в туристско- гостиничной сфере и сертифицированных организациях до­водится до потребителей, что позволяет им ориентироваться среди предлагаемых услуг, повышает их уверенность в качестве предоставляемых услуг и мере ответственности организаций перед ними.

В техническом регламенте Р 50-601-47-2004 предусматривается подтверждение соответствия:

- определяются объекты обязательного подтверждения соответствия;

- устанавливаются формы и схемы обязательного под­тверждения соответствия, а также правила и процедуры под­тверждения соответствия;

- предусмотрены две формы подтверждения соответствия: декларирование (приоритетная форма) и обязательная серти­фикация (применяется в обоснованных случаях).

 

Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Феде­ральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Орган по добровольной сертификации:

- осуществляет сертификацию продукции и услуг;

- выдает сертификаты;

- предоставляет заявителю право на применение знака соответ­ствия на условиях договора;

- приостанавливает или отменяет действие выданных им серти­фикатов.

 

На услугу, для которой по результатам сертификации подтвержде­но соответствие требованиям нормативных документов, выдается сер­тификат. Знак соответствия наносят на сопроводительную техничес­кую документацию, поступающую к потребителю при реализации.

 

Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в государствен­ном реестре.

Объектами сертификации в сфере услуг могут быть:

- услуга;

- организация (предприятие) сферы услуг;

- персонал – исполнитель услуги;

- система качества;

- производство (при оказании производственной услуги.

Подтверждение соответствия услуг (работ) установлен­ным требованиям, включая проверку результата, проводится по схемам табл. 2 и выполняется определяемой органом по серти­фикации комиссией, возглавляемой экспертом по сертификации данной услуги, в количестве не менее 3 человек.

Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопас­ность которых определяется мастерством исполнителя. Ис­пользуя ее, оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и проводят инспекционный контроль.

 

Таблица 8.1 - Схемы сертификации услуг, применяемые в Системе ГОСТ Р

 

№ схемы Оценка выполне­ния работ, оказа­ния услуг Проверка(испы­тания) результа­тов работ и услуг Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
  Оценка мастер­ства исполнителя работ и услуг Проверка (испы­тания) результа­тов работ и услуг Контроль мастерства испол­нителя работ и услуг
  Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг Проверка (испы­тания) результа­тов работ и услуг Контроль процесса выполне­ния работ, оказания услуг
  Анализ состояния производства Проверка (испы­тания) результа­тов работ и услуг Контроль состояния произ­водства
  Оценка органи­зации (предприя­тия) Проверка (испы­тания) результа­тов работ и услуг Контроль соответствия уста­новленным требованиям
  Оценка системы качества Проверка (испы­тания) результа­тов работ и услуг Контроль систем качества

Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопас­ность которых определяется стабильностью процесса их вы­полнения. Используя ее, оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг, контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле

В зависимости от сложности процесса оценивают:

- полноту документации, устанавливающей требования к процессу;

- оснащение процесса необходимым оборудованием, ин­струментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их со­ответствие установленным требованиям;

- метрологическое, методическое, организационное, про­граммное, информационное, материальное, правовое, техниче­ское и другое обеспечение процесса;

- безопасность и стабильность процесса;

- профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, производственного и обслуживающего персонала.

Схему 3 применяют для анализа состояния производства, проверяют результаты работ и услуг. Используя ее, устанав­ливают состояние этого производства, проверяют (испытыва­ют) результаты работ и услуг, в том числе при инспекционном контроле.

Схему 4 применяют для оценки организации-исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям. Ис­пользуя ее, оценивают организацию (предприятие) — исполни­теля работ и услуг на соответствие установленным требованиям стандартов и других документов.

Схему 5 применяют для оценки системы потенциально опасных работ и услуг.

Орган по сертификации может приостановить или от­менить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия по результатам инспекционного контроля в случаях:

- несоблюдения организацией требований нормативных документов, подтвержденных при сертификации;

- изменения процесса оказания услуг, условий деятель­ности, системы обеспечения качества.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример 2.2 | Развитие сертификации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.