КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СССР на пути форсированного строительства социализма
Протекавшие в мире в конце 20 ‑ 30-х годах процессы оказывали непосредственное воздействие на внутреннее развитие СССР, специфически преломляясь в нем. Технико-экономическая отсталость страны и отсутствие внешних источников накопления, растущая угроза новой мировой войны побуждали советских лидеров к мобилизации внутренних ресурсов для ускоренного развития тяжелой промышленности, ВПК. Это, в свою очередь, подталкивало к ужесточению политического режима. Необходимо выделить основные социально-экономические проблемы в 30-е годы. Вначале следует рассмотреть те условия, в которых сформировались в конце 20-х годов альтернативные проекты развития советского общества. При этом необходимо выяснить, почему же победил сталинский вариант. Далее необходимо выявить особенности и результаты форсированной индустриализации. Цели индустриализации: · преодоление экономической и технической отсталости страны; · превращение СССР в индустриально развитую страну, достижение экономической независимости от остального мира; · насыщение техникой аграрного сектора экономики; · создание мощной оборонной системы. XIV съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1925 г., принято называть съездом индустриализации. Источники накоплений на проведение индустриализации: · доходы, получаемые с аграрного сектора; · повышение цен и налогов; · займы государства у населения (насильственно); · доходы с легкой промышленности; · за счет внешней торговли: экспорт хлеба, продажа за границу сырьевых ресурсов, продажа художественных и церковных ценностей за границу; · бесплатный труд заключенных ГУЛАГа. Итоги индустриализации: · выросла численность рабочего класса, исчезла безработица; · свернут НЭП, уничтожен частный сектор из экономики; · СССР превратился в аграрно-индустриальную страну; · рубль потерял свою устойчивость; · выросли новые города, городское население увеличилось с 26 до 40 млн человек; · были заложены основы военно-промышленного комплекса (ВПК), произошло укрепление обороноспособности страны. Последствия: · усиливается административно-командная система в экономике (государство эксплуатирует трудящихся); · вместо материальных стимулов все больше используются моральные (социалистическое соревнование, ударничество, возникает стахановское движение); · происходит приоритетное развитие тяжелой промышленности и нарастает дефицит промышленных товаров массового спроса; · складывается культ личности Сталина; · усиливается репрессивный аппарат. К концу 30-х годов по абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на 2-е место в мире после США (в 1913г. ‑ 5-е место). По ряду параметров было преодолено качественное отставание советской промышленности. В 30-е годы СССР стал одной из трех-четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции. Однако скачок в развитии тяжелой промышленности был достигнут катастрофически высокой ценой. Какова, на ваш взгляд, цена индустриализации? В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны? Переходя к рассмотрению вопроса о коллективизации, подумайте, существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией? Принятое решение о проведении форсированной индустриализации неизбежно повлекло за собой перестройку в аграрном секторе экономики. XV съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1927 г., принято называть съездом коллективизации, но на съезде не было принято конкретной программы развития деревни. Цели коллективизации: · обобществление сельскохозяйственных средств производства (создание коллективных хозяйств ‑ колхозов); · централизованное управление сельским хозяйством (цель: безвозмездное и беспрепятственное изъятие хлеба); · финансирование индустриализации (продажа хлеба за границу); · обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой (уход крестьян из деревни); · ликвидация кулачества. В ходе коллективизации изначально допускались три различных типа коллективных хозяйств: · коммуны, в которых предполагалось полное обобществление (в общей собственности все: земля, скот, инвентарь, жилые постройки); · артели ‑ в общественном пользовании земля и инвентарь, а также результаты трудовой деятельности (урожай); · ТОЗы (СОЗы) ‑ товарищества по совместной обработке земли, в которых собственность оставалась раздельной. В конце 1929 г. вышла статья Сталина "Год великого перелома", в которой был выдвинут лозунг о ликвидации кулачества; было принято решение перейти к сплошной коллективизации. Методы проведения коллективизации: · внеэкономический нажим на деревню; · для проведения коллективизации из города в деревню было направленно 25 тысяч рабочих (на должности председателей создающихся колхозов) ‑ "движение двадцатипятитысячников"; · насильственное насаждение колхозов (заявление в колхоз или раскулачивание); · материальную базу для колхозов должно было дать "раскулачивание", с конца 1929 г. до лета 1930 г. было раскулачено свыше 320000 хозяйств (в отдельных областях раскулачено 15‑20% населения, хотя кулаков было не более 5%); · кулаков, оказывающих сопротивление советской власти, арестовывали, а проявляющих лояльность высылали в отдаленные районы страны (Сибирь, Казахстан) на неосвоенные земли под контроль НКВД; · тех, кто не одобрял мер коллективизации, именовали "подкулачниками" и применяли к ним репрессивные меры. Первые последствия коллективизации: · падение сельскохозяйственного производства; · массовый забой скота; · открытые крестьянские выступления (2 тыс. восстаний в 1930 г.); · поджоги колхозного имущества (30 тыс. за 1930 г), убийства "двадцатипятитысячников". К началу января 1930 г. был разработан график проведения коллективизации: · осенью 1930 г.‑ весной 1931 г. ‑ Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье; · в 1932 г. ‑ все зерновые районы; · в 1933 г. ‑ все оставшиеся регионы. Раскулачивание продемонстрировало крестьянам бесполезность сопротивления и заставило середняка пойти в колхоз. Итоги сплошной коллективизации: · выкачивание средств из деревни обеспечило условия для осуществления индустриального скачка; · создана система перекачки финансовых, материальных и трудовых ресурсов в индустриальный сектор экономики; · уменьшилось число людей, занятых в сельском хозяйстве, сокращение количества крестьянских дворов с 25 млн. в 1928 г. до 18,5 млн. в 1940 г.; · ликвидировано кулачество и крестьянство как класс собственников; · ликвидированы товарно-денежные отношения в сельском хозяйстве; · сократилось производство зерна и поголовье скота, урожайность зерновых упала с 7 до 5,7 центнера с га. В 1932 ‑ 1933 гг. разразился страшный голод. Причины: репрессии в аграрном секторе и изъятие всего колхозного хлеба. Голод охватил зерновые районы Украины, России и Казахстана. Вспышки возмущения жестоко подавлялись. Умерло от голода более 5 млн человек. Во время голода за границу было вывезено 18 млн центнеров зерна. В стране были введены карточки на продовольственные товары (отменены в 1935 г.). 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся в стране административно-командной системы. Советский Союз провозглашался социалистическим государством. Охарактеризуйте Конституцию 1936 г. Каковы причины ее создания? В руководстве страной все более утверждались авторитарные подходы. Главным фактором, определяющим политику И.В. Сталина и поддерживающих его лиц, становилось стремление генерального секретаря к установлению единоличной власти. Какая существовала взаимосвязь между стратегией форсированного экономического роста, с одной стороны, и формированием в СССР в 30-е гг. «тоталитарного режима» ‑ с другой? Рассмотрим вопрос о формировании тоталитарного режима, раскроем механизмы, при которых сталинский режим держал в 30-е годы советский народ в состоянии повышенной мобилизационной готовности. Тоталитарный режим ‑ это государственная власть, которая осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества. Признаки тоталитарного государства: · официальная идеология, основанная на отрицании прежде принятой сущности мира и замене ее новой; · одна правящая организация - строго централизованная партия, неразрывно связанная с бюрократической государственной структурой; · система террористического полицейского контроля, употребляющая массовый террор против тех или иных групп населения (классов, народов); · монополия на средства массовой информации; · монополия на вооружение; · контроль и руководство экономикой через бюрократическую и корпоративную систему общества; · создание "человека государственного", принцип соучастия жителей в делах режима (невозможность оставаться в стороне). Административно-командная система в экономике способствовала формированию тоталитарного государства: · сверхцентрализация и огосударствление экономики; · жесткое планирование; · введение карточек (снизился жизненный уровень населения); · жесткий контроль партийными руководителями выпускаемой продукции; · слабое материальное стимулирование труда; · высокие нормы выработки; · развитие стахановского движения; · жесткая производственная дисциплина (уголовное наказание за опоздание на работу). Тоталитаризм нашел свое выражение и в социальной сфере: повседневная жизнь человека была ограничена многими запретами: в 1932 г. в городах и поселках СССР были введены паспорта, но · ограничена свобода передвижения колхозников (нет паспортов, в отличие от городского населения); · ограничение места жительства (нельзя было жить без прописки); · ограничение выбора и смены места работы; · партийные ограничения в продвижении по служебной лестнице (необходимость быть членом партии). Вывод: в 30-е гг. в СССР сформировался тоталитарный режим, что привело к унификации общественной жизни. Основными причинами этого явления были: · власть партийной номенклатуры (руководящие должности и лица, занимающие их, утверждались вышестоящими партийными органами); · репрессивно-карательный аппарат; · государственная собственность; · создание ГУЛАГа (Государственное управление лагерей для политических и уголовных заключенных); · вовлечение всех слоев населения в идеологические организации (пионерия, комсомол, профсоюзы, партия); · культ личности Сталина; · вера в коммунизм. Культ личности ‑ единовластие Сталина. Возвеличивание роли одного человека на ход исторического развития: · личность подменяет коллективное руководство; · ликвидирует демократические традиции; · устанавливает диктаторский режим. Причины формирования культа личности Сталина: · порожден особенностями тоталитарной системы; · результат внутрипартийной борьбы за власть; · влияние личных качеств Сталина; · результат массовых политических и экономических репрессий. Социалистическая модернизация требовала скорейшего преодоления культурной отсталости широких масс. Индустриализация и потребность в создании «своей» небуржуазной интеллигенции потребовали быстрого развития среднего специального и высшего образования. Определите, какие общие процессы происходили в 30-е годы в области просвещения и науки. Перечислите основные достижения советской науки этого периода. Следует отметить, что с конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. В чем конкретно это выражалось? Какова была социальная функция кинематографа в 30-е гг.? В чем вы видите достижения культурной революции в СССР, каковы были ее недостатки? И в заключение определите сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 30-х годов. При этом важно подчеркнуть, что к середине 30-х годов в СССР завершилось формирование административно-командной системы. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, усиление авторитарных начал в руководстве общественно-политической жизнью. Сужение демократических свобод и прав граждан и общественных институтов сопровождалось ростом и укреплением культа личности И. В. Сталина. Многие отечественные и зарубежные историки считают возможным говорить о том, что в 30-е годы в СССР сформировалось тоталитарное общество.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |