Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №1. Понятие государственной тайны, состав и принципы формирования сведений, подлежащих засекречиванию

Тема №10 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Понятие государственной тайны и общие сведения о системе ее защиты. Институт государственной тайны является одним из важ­нейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопас­ность государства и достигается защищенность национальных инте­ресов страны. Как специфический инструмент обеспечения безопас­ности институт государственной тайны, прежде всего правовой инструмент, системно взаимодействующий с организационным и техническими мероприятиями специального характера. Будучи правовым инструментом, указанный институт конституируется фе­деральным законом, что свидетельствует о движении нашей страны по пути строительства правового государства. Легальное определе­ние государственной тайны сформулировано в ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» через призму понятия безопасности Российской Федерации. В соответствии с названной статьей под го­сударственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безо­пасности Российской Федерации.

В целях защиты указанных категорий сведений формируется система защиты государственной тайны, представляющая собой со­вокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых названным органами и направленных на предотвращение утечки информации и несанкционированного дос­тупа к ней.

К органам защиты государственной тайны относятся согласно ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне»:

Межведомственная комиссия на защите государственной тайны;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (ФСБ РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (МО РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (СВР РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодейст­вия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК РФ) и их территориальные, органы;

— органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государ­ственной тайны.

Межведомственная комиссии представляет собой коллегиальный орган, основной функцией которого является координация деятель­ности органов государственной власти (федеральных и региональ­ных) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методи­ческих документов, обеспечивающих реализацию законодательст­ва РФ о государственной тайне.

Полномочия Межведомственной комиссии и ее структура опре­делены в Положении о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденном Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286.

Межведомственная комиссия, в частности:

рассматривает и представляет в установленном порядке Пре­зиденту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регу­лированию вопросов защиты государственной тайны и совершенст­вованию системы защиты государственной тайны в РФ, а также предложения по организации разработки и выполнения государст­венных программ, нормативных правовых актов и методических до­кументов, обеспечивающих реализацию федерального законодатель­ства о государственной тайне;

формирует перечень должностных лиц, органов государст­венной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

формирует перечень сведений, отнесенных к Государствен­ной тайне;

формирует перечень особорежимных объектов РФ и пред­ставляет его в Правительство РФ;

рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и меж­дународным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство РФ соответствующие экспертные заключения.

Федеральная служба безопасности РФ обеспечивает контрразве­дывательную деятельность, участвует в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуще­ствляет контроль за обеспечением сохранности сведений, состав­ляющих государственную тайну в государственных органах воин­ских формированиях, в организациях, определяет порядок проведе­ния и осуществляет меры по допуску граждан к сведениям,

составляющим государственную тайну, а также по допуску организа­цией к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Министерство обороны РФ определяет степень защиты сведе­ний, составляющих государственную тайну, при размещении заказов на проведение научных исследований, производство вооружения и военной техники.

Служба внешней разведки РФ обеспечивает безопасность учреж­дений РФ, находящихся за пределами ее территории, и командиро­ванных за границу граждан РФ. имеющих по роду своей деятельно­сти допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю формирует общее направление защиты информации от иностранных технических разведок и ее утечки по техническим каналам связи на территории РФ, осуществляет проверки организации зашиты ин­формации в государственных органах, организациях, за исключени­ем систем ФСБ, осуществляет радиоконтроль за отечественными радиолиниями, доступными для иностранных разведок.

Органы государственной власти и организации обеспечивают за­щиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответст­вии с возложенными на них задачами и в пределах своей компе­тенции, определенной положениями о них либо уставами. Ответст­венность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и органи­зациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и в организациях создают­ся структурные подразделения по защите государственной тайны.

Защита государственной тайны в силу прямого указания Закона (ч. 5 ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне") является видом основной деятельности органа государственной власти или органи­зации.

Под средствами защиты информации, являющимися составной частью системы защиты государственной тайны, понимаются техни­ческие, криптографические, программные и другие средства, пред­назначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства кон­троля эффективности защиты информации.

В качестве носителей сведений, составляющих государственную тайну, действующее законодательство признает материальные объек­ты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде сим­волов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Ука­занное понимание носителя сведений исключает применение данного термина к физическим липам, имеющим доступ к сведени­ям, составляющим государственную тайну.

Состав и принципы формирования сведений, составляющих государственную тайну. Основополагающим элементом государственной тайны по действующему законодательству выступают защищаемые государством отдельные категории сведений, перечень которых сгруппирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» по важ­нейшим направлениям деятельности государства. Понятие перечня сведений, составляющих государственную тайну, занимает исключи­тельно важное место в процессе конституирования института ин­формации, режим которой определяется как государственная тайна. Поэтому, не случайно, законодатель посвящает этому перечню спе­циальный раздел Закона РФ «О государственной тайне».

Под перечнем сведении, составляющих государственную тайну, по­нимается совокупность категорий сведений, в соответствии с которы­ми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Категории сведений связаны с конкретным!! областями деятель­ности государства. Так, в состав сведений в военной области (военная тайна) включены, в частности, сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилиза­ционному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; о планах строитель­ства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Россий­ской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной тех­ники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, на­учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработ­ке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов; о тактико-технических характе­ристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектиро­вании, строительстве и эксплуатации; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, чис­ленности войск и состоянии их боевого обеспечения.

К. составу сведений в области экономики, науки и техники, подлежащих нахождению их в режиме государственной тайны, от­несены, в частности, сведения о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельный регионов к возможным во­енным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники; об ис­пользовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обес­печения обороноспособности и безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о вы­пуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияю­щих на безопасность государства.

К сведениям в области внешней политики и экономики отнесе­ны, в частности, сведения о внешнеполитической, внешнеэкономи­ческой деятельности Российской Федерации, преждевременное рас­пространение которых может нанести ущерб безопасности государ­ства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженно­сти), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

К сведениям, составляющим государственную тайну в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в частности, отнесены: сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах этих видов деятельно­сти, а так же данные о финансировании этой деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведыва­тельную и оперативно-розыскную деятельность; о системе президент­ской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной зашиты, об информа­ционно-аналитических системах специального назначения; о методах. и средствах защиты секретной информации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безо­пасности государства.

Приведенный выше перечень сведений, является весьма обоб­щенным, но он составляет ту основу, на фундаменте которой фор­мируются более детальные составы сведений, относимых в установ­ленном порядке к информации, находящийся в режиме государст­венной тайны.

На основе базового перечня сведений, составляющих государст­венную тайну, сформулированного в ст. 5 Закона РФ «О государст­венной тайне» и в соответствии с п. 2 ст. 4 названного Закона Пре­зидент РФ утверждает подробный Перечень сведений, отнесенных к го­сударственной тайне, в котором помимо собственно сведений указываются государственные органы, наделенные полномочиями по их распоряжению1. Данный Перечень периодически и по мере на­добности пересматривается, в соответствии с принципами отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений. Указанные принципы нашли свое закрепление в ст. 6 Зако­на РФ «О государственной тайне». К ним отнесены принципы за­конности, обоснованности и своевременности.

Под законностью отнесения сведений к государственной тайне понимается соответствие засекречиваемых сведений законодательству РФ о государственной тайне и, в частности, перечню сведений, составляющих государственную тайну.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в установлении путем экспертной опенки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания состоит в установлении ограничений на рас­пространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №2. Государственное регулирование деятельности в области связи | Вопрос №2. Отнесение сведений к государственной тайне, их засекречивание и рассекречивание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.