Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты рыночной экономики. Функции рыночного механизма. Роль государства в рыночной экономике




Первые рынки возникли в глубокой древности. Изначально под рынком понимали место, предназначенное для обмена излишками продуктов. В сред­невековых городах роль рынков выполняли городские площади. Сегодня понятие рынка трактуется гораздо шире. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

В экономической теории под рынком понимают способ взаимодействия продавцов и покупателей экономических благ. Предназначенные для продажи экономические блага (продукты человеческой деятельности или дары природы) принято называть товаром.

Действие рынка основывается на взаимном стремлении хозяйствующих субъектов осуществлять взаимовыгодные обмены с целью удовлетворения своих потребностей. Эти обмены могут быть разовыми (случайными), перио­дическими или постоянными. Рыночный обмен осуществляется в товарно-денежной или бартерной форме.

В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы -возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Объективные и субъективные предпосылки для этого возникают после ликвидации всех форм личной зависимости. Для возникновения системы рыночных отношений необходимо выполне­ние ряда условий. Важнейшими из них являются:

 

1. Общественное разделение труда и специализация.

2. Самостоятельность хозяйствующих субъектов при принятии решений.

3. Свобода выбора для производителей и потребителей.

Последнее условие требует краткого пояснения. Свобода выбора или, иными словами, рыночная свобода означает:

• беспрепятственный доступ на рынок и свободный выход из него; количество участников рынка ничем не ограничивается;

• свободное перемещение материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

• свободное использование прибыли и личных доходов;

• отсутствие каких-либо привилегий для отдельных участников рыночных сделок, - как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей

свобода потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя

свобода предпринимательства, выражается в том, что каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал.Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на нее.

 

Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей — максимизация прибыли. В основе рыночных отношений лежит частный интерес и мотив личной выгоды. Каждый человек преследует личные интересы, но "невидимая рука" рынка направляет энергию и предпринимательскую инициативу людей в рус­ло интересов всего общества. Такое объяснение в 1776 г. дал Адам Смит принципу рыночного саморегулирования. Сегодня мы знаем, что действие этого принципа весьма ограничено, хотя сам по себе он продолжает оставать­ся одним из важнейших постулатов экономической науки.

Свобода выбора становится основой конкуренции.

Совершенная конкуренция (perfect competition) предполагает:

 

1) множество покупателей и продавцов, 2) однородность товаров и услуг, 3) отсутствие ценовой дискриминации, 4) полную мобильность всех ресурсов, 5) абсолютную информированность

о ценах. Остановимся на этих признаках подробнее. Когда на рынке функционирует множество покупателей и продавцов, доля каждого экономического агента чрезвычайно мала. Он не в состоянии влиять на цены и объем продаваемых товаров и услуг. Цена на покупаемый (или продаваемый) товар для него складывается объективно, не зависит от его воли и желания. Он выступает как "ценополучатель". Единственно, что определяет он сам, - это количество покупаемой (или продаваемой) по данной цене продукции. Для упрощения мы исходим из однородности товаров и услуг. Это означает, что отсутствуют какие-либо различия у товаров одного качества. Мы абстрагируемся от торговых марок, торговых знаков, рекламы, которая может сделать два одинаковых (по потребительским свойствам) товара разнокачественными для потребителя. Предпосылка об однородности тесно связана с предпосылкой об отсутствии

ценовой дискриминации.

Мы предполагаем, что никто не подвергается ценовой дискриминации:

продукт одинакового качества продается по одной и той же цене всем покупателям, то есть не существует ситуации, когда одинаковый продукт продается одним покупателям по одной цене, а другим - по другой. Тем самым отсутствуют какие-либо основы для возникновения монопольной власти на рынке.

Полная мобильность ресурсов означает, что не существует каких-либо барьеров для входа в любую отрасль производства (на любой рынок) или выхода из нее. Отсутствуют экономические, юридические или политические запреты для перелива капитала, труда и других ресурсов из отрасли в отрасль. Предприниматели, уходя из отрасли или входя в нее, руководствуются исключительно экономическими критериями, и прежде всего прибыльностью (или убыточностью) производства. Перелив ресурсов характеризует чрезвычайную гибкость рыночной системы. Изменение вкусов, технологий и т.п. приводит к изменению относительных цен, а они выступают как важный индикатор, показывающий, куда следует направить

ресурсы. Ценовой механизм, с одной стороны, фиксирует сложившуюся в данном обществе ситуацию, отражает результаты свободного волеизъявления покупателей и продавцов, а с другой -

подает сигналы для нового перераспределения ресурсов: где производство

может осуществляться с высокой прибылью, со средней, а где уже ведется в убыток. "В организации экономической деятельности, — пишут Роуз и

Милтон Фридмен, — цены выполняют следующие три функции: во-первых, они передают информацию; во-вторых, служат стимулом к применению наиболее экономичных методов производства, что ведет к наиболее эффективному использованию имеющихся ресурсов; в-третьих, они определяют, кто получает какую долю произведенного продукта, - другими словами, устанавливают распределениедоходов". Безусловно, все эти функции тесно связаны между собой, переплетаются, поддерживают друг друга.

Наконец, очень важной предпосылкой является предпосылка об абсолютной информированности о ценах. Дело в том, что отсутствие

необходимой информации может стать препятствием для продажи равнокачественных товаров по одинаковым ценам, служить основой для ценовой дискриминации или стать препятствием для перелива капитала. Это тем более важно сейчас, в условиях становления постиндустриального общества. Таковы идеальные условия, отрицающие существование монополий, вмешательство государства, инфляцию и тд.

В реальной действительности существуют обстоятельства, значительно

отклоняющиеся от идеальных и превращающие совершенную конкуренцию в несовершенную. Это означает, что экономическая свобода существует как потенция, как возможность, превращение которой в действительность модифицируется многими обстоятельствами и в конечном счете уровнем экономического развития.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов

и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода - фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает, прежде всего, как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам. Для пропаганды новых идей необходимо лишь позаботиться о том, чтобы их публикация имела коммерческий успех.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительствонеобходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил.

Подытоживая,

Основные черты рыночной экономики:

1) частная собственность и полная свобода предпринимательства;

2) полная экономическая ответственность хозяйствующих субъектов за использование ресурсов;

3) приоритет личных экономических интересов;

4) конкуренция между субъектами рынка;

5) свободное ценообразование;

6) ограниченная роль государства в управлении экономикой.

 

Функции рынка:

1. Функция ценообразования. Рыночная цена формируется на основе ба­ланса интересов продавцов и покупателей данного вида товара, что, в конечном счете, сводится к соотношению спроса и предложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.