КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные черты рыночной экономики. Функции рыночного механизма. Роль государства в рыночной экономике
Первые рынки возникли в глубокой древности. Изначально под рынком понимали место, предназначенное для обмена излишками продуктов. В средневековых городах роль рынков выполняли городские площади. Сегодня понятие рынка трактуется гораздо шире. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы. В экономической теории под рынком понимают способ взаимодействия продавцов и покупателей экономических благ. Предназначенные для продажи экономические блага (продукты человеческой деятельности или дары природы) принято называть товаром. Действие рынка основывается на взаимном стремлении хозяйствующих субъектов осуществлять взаимовыгодные обмены с целью удовлетворения своих потребностей. Эти обмены могут быть разовыми (случайными), периодическими или постоянными. Рыночный обмен осуществляется в товарно-денежной или бартерной форме. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы -возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Объективные и субъективные предпосылки для этого возникают после ликвидации всех форм личной зависимости. Для возникновения системы рыночных отношений необходимо выполнение ряда условий. Важнейшими из них являются:
1. Общественное разделение труда и специализация. 2. Самостоятельность хозяйствующих субъектов при принятии решений. 3. Свобода выбора для производителей и потребителей. Последнее условие требует краткого пояснения. Свобода выбора или, иными словами, рыночная свобода означает: • беспрепятственный доступ на рынок и свободный выход из него; количество участников рынка ничем не ограничивается; • свободное перемещение материальных, финансовых и трудовых ресурсов; • свободное использование прибыли и личных доходов; • отсутствие каких-либо привилегий для отдельных участников рыночных сделок, - как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей • свобода потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя • свобода предпринимательства, выражается в том, что каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал.Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на нее.
Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей — максимизация прибыли. В основе рыночных отношений лежит частный интерес и мотив личной выгоды. Каждый человек преследует личные интересы, но "невидимая рука" рынка направляет энергию и предпринимательскую инициативу людей в русло интересов всего общества. Такое объяснение в 1776 г. дал Адам Смит принципу рыночного саморегулирования. Сегодня мы знаем, что действие этого принципа весьма ограничено, хотя сам по себе он продолжает оставаться одним из важнейших постулатов экономической науки. Свобода выбора становится основой конкуренции. Совершенная конкуренция (perfect competition) предполагает:
1) множество покупателей и продавцов, 2) однородность товаров и услуг, 3) отсутствие ценовой дискриминации, 4) полную мобильность всех ресурсов, 5) абсолютную информированность о ценах. Остановимся на этих признаках подробнее. Когда на рынке функционирует множество покупателей и продавцов, доля каждого экономического агента чрезвычайно мала. Он не в состоянии влиять на цены и объем продаваемых товаров и услуг. Цена на покупаемый (или продаваемый) товар для него складывается объективно, не зависит от его воли и желания. Он выступает как "ценополучатель". Единственно, что определяет он сам, - это количество покупаемой (или продаваемой) по данной цене продукции. Для упрощения мы исходим из однородности товаров и услуг. Это означает, что отсутствуют какие-либо различия у товаров одного качества. Мы абстрагируемся от торговых марок, торговых знаков, рекламы, которая может сделать два одинаковых (по потребительским свойствам) товара разнокачественными для потребителя. Предпосылка об однородности тесно связана с предпосылкой об отсутствии ценовой дискриминации. Мы предполагаем, что никто не подвергается ценовой дискриминации: продукт одинакового качества продается по одной и той же цене всем покупателям, то есть не существует ситуации, когда одинаковый продукт продается одним покупателям по одной цене, а другим - по другой. Тем самым отсутствуют какие-либо основы для возникновения монопольной власти на рынке. Полная мобильность ресурсов означает, что не существует каких-либо барьеров для входа в любую отрасль производства (на любой рынок) или выхода из нее. Отсутствуют экономические, юридические или политические запреты для перелива капитала, труда и других ресурсов из отрасли в отрасль. Предприниматели, уходя из отрасли или входя в нее, руководствуются исключительно экономическими критериями, и прежде всего прибыльностью (или убыточностью) производства. Перелив ресурсов характеризует чрезвычайную гибкость рыночной системы. Изменение вкусов, технологий и т.п. приводит к изменению относительных цен, а они выступают как важный индикатор, показывающий, куда следует направить ресурсы. Ценовой механизм, с одной стороны, фиксирует сложившуюся в данном обществе ситуацию, отражает результаты свободного волеизъявления покупателей и продавцов, а с другой - подает сигналы для нового перераспределения ресурсов: где производство может осуществляться с высокой прибылью, со средней, а где уже ведется в убыток. "В организации экономической деятельности, — пишут Роуз и Милтон Фридмен, — цены выполняют следующие три функции: во-первых, они передают информацию; во-вторых, служат стимулом к применению наиболее экономичных методов производства, что ведет к наиболее эффективному использованию имеющихся ресурсов; в-третьих, они определяют, кто получает какую долю произведенного продукта, - другими словами, устанавливают распределениедоходов". Безусловно, все эти функции тесно связаны между собой, переплетаются, поддерживают друг друга. Наконец, очень важной предпосылкой является предпосылка об абсолютной информированности о ценах. Дело в том, что отсутствие необходимой информации может стать препятствием для продажи равнокачественных товаров по одинаковым ценам, служить основой для ценовой дискриминации или стать препятствием для перелива капитала. Это тем более важно сейчас, в условиях становления постиндустриального общества. Таковы идеальные условия, отрицающие существование монополий, вмешательство государства, инфляцию и тд. В реальной действительности существуют обстоятельства, значительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совершенную конкуренцию в несовершенную. Это означает, что экономическая свобода существует как потенция, как возможность, превращение которой в действительность модифицируется многими обстоятельствами и в конечном счете уровнем экономического развития. Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода - фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает, прежде всего, как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам. Для пропаганды новых идей необходимо лишь позаботиться о том, чтобы их публикация имела коммерческий успех. Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительствонеобходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил. Подытоживая, Основные черты рыночной экономики: 1) частная собственность и полная свобода предпринимательства; 2) полная экономическая ответственность хозяйствующих субъектов за использование ресурсов; 3) приоритет личных экономических интересов; 4) конкуренция между субъектами рынка; 5) свободное ценообразование; 6) ограниченная роль государства в управлении экономикой.
Функции рынка: 1. Функция ценообразования. Рыночная цена формируется на основе баланса интересов продавцов и покупателей данного вида товара, что, в конечном счете, сводится к соотношению спроса и предложения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |