Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Информация, предоставляемая акционерам и другим заинтересованным пользователям


Понятие раскрытия информации на рынке ценных бумаг. В общем случае информация - это совокупность данных, тесно связанных между собой, охватывающих определенную сферу деятельности, действия или события.

В соответствии со ст. 2 Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Соответственно, под информацией на рынке ценных бумаг следует понимать совокупность данных о ценных бумагах, эмитентах и их финансово-хозяйственной деятельности, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и их операциях, владельцах ценных бумаг, сделках с ценными бумагами и т.п.

Одним из фундаментальных принципов функционирования современного рынка ценных бумаг является его информационная прозрачность. Это достигается прежде всего путем установления регулирующими органами обязательных для соблюдения участниками фондового рынка требований по раскрытию общедоступной информации.

В соответствии со ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Раскрытию на рынке ценных бумаг подлежит общедоступная информация, т.е. информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг". При этом раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены соответствующие действия по ее раскрытию.

Раскрывать информацию на рынке ценных бумаг обязаны различные его участники. В соответствии с Постановлением ФКЦБ России от 9 января 1997 г. N 2 "О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг" раскрывателями информации на рынке ценных бумаг являются регулирующие органы, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты, а также владельцы ценных бумаг.



Однако, бесспорно, наибольший объем информации обязаны раскрывать эмитенты эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитенты ценных бумаг). И это понятно. Именно эта группа участников фондового рынка выпускает тот самый специфический товар (ценную бумагу), вокруг которого как раз и складываются все отношения на рынке.

В соответствии со ст. 2 Закона "О рынке ценных бумаг" эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Таким образом, выпускать ценные бумаги могут различные типы хозяйствующих субъектов. Акционерные общества вправе выпускать акции, облигации, опционы эмитента. Облигации могут выпускать и юридические лица, созданные и в других организационно-правовых формах, в том числе производственные кооперативы, ООО, некоммерческие организации и др. Также выпускать облигации могут органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления. Однако основным эмитентом ценных бумаг, представляющим интерес для фондового рынка, бесспорно, являются акционерные общества. Это связано с тем, что именно они вправе выпускать акции, имеющие способность к свободному обращению на рынке ценных бумаг, т.е. число их потенциальных владельцев ничем не ограничено.

Значение процедуры раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Значение процедуры раскрытия информации на рынке ценных бумаг трудно переоценить.

Своевременное и надлежащее раскрытие информации чрезвычайно важно для различных групп участников рынка ценных бумаг, в том числе и для самих акционерных обществ. Дело в том, что акционеры и потенциальные инвесторы благодаря именно этой процедуре получают информацию, необходимую для принятия взвешенного решения об объекте вложения и направлениях инвестирования, что:

1) способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;

2) снижает затраты на получение необходимой информации об эмитенте;

3) позволяет осуществлять инвестиции тем российским и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;

4) защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами;

5) разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль за действиями руководства предприятия.

Раскрытие информации также в целом идет на пользу непосредственно самому акционерному обществу, поскольку оно свидетельствует о подотчетности менеджеров акционерам, прозрачности для участников рынка ценных бумаг и способствует поддержанию доверия к обществу. Надлежащее раскрытие информации также обычно приводит к снижению затрат акционерного общества на привлечение капитала. Раскрываемая информация может быть также полезна для других заинтересованных лиц. Кредиторы, поставщики, клиенты и работники акционерного общества могут использовать такую информацию для оценки собственного положения, реагирования на какие-либо изменения и организации своих отношений с обществом. И, наконец, полное раскрытие информации акционерными обществами жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из основных средств защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги.

Поэтому неслучайно, что раскрытию информации на рынке ценных бумаг его участниками, и прежде всего акционерными обществами, уделяется особое внимание со стороны органов, регулирующих этот сегмент рыночной экономики.

Однако, как показывает практика, именно акционерные общества наиболее часто нарушают требования законодательства Российской Федерации по обязательному раскрытию информации на рынке ценных бумаг. И зачастую причина этого банальна. Их специалисты просто не знают о требованиях по раскрытию информации, распространяющихся на их компании, либо же не придают этим вопросам должного значения и внимания.



Так, например, в 2011 г. РО ФСФР России в ЮЗР было проведено 288 проверок интернет-ресурсов (сайтов) эмитентов на предмет раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а в I квартале 2012 г. таких проверок было проведено уже более 80. Весьма показательным является тот факт, что в ходе практически каждой проверки выявляются те или иные нарушения требований законодательства Российской Федерации в части раскрытия информации. И лишь в единичных случаях нарушений не выявляется. В результате в 2011 г. по итогам проверок сайтов в адрес эмитентов ценных бумаг было вынесено 281 предписание, а в I квартале 2012 г. таких предписаний было выдано 98.

Вместе с тем в настоящее время существует по крайней мере два фактора, которые должны побуждать руководителей акционерных обществ к раскрытию информации, "инвестиционный" и "законодательный".

С одной стороны, массовая приватизация в России привела к формированию огромного количества акционерных обществ, которые встали на путь самостоятельного развития в условиях рыночной экономики. Устаревшее оборудование и технологии зачастую не позволяют предложить потребителям продукцию, отвечающую современным мировым стандартам, и эффективно конкурировать с зарубежными производителями. В такой ситуации с особой остротой встает вопрос об инвестициях в модернизацию и развитие. Предприятия начинают раскрывать информацию о себе прежде всего под воздействием потребности в таких инвестициях. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не только не скрывают информацию, а, наоборот, готовы предоставить ее для того, чтобы он принимал адекватные ситуации решения. Нет раскрытия информации - нет инвестиций.

С другой стороны, требования по обязательному раскрытию информации на рынке ценных бумаг акционерными обществами установлены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Соответственно, их нарушение способно привести к привлечению нарушителей к административной и даже к уголовной ответственности.

Вступивший в силу с 7 апреля 2011 г. Федеральный закон N 264-ФЗ внес существенные изменения в ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Теперь она регулирует не только раскрытие информации эмитентами ценных бумаг, прежде всего акционерными обществами, в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, но и предоставление информации некоторыми категориями лиц, имеющими отношение к таким эмитентам.

Этих лиц условно можно объединить в четыре группы:

- участники (акционеры) эмитента, владеющие 5% или более его голосующих акций (долей);

- лица, получившие право по различным основаниям распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента;

- организации, подконтрольные эмитенту. Здесь необходимо отметить, что подконтрольная организация - это юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

При этом можно выделить следующие признаки, позволяющие признать физическое или юридическое лицо контролирующим лицом. Такое лицо вправе: прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации; назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Причем реализовывать указанные права контролирующее лицо может как в силу непосредственного участия в подконтрольной организации, так и на основании договоров доверительного управления имуществом и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями подконтрольной организации. Именно с этих позиций следует подходить к пониманию терминов "подконтрольное лицо" и "контролирующее лицо", используемых в рамках данной статьи;

- лица, получившие полномочия для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента.

Закон "О рынке ценных бумаг" (п. п. 19 - 22 ст. 30) обязывает перечисленных выше лиц предоставлять определенную его нормами информацию эмитентам, а также в ФСФР России (в частности, эмитентам она нужна для раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах). Такая обязанность никак не связана с наличием у самого лица обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Информацию предоставляют все лица, имеющие отношение к эмитентам, раскрывающим информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, при условии, что они входят в одну из названных выше групп лиц. Требование по предоставлению информации исполняется ими путем направления эмитентам и в ФСФР России уведомлений.

Конкретные требования к содержанию, форме, сроку и порядку направления уведомлений установлены Положением, утв. Приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-44/пз-н.

Уведомление о контролирующих лицах участника (акционера) эмитента.Такое уведомление направляют акционер (участник) эмитента, владеющий 5% или более его акций (долей). В него включается информация о лице (появлении лица), которое контролирует такого акционера (участника), либо о его отсутствии (прекращении оснований такого контроля).

Упомянутый документ предусматривает следующие сроки направления такого уведомления:

в случае появления у акционера (участника), владеющего 5% или более акций (долей) эмитента, контролирующего лица или прекращения оснований контроля - в срок не позднее 10 дней с даты, когда акционер (участник) узнал или должен был узнать о таком факте;

в случае наличия у лица, которое приобретает (получает во владение) 5% или более голосующих акций (долей) эмитента, контролирующего лица - в срок не позднее 10 дней с даты, когда оно узнало или должно было узнать о приобретении им соответствующего количества акций (долей) эмитента;

в случае приобретения 5% или более голосующих акций (долей) эмитента в результате размещения дополнительных акций эмитента - в срок не позднее 10 дней с даты, когда лицо узнало или должно было узнать о государственной регистрации отчета (представления уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций эмитента.

Уведомление о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента. Это уведомление направляют лица, получившие право по различным основаниям распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента. Оно включает информацию о получении такими лицами или прекращении у них соответствующего права.

Данные лица направляют уведомление в случае, если количество принадлежащих или контролируемых ими голосов составляет 5% либо стало больше или меньше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.

Это уведомление направляется в срок не позднее 10 дней с даты, когда лицо (акционер) узнало или должно было узнать:

о получении им права распоряжаться определенным количеством голосов эмитента, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, если указанное количество голосов составляет 5% либо стало больше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента;

о прекращении у него права распоряжаться определенным количеством голосов эмитента, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, если указанное количество голосов составляло 5% либо стало больше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.

Если право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции эмитента, было получено (прекращено) в результате размещения эмитентом дополнительных акций, уведомление направляется в срок не позднее 10 дней с даты, когда лицо, их приобретшее, узнало или должно было узнать о государственной регистрации отчета (представления уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска). Отметим, что ФСФР России (РО ФСФР России) публикует подобные сведения для всеобщего ознакомления на своих сайтах в Интернете.

Уведомление о приобретении (отчуждении) подконтрольной эмитенту организацией голосующих акций (долей) эмитента. Данное уведомление направляют организации, подконтрольные эмитенту, т.е. его дочерние или зависимые общества. В него включается информация о приобретении (отчуждении) ими голосующих акций (долей) эмитента или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении голосующих акций эмитента.

Такое уведомление направляется не позднее 10 дней с даты, когда лицо узнало или должно было узнать о приобретении (отчуждении) голосующих акций (долей) эмитента, контролирующего его, или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении голосующих акций такого эмитента.

Уведомление не направляется лицом, если оно является брокером и (или) доверительным управляющим и совершило сделку от своего имени, но за счет клиента, не являющегося эмитентом и (или) подконтрольной ему организацией.

Уведомление о получении полномочий для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента. Рассматриваемое уведомление направляет лицо, получившее полномочия для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента.

В данном случае речь идет о крупном акционере, владеющем самостоятельно или совместно с иными акционерами 10% и более голосующих акций акционерного общества. Дело в том, что такой акционер вправе самостоятельно организовать проведение внеочередного общего собрания акционеров только на основании соответствующего решения суда.

Уведомление направляется в течение одного дня с даты, когда лицо, получившее полномочия для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров эмитента, узнало или должно было узнать о вступлении в законную силу решения арбитражного суда о понуждении эмитента провести внеочередное общее собрание акционеров. В связи с тем что акционер сам является заинтересованным лицом, скорее всего, такой датой станет 10-й день после принятия соответствующего судебного решения, поскольку именно такой срок установлен для вступления подобного решения в силу. Отметим, что арбитражные суды также обязаны публиковать информацию о рассмотренных ими исках и принятых решениях на своих сайтах.

Форма и содержание уведомления. По своему содержанию и форме уведомления должны соответствовать Приложениям 1 - 4 к Положению, утв. Приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-44/пз-н (согласно предложенной нумерации). Их анализ показал, что каких-либо затруднений с заполнением форм уведомлений в принципе возникнуть не должно. Поэтому подробно этот вопрос в рамках данной статьи рассматривать не будем, отметим лишь, что в уведомления должны быть включены только те сведения, которые известны или должны быть известны лицу, от имени которого направляется такой документ.

 

Порядок направления уведомлений. Куда, как и в каком порядке должны направляться рассмотренные в этой статье уведомления?

Как было отмечено выше, уведомления должны направляться в два адреса - эмитенту и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Если с эмитентом все понятно, то со вторым адресатом, по мнению автора, могут возникнуть некоторые вопросы.

Дело в том, что сегодня, как известно, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). При этом ФСФР России действует как самостоятельно, так и через свои территориальные органы - региональные отделения ФСФР России (РО ФСФР России). Всего в Российской Федерации таких территориальных органов создано 13. Их перечень с указанием территорий деятельности представлен на официальном сайте ФСФР России в Интернете по адресу: http://www.ffms.ru/ru/about/structure/local_govenment/.

Здесь может возникнуть вопрос: куда направлять уведомление - в ФСФР России или же в одно из РО ФСФР России?

Исходя из сложившейся практики разделения полномочий между ФСФР России и РО ФСФР России (регистрация выпусков ценных бумаг, контроль за приобретением крупных пакетов акций ОАО и др.) рекомендация может быть следующей: уведомления, касающиеся эмитентов федеральной группы и кредитных организаций, направляются в ФСФР России, а уведомления в отношении иных эмитентов - в то РО ФСФР России, на территории которого находится компания.

Положение, утв. Приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-44/пз-н, определяет несколько вариантов направления уведомлений.

Первый из них самый традиционный - направление уведомления на бумажном носителе.

Достаточно традиционны и требования к его оформлению:

- если документ насчитывает более одного листа, его необходимо прошить и пронумеровать;

-если документ направляется юридическим лицом, бумажный носитель уведомления скрепляется печатью такого юридического лица на прошивке и заверяется подписью уполномоченного лица такого юридического лица;

-если документ направляется физическим лицом, в том числе являющимся представителем соответствующего лица, каждая страница бумажного носителя подписывается таким физическим лицом.

Важно отметить, что, в случае если от имени соответствующего лица уведомление направляется его уполномоченным представителем, вместе с ним направляется также и доверенность (копия доверенности, заверенная в установленном порядке) или иной документ (копия документа, заверенная в установленном порядке), на котором основываются полномочия представителя.

Как и в других ситуациях, когда какие-либо документы направляются в ФСФР России или РО ФСФР России на бумажном носителе, например, в рамках процедуры эмиссии ценных бумаг, в нашем случае текст уведомления также одновременно должен быть направлен и на электронном носителе в формате, соответствующем требованиям ФСФР России.

Вроде бы все понятно. Проблема только в том, что сегодня такие требования к рассматриваемым уведомлениям на электронном носителе не установлены. Выход из этой ситуации представляется таким. В качестве электронного носителя следует использовать дискету 3,5" DOS-формата либо компакт-диск (Compact Disk, CD-R или CD-RW). Здесь используем аналогию с Приказом ФСФР России от 18 июня 2009 г. N 09-23/пз-н, устанавливающим Требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Использовать формат, предписываемый названным нормативным правовым актом, для файла, содержащего текст уведомления, не получится. Это связано с тем, что эмитенты ценных бумаг должны представлять файлы, содержащие тексты документов, в XML-формате (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 и иметь расширение ".smc" или же в XML-формате (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 и иметь расширение ".xml". При этом для заполнения электронных документов должны использоваться программные продукты, разработанные и распространяемые на бесплатной основе ФСФР России, - это Программа-анкета эмитентов ФСФР России и Программа-анкета для ежеквартального отчета эмитентов ФСФР России. Аналогичного продукта для подготовки уведомлений, о которых говорится в этой статье, как и для ряда других документов (тестов добровольного и обязательного предложения и др.), сегодня не разработано. Поэтому для подготовки файлов, содержащих тексты уведомлений, пока можно использовать, например, стандартные программы Microsoft WORD или EXEL. Соответствующими должны быть и расширения файлов, записанных на электронные носители. Например, для файлов, подготовленных с использованием программы Microsoft WORD, расширение должно быть ".doc", а предпочтительнее ".rtf".

Другой вариант направления уведомлений также не нов, хотя и не столь традиционен, как первый, особенно для эмитентов, не относящихся к федеральной группе. Тексты уведомлений могут быть направлены и эмитенту, и ФСФР России (РО ФСФР России) в форме электронного документа. Такой документ должен быть подписан электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи.

Порядок взаимодействия лиц, направляющих тексты уведомлений в форме электронного документа, с эмитентом определяется условиями заключаемого между ними договора об использовании электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи. Общие принципы организации информационного обмена электронными документами с электронной цифровой подписью с ФСФР России определяет Порядок, утв. Приказом ФСФР России от 25 марта 2010 г. N 10-21/пз-н.

Следует отметить, что при использовании данного варианта направления текста уведомления направление уведомления на бумажном носителе и текста уведомления на электронном носителе не требуется.

И наконец, третий вариант - направление уведомления в электронном виде через одного из распространителей информации на рынке ценных бумаг - информационное агентство, которое в установленном порядке уполномочено на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.

Сегодня таких информационных агентств пять. Их перечень представлен на официальном сайте ФСФР России в Интернете по адресу: http://www.ffms.ru/ru/contributors/financialmarket/emitters/inf_open/.

Порядок взаимодействия с распространителем информации на рынке ценных бумаг определяется договором, заключенным между ним и лицом, направляющим уведомление. Как и в предыдущем варианте, при направлении уведомления в электронном виде через распространителя информации на рынке ценных бумаг необходимость направления уведомления на бумажном носителе и текста уведомления на электронном носителе отпадает.

Важно иметь в виду, что обязанность по направлению соответствующих уведомлений (кроме уведомления о праве проведения внеочередного общего собрания акционеров) возникает у лиц, рассматриваемых в рамках данной статьи, не только в Порядке, указанном выше, т.е. в зависимости от появления оснований для направления уведомлений, но и единовременно.

Дело в том, что п. 2 текста Приказа ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-44/пз-н обязывает этих лиц разово направить соответствующие уведомления вне связи с наступлением каких-либо событий в срок не позднее 90 дней с даты вступления Приказа в силу.

Таким образом, к этой дате:

- участники (акционеры) эмитента, владеющие 5% или более его голосующих акций (долей), должны направить уведомление о лицах, контролирующих их;

- лица, получившие право по различным основаниям распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, - уведомление о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента;

- организации, подконтрольные эмитенту, - уведомление о приобретении (отчуждении) подконтрольной эмитенту организацией голосующих акций (долей) эмитента.

Как следует из ст. 19.7.3 КоАП РФ [1], непредставление информации в ФСФР России (РО ФСФР России), в том числе уведомлений, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, признаются административными правонарушениями.

Соответственно, за их совершение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет:

- для граждан - от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

- для должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;

- на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Поэтому всем акционерам, а также подконтрольным лицам во избежание проблем с регулятором необходимо стремиться строго соблюдать все новые требования по представлению уведомлений как эмитенту, так и ФСФР России (РО ФСФР России). Очевидно, для этого надо четко отслеживать факт и момент появления того или иного основания для их направления.

Изменения в общих требованиях к порядку раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Одним из новых требований является требование, согласно которому эмитенты ценных бумаг все документы, подлежащие раскрытию в Интернете, должны опубликовывать исключительно на страницах в сети Интернет одного из информационных агентств, которые уполномочены на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг (далее - распространители информации).

Сегодня таковых пять. Их перечень большинству эмитентов ценных бумаг хорошо известен, поскольку в лентах новостей распространителей информации они уже давно обязаны публиковать различного рода информацию (сообщения о существенных фактах, сообщения о раскрытии в сети Интернет списка аффилированных лиц и др.). Тот, кто еще по каким-либо причинам незнаком с актуальным перечнем распространителей информации, может ознакомиться на официальном сайте ФСФР России в Интернете (http://www.ffms.ru/ru/contributors/financialmarket/emitters/inf_open/).

Важно отметить, что рассмотренное выше требование начинает действовать не одновременно со вступлением в силу нового Положения о раскрытии информации, а только с 1 сентября 2012 г. Таким образом, с этой даты для раскрытия информации в Интернете эмитенты ценных бумаг уже не будут вправе использовать свои страницы и страницы организаций, не являющихся распространителями информации, например сайты специализированных регистраторов и т.п., а должны использовать только страницы распространителей информации.

Поэтому тем эмитентам ценных бумаг, у которых нет заключенных ранее договоров с распространителями информации, во избежание проблем с регулятором необходимо заблаговременно побеспокоиться о юридическом оформлении своих отношений с одним из распространителей информации и своевременном информационном наполнении своих новых страниц в Интернете. Туда должна быть перенесена вся информация, срок обеспечения доступа к которой в Интернете еще не истек, например тексты списков аффилированных лиц за последние три года и т.д.

Тем же, кто и ранее раскрывал всю информацию на сайтах распространителей информации, беспокоиться не следует. Как правило, взаимодействие сторон в этом вопросе осуществлялось на основании долгосрочных договоров, не предполагающих изменения стоимостных условий, иначе как по соглашению сторон. Что касается стоимости услуг по размещению документов на сайтах распространителей информации, то, по словам их представителей, стоимость услуг по раскрытию информации в Интернете будет необременительной для любого эмитента ценных бумаг (по информации, имеющейся в распоряжении автора, - 3000 руб. в год). Во всяком случае, такова ситуация с клиентами "Интерфакса".

Еще одно изменение в общих требованиях к процедуре раскрытия информации эмитентами ценных бумаг также связано с распространителями информации. Речь идет о раскрытии сведений в ленте новостей распространителей информации. В целом для эмитентов ценных бумаг оно не изменилось. Однако теперь п. 1.5 нового Положения о раскрытии информации дает право эмитенту ценных бумаг изменять (корректировать) информацию, включенную в ранее опубликованное им в ленте новостей сообщение.

Для этого ему необходимо опубликовать в ленте новостей новое (другое) сообщение, содержащее:

- указание на то, что оно публикуется в порядке изменения (корректировки) информации, содержащейся в ранее опубликованном сообщении;

- ссылку на ранее опубликованное сообщение, информация в котором изменяется (корректируется);

- полный текст публикуемого сообщения с учетом внесенных изменений, а также краткое описание внесенных изменений.

Изменения порядка раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, не раскрывающими информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Здесь, прежде всего, отметим, что на одну позицию увеличен перечень документов, которые необходимо размещать в Интернете.

Таковым является решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг. Теперь эмитенты ценных бумаг обязаны раскрывать в Интернете тексты всех решений о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, которые не являются погашенными (находятся в процессе размещения или в обращении), а не только тех, которые сопровождаются регистрацией проспекта ценных бумаг, как это было ранее (разд. 8.6 Положения о раскрытии информации).

Тексты зарегистрированных решений о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должны быть опубликованы на странице в сети Интернет в срок не более двух дней с даты опубликования информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг на странице регистрирующего органа в сети Интернет или получения эмитентом ценных бумаг письменного уведомления регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг посредством почтовой, факсимильной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше. Текст зарегистрированного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, который не погашен, должен быть доступен на странице в сети Интернет постоянно, т.е. до момента погашения выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в отношении которого было зарегистрировано соответствующее решение.

Изменились, хотя и несущественно, требования к содержанию годового отчета. Так, пп. 12 п. 8.2.3 Положения о раскрытии информации предписывает в годовом отчете раскрывать информацию о вознаграждении (компенсации расходов) членов органов управления, выплаченном не по результатам отчетного года, как ранее, а в течение отчетного года.

Изменен порядок раскрытия в Интернете годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если ранее ее текст в Интернете должен был быть опубликован не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности, теперь - не позднее двух дней с даты составления аудиторского заключения (п. 8.3.4 Положения о раскрытии информации).

Увеличен срок, в течение которого текст сообщения об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности должен быть доступен в сети Интернет. Если ранее такой срок составлял не менее шести месяцев, теперь он должен быть не менее трех лет с даты опубликования в Интернете соответствующей бухгалтерской отчетности.

Уточнен порядок раскрытия информации об аффилированных лицах эмитента ценных бумаг в форме списка аффилированных лиц. Теперь текст такого списка, составленный на дату окончания отчетного квартала, подлежит опубликованию, как и ранее, не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, но не ранее даты окончания отчетного квартала.

Еще одно изменение связано с введением обязанности по опубликованию на странице в сети Интернет тех сообщений, которые ранее подлежали раскрытию только в ленте новостей распространителей информации.

Речь идет о следующих сообщениях:

- о приобретении более 20% акций другого акционерного общества;

- о размещении в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности;

- о размещении в сети Интернет годового отчета;

- о размещении в сети Интернет списков аффилированных лиц;

- об изменении адреса страницы в сети Интернет;

- о проведении общего собрания акционеров.

Теперь, помимо того что такие сообщения опубликовываются в ленте новостей распространителей информации (не позднее одного дня с момента наступления), они должны быть опубликованы и на странице в сети Интернет в срок не позднее двух дней с момента наступления. При этом установлено, что эти сообщения должны быть доступны в сети Интернет не менее 12 месяцев с даты опубликования.

Изменения требований к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг, раскрывающими информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Изменения произошли как в порядке составления ежеквартального отчета, так и в процедуре раскрытия информации эмитентами ценных бумаг в этой форме, хотя в целом их нельзя признать революционными. В подавляющем своем большинстве изменения, произошедшие в этой сфере, направлены на оптимизацию названных выше процедур.

Так, достаточно существенно были оптимизированы структура и содержание ежеквартального отчета.

Во-первых, сокращен период, за который необходимо раскрывать информацию. Теперь в большинстве пунктов он не превышает последнего завершенного финансового года, а также данных текущего отчетного периода (3, 6, 9, 12 месяцев).

Во-вторых, появилась возможность раскрывать несколько сокращенный объем информации (п. 5.9). По собственному усмотрению компании в ежеквартальный отчет может включаться следующая информация: о показателях финансово-экономической деятельности; рыночной капитализации и кредиторской задолженности; об основной хозяйственной деятельности и поставщиках; о результатах финансово-хозяйственной деятельности; ликвидности, достаточности капитала и оборотных средств; финансовых вложениях; размере дебиторской задолженности; об общей сумме экспорта, а также о доле, которую составляет экспорт в общем объеме продаж.

В-третьих, стало возможным в ряде пунктов ежеквартального отчета за II - IV кварталы при отсутствии изменений не дублировать данные предыдущих квартальных отчетов, а сослаться на них, указав, что изменений за соответствующий отчетный период не было. Такие пункты указаны в преамбуле к каждому разделу ежеквартального отчета.

И наконец, в-четвертых, устранено внутреннее дублирование информации между различными пунктами ежеквартального отчета и сокращен объем раскрытия в целом ряде пунктов.

Следует также обратить внимание читателя на изменения, которые произошли в п. п. 3.5 и 6.2 текста ежеквартального отчета. Теперь в первом из них необходимо указывать информацию об организациях, подконтрольных эмитенту ценных бумаг, имеющих для него существенное значение. Во втором - сведения о лицах, владеющих не менее 5% уставного капитала эмитента ценных бумаг или не менее 5% его обыкновенных акций, а также о лицах, контролирующих таких акционеров. При их отсутствии - об акционерах, владеющих не менее 20% уставного капитала или не менее 20% их обыкновенных акций. Таким образом, одновременно с сокращением объема информации, подлежащей раскрытию в ежеквартальном отчете, произошло и увеличение объема раскрываемой информации.

Из небольших изменений можно отметить следующие: обязанность указывать в п. 3.1.1 "Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента" дату ввода действующих наименований; возможность указывать в п. 3.1.4 "Контактная информация" почтовый адрес; приведение в соответствие с формой федерального статистического наблюдения N П-4 показателей п. 5.7 "Данные о численности и обобщенные данные о составе сотрудников (работников) эмитента, а также об изменении численности сотрудников (работников) эмитента"; возможность раскрывать в составе ежеквартального отчета не всю учетную политику, а только ее основные положения (п. 7.4); обязанность приводить дополнительную информацию о выплате дивидендов (рассчитывать долю дивидендов в прибыли, указывать дату закрытия реестра для выплаты дивидендов).

В новом Положении о раскрытии информации уточнен порядок подписания ежеквартального отчета. Речь идет о ситуации, когда полномочия единоличного исполнительного органа эмитента ценных бумаг по договору передавались управляющей организации, а ведение бухгалтерского учета - специализированной организации. Теперь прямо оговорено, что ежеквартальный отчет может быть подписан лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа управляющей организации или ее представителем, действующим по доверенности, если полномочия единоличного исполнительного органа эмитента ценных бумаг переданы управляющей компании по договору. Предусмотрена также возможность подписания ежеквартального отчета лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа специализированной организации, которой по договору передано ведение бухгалтерского учета, или представителем такой организации, действующим на основании доверенности. При этом и в одном, и в другом случае необходимо указывать реквизиты (номера и даты заключения, в том числе номера и даты выдачи) соответствующих документов (договоров и доверенностей).

Оптимизированы и требования к раскрытию ежеквартального отчета. Если ранее текст ежеквартального отчета необходимо было опубликовывать в Интернете и представлять в ФСФР России (РО ФСФР России), то с 1 сентября 2012 г. его необходимо будет только опубликовывать в Интернете (в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала). Однако до этой даты обязанность по представлению отчета будет по-прежнему актуальной. Таким образом, в этом году в ФСФР России (РО ФСФР России) необходимо представить ежеквартальные отчеты только за IV квартал 2011 г. и за I и II кварталы 2012 г., а после 1 сентября 2012 г. представлять ежеквартальные отчеты в ФСФР России (РО ФСФР России) более не следует.

Здесь необходимо отметить, что, несмотря на отмену обязанности по направлению ежеквартальных отчетов в ФСФР России (РО ФСФР России), для их подготовки необходимо будет по-прежнему использовать программный продукт "Программа-анкета для ежеквартального отчета эмитента ФСФР России". Сегодня этот программный продукт действует (версия 3.0.5). Однако, по словам его разработчиков, новая версия программы уже подготовлена и направлена в ФСФР России. С тестовой версией нового шаблона ежеквартального отчета начиная с середины января 2012 г. можно ознакомиться на сайте разработчика (http://www.e-disclosure.ru/FileLoad.aspx?Fileid=146&type=info). Ожидается, что для обязательного использования новая версия программы будет введена начиная с ежеквартального отчета за I квартал 2012 г. Получить ее, как и ранее, можно будет бесплатно на сайте ФСФР России (http://www.ffms.ru/ru/contributors/financialmarket/emitters/el_form/). До этого использовать тестовую версию программы для подготовки ежеквартального отчета не следует. Таким образом, ежеквартальный отчет за IV квартал 2011 г. должен быть подготовлен по старой версии программы, а в дальнейшем, начиная с ежеквартального отчета за I квартал 2012 г., будет необходимо использовать ее новую версию.

При рассмотрении вопроса о новых требованиях к раскрытию эмитентами ценных бумаг информации в форме ежеквартального отчета важно обратить внимание на два достаточно существенных момента.

Во-первых, изменился срок, в течение которого должен обеспечиваться доступ к тексту ежеквартального отчета в сети Интернет. Теперь он составляет не три года, как ранее, а пять лет с даты истечения срока его опубликования (с даты его опубликования) в сети Интернет.

Во-вторых, появилась новая процедура - замена текста ежеквартального отчета в Интернете в случае обнаружения в опубликованном ранее тексте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации (п. 5.13 нового Положения о раскрытии информации). В такой ситуации можно внести в ежеквартальный отчет необходимые изменения и опубликовать его текст с внесенными изменениями на странице в сети Интернет взамен ранее опубликованного текста ежеквартального отчета.

Что касается раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах, здесь, прежде всего, обращает на себя внимание значительное расширение перечня существенных фактов. Ранее в ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" сведений, признаваемых существенными фактами, было 13, а старое Положение о раскрытии информации расширяло их число до 18 (за счет дробления существенных фактов, определенных в Законе "О рынке ценных бумаг", на более мелкие). Теперь же перечень существенных фактов, прямо установленный в Законе "О рынке ценных бумаг" и новом Положении о раскрытии информации, увеличен до 50.

Детальное рассмотрение нового перечня существенных фактов позволяет сделать вывод, что он не является таким уж новым, хотя в нем, бесспорно, есть и принципиальные изменения. Так, прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что в нынешний перечень перекочевал ряд существенных фактов, которые признавались в качестве таковых и ранее. Речь идет, например, о сведениях об этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, приостановлении и возобновлении эмиссии эмиссионных ценных бумаг эмитента, признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитента несостоявшимся или недействительным и др.

В новый перечень существенных фактов также вошли сведения, которые ранее не являлись существенными фактами, а старым Положением о раскрытии информации определялись в качестве сведений, способных оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг. Всего таких сведений было 18. Часть из них в том или ином виде вошли в ныне действующий перечень существенных фактов.

Вместе с тем в нем есть и совершенно новые существенные факты. Многие из них связаны с раскрытием сведений, относящихся к лицу, контролирующему эмитента ценных бумаг, и лицу, подконтрольному эмитенту ценных бумаг. Лейтмотивом введения таких существенных фактов явилась необходимость ужесточения требований по раскрытию сведений о "закольцованных схемах", когда "дочка" владеет долей в материнской компании. Причем речь идет не только о непосредственном владении акциями, но и о заключении акционерных соглашений и т.п., или если "дочка" включена в консолидированную отчетность холдинга. В результате теперь эмитент ценных бумаг в форме сообщений о существенных фактах обязан раскрывать информацию не только непосредственно о себе, но и о контролирующих его лицах и лицах, подконтрольных ему.

Можно выделить следующие признаки, позволяющие признать физическое или юридическое лицо контролирующим лицом.

Такое лицо вправе:

1) прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации;

2) назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Причем реализовывать указанные права контролирующее лицо может как в силу непосредственного участия в подконтрольной организации, так и на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями подконтрольной организации.

Подконтрольная организация - юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

Такого рода существенных фактов в общей сложности автор насчитал 12, в том числе:

- о появлении у эмитента подконтрольной ему организации, имеющей для него существенное значение, а также о прекращении оснований контроля над такой организацией (существенный факт 5);

- о появлении лица, контролирующего эмитента, а также о прекращении оснований такого контроля (существенный факт 6);

- о принятии решения о реорганизации или ликвидации организацией, контролирующей эмитента, подконтрольной эмитенту организацией, имеющей для него существенное значение, либо лицом, предоставившим обеспечение по облигациям этого эмитента (существенный факт 7). Здесь необходимо отметить, что данный существенный факт в том виде, в котором он изложен в тексте ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" и нового Положения о раскрытии информации, при его прочтении может вызвать недопонимание его смысла. На первый взгляд может показаться, что речь идет о принятии лицом, контролирующим эмитента, соответствующего решения в отношении лица, подконтрольного эмитенту. Однако такое в рамках действующего правового поля вряд ли возможно. Дело в том, что решение о реорганизации подконтрольной организации принимается на общем собрании этой организации, где у контролирующей эмитента организации контрольного голоса может и не быть. Нет и права обязать эмитента голосовать определенным образом на общем собрании акционеров подконтрольной организации. Поэтому, по мнению автора, речь в этом существенном факте идет о принятии соответствующего решения каждой из перечисленных в нем организаций, а не о принятии лицом, контролирующим эмитента, того или иного решения в отношении организации, подконтрольной эмитенту;

- о внесении в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией организации, контролирующей эмитента, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, либо лица, предоставившего обеспечение по облигациям этого эмитента (существенный факт 8);

- о появлении у эмитента, контролирующего его лица, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) (существенный факт 9);

- о принятии арбитражным судом заявления о признании эмитента, контролирующего его лица, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, либо лица, предоставившего обеспечение по облигациям этого эмитента, банкротами, а также о принятии арбитражным судом решения о признании указанных лиц банкротами, введении в отношении них одной из процедур банкротства, прекращении в отношении них производства по делу о банкротстве (существенный факт 10);

- о предъявлении эмитенту, контролирующей его организации, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, иска, размер требований по которому составляет 10 или более процентов балансовой стоимости активов указанных лиц на дату окончания отчетного периода (квартала, года), предшествующего предъявлению иска, в отношении которого истек установленный срок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, или иного иска, удовлетворение которого, по мнению эмитента, может существенным образом повлиять на финансово-хозяйственное положение эмитента или указанных лиц (существенный факт 11);

- о совершении организацией, контролирующей эмитента, или подконтрольной эмитенту организацией, имеющей для него существенное значение, сделки, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации крупной сделкой (существенный факт 32);

- о заключении эмитентом, контролирующим его лицом или подконтрольной эмитенту организацией договора, предусматривающего обязанность приобретать эмиссионные ценные бумаги указанного эмитента (существенный факт 37). Таким образом, недобросовестные эмитенты, выкупающие свои ценные бумаги не на рыночных условиях и через подконтрольных лиц, должны будут раскрывать об этом информацию;

- об изменении размера доли участия члена органа управления эмитента (члена органа управления управляющей организации эмитента) в уставном капитале эмитента и (или) подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение (существенный факт 40).

Как видно, существенные факты, перечисленные выше, во многом напрямую не связаны с финансово-хозяйственной деятельностью самого эмитента ценных бумаг. Они могут быть отнесены к нему лишь косвенно, поскольку затрагивают не только его, но и контролирующих его лиц и лиц, подконтрольных ему. Например, это касается существенных фактов (8), (9), (32) и др. Соответственно, у эмитента ценных бумаг возникает необходимость сбора соответствующей информации. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: как такой сбор реализовать на практике? Отчасти ответ на этот вопрос дал сам законодатель в той же ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг". Ведь она обязывает раскрывать информацию не только эмитентов, но и других участников рынка ценных бумаг, в том числе акционеров и др. Поэтому проблемы со сбором необходимой информации может и не возникнуть вовсе.

Так, ч. 19 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" обязывает акционеров, владеющих пятью или более процентами голосующих акций эмитента ценных бумаг, направить эмитенту ценных бумаг уведомление о лицах, которые их контролируют. Такую информацию эмитент ценных бумаг может использовать, например, для раскрытия информации в форме существенного факта (6) и (40). В свою очередь, ч. 20 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" также предписывает лицам, получившим право распоряжаться определенным количеством голосов эмитента ценных бумаг, направить этому эмитенту уведомление о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента. Эмитент ценных бумаг будет использовать такую информацию для раскрытия информации в форме существенного факта (25). Конкретные требования к содержанию, форме, сроку и порядку направления перечисленных уведомлений установлены в Положении, утв. Приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-44/пз-н.

Вместе с тем проблема со сбором эмитентом ценных бумаг информации для раскрытия информации в форме существенных фактов остается. Как может, например, эмитент ценных бумаг узнать о появлении у лица, контролирующего его, или подконтрольного ему лица признаков банкротства, одним из которых является наличие просроченной задолженности в сумме более 100 тыс. руб.? Ответ очевиден - в принципе никак, если только контролирующее эмитента ценных бумаг лицо или лицо, подконтрольное ему, само не является эмитентом, обязанным раскрывать информацию в форме существенных фактов. Тем не менее эмитент ценных бумаг обязан раскрывать и такого рода существенные факты. Иначе и эмитент ценных бумаг, и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, а последние еще и к уголовной. В этой ситуации эмитенту ценных бумаг для получения всей необходимой информации целесообразно организовать мониторинг контролирующих и подконтрольных организаций (по всей цепочке контроля). Как вариант - заключить соглашение об обмене соответствующей информацией.

Помимо рассмотренных выше, есть и ряд других новых существенных фактов, которые связаны уже непосредственно с самим эмитентом ценных бумаг и не касаются других связанных с ним лиц. Однако многие из них вряд ли коснутся подавляющего большинства российских эмитентов ценных бумаг. Поэтому в рамках данной статьи они рассматриваться не будут.

Как было отмечено выше, теперь существенных фактов, прямо определенных в ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" и новом Положении о раскрытии информации, 50. Однако перечень сообщений о них этой цифрой не ограничивается. Дело в том, что ряд сообщений о существенных фактах предполагают раскрытие одновременно нескольких взаимосвязанных событий. Например, сообщение о существенном факте "О появлении лица, контролирующего эмитента, а также о прекращении оснований такого контроля" фактически разделено на два самостоятельных сообщения - сообщение о существенном факте "О появлении лица, контролирующего эмитента" и сообщение о существенном факте "О прекращении у лица, контролировавшего эмитента, оснований такого контроля". Помимо того, количество событий (действий), о которых необходимо раскрывать информацию в форме сообщения о существенном факте "О сведениях, оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг", может быть ограничено только полетом фантазии представителей эмитента ценных бумаг. Ведь оказать влияние на стоимость акций эмитента ценных бумаг может даже информация о болезни директора или ее владельца. Достаточно вспомнить ситуацию с компанией "Apple" и болезнью, а затем и смертью ее основателя и главного управляющего Стива Джобса. Как известно, в январе 2011 г. только на информации о том, что он уходит в бессрочный отпуск в связи с состоянием здоровья, акции компании на Франкфуртской бирже рухнули на 9%, а затем на торгах в Нью-Йорке их цена снизилась на 4%.

На что еще следует обратить внимание, рассматривая требования к раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах, так это на то, что в новом Положении о раскрытии информации отсутствует жесткая регламентация форм сообщений о существенных фактах при их документарном оформлении. Напомним, что в старом Положении о раскрытии информации сообщения о существенных фактах предписывалось составлять по формам, установленным в Приложениях к этому нормативному правовому акту. Теперь такого нет. Поэтому при подготовке сообщения о существенном факте в документарной форме в его заголовке необходимо более конкретно указывать на событие, информация о котором раскрывается. Например, предположим, что принято решение о созыве общего собрания акционеров акционерного общества. Это существенный факт. Информация о нем должна быть раскрыта в форме сообщения о существенном факте, предусматривающего раскрытие сведений не только об этом событии, но и о проведении собрания и принятых им решениях. Поэтому в заголовке сообщения о существенном факте следует конкретно указать событие, вызвавшее необходимость раскрытия информации в этой форме, а именно "О созыве общего собрания акционеров".

Непосредственно порядок раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах не претерпел существенных изменений. Он по-прежнему осуществляется путем опубликования сообщений в ленте новостей не позднее 1 дня с момента наступления, а на странице в сети Интернет - не позднее двух дней. Единственно, что изменилось, так это срок, в течение которого текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет. Он увеличен и составляет теперь не шесть месяцев, как ранее, а 12 месяцев с даты истечения срока для его опубликования (с даты его опубликования) в сети Интернет.

Сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность. Теперь эмитенты ценных бумаг, раскрывающие информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны осуществлять раскрытие информации в форме сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности, чего не должны были делать ранее.

Такая обязанность распространяется на годовую сводную бухгалтерскую (консолидированную финансовую) отчетность с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности и на промежуточную (полугодовую) сводную бухгалтерскую (консолидированную финансовую) отчетность.

Годовая сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности раскрывается:

путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания соответствующего финансового года. Текст отчетности и аудиторское заключение в ее отношении должны быть доступны на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока для ее опубликования в сети Интернет, а если она опубликована в сети Интернет после истечения такого срока - с даты ее опубликования в сети Интернет;

в составе ежеквартального отчета за второй квартал, а в случае ее составления до даты окончания первого квартала - в составе ежеквартального отчета за первый квартал.

Промежуточная (полугодовая) сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность раскрывается:

- путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала. Текст отчетности должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее одного года с даты истечения срока для ее опубликования в сети Интернет, а если она опубликована в сети Интернет после истечения такого срока - с даты ее опубликования в сети Интернет;

- в составе ежеквартального отчета за третий квартал.

Эмитенты ценных бумаг, раскрывающие информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны опубликовывать на странице в сети Интернет годовую бухгалтерскую отчетность (не позднее двух дней с даты составления аудиторского заключения).

Таким образом, они должны раскрывать такую отчетность дважды - после составления к ней аудиторского заключения, а затем в рамках ежеквартального отчета за I квартал. Ранее такой обязанности не было. Достаточно было раскрыть годовую бухгалтерскую отчетность в составе ежеквартального отчета за I квартал.

Опубликованию в Интернете также подлежат следующие сообщения:

- о приобретении более 20% акций другого акционерного общества;

- о размещении в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности;

- о размещении в сети Интернет годового отчета;

- о размещении в сети Интернет списков аффилированных лиц;

- об изменении адреса страницы в сети Интернет; о проведении общего собрания акционеров.

Такие сообщения публикуются в ленте новостей распространителей информации (не позднее одного дня с момента наступления соответствующего события) и на странице в сети Интернет (не позднее двух дней с момента наступления соответствующего события). При этом на странице в сети Интернет они должны быть доступны в течение не менее 12 месяцев с даты их опубликования.

Создание резервного фонда в акционерных обществах (АО) предусмотрено п. 1 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ).

Резервный фонд - это часть имущества АО, выделенная в качестве специального финансового фонда, который образуется за счет части собственных средств путем систематических отчислений от прибыли. Резервный фонд, соответственно, представляет собой резерв денежных средств.

Резервный фонд предназначен для покрытия убытков АО, а также для погашения облигаций и выкупа акций АО в случае отсутствия иных средств и не может быть использован для иных целей.

Остатки неиспользованных средств данного фонда переходят на следующий год. Резервный фонд имеет строго целевое назначение.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона N 208-ФЗ резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений, размер которых предусматривается уставом АО, но не может быть менее 5% от чистой прибыли.

В уставе АО может быть предусмотрено создание резервного фонда и большего размера. Закон N 208-ФЗ определяет лишь минимально необходимый размер данного фонда.

Законом N 208-ФЗ предусмотрены следующие требования формирования резервного фонда:

- размер ежегодных отчислений в резервный фонд не может быть менее 5% от чистой прибыли вплоть до достижения этим фондом размера, установленного уставом;

- размер ежегодных отчислений в резервный фонд фиксируется в уставе АО, а не устанавливается отдельным решением органа общества.

Абзац 3 п. 1 ст. 35 Закона N 208-ФЗ определяет три возможных направления использования средств резервного фонда:

- покрытие убытков общества;

- погашение облигаций общества;

- выкуп акций общества в случае отсутствия иных средств.

Перечисленные цели использования средств резервного фонда изложены в исчерпывающем перечне. Использование этих средств в иных целях запрещается.

Согласно п. 69 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации резервный фонд отражается в бухгалтерском балансе отдельно.

Источник формирования и направления расходования фонда акционирования работников АО определены п. 2 ст. 35 Закона N 208-ФЗ.

Уставом общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников АО. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций АО, продаваемых акционерами этого АО, для последующего размещения его работникам.

При возмездной реализации работникам АО акций, приобретенных за счет средств фонда акционирования работников АО, вырученные средства направляются на формирование указанного фонда.

Образование данного фонда не является обязательным, он создается лишь в том случае, если возможность и порядок его формирования предусмотрены уставом АО.

Стоимость чистых активов АО (за исключением кредитных организаций) оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином России и федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков или, если такая оценка предусмотрена другими федеральными законами для отдельных видов деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти.

Порядок оценки стоимости чистых активов АО утвержден Приказом Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз.

Под стоимостью чистых активов АО понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов АО, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

Оценка имущества, средств в расчетах и других активов и пассивов АО производится с учетом требований положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Для оценки стоимости чистых активов АО составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности.

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:

- внеоборотные активы, отражаемые в разд. I бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);

- оборотные активы, отражаемые во разд. II бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных АО у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.

В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Если чистая прибыль распределяется непропорционально доле участия организации | Бухгалтерский учет заемных средств у заемщика и заимодавца

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. VI. Реакции конденсации ароматических аминов с другими органическими и неорганическими соединениями
  2. Акцентуация - это преувеличенное развитие одних черт характера в ущерб другим.
  3. Аппаратная и программная совместимость с другими типами компьютеров
  4. Бухгалтерский учет дивидендов, выплачиваемых акционерам
  5. Ввод начальных остатков по другим счетам
  6. Взаимодействие административного права с другими отраслями российского права.
  7. Возмещение правомерного вреда землепользователям.
  8. Возмещение убытков владельцам земли и землепользователям и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства
  9. Вопрос 3. Взаимодействие права с другими социальными нормами.
  10. Вопрос 3. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору
  11. Вторичные сукцессии – смена одного фитоценоза другим
  12. Гидрометеорологическая информация, поступающая на суда.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.059 сек.