Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация оперативного учета у профессиональных участников рынка ценных бумаг

Организационная структура брокерско-дилерской компании включает в себя следующие основные отделы:

- фронт-офис - отдел, который находится на "переднем крае" бизнеса, заключает сделки на рынке. Его сотрудники (трейдеры) торгуют на биржах, внебиржевых торговых системах и непосредственно зарабатывают деньги для компании;

- мидл-офис - отдел, который оперативно контролирует действия торгового отдела: проверяет законность заключенных сделок, соблюдение трейдерами и клиентами ограничений (лимитов).

Обычно руководство фирмы устанавливает лимиты на суммы сделок с определенными контрагентами: для крупных и платежеспособных партнеров эти лимиты будут выше, для мелких или неизвестных контрагентов - ниже, а также лимиты сделок персонально по отдельным трейдерам: чем опытнее сотрудник, тем больше к нему доверия, выше его персональный лимит. Все это называется управлением рисками (риск-менеджмент).

- бэк-офис, или отдел внутреннего (управленческого) учета;

- бухгалтерия.

Бэк-офис (отдел внутреннего учета) выполняет три основные функции:

1) фиксирует информацию обо всех сделках, заключенных компанией - профессиональным участником рынка ценных бумаг, и организует их исполнение (готовит к подписанию договоры, подает документы на перерегистрацию ценных бумаг в реестрах, дает распоряжения бухгалтерии на оплату);

2) занимается работой с клиентами (подписывает с ними договоры, принимает поручения, отслеживает их исполнение);

3) готовит различные отчеты, необходимые для руководства компанией (например, чтобы снизить риск неисполнения сделок, необходимо осуществлять риск-менеджмент: вводить лимиты на объем операций с теми или иными партнерами, а контролировать эти объемы позволяет информация из бэк-офиса);

В отличие от бухгалтерии, бэк-офис фиксирует в своем учете все сделки - и подписанные, и еще не подписанные, и те, которые уже исполняются, и те, которые только будут исполняться.

Бэк-офис - это учет операций с ценными бумагами, который компания ведет для себя и клиентов; бухгалтерия - это учет всех операций для налоговых органов и других внешних пользователей финансовой отчетности.

Согласно Постановлению ФКЦБ России от 11 декабря 2001 г. N 32 организации, ведущие брокерскую деятельность на фондовом рынке, помимо бухгалтерского учета должны вести внутренний учет операций с ценными бумагами.

Если брокер или дилер является членом какой-либо СРО, то его бэк-офис должен также соответствовать стандартам, принятым в этой организации (стандарты должны быть согласованы с ФКЦБ России).

Бухгалтерский учет не может столь оперативно отвечать требованиям менеджмента в силу того, что данный учет направлен в основном на подготовку финансовой и налоговой отчетности регулирующим органам, что не требует такой сверхоперативности.

Исходя из этого, инвестиционные компании ведут внутренний учет, направленный на предоставление финансовой информации менеджменту и клиентам для принятия оперативных инвестиционных решений, прозрачности и доступности всех денежных операций, а также операций с ценными бумагами по их счетам.

Опираясь на Стандарты внутреннего учета операций с ценными бумагами для брокеров и дилеров - членов НАУФОР, можно выделить следующие основные задачи внутреннего учета инвестиционных компаний:

- формирование полной, достоверной и оперативной информации об операциях с ценными бумагами и связанными с ними денежными операциями;

- подготовка документов для совершения сделок с ценными бумагами;

- составление регулярной внутренней отчетности менеджменту;

- подготовка регулярной отчетности клиентам.

Внутренний учет в инвестиционных компаниях ведется, как правило, в дополнение к бухгалтерскому учету. Ведет его подразделение под названием "бэк-офис". Структура бэк-офиса определяется размерами компании, содержанием и объемом операций. По правилам НАУФОР бухгалтерский и внутренний учет должны вести обособленные подразделения. Однако на практике небольшие компании могут иметь бэк-офис, не полностью обособленный от бухгалтерии, что может привести к "конфликту интересов". Достаточно крупные компании имеют обособленный бэк-офис с разделением на функциональные группы, отвечающие за определенные направления работы, связанные с исполнением документов и их учетом, поскольку каждый этап прохождения сделки связан с формированием, получением и отправкой определенных документов.

Рассмотрим более подробно одну из задач бэк-офиса подготовку регулярной отчетности клиентам. В целом можно сказать, что инвестиционные компании ведут счета клиентов, в которых отражаются денежные остатки по счетам (дебиторская или кредиторская задолженность клиентов), количество ценных бумаг, которые компания должна поставить клиенту, или ценных бумаг, принадлежащих клиенту и находящихся в номинальном владении инвестиционной компании.

Оперируя данной информацией, бэк-офис формирует клиентский отчет. По требованиям НАУФОР профучастник при наличии операций обязан предоставлять ежедневный отчет своим клиентам и не реже чем раз в квартал готовить сводный отчет. Также по желанию клиента на договорной основе предоставляются отчеты за любой период времени. Ежедневные отчеты направляются клиентам не позднее конца дня, следующего за отчетным. Как показывает практика, данные отчеты отправляются клиентам до 12:00 часов следующего дня, что связано со спецификой клиентов. Например, во многих банковских организациях бухгалтерия должна закрыть отчетный день не позднее 10:00 следующего дня. Чтобы обеспечить такую оперативность, ежедневные отчеты, как правило, направляются клиентам по факсу или электронной почте в виде отсканированной копии с печатью и подписью должностного лица. Отчеты формируются и рассылаются с помощью специального программного продукта, например Clirep.

Форма отчета разрабатывается каждой инвестиционной компанией индивидуально, опираясь на требования НАУФОР. В структуре отчета можно выделить следующие основные его части:

- общая информация;

- денежный остаток по счету клиента на дату составления отчета;

- платежи за период после представления последнего отчета;

- количество ценных бумаг, принадлежащих клиенту и находящихся в номинальном владении инвестиционной компании;

- все операции с ценными бумагами по счету клиента, включая завершенные сделки купли-продажи, незавершенные сделки.

"Общая информация" содержит символику, полное название, юридический адрес и контактную информацию инвестиционной компании, ФИО исполнителя, ФИО клиента - физического лица, полное название и ФИО высшего должностного лица клиента - юридического лица, адрес клиента, контактный телефон, номер и валюту счета, номер Договора/Соглашения, а также тип отчета и его период. Вся данная информация располагается, как правило, в шапке отчета и занимает не более 1/3 листа формата А4. Целесообразно использовать альбомную ориентацию страницы.

Всю остальную информацию можно удобно и наглядно размещать в виде таблиц. Рассмотрим наиболее оптимальную, на мой взгляд, форму ежедневного отчета для клиентов инвестиционных компаний, находящихся на голосовом обслуживании.

Первая таблица "Денежные средства" представляет собой две колонки. Вторая колонка содержит числовые значения, соответствующие названиям первого столбца. Первая колонка содержит следующие строки:

- всего денежных средств на начало операционного дня;

- заблокировано денежных средств на начало операционного дня;

- доступно денежных средств на начало операционного дня;

- внесено денежных средств на инвестиционный счет в течение операционного дня;

- списано денежных средств на инвестиционный счет в течение операционного дня;

- всего денежных средств на конец операционного дня;

- заблокировано денежных средств на конец операционного дня;

- доступно денежных средств на конец операционного дня.

Данная таблица наглядно показывает клиенту его входящий и исходящий денежный остаток, а также суммы зачисления/списания по его счету (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Денежные средства

 

  Денежные средства (руб.)
1. Всего на начало операционного дня 0,00
2. Заблокировано на конец операционного дня 0,00
3. Доступно на начало операционного дня 0,00
4. Зачислено на инвестиционный счет в течение операционного дня 0,00
5. Списано с инвестиционного счета в течение операционного дня 0,00
6. Всего на конец операционного дня 0,00
7. Заблокировано на конец операционного дня 0,00
8. Доступно на конец операционного дня 0,00

 

Вторая таблица "Движение денежных средств за операционный день/период" показывает, на основании чего произведено то или иное движение по денежному счету. Таблица представляет собой четыре столбца. Первый - дата операции, второй - номер и краткое описание операции, третий - сумма зачисления, четвертый - сумма списания. Заполняется таблица на основании проведенной операции (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Движение денежных средств

за операционный день/период

 

Дата операции Номер/описание операции Сумма зачисления (руб.) Сумма списания (руб.)
       

 

Третья таблица "Ценные бумаги всего" наглядно показывает клиенту состав его портфеля, а также изменения, произошедшие с ним за отчетный период. Данные удобно представлять в виде таблицы из одиннадцати столбцов:

- биржевой код ценной бумаги;

- полное название эмитента;

- номер государственной регистрации/выпуск;

- вид/тип/форма выпуска ЦБ;

- количество на начало операционного дня;

- зачислено за операционный день;

- списано за операционный день;

- поручения к зачислению;

- поручения к списанию;

- количество на конец операционного дня;

- планируемый остаток на конец операционного дня.

В таком виде клиент имеет полную информацию о состоянии бумаг на его счете. Виден входящий остаток, количество бумаг, принятых к зачислению/списанию, исходящий остаток, а также планируемое количество с учетом поручений к списанию/зачислению (табл. 3).

Таблица 3

 

Ценные бумаги всего

 

Код ЦБ Наз- вание эми- тента Номер госу- дарст- венной регист- рации/ выпуск Вид/ тип/ форма выпу- ска ЦБ Коли- чество на на- чало опера- цион- ного дня Зачи- слено за опера- цион- ный день Списано за опе- рацион- ный день Пору- чения к зачис- лению Пору- чения к списа- нию Количе- ство на конец опера- ционно- го дня Плани- руемый остаток на конец опера- ционно- го дня
                     

 

Четвертая таблица "Торговые операции за операционный день/период" представляет собой основные параметры сделки, совершенной и исполненной за отчетный период. Данную информацию удобно представить в виде таблицы из четырнадцати столбцов:

- дата;

- время, мск.;

- номер сделки;

- площадка;

- код ЦБ;

- вид/тип/форма выпуска;

- вид операции (покупка/продажа);

- количество ЦБ;

- цена;

- валюта цены;

- сумма сделки;

- НКД;

- планируемая дата расчетов по денежным средствам;

- планируемая дата расчетов по ценным бумагам.

В данной таблице отражается информация о совершенных и рассчитанных сделках за отчетный период (табл. 4)

 

Таблица 4

 

Торговые операции за операционный день/период

 

Дата Время, мск. Но- мер сде- лки Пло- щад- ка Код ЦБ Вид/ тип/ фор- ма вы- пус- ка По- куп- ка/ про- дажа Ко- ли- чес- тво ЦБ, шт. Цена Валю- та цены Сумма сдел- ки НКД Плани- руемая дата рас- четов по ДС Плани- руемая дата рас- четов по ЦБ
Дд/ мм/ гг Чч:мм           0 0   0 0 Дд/ мм/ гг Дд/ мм/ гг

 

Пятая таблица "Заключенные, но не исполненные сделки" аналогична предыдущей таблице и несет информацию о сделках, которые по той или иной причине не рассчитались в отчетном периоде (табл. 5).

 

Таблица 5

 

Заключенные, но не исполненные сделки

 

Дата Время, мск. Но- мер сде- лки Пло- щад- ка Код ЦБ Вид/ тип/ фор- ма вы- пус- ка По- куп- ка/ про- дажа Ко- ли- чес- тво ЦБ, шт. Цена Валю- та цены Сумма сдел- ки НКД Плани- руемая дата рас- четов по ДС Плани- руемая дата рас- четов по ЦБ
Дд/ мм/ гг Чч:мм           0 0   0 0 Дд/ мм/ гг Дд/ мм/ гг

 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Предложенная форма ежедневного отчета полностью соответствуют Стандартам внутреннего учета операций с ценными бумагами для брокеров и дилеров - членов НАУФОР. Данная форма отчета позволяет оперативно предоставлять информацию как клиентам, так и менеджменту инвестиционной компании. Отчет доступен для понимания как начинающими клиентами, так и "опытными". Высокоинформативная форма отчета облегчает процесс общения между клиентом и менеджером счета. Предложенная форма отчетности может использоваться и для внутренних операций инвестиционной компании.

Таким образом, ежедневные отчеты представляют собой достаточно простую форму, они удобны в использовании для клиента и для сотрудников инвестиционной компании.

Помимо отчетов брокера, подробно рассмотренных в предыдущей статье, инвестиционная компания предоставляет и депозитарный отчет, необходимый бухгалтерии, бэк-офису и депозитарию клиентов. Это выписка по депозитарному счету клиента на определенное число. Как правило, этот отчет формируется на последний день отчетного месяца. Клиент получает его один раз в месяц, а при необходимости - ежедневно (при наличии операций). В этом случае депозитарный отчет представляет собой копию с подписью уполномоченного лица и печатью, направляемую клиенту по электронной почте или факсу.

Депозитарный отчет наглядно отражает портфель ценных бумаг клиента, а также движения по счету депо клиента в отчетном месяце. Он особенно необходим клиентам интернет-трейдинга, а также тем, кто совершает несколько сделок в день. Форма такого отчета (как и брокерского) разрабатывается каждой инвестиционной компанией индивидуально, опираясь на требования НАУФОР. В структуре отчета можно выделить следующие основные его части:

- общая информация;

- выписка по счету депо по состоянию на определенную дату;

- отчет об операциях по счету депо за операционный день/период;

- расшифровка кодов ценных бумаг.

"Общая информация" аналогична данному разделу в ежедневном клиентском отчете. Она содержит символику, полное название, юридический адрес и контактную информацию инвестиционной компании, Ф.И.О. исполнителя и данные клиента (более подробно см. предыдущую статью).

Выписку по счету депо удобно формировать в виде таблицы (табл. 1). Этот раздел депозитарного отчета представляет собой как бы срез позиции клиента по бумагам на определенную дату, обычно последний день отчетного месяца. Таблица "Выписка по счету депо по состоянию на ____" представляет собой шесть колонок. Число строк определяется количеством ценных бумаг у клиента. Колонки таблицы имеют следующие названия:

- биржевой код ценной бумаги;

- вид/тип/форма выпуска/транш;

- поручения к зачислению;

- поручения к списанию;

- реальный остаток;

- планируемый остаток.

 

Таблица 1

 

Выписка по счету депо по состоянию на ____

 

Раздел счета:

Код ценной бумаги Вид/тип/форма выпуска/транш Поручения к зачислению Поручения к списанию Реальный остаток Планируемый остаток
             

 

Данная таблица формируется по каждому разделу депозитарного счета клиента, на котором имеются ценные бумаги. Например, по разделам: основной, торговый Интернет ММВБ, торговый Интернет СГК и т.п.

Отчет об операциях по счету депо за операционный день или период также удобно формировать в виде таблицы (табл. 2), которая составляется по каждому разделу счета депо клиента. Она помогает клиенту отследить все депозитарные операции по своему счету. Таблица содержит шесть колонок. Число строк в ней определяется наличием движения по счету депо клиента. Перечислим названия колонок таблицы:

- дата операции;

- код ценной бумаги:

- вид/тип/форма выпуска/транш;

- номер/описание операции;

- зачисление, количество штук;

- списание, количество штук.

 

Таблица 2

 

Отчет об операциях по счету депо за операционный день/период

с ____ по ____

 

Раздел счета:

Дата операции Код ценной бумаги Вид/тип/форма выпуска/транш Номер/ описание операции Зачисление, кол-во шт. Списание, кол-во шт.
             

 

Последний раздел депозитарного отчета "Расшифровка кодов ценных бумаг" также удобно формировать в виде таблицы (табл. 3). Этот раздел позволяет наглядно и компактно демонстрировать клиенту весь отчет, не отягощая внимание полным названием эмитента ценной бумаги. Но в то же время не должна страдать информативность, так как далеко не каждый клиент знает все коды ценных бумаг по памяти. Вот почему предпочтительно прилагать расшифровку кодов ценных бумаг в конце отчета. Число строк в данной таблице определяется количеством ценных бумаг у клиента. В ней содержится три колонки:

- код ценной бумаги;

- номер государственной регистрации/выпуск;

- наименование эмитента.

 

Таблица 3

 

Расшифровка кодов ценных бумаг

 

Код ценной бумаги Номер государственной регистрации/выпуск Наименование эмитента
     

 

Клиентский депозитарный отчет является, как правило, ежемесячной отчетностью. Помимо такого отчета клиентам каждый месяц предоставляются счета-фактуры на оказанные услуги и сводный отчет брокера.

Рассмотрим более подробно сводный ежемесячный отчет брокера для клиентов, находящихся на голосовом брокерском обслуживании в инвестиционной компании. Этот документ является обязательным и должен представляться не реже одного раза в квартал. На практике такой сводный отчет по операциям представляется ежемесячно не позднее 15 - 20 числа месяца, следующего за отчетным. Отчет формируется при наличии операций по каждой торговой площадке: Внебиржевой рынок, ММВБ, ФБСПб.

Форма отчета разрабатывается каждой инвестиционной компанией индивидуально, опираясь на требования НАУФОР. Рассмотрим, на мой взгляд, наиболее оптимальную. В структуре отчета можно выделить следующие основные его части:

- общая информация;

- денежные средства;

- движение денежных средств за операционный день/период;

- ценные бумаги всего;

- неторговые операции по переводу ценных бумаг за операционный день/период;

- торговые операции за операционный день/период;

- расшифровка кодов ценных бумаг.

Такой отчет аналогичен ежедневному клиентскому отчету, за исключением одного раздела (подробно см. предыдущую статью). Детально рассмотрим данный раздел.

Пятую часть отчета "Неторговые операции по переводу ценных бумаг за операционный день/период" удобно представить в виде таблицы (табл. 4). Этот раздел наглядно показывает клиенту движение бумаг на его счете, совершенное за счет депозитарных операций. Например, клиент завел себе бумаги из реестра на счет номинального держателя, произошла конвертация бумаг какого-либо эмитента и т.п. Таблица представляет собой шесть колонок. Число строк определяется наличием операций. Колонки имеют следующие названия:

- дата операции;

- код ценной бумаги;

- вид/тип/форма выпуска/транш;

- номер/описание операции;

- зачисление, количество штук;

- списание, количество штук.

 

Таблица 4

 

Неторговые операции по переводу ценных бумаг

за операционный день/период

 

Дата операции Код ценной бумаги Вид/тип/форма выпуска/транш Номер/ описание операции Зачисление, кол-во шт. Списание, кол-во шт.
             

 

Таким образом, клиентская отчетность делится на два раздела: ежедневная и ежемесячная. Ежедневная представляет собой отчет брокера за операционный день. Ежемесячная отчетность состоит из сводного отчета брокера за операционный период, депозитарного отчета и счетов-фактур. Отчетность, рассмотренная выше, относится в основном к клиентам, находящимся на голосовом брокерском обслуживании в инвестиционной компании.

Рассмотрим отчетность для клиентов интернет-трейдинга инвестиционных компаний. Как и голосовым клиентам, им отчет брокера направляется ежедневно. Ежедневный отчет должен предоставляться клиентам не позднее конца следующего операционного дня. На практике ведущие инвестиционные компании отправляют отчет брокера клиентам по электронной почте или факсом в тот же операционный день, примерно с 21:00 до 00:00. Такой быстрый результат достигается с помощью специальных программ, не требующих присутствия сотрудника бэк-офиса для отправки отчета. Достаточно только дежурного ИТ-специалиста для отслеживания процесса работы программного приложения.

Ежедневный отчет брокера для клиентов интернет-трейдинга имеет ряд особенностей. Остановимся на них более подробно. Первая из них заключается в том, что такой отчет при отправке по электронной почте подписывается электронной цифровой подписью. Отличается также и сама структура и форма отчета. Отчет состоит из трех файлов: первый - отчет брокера по денежным операциям, второй - отчет брокера по депозитарным операциям и третий - перечень сделок, как правило, в формате Excel.

Форма отчета (как и для голосовых клиентов) разрабатывается каждой инвестиционной компанией самостоятельно на основании требований НАУФОР. В структуре отчета можно выделить следующие основные его части:

- общая информация;

- денежный остаток по счету клиента на конец операционного дня;

- платежи за операционный день;

- количество ценных бумаг, принадлежащих клиенту и находящихся в номинальном владении инвестиционной компании;

- все операции с ценными бумагами по счету клиента.

Первая часть отчета брокера - движение по денежному счету - имеет следующую форму. "Общая информация" аналогична данному разделу в отчете брокера для клиентов, находящихся на голосовом обслуживании. Она содержит символику, полное название, юридический адрес и контактную информацию инвестиционной компании, Ф.И.О. исполнителя и данные клиента (более подробно см. предыдущую статью).

Остальную информацию о движении денежных средств клиента удобно представить в виде таблиц. Таблица "Денежные средства (всего)" (табл. 5) состоит из двух колонок. Вторая колонка содержит числовые значения, соответствующие названиям первого столбца. Первая колонка включает в себя следующие строки:

- всего на начало операционного дня/периода;

- заблокировано на начало операционного дня/периода;

- короткая позиция на начало операционного дня/периода;

- доступно на начало операционного дня/периода;

- зачислено на инвестиционный счет в течение операционного дня/периода;

- в том числе зачислено при открытии/увеличении короткой позиции;

- списано с инвестиционного счета в течение операционного дня/периода;

- в том числе списано при закрытии/уменьшении короткой позиции;

- всего на конец операционного дня/периода: стр. 1 + стр. 5 - стр. 7;

- заблокировано на конец операционного дня/периода;

- короткая позиция на конец операционного дня/периода;

- доступно на конец операционного дня/периода: стр. 9 - стр. 10.

 

Таблица 5

 

Денежные средства (всего)

 

1. Всего на начало операционного дня/периода 0.00
2. Заблокировано на начало операционного дня/периода 0.00
3. Короткая позиция на начало операционного дня/периода 0.00
4. Доступно на начало операционного дня/периода 0.00
5. Зачислено на инвестиционный счет в течение операционного дня/периода 0.00
6. В том числе зачислено при открытии/увеличении короткой позиции 0.00
7. Списано с инвестиционного счета в течение операционного дня/периода 0.00
8. В том числе списано при закрытии/сокращении короткой позиции 0.00
9. Всего на конец операционного дня/периода (стр. 1 + стр. 5 - стр. 7) 0.00
10. Заблокировано на конец операционного дня/периода 0.00
11. Короткая позиция на конец операционного дня/периода 0.00
12. Доступно на конец операционного дня/периода (стр. 9 - стр. 10) 0.00

 

Данная таблица наглядно показывает клиенту его входящий и исходящий денежный остаток, а также суммы зачисления/списания по его счету, в том числе короткую позицию.

Таблица "Движение денежных средств за операционный день/период" (табл. 6) показывает, на основании чего произведено то или иное движение по денежному счету. Таблица представляет собой четыре столбца. Первый - дата операции, второй - номер и краткое описание операции, третий - сумма зачисления, четвертый - сумма списания. Заполняется таблица на основании проведенных операций по следующим строкам во втором столбце:

- продано ценных бумаг на сумму;

- куплено ценных бумаг на сумму;

- биржевые комиссии, включая НДС (по сделкам);

- проценты за пользование заемными денежными средствами;

- проценты за пользование заемными ценными бумагами;

- брокерская комиссия;

- комиссия депозитария Газпромбанка.

 

Таблица 6

 

Движение денежных средств за операционный день/период

 

Дата операции Номер/описание операции Сумма зачисления (руб.) Сумма списания (руб.)
  Продано ценных бумаг на сумму    
  Куплено ценных бумаг на сумму      
  Биржевые комиссии, включая НДС (по сделкам)      
  Проценты за пользование заемными денежными средствами      
  Проценты за пользование заемными ценными бумагами      
  Брокерская комиссия      
  Комиссия депозитария ГПБ      
Итого        

 

Эти строки появляются в отчете при наличии операций. Например, если клиент не использовал заемные бумаги и денежные средства, строки 4 и 5 в таблице указаны не будут. Также можно оставлять все строки, выставляя нули по тем, где не было операций.

В таблице "Торговые операции за операционный день/период" (табл. 7) число строк определяется количеством сделок в течение операционного дня. Столбцы имеют следующие названия:

- код ценной бумаги;

- вид операции;

- дата;

- время (мск.);

- место совершения сделки;

- количество ценных бумаг (шт.);

- в том числе за счет заемных ценных бумаг;

- цена;

- валюта цены;

- сумма (руб.);

- в том числе за счет заемных денежных средств;

- НКД;

- комиссия брокера;

- комиссия биржи;

- дата расчетов.

 

Таблица 7

 

Торговые операции за операционный день/период

 

──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┬────┬──────┬──────┬───────┬───┬───────┬──────┬─────

Код │Вид │Дата │Время,│Место │Кол-во│ В т.ч.│Цена│Валюта│ Сумма│ В т.ч.│НКД│Комис- │Комис-│Дата

ценной│опера-│опера-│ мск. │совер-│ценных│за счет│ │ цены │(руб.)│за счет│ │сия │сия │рас-

бумаги│ции │ции │ │шения │бумаг,│ заем. │ │ │ │ заем. │ │брокера│биржи │четов

│ │ │ │сделки│ шт. │ ценных│ │ │ │ ден. │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ бумаг │ │ │ │средств│ │ │ │

──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┼────┼──────┼──────┼───────┼───┼───────┼──────┼─────

│ │ │ │ │ 0 │ 0 │ 0 │ │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0

──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┴────┴──────┴──────┴───────┴───┴───────┴──────┴─────

Итого

──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┬────┬──────┬──────┬───────┬───┬───────┬──────┬─────

│ │ │ │ │ 0 │ 0 │ 0 │ │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0

──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┴────┴──────┴──────┴───────┴───┴───────┴──────┴─────

Итого

 

Под каждым эмитентом ставится "Итого". Таким образом, основная таблица состоит как бы из нескольких частей.

Расшифровка кодов ценных бумаг дается во второй части отчета по движению ценных бумаг.

Вторая часть отчета брокера - "Депозитарное движение" - формируется следующим образом. "Общая информация" аналогична данному разделу в первой части отчета брокера. В целом депозитарный отчет состоит из трех таблиц.

Таблица "Ценные бумаги (всего)" (табл. 8) состоит из тринадцати столбцов. Количество строк определяется наличием ценных бумаг у клиента. Столбцы имеют следующие названия:

- код ценной бумаги;

- количество на начало операционного дня/периода;

- короткая позиция на начало операционного дня/периода (шт.);

- свободный остаток на начало операционного дня/периода;

- зачислено всего за операционный день/период;

- зачислено при открытии/увеличении короткой позиции за операционный день/период;

- списано всего за операционный день/период;

- списано при закрытии/уменьшении короткой позиции за операционный день/период;

- блокировано за операционный день/период;

- разблокировано за операционный день/период;

- количество на конец операционного дня/периода;

- короткая позиция на конец операционного дня/периода (шт.);

- свободный остаток на конец операционного дня/периода.

 

Таблица 8

 

Ценные бумаги (всего)

 

Код ценной бумаги На начало операционного дня/периода За операционный день/период На конец операционного дня/периода
Коли- чество Корот- кая позиция Свобод- ный остаток Зачис- лено всего Зачислено при открытии/ увеличе- нии короткой позиции Списано всего Списано при закрытии/ умень- шении короткой позиции Блоки- ровано Раз- блоки- ровано Коли- чество Корот- кая позиция (в шту- ках) Короткая позиция (рыноч- ная оценка в рублях) Свобод- ный остаток
                           

 

Такая таблица наглядно демонстрирует клиенту и менеджеру счета позицию клиентского портфеля по бумагам.

Таблица "Информация о стоимости ценных бумаг и короткой позиции на конец операционного дня/периода" (табл. 9) представляет собой средневзвешенную оценку клиентского портфеля на конец операционного дня. Таблица имеет следующий вид. Количество строк определяется разнообразием ценных бумаг у клиента, число столбцов - семь:

- код ценной бумаги;

- количество (шт.);

- короткая позиция (шт.);

- средневзвешенная цена (руб.);

- НКД (руб.);

- оценка стоимости ценных бумаг (руб.);

- оценка стоимости короткой позиции (руб.).

 

Таблица 9

 

Информация о стоимости ценных бумаг

и короткой позиции на конец операционного дня/периода

 

Код ценной бумаги Кол-во (шт.) Короткая позиция (шт.) Средне- взвешенная цена (руб.) НКД (руб.) Оценка стоимости ценных бумаг (руб.) Оценка стоимости короткой позиции (руб.)
             

 

Следует отметить, что под позицией в целях данного отчета принимается расчетная величина, равная сумме (разности) количества ценных бумаг на счете депо клиента и количества ценных бумаг, являющихся предметом заключенной в день (Т) сделки покупки (продажи), расчеты по которой согласно правилам биржи осуществляются в день Т + 1.

Таблица "Расшифровка кодов ценных бумаг" (табл. 10) аналогична таблице 3 в ежедневном отчете брокера для клиентов, находящихся на голосовом обслуживании.

 

Таблица 10

 

Расшифровка кодов ценных бумаг

 

Код ценной бумаги Номер государственной регистрации/выпуск Наименование эмитента
     

 

Таким образом, ежедневные отчеты клиентам интернет-трейдинга имеют некоторые отличия от аналогичных отчетов для клиентов, находящихся на голосовом обслуживании. Но в целом технология исполнения остается прежней. Для финальной закачки используется тот же программный продукт - как правило, Clirep.

Ежемесячная отчетность для клиентов интернет-трейдинга представляет собой:

- счета-фактуры на оказанные услуги;

- ежемесячный депозитарный отчет, аналогичный ежемесячному депозитарному отчету для клиентов, находящихся на голосовом обслуживании:

- ежемесячный отчет брокера для клиентов интернет-трейдинга (юридических лиц).

Рассмотренная отчетность является обязательной. По согласованию с клиентом и по его запросу на договорной основе могут предоставляться и другие формы отчетности.

Основным внутренним регламентирующим документом как в бэк-офисе, так и в депозитарии является клиентский регламент (далее - Регламент). Это документ, являющийся основой при работе с клиентами. В Регламенте прописаны все основные моменты взаимодействия с клиентами, такие как:

- термины и понятия;

- общие положения;

- правила ведения счетов депонентов;

- процедура приема ценных бумаг на обслуживание и снятия ценных бумаг с обслуживания в депозитарии;

- операции, сопутствующие депозитарной деятельности;

- приложения.

Опираясь на Регламент, происходит общение с клиентами. Все сроки, способы получения поручений, формы самих поручений представлены в нем. Он является основой при решении различных вопросов, связанных с депозитарной или околодепозитарной деятельностью, как с клиентской стороны, так и со стороны инвестиционной компании. В различных инвестиционных компаниях Регламент подписывается отдельным документом вместе с депозитарным договором либо является приложением к депозитарному договору, подписав который клиент по умолчанию подписывает и Регламент. Рассмотрим каждый раздел Регламента более подробно.

Первый раздел Регламента - "Термины и определения" - представляет собой список определений, наиболее часто встречающихся в тексте Регламента. Примером могут служить такие понятия, как: "ценная бумага", "эмиссионная ценная бумага", "владелец", "номинальный держатель", "депозитарная деятельность", "открытый способ хранения ценных бумаг" и т.д.

Второй раздел - "Общие положения" - представляет собой несколько подразделов:

- основания для ведения депозитарной деятельности;

- способ учета ценных бумаг;

- депозитарный и междепозитарный договор;

- права и обязанности;

- ответственность депозитария;

- порядок изменения и дополнения условий обслуживания;

- взаимоотношения с третьими лицами;

- конфиденциальность и защита информации;

- уведомление и информирование депонентов;

- оплата услуг депозитария.

В "Основании для ведения депозитарной деятельности" дается перечень законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов, на основании которых разработан Регламент, а также ссылки на стандарты НАУФОР.

В подразделе "Способ учета ценных бумаг" излагается краткое описание способа хранения и учета ценных бумаг клиентов. В этом же подразделе инвестиционная компания гарантирует депоненту, что осуществляемый ею учет прав на ценные бумаги осуществляется на законной основе, и что записи на счете депо удостоверяют право собственности депонента на депонированные ценные бумаги.

В подразделе "Депозитарный и междепозитарный договор" устанавливается, что клиентский Регламент является неотъемлемой составной частью депозитарного договора, а существенные условия этого договора, содержащиеся в Регламенте, являются публичной офертой депозитария. Кроме того, данный подраздел Регламента устанавливает консенсуальность депозитарного договора, условия заключения междепозитарного договора и доступность типовых форм договора заинтересованным лицам.

Подраздел "Права и обязанности" содержит следующие положения:

- кто может являться депонентом (любое физическое или юридическое лицо, которое на законных основаниях владеет на праве собственности ценными бумагами);

- у депозитария отсутствует право распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ними (кроме осуществляемых по поручению депонента или в случаях, предусмотренных Регламентом).

Помимо этого здесь прописываются ситуации, когда депозитарий имеет право отказать в приеме поручения от депонента и т.д.

В следующем подразделе - "Ответственность депозитария" - речь идет об ответственности депозитария, приводятся случаи ее наступления.

В "Порядке изменения и дополнения условий обслуживания" излагаются следующие пункты:

- право депозитария в одностороннем порядке изменять условия обслуживания;

- обязанность депозитария в случае изменения условий не позднее, чем за 10 календарных дней до вступления в силу этих изменений уведомить о них депонентов;

- право депозитария в случае несогласия депонента с новой редакцией условий расторгнуть депозитарный договор (как правило, для реализации этого правила устанавливается срок - в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу новой редакции условий).

В подразделе "Взаимоотношения с третьими лицами" Регламента прописываются положения о взаимодействии депозитария со сторонними организациями.

В "Конфиденциальности и защите информации" речь идет о таких моментах, как:

- обеспечение депозитарием конфиденциальности информации о счетах депо депонентов, включая информацию о производимых операциях по счетам и иные сведения о депонентах;

- предоставление сведений о счетах депо депонента (сведения о счетах депо депонента могут быть предоставлены только самому депоненту, его уполномоченным представителям, попечителю счета депо депонента, лицензирующему органу в рамках его полномочий при проведении проверок деятельности депозитария).

Также в данном подразделе устанавливаются способы защиты депозитарием документов и информации о депоненте и счетах депо депонента.

В подразделе "Уведомление и информирование депонентов" описывается процедура оповещения депонентов о наступлении различных событий, относящихся к депозитарной или околодепозитарной деятельности.

В "Оплате услуг депозитария" представлены тарифы депозитарного обслуживания.

Третий раздел - "Правила ведения счетов депонентов" - состоит из нескольких подразделов:

- структура счета депо;

- открытие/закрытие счета депо;

- депозитарные операции;

- основания для проведения операций;

- инициатор операции;

- попечитель счета депо;

- редактирование параметров счета депо;

- прием ценных бумаг на учет и/или хранение (депонирование);

- снятие ценных бумаг с хранения и/или учета (списание);

- перевод ценных бумаг внутри депозитария;

- перемещение ценных бумаг;

- блокировка/разблокировка ценных бумаг;

- отмена поручений депонента;

- переход прав собственности на ценные бумаги в результате наследования;

- отчетность депозитария перед депонентом и информационное обслуживание;

- сроки проведения операций.

Здесь приводится подробное описание всех возможных операций депозитария, начиная с открытия счета депоненту, перечислены виды депозитарных операций и сроки их исполнения.

Четвертый раздел - "Процедура приема ценных бумаг на обслуживание и снятия ценных бумаг с обслуживания в депозитарии" - раскрывает следующие аспекты:

- объект депозитарной деятельности (им могут являться эмиссионные ценные бумаги любых форм выпуска, выпущенные как эмитентами-резидентами, так и эмитентами-нерезидентами);

- обязанности депозитария по формированию и поддерживанию в актуальном состоянии списка выпусков эмиссионных ценных бумаг, обслуживаемых депозитарием по состоянию на текущую дату;

- случаи, когда выпуск ценных бумаг не принимается на обслуживание;

- принятие на обслуживание в депозитарий выпуска ценных бумаг;

- особенности заполнения анкеты выпуска ценных бумаг;

- случаи прекращения обслуживания выпуска ценных бумаг в депозитарии;

- принятие решения о прекращении обслуживания выпуска ценных бумаг.

Пятый раздел - "Операции, сопутствующие депозитарной деятельности" - содержит следующие подразделы:

- деятельность, сопутствующая депозитарной;

- порядок выплаты дивидендов;

- порядок учета льгот по налогообложению;

- регистрация сделок с ценными бумагами.

В данном разделе следует обратить внимание на то, что не все инвестиционные компании предоставляют имущественный вычет по налогу на доходы физических лиц по бумагам, срок хранения которых у депонента превысил три года. Чаще всего такой вычет депонент получает самостоятельно в налоговых органах по месту прописки.

Шестой раздел - "Приложения" - включает в себя формы депозитарных поручений, инструкцию по их заполнению, типовую форму анкеты депонента, поручение на открытие и закрытие счета, форму 2-НДФЛ и т.п.

Таким образом, Регламент представляет собой документ, регулирующий все аспекты депозитарной деятельности инвестиционной компании.

Для компаний, имеющих филиальную сеть, большое значение приобрела также Процедура взаимодействия головного офиса и филиала. Эта Процедура представляет собой служебный документ, делегирующий полномочия между головным офисом и филиалом, а также прописывающий способы взаимодействия отделений и способы контроля за ее исполнением.

Вопросы, касающиеся денежных переводов между счетами или вывода денежных средств по поручению клиента, регулируются внутренним документом Процедура приема и исполнения поручений на вывод (перевод) денежных средств, которая содержит следующие части:

- термины и понятия;

- общие положения;

- прием и исполнение поручений на вывод/перевод денежных средств;

- приложения.

Первый раздел ("Термины и понятия") посвящен основным определениям, касающимся этой процедуры (например, определениям инвестиционного, биржевого счета и т.д.).

Второй раздел ("Общие положения") содержит ссылки на законодательство и внутренние документы инвестиционной компании, регулирующие процесс приема и исполнения поручений на вывод (перевод) денежных средств.

Третий раздел ("Прием и исполнение поручений на вывод (перевод) денежных средств") описывает саму процедуру, виды поручений и их характеристику, сроки их исполнения, способы передачи и приема поручений, случаи принятия решений об отказе, ответственности сторон, тарифы и т.д.

Четвертый раздел ("Приложения") состоит из инструкции по заполнению поручений и бланков поручений на вывод (перевод) денежных средств.

Таким образом, основными внутренними регламентирующими документами являются: клиентский регламент, "Процедура взаимодействия головного офиса и филиала" (при наличии филиальной сети) и "Процедура приема и исполнения поручений на вывод (перевод) денежных средств". Эти документы являются основными по вопросам, связанным именно с клиентским обслуживанием. Помимо этого, каждая инвестиционная компания разрабатывает ряд специальных процедур, касающихся ее деятельности, но, как правило, уже для своего служебного пользования.

Процесс прохождения документов по сделке достаточно жестко регламентирован и предельно короток. Поэтому именно от качества организации документооборота зависит не только работа самого бэк-офиса, но и всей компании в целом, так как документооборот по сделке является составной частью основной деятельности инвестиционных компаний.

Исполнение и учет сделок с ценными бумагами состоят из следующих этапов:

1) заключение сделки;

2) оформление документов по сделке;

3) передача первичных документов в соответствующие подразделения;

4) внутренний учет этапов проведения сделки;

5) исполнение обязательств по сделке, в том числе:

- поставка ценных бумаг;

- оплата;

6) контроль за исполнением сделки;

7) формирование внутренней отчетности по сделке;

8) формирование отчетности для клиента и регулирующих органов.

Рассмотрим более подробно данные этапы при условии, что взаимоотношение идет между инвестиционной компанией и ее клиентом (не контрагентом). При контрагентской сделке этапы остаются те же, за исключением клиентской отчетности, но присутствует специфика внутреннего учета, исполнения обязательств и документооборота.

Первый этап - заключение сделки, как правило, представляет собой телефонный разговор между сэйлзом и клиентом об основных параметрах сделки. Поручение на сделку от клиента может быть передано также лично, по средствам факсимильной связи и электронной почте, в бумажном виде по установленной форме.

Второй этап - оформление документов по сделке - состоит из бумажного оформления сделки вне зависимости от того, в какой форме было подано поручение на сделку. Первичный учет сделок является одной из важнейших частей учетной системы. От эффективной и четкой организации учета с самого момента заключения сделки напрямую зависит функционирование всей учетной системы бэк-офиса. Поэтому очень важно организовать отлаженный процесс на данном этапе. Внутреннее поручение на сделку носит название "тикет" (распорядительная записка). Тикет является основополагающим документом внутреннего учета сделки, содержащим все ее основные условия. Количество экземпляров определяет каждая инвестиционная компания самостоятельно исходя из требований своего внутреннего учета. Как правило, это минимум 2 - 3 экземпляра. Тикет заполняется сэйлзом, трейдером или иным ответственным лицом, уполномоченным совершать сделки с ценными бумагами. Тикет должен содержать следующую информацию:

- стороны сделки;

- наименование ценной бумаги;

- ценовые и количественные параметры сделки;

- вид сделки (покупка/продажа);

- условия перерегистрации и оплаты ценных бумаг;

- Ф.И.О. и подпись лица, заключившего сделку;

- номер тикета согласно принятой системе нумерации.

Подтверждение сделки может быть получено либо по телефону, либо подписанием клиентом особой бумажной формы "Подтверждение поручения на сделку". На практике, как правило, клиент подтверждает сделку по телефону.

Третий этап - передача первичных документов в соответствующие подразделения - состоит в передаче одного из экземпляров тикета в бэк-офис. На основе тикета уполномоченный сотрудник бэк-офиса вносит сделку в Журнал учета сделок и передает один экземпляр тикета менеджеру счета клиента, который в свою очередь пишет служебные записки в другие подразделения (депозитарий и бухгалтерию).

Четвертый этап - внутренний учет этапов проведения сделки - заключается в том, что сделка на основе тикета вносится в регистры внутреннего учета. Одним из основных документов по ведению внутреннего учета является Журнал сделок. Данный журнал является ежедневным, в нем фиксируется основная информация о заключенных компанией сделках. Как правило, этот журнал ведется в электронном виде как часть используемой базы данных. Информация о сделках вносится в журнал в день совершения сделки в хронологическом порядке. Журнал сделок должен содержать следующие разделы:

- номер сделки;

- дата сделки;

- дата подписания договора;

- дата перерегистрации ценных бумаг;

- дата оплаты суммы сделки;

- номер договора;

- наименование продавца;

- номер счета продавца в системе внутреннего учета;

- наименование покупателя;

- номер счета покупателя в системе внутреннего учета;

- ценная бумага;

- цена;

- валюта платежа;

- количество ценных бумаг;

- место совершения сделки;

- общая сумма сделки;

- брокерская комиссия;

- регистрационный сбор;

- итоговая сумма сделки.

Для отражения всех операций, связанных с движением денежных средств по операциям с ценными бумагами, предназначен Журнал ежедневного учета денежных средств. Операции в данном журнале отражаются в хронологическом порядке. Журнал ежедневного учета денежных средств включает следующие разделы:

- дата;

- номер/название корреспондирующих счетов;

- краткое описание операции;

- сальдо начальное;

- сумма проводки по дебету;

- сумма проводки по кредиту;

- сальдо конечное.

При необходимости в этот журнал также могут быть включены дополнительные разделы. Как правило, Журнал ежедневного учета денежных средств ведется в электронном виде как один из разделов используемой базы данных.

Книга учета денежных средств составляется на основе информации Журнала ежедневного учета денежных средств с периодичностью, установленной Регламентом внутреннего учета инвестиционной компании, но не реже одного раза в месяц. Книга формируется по порядку номеров счетов, отражает остатки по всем счетам системы учета денежных средств бэк-офиса и содержит следующие обязательные разделы:

- номер/название счета;

- дата последней проводки;

- обороты по дебету за период;

- обороты по кредиту за период;

- конечное сальдо по дебету счета;

- конечное сальдо по кредиту счета.

При необходимости инвестиционная компания может объединить Журнал ежедневного учета денежных средств и Книгу денежных средств в одну учетную ведомость при условии сохранения минимально необходимого состава информации, отражаемой в этих учетных регистрах.

Система учета движения ценных бумаг включает регистры внутреннего учета движения ценных бумаг и внутренний баланс по ценным бумагам.

Основная особенность плана счетов учета движения ценных бумаг состоит в том, что с его помощью ведется, по сути, инвентарный учет ценных бумаг, принадлежащих компании или находящихся в ее номинальном держании.

Журнал ежедневного учета ценных бумаг представляет собой ведомость ежедневного учета и ведется в хронологическом порядке, как правило, в электронном виде. Все операции заносятся в журнал на день их совершения, то есть не позднее конца рабочего дня, когда операция была совершена. Журнал ежедневного учета ценных бумаг состоит из следующих разделов:

- номер счета;

- наименование счета;

- описание операции;

- номер договора;

- запись по дебету счета;

- запись по кредиту счета.

При необходимости в журнал могут быть включены дополнительные разделы.

Книга учета ценных бумаг составляется на основе информации из Журнала ежедневного учета ценных бумаг и организована в форме баланса. Она отражает остатки по всем счетам системы учета ценных бумаг. Для каждого вида и типа ценных бумаг ведется отдельная книга. Книга учета ценных бумаг состоит из следующих разделов:

- номер счета;

- название счета;

- дата последней проводки;

- сальдо по дебету;

- сальдо по кредиту.

Также при необходимости в журнал могут быть включены дополнительные разделы.

Пятый этап - исполнение обязательств по сделке - состоит из двух частей:

- расчеты по ценным бумагам;

- расчеты по денежным средствам.

Как правило, большинство сделок заключается на условиях ППП (поставка против платежа). Задачей менеджера счета клиента являются отслеживание сделки на данных условиях и контроль за исполнением обязательств и по деньгам, и по бумагам в один операционный день. Также сделки заключаются на условиях предпоставки, если данная инвестиционная компания является покупателем, и предоплаты, если данная инвестиционная компания является продавцом. Другие условия сделки рассматриваются инвестиционной компанией индивидуально в зависимости от клиента.

При расчете клиентской сделки на условиях (ППП) с депозитарного счета в операционный день (Т) производится списание/зачисление ценных бумаг по условиям тикета, а на инвестиционный счет клиента зачисляется/списывается в этот же операционный день сумма денежных средств по условиям тикета.

Шестой этап - контроль за исполнением сделки - состоит в мониторинге менеджером счета клиента всех этапов исполнения сделки и своевременном принятии мер в случае необходимости для расчетов по сделке.

Седьмой этап - формирование внутренней отчетности по сделке - заключается в следующем. Журнал незавершенных сделок предназначен для отражения сделок, по которым не полностью произведены расчеты (открытых сделок), а также для контроля за каждым этапом расчетов по сделке, начиная с момента ее заключения и до момента ее завершения (расчета). Как только все стадии расчетов по сделке выполнены, сделка считается завершенной и должна быть исключена из Журнала незавершенных сделок. При начальном занесении в журнал данных об открытой сделке заполняются следующие поля:

- дата сделки;

- номер договора;

- тип сделки (покупка/продажа);

- номер счета клиента/контрагента;

- количество ценных бумаг;

- код ценной бумаги;

- итоговая сумма сделки.

Данные для заполнения вышеперечисленных полей берутся из тикета.

Журнал регистрации сделок ведется для государственной регистрации сделок с ценными бумагами компанией, являющейся инвестиционным институтом. Требования по ведению данного журнала определяются действующим законодательством.

Восьмой этап - формирование отчетности для клиента и регулирующих органов - состоит в подготовке отчета брокера для клиента и заполнении специально установленных законодательством РФ форм отчетности для регулирующих органов.

Таким образом, исполнение клиентской сделки состоит из восьми этапов. Все данные этапы, за исключением отчетности перед клиентом и регулирующими органами, исполняются в операционный день заключения сделки (Т). Отчетность предоставляется до конца следующего операционного дня (Т + 1).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бухгалтерский учет у дилеров и брокеров, работающих на рынке ценных бумаг | Представление информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организация внутреннего контроля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.434 сек.