Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организация внутреннего контроля




Финансовые органы регулирования и надзора, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, нередко решают сложные задачи экономического развития. В этом контексте они призваны не только искать пути решения, но и выводить неокрепшие финансовые системы своих стран на правильный путь развития. Следовательно, усилия правительств, направленные на устранение или ослабление угрозы системной нестабильности в экономике, подкрепляются введением пруденциального (от англ. prudential - благоразумный) надзора.

Регулирование и надзор как системные экономические понятия подразумевают деятельность по минимизации рисков и обеспечению стабильности экономического развития.

Пруденциальный надзор - это интенсивный процесс, при помощи которого контролирующий орган следит за соблюдением правил пруденциального регулирования, а в случае опасности банкротства финансового института пытается принять меры по исправлению ситуации.

Несмотря на то что нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены отдельные пруденциальные нормы и показатели для профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - профучастники), целостная система пруденциального надзора на рынке ценных бумаг в России сегодня отсутствует. С учетом уровня рисков, присущих этому виду деятельности, создание такой системы является в настоящее время одной из приоритетных задач.

Пруденциальный надзор за профучастниками - это система нормативов к их деятельности, а также предъявление современных требований к отчетности, поступающей от профучастников, которая позволяет оценивать и управлять рисками, возникающими в результате деятельности инвестиционного института, что предусматривает систему мер, позволяющих обеспечить соблюдение таких нормативов и требований. В то же время пруденциальное регулирование не имеет целью защиту платежеспособности регулируемых институтов, а может преследовать много различных целей, из которых одной из наиболее общих и важных является обеспечение прозрачности и доступности информации о деятельности финансовых организаций для регулирующих органов и общественности.

Основы пруденциального надзора за профучастниками в России заложены в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". При этом, как следует из ч. 20 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг", порядок и сроки представления отчетности профучастниками, а также ее состав определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг - Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России).

Сегодня состав отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг определяет Положение об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утв. совместным Постановлением ФКЦБ России и Минфина России от 11 декабря 2001 г. N 33/109н. Ранее этот же нормативно-правовой акт определял также сроки и порядок представления профессиональными участниками отчетности. Однако совместный Приказ ФСФР России N 09-37/пз-н и Минфина России N 118н от 16 ноября 2009 г., вступивший в силу с 6 февраля 2010 г., отменил нормы Положения об отчетности профессиональных участников, регламентирующие сроки и порядок представления отчетности профессиональных участниками. При этом с 6 февраля 2010 г. вступил в силу Приказ ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-49/пз-н, который теперь определяет сроки и порядок представления профессиональными участниками отчетности в ФСФР России.

Отметим, что п. 2.1 Приказа ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-49/пз-н определяет, что профессиональные участники обязаны представлять отчетность, состав которой определен Положением об отчетности профессиональных участников. В Приложении 2 к указанному нормативному правовому акту установлено 11 форм отчетности профессионального участника. Все они представляются в сроки, определенные Приказом ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-49/пз-н.

Обобщение форм отчетности профессиональных участников и сроков их представления представлено в таблице 1.

 

Таблица 1

 

N п/п Отчетная форма Отчетная дата Дата представления отчетности
  Форма 010 "Внесение изменений в сведения об организации" X Не позднее 5 рабочих дней с даты изменения любого из реквизитов организации
  Форма 020 "Сообщения о сделках, совершенных организацией с нерезидентами" X В случае совершения сделки через организатора торговли - не позднее 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным. В случае совершения сделки не через организатора торговли - не позднее 5 рабочих дней с даты совершения сделки
  Форма 030 "Сообщение об изменении во владении ценными бумагами" X Не позднее 5 рабочих дней с даты совершения соответствующей сделки
  Форма 040 "Сведения о разовых операциях, совершенных с 15 и более процентами ценных бумаг одного вида одного эмитента" 1 января 1 апреля 1 июля 1 октября Не позднее 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом
  Форма 041 "Сведения об операциях, совершенных за отчетный квартал со 100 и более процентами ценных бумаг одного вида одного эмитента" 1 января 1 апреля 1 июля 1 октября Не позднее 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом
  Форма 050 "Сведения об участии в судебных процессах, ответчиком в которых выступила организация" <1> X Не позднее 5 рабочих дней с даты получения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству
  Форма 060 "Сведения об электронных системах, используемых организацией для доставки поручений клиентов на совершение сделок с ценными бумагами" <2> X Не позднее 5 рабочих дней с даты начала использования электронных систем
  Форма 1100 "Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг" <3> 31 марта 30 июня 30 сентября 31 декабря Не позднее 15 мая текущего года Не позднее 15 августа текущего года Не позднее 15 ноября текущего года Не позднее 15 апреля следующего года
  Форма 2000 "Еженедельный отчет Группы оперативного финансового анализа ФСФР России" Последний календарный день каждого месяца Не позднее 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным
  Форма 3100 "Ежемесячный отчет организатора торговли на рынке ценных бумаг" Последний календарный день каждого месяца Не позднее 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным
  Форма 3200 "Ежедневный отчет организатора торговли на рынке ценных бумаг" Каждый торговый день В течение 1 часа после окончания торгового дня

 

--------------------------------

Примечание.

<1> Заполняется только профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, в случае участия в судебных процессах, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также в случае получения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству.

<2> Заполняется только профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность и использующими электронные системы для доставки поручений клиентов на совершение сделок с ценными бумагами.

<3> Профессиональные участники, являющиеся кредитными организациями, в составе отчетности за I, II, III и IV кварталы представляют баланс кредитной организации, заполняемый по состоянию соответственно на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года и на 1 января следующего года.

 

Порядок заполнения форм отчетности, представляемой профессиональными участниками в ФСФР России, определяет Распоряжение ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 991/р, утвердившее Методические рекомендации по заполнению форм отчетности профессиональных участников.

Профессиональные участники представляют отчетность в территориальные органы ФСФР России (РО ФСФР России), соответствующие их месту нахождения.

Профессиональные участники представляют отчетность в бумажной форме и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах, компакт-дисках). В этом случае датой представления отчетности считается дата ее поступления в территориальный орган ФСФР России. Также отчетность может быть представлена в форме электронного документа с электронной цифровой подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через сеть Интернет. В этом случае датой поступления отчетности является дата ее поступления, указанная в электронном документе с электронной цифровой подписью, отправленном в адрес профессионального участника и подтверждающем ее получение.

Электронная форма отчетности (отчетность в форме электронного документа) заполняется с использованием Программы, размещенной на сайте ФСФР России в сети Интернет (www.fcsm.ru) в свободном доступе (далее - Программа), и на дату представления в территориальный орган ФСФР России соответствует последним версиям шаблонов электронных документов указанной Программы.

К отчетности прилагаются сопроводительное письмо и титульный лист, заполняемые с использованием Программы.

В случае представления отчетности в бумажной форме и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах, компакт-дисках) электронная форма отчетности по содержанию должна соответствовать бумажной форме отчетности.

Файлы электронной формы отчетности (электронного документа) могут быть архивированы в формате ZIP или RAR.

Страницы отчетности, представляемой в бумажной форме, нумеруются, отчетность сшивается, скрепляется печатью профессионального участника и подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа профессионального участника, и контролером профессионального участника.

Экземпляр бумажной формы отчетности и копии файлов электронной формы отчетности (электронного документа) хранятся у профессионального участника не менее 5 лет.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа профессионального участника, и контролер профессионального участника несут ответственность за достоверность, полноту и сроки представления отчетности независимо от формы ее представления.

В заключение отметим, что непредставление или нарушение профучастником порядка и сроков представления отчетности, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ. Совершение такого рода деяний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Порядок организации внутреннего контроля у профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируется Приказом ФСФР России от 24.05.2012 N 12-32/пз-н "Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг".

Основной (общей) целью внутреннего контроля является контроль за соответствием деятельности профессионального участника требованиям российского законодательства о рынке ценных бумаг (п. 1.1 Положения, утвержденного Приказом N 12-32/пз-н и п. 1.1 Положения, утвержденного Приказом N 06-29/пз-н).

Необходимость ведения специального внутреннего контроля профессиональными участниками установлена в ст. 4, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии отмыванию преступных доходов).

Под внутренним контролем в указанном Законе понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и других операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (абз. 8 ст. 3 Закона о противодействии отмыванию преступных доходов). В Приказе N 12-32/пз-н такой внутренний контроль обозначен как специальный внутренний контроль (п. 1.2 Положения, утвержденного этим Приказом).

Профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимо привести инструкции о внутреннем контроле в соответствие с новыми требованиями в течение двух месяцев с даты вступления в силу Приказа N 12-32/пз-н.

Основная новелла Приказа N 12-32/пз-н - порядок осуществления внутреннего контроля в рамках противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

После издания Приказа N 06-29/пз-н был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об инсайдерской информации). Обязанность по осуществлению контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах, в целях противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком установлена в ст. 12 Закона об инсайдерской информации.

В целях исполнения требований Закона об инсайдерской информации в утвержденное новым Приказом N 12-32/пз-н Положение был включен раздел IX, посвященный особенностям осуществления внутреннего контроля в целях противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Таким образом, внутренний контроль профессиональных участников будет преследовать две специальные цели (помимо общей цели - соблюдения требований российского законодательства): во-первых, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и осуществлению операций, связанных с финансированием терроризма, и, во-вторых, противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Для обозначения этих целей внутреннего контроля ФСФР России ввела сокращения: ПОД/ФТ и ПНИИИ/МР соответственно (п. п. 1.2 и 1.3 Положения, утвержденного Приказом N 12-32/пз-н).

Для осуществления внутреннего контроля в целях противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком профессиональный участник должен разработать и принять внутренний документ, регулирующий эту деятельность (п. 9.1 Положения, утвержденного Приказом N 12-32/пз-н, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона об инсайдерской информации).

Непосредственно деятельность по такому контролю должна быть поручена ответственному должностному лицу профессионального участника. Предусмотрено, что таким лицом может быть контролер. Другим возможным вариантом является наделение полномочиями по внутреннему контролю структурного подразделения, работающего под руководством контролера (п. 9.2 Положения, утвержденного Приказом N 12-32/пз-н). Однако не исключено и осуществление этой деятельности не контролером, а иным должностным лицом профессионального участника.

Рассматриваемым Приказом установлено, что ответственное должностное лицо профессионального участника имеет права и обязанности, аналогичные установленным для контролера, осуществляющего внутренний контроль в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и осуществлению операций, связанных с финансированием терроризма (разд. V Положения, утвержденного Приказом N 12-32/пз-н).

К функциям ответственного должностного лица, занимающегося внутренним контролем в этой сфере деятельности, п. 9.3 Положения, утвержденного Приказом N 12-32/пз-н, отнесены:

- обеспечение соблюдения требований внутреннего документа, определяющего правила контроля в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

- контроль за соблюдением профессиональным участником, его должностными лицами, работниками и клиентами требований российского законодательства в указанной сфере;

- организация подготовки и направления в ФСФР России необходимых уведомлений (отчетов) о предполагаемых нарушениях;

- осуществление иных действий, предусмотренных внутренними документами профессионального участника, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений российского законодательства в указанной сфере;

- составление в срок не позднее 10 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала письменного отчета о результатах осуществления внутреннего контроля в указанной сфере.

Деятельность ответственного должностного лица профессионального участника по уведомлению ФСФР России о выявленных нарушениях законодательства в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком организована не через непосредственное взаимодействие с органами ФСФР России, а через взаимодействие с органами управления профессионального участника.

Так, ежеквартальный отчет о результатах осуществления внутреннего контроля в указанной сфере представляется контролером (ответственным должностным лицом, соответствующим структурным подразделением) совету директоров (наблюдательному совету) или высшему органу управления профессионального участника, если совет директоров отсутствует (п. 9.3.5 Положения, утвержденного Приказом N 12-32/пз-н).

Также и специальные уведомления в адрес ФСФР России о выявлении случаев предполагаемого неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком осуществляются ответственным должностным лицом через руководителя профессионального участника. Отчет о предполагаемом нарушении ответственное должное лицо изначально должно представить руководителю профессионального участника (п. п. 9.5 и 9.6 Положения, утвержденного Приказом N 12-32/пз-н). Уведомление о выявленном нарушении представляется в ФСФР России непосредственно руководителем профессионального участника.

Особое внимание в Приказе N 12-32/пз-н уделяется непрерывности осуществления внутреннего контроля профессиональным участником. В п. 2.4 Положения, утвержденного рассматриваемым Приказом, предусмотрено, что руководитель профессионального участника в случае временного отсутствия контролера должен возложить его функции на другого работника (или нескольких работников), отвечающего необходимым требованиям. Если же на контролера были возложены и функции по осуществлению внутреннего контроля в рамках противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, то на работника также будут возложены и эти функции.

На необходимость обеспечения непрерывности различных видов внутреннего контроля обращается внимание и в других пунктах утвержденного рассматриваемым Приказом Положения (п. п. 8.1 и 9.2).

По сравнению с Приказом N 06-29/пз-н в Приказе N 12-32/пз-н был расширен перечень видов деятельности, которые контролер профессионального участника может совмещать с деятельностью на рынке ценных бумаг. Контролеру дополнительно разрешено помимо выполнения своих обязанностей осуществлять внутренний контроль специализированного депозитария инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, а также внутренний контроль в биржевом посреднике, заключающем договоры с биржевым товаром в качестве базисного актива. Кроме того, они вправе заниматься контролем и (или) аудитом в сфере обработки персональных данных.

Следует отметить, что, несмотря на установленный запрет на совмещение контролером деятельности по осуществлению внутреннего контроля с руководством подразделением, к функциям которого относится юридическое (правовое) сопровождение деятельности профессионального участника (п. 3.2 Положения, утвержденного Приказом N 06-29/пз-н, и п. 3.2 Положения, утвержденного Приказом N 12-32/пз-н), подобное нарушение встречается достаточно часто. В связи с этим в судебной практике подчеркивается, что "внутренний контроль профессионального участника должен быть организован таким образом, чтобы исключить ситуации осуществления контролером контроля за собственными операциями на рынке ценных бумаг, в том числе в форме юридического (правового) сопровождения таких операций" (см. Постановление ФАС Уральского округа от 03.09.2012 N Ф09-7848/12 по делу N А60-54747/11).

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в п. 6.5 Положения, утвержденного Приказом N 12-32/пз-н, установлена возможность использования контролером электронного документооборота с применением электронной подписи при подготовке, представлении, организации учета и хранения отчетов. Возможность использования таких средств в названных целях должна быть предусмотрена внутренними документами профессионального участника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.